Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Русской вышивки



Рис. 3.42. Н. Антипова Птица Гамаюн
Искусство изначально формировалось в народной среде как изготовление необходимых в быту предметов, их делал каждый человек для себя. Это вещи, предметы, органически входящие в среду жилища, наделены своеобразной формой, содержательным узором, оригинальной световой окраской, деревянной резьбой или росписью: мебель и посуда, керамическая скульптура и изразцы; женская и мужская одежда, украшенная вышивкой и кружевом, дополненная ювелирными украшениями из металла, кости, цветного камня (рис. 3.42),. Именно в них отражены представления наших предков о прекрасном, их мировоззрение, жизненный опыт, любовь, стремление преобразовать мир по законам гармонии и красоты.

Народное искусство тесно связано с бытом и неотделимо от повседневной жизни народа (рис. 3.43). В праздниках урожая, в проводах зимы, встрече весны, в других различных обрядах и ритуалах творческое начало проявлялось комплексно, многофункционально. В связи с этим народное искусство называют синкретичным, то есть объединяющим разные функции предметов.

Рис. 3.44. Стул
Художественные изделия вошли в быт как необходимые предметы, выполняющие определенные утилитарные функции (рис. 3.44). Это напольные ковры и керамическая посуда, тканые покрывала и вышитые скатерти, деревянная игрушка, украшения женской одежды и т.д. Их продуманная форма и пропорции, рисунок орнамента и цвет самого материала характеризуют эстетику данных вещей, их художественное содержание, превращают утилитарные предметы в произведения искусства, это – аксиологическая функция народного искусства [22, с. 5]. Творческие навыки прививались ребенку с малых лет, в нем воспитывалась любовь к семье, природе, Родине, к своему
Рис. 3.43. Навершие прялки с символами «громового» знака, белого света и коней
национальному традиционному искусству. В этом заключается гносеологическая функция декоративно-прикладного творчества.

Кроме того, орнаментированные предметы имели магическое значение, выполняли защитную функцию, являясь оберегами для всей семьи.

Существование человека неотделимо от природы: она дает ему не только пищу, материал для жилища и одежды, определяет ритм человеческой жизни сменой дня и ночи, чередованием времен года, но и служит источником вдохновения. Все это находит отражение в произведениях народного творчества, составляющих целостное явление культуры каждого народа [58, с. 3]. И орнаментальный строй композиции не только связан с формами окружающей природы, но и выражает ее осмысление, которое хранило печать мифологических представлений. Эти представления закрепились в устойчивом образе – символе (онтологическая функция).

Она шила ширинку красным золотом,

Расшивала ее чистым серебром.

Как усаживала скатным жемчугом.

Она шила ширинку с четырех углов:

На первом-то углу шила чисто поле со травами,

Чисто поле со травами, с лазоревыми цветами.

На втором-то углу шила темные леса со древами,

Темные леса со древами, со лесными, со зверями,

На третьем-то расшивала красно солнце с маревами.

На четвертом расшивала сине море со волнами,

Сине море со волнами, со белыми [49, с. 20].

В русском народном декоративном искусстве поэтический вымысел, сказочная фантастика живут бок о бок с реальной действительностью, многие ученые его сравнивают с детским изобразительным творчеством. Их роднит декоративность, позволяющая воплощать самую диковинную фантазию, и непосредственное восприятие окружающего мира. Но народное творчество базируется на глубоких знаниях, обширном опыте и мастерстве. Для мастера очень важно глубокое понимание «души» материала, с которым он работает, материал «поет» у него в руках.

У творчества коллективный характер. Коллективный опыт всегда формировал преемственность мастерства от старшего поколения к младшему, от отца к сыну. В итоге такого развития народного искусства отшлифовывалась форма изделий, сохранялись красивые и содержательные мотивы орнамента, сложилась художественная традиция как система мировоззрения народных мастеров и как ремесленная основа творчества. Но традиционность искусства – это не застойность. Коллективный опыт никогда не заслонял творческий потенциал отдельного мастера, который не остается небезучастным к смене художественных стилей, по-своему откликается на них. Таким образом, искусство – это единство коллективного и индивидуального начал.

