Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Классификация научения в зоопсихологии. Математика поведения



Результаты опытов Толмена (поведение голубей, решающих задачу различения сложных фигур быстрее людей и иными способами), изложенные в его основной работе "Целенаправленное поведение у животных и человека" (1932), заставили критически переосмыслить краеугольную схему бихевиоризма S ® R ("стимул - реакция").

Сама по себе идея целенаправленного поведения противоречила программным установкам основателя бихевиоризма Уотсона. Для бихевиористов классического толка целенаправленность поведения подразумевает допущение о наличии сознания.

На это Толмен заявлял, что для него не имеет значения, обладает организм сознанием или нет. Как и подобает бихевиористу, он сосредоточил внимание на внешних, наблюдаемых реакциях. Он предположил, что причины поведения включают пять основных независимых переменных: стимулы окружающей среды, психологические побуждения, наследственность, предшествующее обучение и возраст. Поведение является функцией всех этих переменных, что может быть выражено математическим уравнением.

Между наблюдаемыми независимыми переменными и результирующим поведением Толмен ввел набор ненаблюдаемых факторов, которые назвал промежуточными переменными. Эти промежуточные переменные фактически являются детерминантами поведения. Они представляют собой те внутренние процессы, которые связывают стимулирующую ситуацию с наблюдаемой реакцией.

Таким образом, формула S ® R должна читаться как S ® O ®R. Промежуточными переменными является все, что связано с "О", то есть с организмом, и формирует данную поведенческую реакцию на данное раздражение.

Однако, оставаясь на позициях бихевиоризма, Толмен отдавал себе отчет: поскольку промежуточные переменные не подлежат объективному наблюдению, то они не представляют никакой практической пользы для психологии, если только их не удается увязать с экспериментальными (независимыми) и поведенческими (зависимыми) переменными.

Вопрос37

Психоаналитические теории учения

В психоанализе понятия личности (Personlichkeit). лица, персоны (Person) и характера (Charakter) употребляются различным обра╜зом. В то время как одни рассматривают ╚персону╩ в качестве философского понятия, представляя личность в эмпирически-психоло╜гическом смысле (как сумму наблюдаемого), другие причисляют к по╜нятию личности всю внутреннюю жизнь, включающую в себя чувства идентичности, самостоятельности и самосознания. В психологии 50-х годов под личностью понимали определенный характер; существовало целое учение о характерах, об определенных типах; на передний план выступала характерологическая система как таковая, представленная в многочисленных книгах, из которых наибольшее количество пере╜изданий выдержал труд Губерта Рорахеса ╚Краткое введение в учение о характерах╩ (1948). Согласно этому учению, в структуре характера представлены различные слои (Lersch. 1948), или полярности (Wellek. 1950). Инт 222b15cc енсивность и глубина (Intensitaet, Tiefe), экстраверсия и интроверсия ≈ (Extraversion, Introversion) являются стержневыми понятиями этой характерологии.

Сегодня современная психология рассматривает личность в опре╜деленном контексте и в зависимости от конкретной ситуации (╚state╩), всякий раз выделяя при этом независимые от ситуации отличительные личностные черты (Merkmalen ╚trait╩). Различные сферы проявления ╚персоны╩ ≈ эмоции, познание, мотивации, восприятие, мышление, поведение ≈ составляют области соответствующей психологии: психо╜логии познания (Kognitionspsyhologie). психологии мотивов (Motiva-tionspsychologie) и т. п.. так что целостный взгляд на личность при этом теряется, и возникает снова уже в виде ╚концепции самости╩ (Selbstkonzept) в качестве последовательного накопления опыта (фе╜номенальная самость ≈ das phaenomenale Selbst) и как репрезентация персоны (познающая самость ≈ das kognitive Selbst). Это проявляется в поступках и остается столь же устойчивым, что и характер персоны (Pervin, 1981).

