Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Методическая последовательность работы над рисунком натюрморта



Термин натюрморт происходит от французского термина – “мёртвая природа” и обозначает изображение предметов быта, фруктов и овощей, животных и птиц. Натюрморт является самостоятельным видом изобразительного искусства, утверждающим поэзию и красоту мира будничных вещей. Каждый натюрморт должен быть организован тематически, составлен композиционно – по форме, размеру, характеру предметов, их цветовым соотношениям и ритмике. Каждая постановка должна включать и эстетические компоненты.

В учебных постановках натюрморт благодаря своей специфике дает возможность хорошо усвоить элементарную грамоту рисунка: правила перспективного и конструктивного построения предметов, светотеневую лепку объемной формы, позволяет научиться приводить рисунок в состояние тоновой целостности и композиционного единства.

При обучении рисованию с натуры натюрморт как учебное задание крайне необходим. Он позволяет полнее раскрыть основные положения реалистического рисунка, особо заострить внимание на особенностях перспективы и тона. Рисуя натюрморт из различных предметов, ученик глубже усваивает принципы линейно-конструктивного изображения формы, шире знакомится с теорией перспективы, учится более свободно владеть тоном; ему приходится в рисунке передавать не только объем предметов, но и их фактуру, «цвет», материальность. Работа над натюрмортом начинается с композиционного размещения изображения на листе бумаги. Чтобы студенту было легче найти наилучшую точку зрения и красивее разместить изображение на листе бумаги, мы предлагаем ему сделать ряд предварительных набросков и найти место, с которого натюрморт выглядит наиболее эффективно. Наиболее удачным местом можно считать такое, откуда рисовальщик охватывает всю группу предметов и хорошо улавливает пространственные планы. Кроме того, изображение должно разместиться на листе бумаги так, чтобы основные предметы натюрморта не упирались в края картинной плоскости. Закомпоновывая натюрморт на листе бумаги, надо учитывать и тональные отношения. Для этого, намечая характер формы предметов в наброске, следует сразу же проложить штрихами и тональные отношения. Когда композиция натюрморта найдена, можно приступать к рисунку. Рисунок следует начинать с изображения всей группы предметов, одновременно отмечая местоположение каждого из них, Затем надо найти характер формы предметов и их пропорции т.е. наметить конфигурацию предметов, их высоту и ширину, а также расположение в пространстве. Все это делается быстро, едва касаясь карандашом бумаги. Когда характер формы предметов и их размеры будут намечены, следует переходить к конструктивному анализу формы. Анализируя конструкцию формы, студент должен ясно представить себе строение предмета во всех его составных частях - видимых и невидимых глазом. Для создания объемного реалистичного рисунка на плоскости необходимо правильно понять, как располагаются в пространстве поверхности предмета, каким образом они отграничиваются от окружающего пространства, т.е. как образуется объем. Студент должен вскрыть в рисунке самые существенные признаки формы предмета и особенности его конструктивного строения. Намечая конструктивную основу формы предметов, необходимо учитывать законы перспективы. При распределении светотени, на форме рисовальщик внимательно следит, чтобы плоскости, расположенные в пространстве под различными углами к лучам света, не были покрыты тоном одной силы. Для этого ученики вначале должны проложить тени, затем перейти к полутени, наконец, к светам. Особенно внимательным надо быть при моделировке формы светотенью предметов с различной фактурой- с блестящей поверхностью (стекло, металл, керамика) и с матовой. Предметы с глянцевой поверхностью имеют яркие блики и сильные рефлексы. У предметов с матовой поверхностью светотеневые контрасты, переходы от света к тени слабые и еле заметные. Когда все предметы изображены правильно, можно переходить к детальной проработке формы. Чтобы рисунок был выдержан в тоне, при детальной обработке формы найдите на предмете самое светлое и самое темные места и отметьте их в своем рисунке, установив на рисунке эти два полюса, можно приступать к тональной проработке каждого предмета - от самого светлого через сумму полутонов к самому темному. Показывая рефлексы на предметах, не следует делать их очень светлыми – они должны быть темнее освещенных частей предметов. Во время детальной проработки общая тональная гармония рисунка может быть нарушена. Надо снова посмотреть на натуру в целом, определить возможности исправления рисунка. Заканчивая работу над рисунком натюрморта, надо внимательно проверить общее впечатление от изображения. Для этого следует опять посмотреть на рисунок издали прищуренными глазами и сравнить силу рефлексов с натурой. В целом рисунок должен отвечать цельности зрительного восприятия.




Дата публикования: 2015-01-25; Прочитано: 1739 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...