Одно из основных качеств народного декоративного искусства во все времена – его неиссякаемый оптимизм. Работы мастера несут радость, пожелание благополучия, счастья людям. Об этом говорят и удобные формы вещей, и дарственные надписи на них с выражением любви, благодарности, добрыми пожеланиями («Кого люблю – тому дарю», «Люблю сердечно – дарю навечно», «Кому честь – тому слава» [47; гл. 2]). Жизнеутверждающие идеи раскрываются в символических образах народного искусства (изображение солнца, несущего свет и тепло всему живому на земле, растительные мотивы передают красоту родной природы, ее мудрость (рис. 3.45). Для русского крестьянского искусства характерна массивность предметов, их устойчивость, крепость, что полностью отвечает представлениям народа о красивом человеке (физически развитом, крепком, здоровом) [49, с. 22].

Рис. 3.45 Головные уборы невесты
Таким образом, народное декоративное искусство имело огромное значение как в жизни отдельной личности, так как человек-творец вкладывал в созданное его руками произведение чувства и переживания, открывал другим свой духовный мир, свою тайну, так и для нации в целом, так как народное декоративное искусство – это национальная самобытность, менталитет, духовная жизнь нации, ее прошлое, настоящее и будущее.

Все эти особенности, характеризующие народное декоративно-прикладное искусство, проявлялись в ходе его исторического развития. Они характерны и для вышивки. Вышивка – один из самых древних и широко распространенных видов народного творчества в нашей стране. Возникновение вышивки относится к эпохе первобытной культуры и связано с появлением первого стежка при шитье одежды из шкур животных. Вышивкой называется украшение изделий из различных материалов орнаментальным узором или сюжетным изображением, выполненными разными нитками.

Вышивка тесно связана с бытом, трудом, природой и, таким образом, всегда отражала художественные вкусы и представления, выявляла национальный характер, своеобразие и мастерство народа. Праздничная и будничная одежда, предметы бытового обихода с незапамятных времен имели сложное декоративное оформление, где важную роль играла вышивка (рис. 3.46).

Рис. 3.46. Охранительные орнаменты на женских рукавах
Древнее название вышивки – «шъв», шов. Шить означало вышивать (сейчас в этом значении слово сохраняется как диалектное). В современных русских диалектах вышивка, или шитье, называется еще строка, чекан. Узоры называются украсы, краски, красивья, вычуры [47, гл. 3].

Для вышивки шло тонкое отбеленное полотно, вытканное из лучшего льна – кужели. Полотно такого качества называли новина или устина. Вышивка также наносилась на тонкую шерстяную ткань или сукно.

Материалом для вышивания в разное время служили: жилы животных, натуральные или окрашенные нити льна, конопли, хлопка, шелка, шерсти, а также жемчуг (X в., развитие в XVI–XVII вв.), драгоценные камни, бисер, монеты, а так же металлические городецких золотые и серебряные «нитки» («золото пряденое» и «золотом сканое» – шелковая или льняная нить, перевитая тонкой серебряной, позолоченной проволокой) и т.д. Уже в древности восточные славяне использовали привозные шелковые, хлопчатобумажные нитки (XIX в.). Также для вышивания брали сканую (сученую) шерстяную пряжу: жица (жича), жицка, шлёнка, гарус. Шерстяные нити были домашнего изготовления. Для вышивания (особенно головных уборов, ширинок) использовался шелк [58, с. 3].

Редкие материалы для вышивания – волос и солома. Введение в вышивку человеческого волоса связывается с древними верованиями (вышивка «смертной» женской рубахи (защита в загробной жизни), подвешивание собственных волос к одежде в качестве амулета). Существовало представление у разных народов о том, что при помощи волос можно было нанести вред человеку. С этим, видимо, связан обычай русских крестьян не бросать, а накапливать в течение жизни свои волосы и класть их с покойником или же набивать ими подушку для домовины. По другим источникам, вышивание человеческим волосом связано с помещичьим бытом середины XIX в. Вышивки выполнялись по светлому атласу темным волосом и белой шелковой ниткой. Эти тончайшие вышитые рисунки изображают романтические пейзажи и бытовые сюжеты.