В современном психоанализе личность проявляется в определенной динамике, как нечто, воспринимаемое с помощью ╚личностного измере╜ния╩ (Persoenlichkeitsmessung), ╚измерительной техники╩ (Messtechnik), наблюдений и тестов или нечто, что согласно теории научения и поведенческой терапии разворачивается между стимуляцией или раз╜дражением (Reiz) и реакцией (Reaktion). Таким образом, личность сво╜дится к комплексу из ╚реактивных диспозиций╩ (Reaktiondispositionen), которые могут быть условными и безусловными. Для более цело╜стного понимания человека подобных теорий недостаточно. Поэтому внутри самой психологии не прекращаются попытки устранить эти затруднения: здесь стоит упомянуть работу Абрахама Маслоу ╚Моти╜вация и личность╩ (1954) и личностно ≈ ориентированную теорию Карла Р. Роджерса (1961). Но и они не дают действительно полной картины того, что мы понимаем под личностью.

В связи с этим представляется уместным дать здесь по возможности более ясное разъяснение сущности психоаналитической теории личнос╜ти. Эта теория возвращает нас к Фрейду, однако за последние десяти╜летия она во многих отношениях проделала значительные шаги в своем развитии. Следуя исторической логике можно описать развитие психо╜аналитической концепции личности в соответствии с тем, как она посте╜пенно выделилась из теории влечений через ╚Я ≈ психологию╩, вплоть до ╚психологии самости╩ и теории объект ≈ отношений. Однако мы можем выбрать и иной путь, и для начала изложить общие описанные психоанализом закономерности, чтобы затем, принимая во внимание единственный в своем роде характер конкретной личности, рассмот╜реть, -каким именно образом он отличается от характеров других людей. Впрочем, можно и объединить оба способа, если проследить развитие психоаналитической науки как в плане общей, так и дифференцирован╜ной теории личности.

Для начала стоит коротко упомянуть, как психоанализ пришел к своим теориям: самоанализ Фрейда играл на этом пути столь же важ╜ную роль. что и текущие наблюдения за невротическими пациентами. Разумеется, здесь можно задаться вопросом ≈ почему данные, получен╜ные от невротических больных, могут быть применимы к ╚нормальным личностям╩. В академической психологии это недопустимо, поскольку там существуют идеальные, функциональные и статистические нормы. определяющие, что является здоровым, а что больным. В психоана╜лизе. напротив, существует мнение, что границы между нормой и пато╜логией не столь строги, т. к. здесь наличествуют очень текучие пере╜ходные состояния, встречающиеся гораздо чаще, чем экстремальные формы патологий. Отсюда можно предположить, что, преодолевая известное заболевание, мы начинаем осознавать, что наряду со здоро╜выми компонентами психического мы несем в себе и патологическое начало. Кому не нравится психоаналитический подход к личности вооб╜ще тот может ограничиться рассмотрением ее теоретической части в пла╜не применимости к ╚невротикам╩ или лицам с иными психическими расстройствами.

Прежде чем вдаваться в детали, я хочу сразу дать понять, что пси╜хоаналитическая теория личности не во всем обоснована эмпирически. Так, например, критика экспериментальных штудий психоанализа Зиг╜мунда Фрейда Айзенком и Уилсоном (1973) вполне справедлива. Одна╜ко есть и возражение против подобной критики, например, хотя опросы студентов колледжей и не дают подтверждений ≈ с желаемой точно╜стью ≈ важнейших положений психоанализа, таких, как сексуальное развитие, роль эдипова комплекса и значения вытеснения, можно пред╜ложить читателям самим в процессе чтения убедиться, в какой степени представленные здесь теории могут подтверждаться на примере их соб╜ственных переживаний и переживаний их друзей. Сюда можно вклю╜чить и опыт других людей, а также анализ перечисленных в главе I драм и фильмов.

