Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Учение о религии 4 страница



Итак, по Ленину, необходимым условием для осуществления социальной революции является наличие в стране общенационального кризиса. Без него ни политическая партия, ни передовой класс не могут завоевать политическую власть и осуществить революционные преобразования.

Плодотворной оказалась идея Ленина об историческом сосуществовании двух противоположных социально-экономических систем — социалистической и капиталистической. Идея о мирном сосуществовании была представлена как диалектическое противоречие между двумя противоположными системами.

В заключение можно сказать, что и в наше время ленинское философское наследие помогает глубже понять происходящие в мире события.

28.Сциентизм в современной западной философии (феноменология, позитивизм, прагматизм, постпозитивизм, критический реализм).

В классической философии многообразие философских подходов и концепций существовало внутри общего проблемного поля, рациональная схема которого позволяла поддерживать это разнообразие в единстве. Различие философских систем соседствовало с общностью понимания целей и задач философии.

В современной философии, напротив, на первый план выходят различия, общефилософский стержень разрушается, происходит выделение и локализация отдельных философских проблем, которые оформляются в самостоятельные направления. Первоначально генетическое родство с классикой не отрицалось, что выражалось в добавлении приставки «нео» к соответствующим концепциям (неокантианство, неогегельянство, неотомизм и т. д.), однако впоследствии разрыв с классической философией постепенно становится самоценностью. Это приводит к резкому увеличению количества философских концепций (даже простое перечисление их чисто физически невозможно), что создаёт определённую сложность в понимании и изложении историко-философского материала.

Интерпретации современного историко-философского процесса могут быть построены на следующих положениях: современная философия трактуется как многообразие попыток «окончательного» преодоления классической философии; на развитие философии XX в. существенное влияние оказали социокультурные процессы, в частности резко изменившийся статус науки в обществе и культуре в целом.

В современной культуре формируются две социокультурные ориентации, которые специфически, по-разному осмысливают абсолютизированный образ науки, – сциентизм и антисциентизм.

Сциентизм (от лат. scientia – наука) — абсолютизация роли науки в системе культуры, в идейной жизни общества; она проявляется как мировоззренческая установка на то, что научное знание есть наивысшая культурная ценность, с которой должны соизмерять своё содержание все иные формы духовного освоения бытия.

Для становления философии наукой требуется соответствие философского знания принципам научного знания. В качестве таких принципов представители сциентистского (сциентизм от лат. scientia– знание, наука) направления выдвигают следующие:

1. Принцип верификации (verification– доказательство, подтверждение, от лат. verus– истинный и facio– делаю) – свидетельство, удостоверение в истинности.

2. Принцип конвенционализма (от лат. conventio– соглашение), согласно которому научные аксиомы и исходные определения рассматриваются как условные соглашения.

3. Принцип физикализма – требование адекватного перевода предложений, употребляемых в различных науках на язык физики. Речь идет об унификации языка всех наук на базе языка математической физики.

Не трудно заметить, что за эталон, критерий научности берется физико-математическое знание. А поскольку философское знание этим принципам не отвечает, то философские утверждения являются бессмысленными и даже вредными, т.к. они засоряют науку и человеческое сознание всякого рода псевдопонятиями, ложными утверждениями. Таким образом, наука является не только высшей культурной ценностью, но и ориентиром для развития философии.

У сциентистского направления существуют и другие названия, которые в нашей учебной и научно-популярной философии рассматриваются как тождественные. Философию этого направления называют и неопозитивистской, и эмпирической, и аналитической, и лингвистической философией. Ее называют также философией логического позитивизма, логического эмпиризма и т.п. В современной академической философии ставится вопрос об уточнении смысла всех этих названий, подчеркивается их нетождественность. Более того, отмечается, что требуется уточнить принадлежность отдельных философов к этому направлению

Первый период связан с именами французского философа О. Конта (1798–1857 гг.), автора шеститомного «Курса позитивной философии» (1830–1842 гг.) и Г. Спенсера (1820–1903 гг.), английского философа и социолога. Этот период назван первым позитивизмом. Позитивная философия в момент своего возникновения была направлена против спекулятивного абсолютного идеализма Гегеля, который не придавал должного значения частным наукам, в его системе они играли подчиненную роль по отношению к философии.

Естествознание во времена Конта становилось теоретической нау кой, а философские метафизические системы сдерживали его развитие. Конт полагал, что науки в состоянии сами сделать обобщающие выводы без помощи философии: «наука сама себе философия» – вывод Конта. В отрицании философии вообще содержалась угроза возможности сползания самого естествознания к эмпиризму.

Позиция в гносеологии, занятая Контом, означала ориентацию познания на описание явлений, установление связей между ними, а не на проникновение в их сущность. Наука, считал он, отвечает на вопрос «как?», а не «почему?». Конт подчёркивал методологическое единство знания, из чего вытекала необходимость распространения методов физики и астрономии на сферы общественной жизни и морали и очищение их от спекуляций. Единственным источником знания является опыт. Вопрос об отношениях философии и науки имел для Конта принципиальное значение. В широком смысле слова «позитивная философия» совпадала у него с совокупностью «позитивных» наук, которые выступали по отношению к ней её отраслями.

Центральное место в учении Конта занимает закон «трёх стадий». Согласно этому закону, умственное созревание человечества проходит в три этапа. На теологической стадии человек объясняет все явления антропоморфно. На метафизической стадии объяснение окружающего мира достигается за счёт вымышленных абстрактных сущностей, якобы скрывающихся за явлениями. Последняя стадия – позитивная, характеризующаяся отказом от поиска сущностей, попыток проникнуть в природу вещей и переходу к научному познанию на основе опыта, к наблюдению и описанию явлений. Невозможность достижения знаний о сущности мироздания, по мнению Конта, доказывается теоретической произвольностью и практической бесполезностью прежних попыток, предпринимавшихся теологами и метафизиками.

Важной своей заслугой Конт считал создание социальной физики (или социологии – этот термин введён в научный оборот именно им). Социальную физику он подразделяет на социальную статику (изучение постоянных условий существования индивида, семьи, общества) и социальную динамику (изучение законов прогрессивного развития). Рассматривая индивида, философ отмечает два исходных, на его взгляд, свойства человеческой природы – преобладание аффективных способностей над интеллектуальными и эгоистических стремлений над более благородными склонностями. Анализируя общество как таковое, Конт говорит о двух неразрывно связанных и необходимых для его существования принципах – разделении труда и сотрудничестве. В своей социальной динамике он отстаивает идею прогресса. По мнению Конта, прогресс состоит как в постоянном улучшении материальной жизни людей, так и (главным образом) в совершенствовании их интеллектуальных и моральных качеств.

Феноменоло́гия (нем. Phänomenologie — учение о феноменах) — направление в философии XX века, определявшее свою задачу как беспредпосылочное описаниеопыта познающего сознания и выделение в нём сущностных черт.

Основателем направления был Эдмунд Гуссерль (1859 - 1938), к непосредственным предшественникам можно отнести Франца Брентано и Карла Штумпфа. Исходный пункт феноменологического движения — книга Гуссерля «Логические исследования», ядром которой выступает понятие интенциональности.





Дата публикования: 2015-01-25; Прочитано: 688 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...