Работая, мастерицы вели счет нитей в продольном и поперечном направлениях. Это обеспечивало точность выполнения рисунка. Старинные приемы вышивок: счетная гладь, цветная перевить, двусторонний крест, белая строчка, тамбурная вышивка.

Рис. 3.47. Дракон Монгольская вышивка
Наиболее древние вышивки, дошедшие до наших дней, относятся к VI–V вв. до н.э. Они были выполнены в Древнем Китае, а затем распространилась по окружающим дальневосточным странам (рис. 3.47).

В нашей стране вышивка имеет древнюю историю. В X–XIII вв. мастерство вышивания было на очень высоком уровне в древнем Новгороде (образец новгородского шитья XII в. – поручи Варлаама Хутынского), в более южных областях (узоры на фрагментах шерстяных тканей из курганов Московской области и Дорогобужского района Смоленской области), в Прибалтике – у латгалов (вышивка цветной пряжей и бисером украшала одежду). В русских источниках XVI–XVII вв. часто упоминается о «шитых», т.е. вышитых, предметах у разных социальных слоев населения, включая и крестьян. Плат, ширинка, полотенце, рубахи, перевязки, зарукавья были «шитыми», что свидетельствует о бурном развитии бытовой вышивки в то время. В XIV–XVII вв. вышивка («живопись иглою») на Руси продолжала расцветать наравне с иконописью и фресковой живописью в Новгороде, Москве, Сольвычегодске и других центрах. В период XVI–XVII вв. искусство шитья (шелком, золотом, жемчугом (рис. 3.48) достигло расцвета. Одна из первых вышивальных школ была открыта в Киеве, в Андреевском монастыре сестрой Владимира Моно маха княгиней Анной-Янкой, где молодые девушки обучались вышиванию. До конца XVIII в. вышивка была домашним ремеслом. Развитие вышивки привело к образованию во многих регионах страны отдельных центров вышивального искусства со своеобразными
Рис. 3.48. Вышивка жемчугом
художественными особенностями узоров, колорита, техники исполнения, формой и композиционным решением. В XIX – начале XX в. вышивка широко применялась для украшения народного костюма

[47, гл. 3].

В процессе развития каждого народа складывался определенный характер вышитого узора, его неповторимый колорит. Вышивка, продолжая исторически сложившиеся виды традиционного мастерства, развивается в русских и национальных регионах России.

Своеобразна вышивка Владимирской («владимирские швы»), Нижегородской («нижегородские гипюры», представляющие собой тонкий ажурный орнамент с главным мотивом цветочного орнамента, а также золотое и серебряное шитье), Орловской («орловский спис» – многоцветная вышивка верховыми швами), Рязанской (белая и цветная строчка, счетная гладь, роспись, косая стежка и др.), Ивановской (большое разнообразие ажурных швов и узорных разделок, богатство фактуры, лаконичным орнаментом и безупречностью технического исполнения.), Калужской (цветная перевить, геометрический орнамент со своеобразной зернистой фактурой), Новгородской (ажурный геометрический орнамент, отличающийся многообразием узорных разделок), Тверской (ведновская строчка, выполняемая по крупной сетке) и других областей. Уникально торжокское золотое шитье. Золотошвейное производство существовало здесь в средневековых монастырских мастерских с XIII в.

Рис. 3.49. Славянский орнамент
Несмотря на все разнообразие форм и приемов, русская вышивка имеет единые корни, прослеживается связь мотивов и сюжетов. Следует отметить, что развитие вышивки на современном этапе продолжает обычаи и традиции, давно сложившиеся в различных регионах нашей необъятной Родины. Сюжеты и мотивы русской вышивки ярко проявляются в орнаменте – в той части народного искусства, которая связана с назначением, конструкцией тех бытовых предметов, которые он украшает (рис. 3.49).