2. Образ человека по Фрейду

Образ человека у Фрейда сначала определялся влечениями как управляющими силами. Доминирующее место отводилось половому влечению. Проявление этого инстинкта Фрейд обнаруживал в снах, ошибочном поведении, оговорках, забывании, ошибках речи, в шутках, иронических высказываниях. Каждой из названных тем он посвятил по книге: ╚Толкование сновидений╩ (1900). ╚Психология обыденной жиз╜ни╩ (1901), ╚Остроумие и его отношение к бессознательному╩ (1905). В этих книгах, снабженных многочисленными примерами Фрейд не╜обычайно ярко живописал, как порой в той или иной степени мы попа╜даем под влияние бессознательных фантазий. Для иллюстрации образа человека ╚влечения╩, я хотел бы привести примеры из личной жизни и психоаналитической практики. Известно, что в разговоре те или иные вещи могут отторгаются наперед, если, скажем, говорящий не уверен, что не имеет дело с ╚непристойностью╩. Или передо мной лежит книга, написанная автором, по отношению к которому я ощущаю бессозна╜тельное презрение. Или из моей памяти начисто стирается болезненная для меня сцена.

Всякий, при условии внутренней честности, отыщет в личной жиз╜ни массу примеров фрейдовских оговорок и бессознательного забы╜вания, ошибок в поведении и речи и т.д. То же самое касается и много╜численных шуток, с помощью которых мы компенсируем разнооб╜разные состояния подавленности или угнетенности ≈ не только сексуального характера,≈ поскольку в шутке мы, по меньшей мере, выражаем что-то недозволенное и получаем возможность смеяться по этому поводу.

Возвратимся, однако, к серьезным теоретическим положениям.

2.1. Психоаналитическая теория сексуальности

Учение о фазах

В современном психоанализе нельзя оставить без внимания учение о фазах; следует определить развитие человеческой личности по этой модели. Речь идет об известных ╚оральной╩, ╚анальной╩ и ╚фалличе╜ской╩ или ╚генитальной╩ фазах, которые в психоанализе со времен Фрейда считаются длящимися с момента рождения до пятого года жиз╜ни. Акцент классического психоанализа падает на ╚инстинктное╩ разви╜тие фаз. В оральной фазе раннего детства мы непроизвольно ищем грудь, чтобы присосаться к ней (от латинского ╚os╩ ≈ рот), позднее грудь может заменить соска, большой палец руки или что-то другое (или сигарета в более взрослом возрасте). В анальной фазе (от латин╜ского ╚anus╩ ≈ превратный) мы включаем в сферу наших переживаний физиологические процессы, такие как дефекацию и мочеиспускание. Но на отношение к таким ╚инстинктным выражениями влияет мнение окружающих. Например, всякий читатель может представить себе раз╜ницу между фанатично аккуратной матерью, требующей от ребенка чистоплотности уже ко второму году жизни и матерью, которая дает малышу время научиться самому контролировать готовность ╚помо╜читься╩ или ╚наложить кучу╩. В первом случае ребенок будет зависим от матери, во втором ≈ он получает способность самостоятельно упра╜влять своими выделениями и при этом ощущать комфортность ≈ каче╜ство, особо выделяемое в классической теории влечений Фрейда. Не менее чреваты последствиями и влияния окружающих людей. Выраже╜нием этого влияния служат различные стили семейного воспитания, сказывающиеся, в частности, на развитие так называемой ╚генитальной╩ сексуальности. Например, родители могут быть убеждены в том. что сына следует воспитывать в духе традиционного представления о мужчинах ≈ т.е. особенно ╚жестко╩.≈ когда ребенок не должен вы╜казывать своих чувств (мужчины не плачут), однако, проявлять отвагу. мужество, упорство и энергичность. Совсем противоположные требова╜ния предъявляют родители, следующие традиционным представлениям о воспитании дочери: мягкая, нежная, чувственная, податливая. При этом инстинктивным влечениям наносится существенный вред, посколь╜ку такой подход к воспитанию лишает и юношу, и девушку возможности свободного развития и выбора в каждом конкретном случае соответству╜ющей формы женского или мужского образа. Девушки могут быть столь же энергичны, что и юноши, которые, в свою очередь, могут вполне раз╜вивать свою чувственность.

В этом случае, фалло ≈ центрическая ориентация классического психоанализа с его теорией ╚зависти ≈ к пенису╩ неизбежно уступила бы свое место полицентрической позиции, принимающей во внимание перспективу обоих полов. Мы еще возвратимся к этой новой точке зрения в параграфе 3.1.

Вопрос





Дата публикования: 2015-01-25; Прочитано: 516 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...