Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Признаки педагогики как науки



Признаки науки Признаки педагогики
Возникает из потребностей общества. Для того, чтобы общество прогрессировало, оно должно передавать социальный опыт (культуру) новым поколениям. Выделилась область науки – педагогика как наука о воспитании человека на всех возрастных этапах развития.
Имеет свой предмет исследования. Имеет свой предмет: воспитание человека как особая функция общества.
Имеет свой категориальный аппарат. Имеет свой категориальный аппарат: к числу основных понятий (категорий) относятся образование, развитие, воспитание, обучение.
У каждой науки имеются свои методы исследования. Наряду с использованием психологических и социологических методов в педагогике используются такие методы педагогического исследования. Как педагогический эксперимент, учебные тесты. Педагогическое наблюдение, опытная работа.
Всякая наука представляет собой итог, совокупность, систему достоверных и обобщенных знаний об объективных законах развития природы. Педагогика является наукой в том смысле, что осуществляет поиск наиболее эффективных педагогических систем, конструирует их, выявляет зависимости, при которых наиболее эффективно могут функционировать эти системы.

Общее представление о педагогике как науке
Педагогическая отрасль знаний является едва ли не самой древней и, по существу, неотделима от развития общества. Общественный прогресс человечества стал возможен лишь потому, что каждое вступающее в жизнь новое поколение людей овладевало производственным, социальным и духовным опытом предков и, обогащая его, уже в более развитом виде передавало своим потомкам. Чем больше развивалось и усложнялось производство, чем больше накапливалось научных знаний, тем более важное значение приобретала специальная подготовка подрастающих поколений к жизни, тем острее становилась необходимость в их специально организованном воспитании — в целенаправленной передаче им опыта человечества.
Образование и воспитание превратились в объективную потребность общества и стали важнейшей предпосылкой его развития. На определенной ступени развития человеческого общества, в частности в поздний период рабовладельческого строя, когда производство и наука достигли значительного развития, воспитание выделяется в особую общественную функцию, т.е. возникают специальные воспитательные учреждения, появляются лица, профессией которых становится обучение и воспитание детей.
Из античной Греции ведет свое происхождение и термин педагогика, который закрепился в качестве названия науки о воспитании. В древней Греции педагогами назывались рабы, которым аристократы поручали присматривать за детьми, сопровождать их в школу. Впоследствии педагогами стали называть людей, которые занимались обучением и воспитанием детей. Кстати, на Руси (ХII в.) первые учителя получили название “мастера”. Это были свободные люди (дьячки или мирские), которые у себя или на дому учащихся обучали детей чтению, письму, молитвам”. Свое название педагогика получила от греческого слова “пайдагогос” (“пайд” — «дитя», “гогос” — «веду», которое означает “детоводство” или “дитяведение”. От этого слова и получила свое название наука о воспитании — педагогика. Как особая наука, педагогика впервые была вычленена из системы философских знаний в начале ХVII века. Педагогика изучает закономерности, принципы, содержание, методы, формы образования, воспитания, обучения.
Педагогика — это наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека. Педагогику можно определить как науку перевода опыта одного поколения в опыт другого.
Педагогика — это наука о том, как воспитывать человека, как помочь ему стать духовно богатым, творчески активным и вполне удовлетворенным жизнью, найти равновесие с природой и обществом.

Нужно отметить, что каждый человек опытным путем приобретает определенные знания в области воспитания, обучения и образования, устанавливает некоторые зависимости между различными педагогическими явлениями. Так, уже первобытные люди обладали знаниями по воспитанию детей, которые передавались от одного поколения к другому в виде обычаев, традиций, игр, житейских правил. Народная педагогика, возникнув как ответ на объективную социальную потребность в воспитании, обусловленную развитием трудовой деятельности людей, конечно, не может заменить книги, школу, учителей, науки. Но она старше педагогической науки, образования как социального института и первоначально существовала независимо от них.
Однако педагогическая наука в отличие от житейских знаний в области воспитания и обучения обобщает разрозненные факты, устанавливает причинные связи между явлениями. Она не столько описывает их, сколько объясняет, отвечает на вопросы, почему и какие происходят изменения в развитии человека под влиянием обучения и воспитания. Эти знания необходимы, чтобы предвидеть и управлять процессом развития личности. Всвое время великий русский педагог К.Д.Ушинский предостерегал от эмпиризма в педагогике, педагогическую практику без теории он соотносил со знахарством в медицине.