Одинм из главных признаков о рнамента (от лат. ornare – украшать) является ритмическая повторяемость мотивов, его иначе называют «искусством ритма». Орнаментальные формы отшлифовывались в течение веков народными художниками, представляя результат коллективного творчества. Народное изобразительное искусство, и орнамент в частности, тесно связаны с бытовым укладом, социальной средой его создателей, отражают их отношение к окружающей действительности, их представления о прекрасном. Ряды «орнаментистики – это связная речь, последовательная мелодия, имеющая свою основную форму и не назначенная для одних только глаз, а так же для ума и чувств» [5, с. 37].

Рис. 3.50. Вышивка ткани Символика засеянного поля
Украшению текстильных бытовых предметов, одежды уделялось большое внимание как в крестьянской, так и в городской среде. В зависимости от назначения, размеров, формы, материала, покроя менялись характер вышивки, ее композиция, техника (рис. 3.50). «Крестьянки вышивали женские и мужские рубахи, передники (занавеска, запон), юбки (подолы), иногда сарафаны, а в южнорусских областях – поневы и нагрудники (навершник, шушпан). Украшали головной убор замужних женщин (сороку, кокошник) и девичьи уборы (ленты, перевязки, чёлки, косники), а также косынки и платки. На Севере были распространены вышитые шейные украшения в виде воротника – наборушника, и в виде полоски ткани, обвивавшей шею, – голунца.

Украшали вышивкой верхнюю (выходную, праздничную) одежду из сукна или овчины. В некоторых местах вышивали зарукавья – наручники, рукавицы, перчатки и даже обувь (матерчатую и кожаную). Пояс чаще ткали, но были и матерчатые вышитые пояса» [47, гл. 2].

Очень важно предназначение сороки, ее использование: в большой праздник, будни, Великий Пост, послеродовой период. От этого зависело количество украшений, качество материала, узор очелья. Украшение сороки зависело и от возраста (количество нитей и блесток уменьшалось соответственно
Рис. 3.51. Вышивка на мужской рубахе
возрасту), а в некоторых губерниях вышивка и украшения в целом навершника и паневы отражала переходы из одного возраста в другой и семейное положение крестьянской женщины.

Рубаху, в зависимости от ее назначения, украшали по-разному: обычно – по плечевым вставкам, в праздничных рубахах молодых женщин узором покрывался весь рукав. Рубаха-подольница, предназначавшаяся для покоса, жатвы, для первого выгона скота в поле, отличалась широкой вышивкой по подолу (рис. 3.51). По украшению одежды молодухи можно было определить эстетические устремлениями девушки, ее трудолюбие, а также зажиточность её семьи.

«Весьма ответственным в жизни молодых были первые годы после свадьбы. В это время множество обычаев и обрядов было направлено на охрану молодых от вмешательства темных сил и на продолжение рода» [47, гл. 2]. Орнамент на кокошнике и одежде, а также на предметах быта символизировал плодородие и отражал добрые пожелания молодым.

«Головной убор и пояс были наиболее связаны с древними религиозными представлениями и играли большую роль в обрядах. Заботливо украшали предметы и части одежды, связанные с рождением, а также смертью человека («наголовнички» украшали детские пеленки, смертной одеждой служила венчальная рубаха или специальная одежда)» [47, гл. 2].

Вышитые, чаще самодельные, ткани использовались в домашнем обиходе и убранстве крестьянского жилища и жилища горожан. К ним относятся полотенца (убрус, ширинка, рукотер, рукотерник, утиральник, плат, наспишник, постинник), имевшие самое разнообразное применение в быту (для вытирания рук и пользования «зався» (т. е. повседневно), полотенца (платы, платовья), предназначенные для убранства избы в праздник, по случаю каких-либо семейных событий.

