Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Вопрос 5: Архитектура высокого Возрождения



Момент кульминации новых художественных принципов обусловил временной период Высокого возрождения – конец 15 – сер. 16 века. Центр строительства – Рим, где сложился единый классический стиль.

1) В культовом зодчестве идеальной формой становиться центрическое сооружение с куполом.

2) Разработка светской архитектуры – жилища богатого и сильного человека. Знать – главный заказчик. Путь этой архитектуры – от ранних, суровых дворцов Флоренции к роскошным палаццо нач. 16 века.

Важнейшие особенности архитектуры Возрождения

- Превращение архитектуры из ремесла в науку

- Архитекторы и теоретики ориентируются на античные образцы, но разрабатывают собственные конструктивные и композиционные приемы

- Перемещение культурного центра Возрождения из Флоренции в Рим

Имя Браманте – олицетворяет собой в архитектуре Высокое возрождение. 1-я работа - Перестройка церкви Санта Мария в Милане (с 1479 г.), Браманте перекрыл главный неф и трансепт мощными цилиндрическими сводами, перестроил часовню Сан Сатиро.

Первая собственная постройка Браманте в Риме — оконченный в 1502 г. маленький храм Темпьетто - круглое купольное сооружение, обработанное внутри и снаружи нишами и окруженное строгой колоннадой римско-дорического ордера.

Следующая работа — квадратный двор церкви Санта Мария делла Паче (окончен в 1504 г.). Браманте построил также дом Браманте (так называемый Дом Рафаэля), который был снесен в 17 веке при возведении колоннады перед собором св. Петра. Дом Браманте – родоначальник нового типа фасада итальянского палаццо, оказал большое влияние на развитие дворцовой архитектуры.

Последние годы жизни Браманте связаны с проектом перестройки собора св. Петра в Риме по заказу Папы Римского.

Главное – в римском зодчестве нач. 16 века складывается классический стиль архитектуры итальянского возрождения, понимая под термином «классический» зрелость и наивысшее развитие наметившихся тенденций.

Микеланджело Буонарроти вступил в архитектуру, уже будучи зрелым скульптором и живописцем. В его первых постройках проявился ярко индивидуальный почерк мастера с его пластичностью и внутренним драматизмом, в отличии, от Браманте, который всегда стремился к гармоническому спокойствию и ясной соразмерности всех элементов в архитектурном здании. Во Флоренции по проекту Микеланджело осуществлены также интерьеры библиотеки Лауренцианы. Как и в капелле Медичи, главное внимание уделил не фасаду, а ее интерьерам.

С 1536 г. Микеланджело работает над реконструкцией площади Капитолия. Задача, связать существующие здания, палаццо Сенаторов и палаццо консерваторов, а также античную скульптуру в единый ансамбль.

Микеланджело в 1546 назначен на должность главного архитектора собора Св.Петра, он возвращается к центрическому плану Браманте, в чем проявилось торжество гуманистических идеалов. Однако общий характер сооружения был сильно изменен. Микеланджело усилил массивность устоев и стен. Он достигает большей слитности всей композиции.

Все сооружения Микеланджело базируются на следующих факторах:

- динамика композиционного построения, основанная на контрастах архитектурных масс

- главенство энергии пластических масс, что объясняется скульптурной подосновой мышления художника.

Последний архитектор Возрождения, ее подлинным завершителем стал Палладио (1508-1580). Самое значительное влияние на дальнейшее развитие европейской архитектуры.

Возвращается к античному ордерному мышлению и античному формообразованию. Античная архитектура приобретает не историческое, но абсолютное, качественное значение, а ее ордерная система стала для Палладио исходной формулой архитектурной композиции. Никогда не усложнял, а чаще упрощал ордерные формы, подчеркивая их основной статический смысл. В основном творчестве Палладио – виллы для венецианской аристократии. В основе формообразования – законы классической ордерной композиции, на основе которых Палладио разрабатывает свод расхожих планировочных схем и приемов. Создает своего рода архитектурную грамматику, структурировал архитектуру в виде устойчивых правил в теории (Четыре книги об архитектуре 1570) и на практике. Строит большое количество вилл по единой системе: жестко симметричная композиция с углубленной лоджией, большой центральный зал, подчиняющий себе все служебные помещения. Всегда есть связь с окружающим ландшафтом.

Классический образец палладианской виллы – вилла в Бадое на реке По 1554.

Палладио дает пример первой центрической купольной постройки светского назначения – Вилла Ротонда в Виченце 1551. Имеет центральную симметричную структуру. Композиционная доминанта – центральный круглый зал, выявленный на фасаде куполом на барабане. Симметрия на уровне всей планировочной структуры - Четыре одинаковых компартимента, фасад акцентирован 6-ти колонным вынесенным портиком – универсальность палладианского мышления.

Палаццо Палладио. Развивает традиции флорентийского дворца кватроченто, но, замкнутая, статически уравновешенная композиция флорентийского дворца уступила место более сложной и динамичной. Усиленно декоративное начало.

В оформлении фасадов вилл и городских домов Палладио обычно применял большой ордер, как это можно видеть на примере палаццо Кьерикати в Виченце (1550). Огромные колонны возвышаются на стилобатах (каменных плитах под колоннами) – обычных, как в палаццо Вальмарана (начато в 1566) и в незаконченной Лоджии дель Капитанио (1571), или очень высоких, целиком поглощающих первый этаж, как в палаццо Тьене (1556).





Дата публикования: 2015-01-25; Прочитано: 467 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...