Современная европейская школа и образование в своих основных чертах сложилась под влиянием философско-педагогических идей, которые были сформулированы Я.А. Коменским, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребелем, И.Ф. Гербартом, А. Дистервегом, Дж. Дьюи и другими классиками педагогики. Их идеи легли в основу классической модели образования, которая в течение ХIХ — ХХ вв. эволюционировала и развивалась, оставаясь тем не менее неизменной в своих основных характеристиках: целях и содержании образования, формах и методах обучения, способах организации педагогического процесса и школьной жизни.
Отечественная педагогика первой половины ХХ в. имела в своем основании ряд идей, которые в настоящее время утратили свое значение, почему и подверглись острой критике. В основу способов построения учебных предметов была положена идея последовательного накопления знаний. Среди форм обучения приоритет приобрела классно-урочная система преподавания.
Начиная с 60-х гг. отечественная культура обогатилась идеями диалога, сотрудничества, совместного действия, необходимости понимания чужой точки зрения, уважения личности. Переориентация современной педагогики на человека и его развитие, возрождение гуманистической традиции являются важнейшими задачами, поставленными самой жизнью. Гуманистическая направленность образования меняет привычные представления о его цели как формировании «систематизированных знаний, умений и навыков». Именно такое понимание цели образования послужило причиной его дегуманизации, которая проявилась в искусственном разделении обучения и воспитания. В результате политизации и идеологизации учебных программ и учебников воспитательное значение знаний оказалось размытым, произошло их отчуждение.

Идея гуманизации образования, являющаяся следствием применения аксиологического подхода в педагогике, имеет широкое философско-антропологическое и социально-политическое значение, так как от ее решения зависит стратегия общественного движения, которая может либо тормозить развитие человека и цивилизации, либо способствовать ему. Современная система образования может внести свой вклад в становление сущностных сил человека, его социально ценных мировоззренческих и нравственных качеств, которые необходимы в будущем. Гуманистическая философия образования направлена на благо человеку, на создание экологической и нравственной гармонии в мире.
Объект педагогики.
Под объектом педагогикипонимается реальность, воспринимаемая через призму накопленных наукой знаний. Объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обуславливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Мнение об объекте педагогики в научной и учебной литературе неоднозначно. Несомненно, что педагогика изучает человека.
К. Д. Ушинский подчеркивал, что педагогика относится к широкому кругу антропологических наук, изучающих человека. Он писал, что во всех этих науках излагаются, сличаются и группируются факты и те соотношения фактов, в которых обнаруживаются свойства предмета воспитания, т. е. человека.
Педагогика имеет свой объект познания и исследования: передача культуры, формирование культурного человека как особая функция общества. При этом, несмотря на аспектное изучение человека различными науками, в том числе и педагогикой, человек должен рассматриваться как целостность, в которой в единстве сочетаются биологическое и социальное.
Изучая человека, педагогика выделяет в человекознании свой собственный аспект. Он связан с деятельностью, направленной на образование человека. Педагогическая наука рассматривает человека как объект своего изучения. В то же время это изучение, прежде всего, направлено на педагогические явления и факты.
Педагогическое явление — это явление, происходящее в процессе взаимодействия педагогов и учащихся и отражающее решение определенных педагогических целей и задач. Оно представляет те стороны реальных процессов, которые мы непосредственно воспринимаем, наблюдаем, описываем, и характеризуется необычайной сложностью, богатыми взаимосвязями и большой динамичностью.
Педагогический факт — это сведения о наблюдаемой педагогической действительности, данные педагогических измерений. Он может не являться непосредственным результатом чувственного восприятия. Педагогическое явление становится научным фактом тогда, когда оно включается в определенную систему научного знания.
Педагогические факты можно выразить по-разному: в словесной форме, в форме логического суждения, в виде сообщения, описывающего определенное явление, в виде статистических данных, свидетельствующих об определенных изменениях в воспитании, развитии и образовании человека. Необходима объективность в их интерпретации. Нельзя, например, исключать или замалчивать факты, которые не соответствуют первоначальным представлениям педагога о педагогическом явлении, нельзя их искажать или преувеличивать.
Таким образом, педагогика изучает человека, при этом аспектом изучения являются педагогические явления и педагогические факты.
Предмет педагогики.
Рассматривая предмет педагогики, можно определить, что важной его составляющей является управление процессом развития личности и индивидуальности.
Целесообразно, определяя предмет педагогики, говорить о целенаправленном воздействии на человека и окружающую его социальную среду для создания условий развития его индивидуальности и формирования личности. Предметом педагогики является исследование сущности формирования и развития человеческой личности и разработка на этой основе теории и методики воспитания как специально организованного педагогического процесса.

Предмет педагогики – это образование как реальный целостный процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).

Данное определение предмета педагогики предполагает, что педагогика как наука изучает процессы развития и формирования человека во взаимодействии его с социальными институтами общества, процессы, реализующие воспитательные функции. Таким образом, можно говорить и о том, что предметом педагогики является педагогический процесс. При этом, говоря об общем предмете педагогики как науки, мы предполагаем, что у каждого педагогического исследования имеется свой предмет, отражающий то явление, которое изучается педагогом.





Дата публикования: 2015-01-25; Прочитано: 7562 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...