Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Архитектура Древнего мира. Строительство жилищ и культовых сооружений. Развитие древних цивилизаций



Архитектура Древнего Египта

Древний Египет, положивший начало архитектуре, был страной, лишенной строительного леса. Деревьев было так же мало, как и в других оазисах африканской пустыни, основная растительность — пальмы, дающие дерево плохого качества, и тростник. Все это во многом определило то, что основными строительными материалами были необожженный кирпич-сырец и камень, главным образом, известняк, а также песчаник и гранит. Камень использовался в основном для гробниц и захоронений, в то время как кирпич шёл на постройку дворцов, крепостей, зданий в окрестностях храмов и городов, а также вспомогательных сооружений для храмов.

Древнеегипетские дома строили из грязи, добываемой в Ниле. Её оставляли на солнце, чтобы она высохла и стала пригодной для строительства.

Многие египетские города не сохранились до наших дней, так как располагались в зоне разливов Нила, уровень которого поднимался каждое тысячелетие, в итоге многие города были затоплены, или грязь, использованная для строительства, становилась удобрением для крестьянских полей. Новые города строились на месте старых, поэтому древние поселения и не сохранялись. Но тот факт, что многие храмы и сооружения сохранились до наших дней, следствие того, что они находились на недостижимой для нильских разливов высоте и были построены из камня.

Основное понимание древнеегипетской архитектуры основано на изучении религиозных памятников, сооружений наиболее сохранившихся. Судя по некоторым сохранившимся колоннам храма в Карнаке египтяне перед укладкой камня кантовали начисто лишь постели и вертикальные швы; лицевая же поверхность камней обтесывалась по окончании постройки здания. Этим приемом пользовались впоследствии греки. Камни клались без раствора и без всяких искусственных связей. Наружные и внутренние стены, а также колонны и пирсы, были покрыты фресками и резными фигурками.

Одним из ранних памятников монументальной каменной архитектуры является ансамбль погребальных сооружений фараона III династии Джосера. Он был возведен под руководством египетского зодчего Имхотепа. Отказавшись от традиционной формы мастабы, Имхотеп остановился на пирамиде с прямоугольным основанием, состоящей из шести ступеней. Вход находился с северной стороны; под основанием были высечены подземные коридоры и шахта, на дне которой располагалась погребальная камера. В заупокойный комплекс Джосера входили также южная гробница-кенотаф с примыкающей к ней молельней и двор для обряда хеб-сед (ритуального возрождения жизненной силы фараона в беге).

Архитектура Древней Греции

Главной архитектурной задачей у греков было строительство храмов. Оно породило художественные формы, которые перешли потом к сооружениям различного рода. В течение всей исторической жизни Древней Греции её храмы сохраняли один и тот же основной тип, впоследствии усвоенный и Древними римлянами. Греческие храмы не походили на храмы Древнего Египта и Востока: это были не колоссальные, внушающие религиозный страх таинственные капища грозных, чудовищных божеств, а приветливые обиталища человекоподобных богов, устроенные наподобие жилищ простых смертных, но более изящные и богатые.

Первоначально храмы строились из дерева. Потом их стали сооружать из камня. Греческий храм представлял собой здание умеренных размеров, стоявшее внутри священной ограды на фундаменте из нескольких ступеней и представлявшее сходство с продолговатым домом, имеющим в плане два сложенных квадрата и двускатную крышу. Одну из коротких сторон храма заменяли две пилястры по краям и стоящие между ними колонны. Здание было перегорожено поперечной стеной с дверью в середине, так что получалось что-то в роде крыльца и внутреннее помещение — святилище, где стояла статуя божества, и куда никто не имел права входить, кроме жрецов. Подобное здание называют «храмом в пилястрах». В некоторых случаях совершенно такое же крыльцо устраивалось и с противоположной стороны. Пилястры и колонны подпирали потолок и крышу и образовывали трёхугольный фронтон. В дальнейшем появились следующие типы храмов:

1. Храм «с портиком», или «простильный»

2. Храм «с двумя портиками», или «амфипростильный»

3. Храм «кругокрылый», или «периптерический»

4. Храм «двоякокругокрылый», или «диптерический»

5. Храм «ложнокругокрылый» или «псевдопериптерический»

6. Храм «сложнодвоякокругокрылый»

Архитектура Древнего Рима

Первые крупные постройки производились по этрусскому примеру. Поэтому Римская рархитектура усвоила важнейшую форму этрусского зодчества — циркульную арку, то есть полукруглое каменное покрытие, перекинутое с одного устоя на другой. Употребление этой архитектурной формы и происходящих от неё коробового свода, крестового свода и купола, неизвестных грекам, дало римлянам возможность придавать большое разнообразие сооружениям, воздвигать огромные здания, сообщать крупный размер и простор внутренним помещениям и смело строить этаж над этажом. В своих сооружениях римляне стремились подчеркнуть силу, мощь, величие, подавляющие человека. Для сооружений характерны монументальность, пышная отделка зданий, множество украшений, стремление к строгой симметрии, интерес к утилитарным сторонам архитектуры, к созданию преимущественно не храмовых комплексов, а зданий для практических нужд.

Применение новых архитектурных форм потребовало коренного изменения подпор. Римские зодчие почти прекращают употребление колонн и прибегают к массивным стенам и пилястрам. А колонна получает преимущественно декоративное значение, служит для маскирования наготы пилястр и стенных поверхностей. Что касается стиля колонн, римляне не изобрели ничего своего: они взяли уже готовые греческие стили и только видоизменили их по своему вкусу. Таким образом, образовалось пять ордеров:

1. тосканский

2. римско-дорический,

3. римско-ионический,

4. римско-коринфский,

5. композитный,





Дата публикования: 2015-01-25; Прочитано: 1413 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...