Большое значение полотенца играли на свадьбе. Это и большое рукобитное полотенце – стеновое (длиной в стену), украшенное довольно богато. «Во время обряда «рукобитья» полотенце дарили жениху, вешая ему на шею. Это означало, что невеста просватана, и жених кидал полотенце своей родне. Им украшали божницу на все время свадьбы, а при поездке к венцу привязывали к дуге свадебной повозки. Дарные полотенца, которыми невеста одаривала родню жениха, украшались меньше. Кроме того, полотенцем (а сверху шалью) покрывали невесту, когда везли в церковь. После «скручивания» следовало ее «открывание»: дружка снимал покрывало с молодой, получал полотенце и показывал его всем, приговаривая: «невеста не спала, не дремала, все вам дары припасала» [47, гл. 2].

Уж как свекру-то батьке

Сшила пестру рубашку.

А свекровки-то матке –

Полотняна рубашка.

Как деверьям-то братцам –

Еще по шитому платочку,

Как золовкам сестрицам –

По жемчужной повязке.

Полотенцем связывали жениха и невесту, как бы символизируя этим крепость их семейной жизни. Полотенца развешивали в избе. Их красочные узоры оживляли ее бревенчатые стены, придавая праздничность, делая жилище нарядным (божник, наспишник, спишник, постинник, накрючник).

Значительную роль полотенце играло в родильных и крестильных обрядах, а также в похоронной и поминальной обрядности. Создавалась «заветная вышивка», которая выполнялась в случае болезни: вышивали золотом изображение человека или больной части тела и отдавали в церковь или часовню. Существовали обычаи жертвовать полотенца в церковь («по обету» в случае болезни или смерти близких), а также одаривание церковного притча за выполнение обрядности.

Полотенце занимало важное место и в общественной жизни: при общественных молениях, при тканье обыденных полотенец. Полотенца создавались коллективными усилиями женщин одного селения в один день или в одну ночь. Оно считалось безупречно чистым, обладающим силой сопротивления «нечистой силе». «О культовой роли полотенца в Древней Руси свидетельствует житийная литература, где упоминается о том, что славяне «дуплянам древянам ветви убрусцем обвешающе и сим поклоняющиеся» [47, гл. 3].

К орнаментированным предметам относится ширинка, которая служила не только подарком, но и подножником (расстилали в церкви под ногами жениха и невесты): кто первым шагнет на ширинку – жених или невеста, тот и будет главенствовать в доме. Ширинку подавальную клали в шапку жениха, когда он приезжал к невесте в день свадьбы, или в знак почтения ею покрывали шапку гостя. Ширинку-блинник молодая дарила родне мужа в знак благодарности за угощение.

Нарядные скатерти-столешники (скатерейки, салфетки) предназначались для свадьбы, праздника (особенно Пасхи), и постилались под иконы, когда священник обходил дома молебна. При повседневной трапезе стол всегда покрывался скатертью, но менее нарядной. Подзор с тканым или вышитым узором украшал крестьянскую кровать, закрывая нижнюю ее часть.

Таким образом, украшенные вышивкой изделия имели многообразные бытовые функции. Чаще всего это праздничное или связанное с традиционными обычаями и обрядами предметы, изделия, которые сегодня имеют только утилитарные назначения. Орнамент является не просто сочетанием разнообразных фигур. Это символ, в который народ-творец закладывал огромный смысл, отражающий не только представления о мире, но и желание защитить себя и своих близких, понять тайну жизни. Значит, охранительная символика утвари, ее магические и эстетические свойства не разделимы.

Художественный, образный язык орнамента многообразен. Выполняя задачу декоративного значения, он часто играет роль социальной, половозрастной отметки, этнической принадлежности, является средством выражения народного мировоззрения. Многие мотивы русской вышивки мы можем встретить в символике русской избы, в оформлении дома, в символике других видов декоративно-прикладного искусства.

Орнаментальные мотивы русской вышивки группировались следующим образом: 1) геометрические мотивы; 2) зооморфные мотивы, включающие орнитоморфные, а также тератологические мотивы; 3) растительная орнаментика; 4) антропоморфные мотивы, подразделяемые на две большие группы: а) архаические, отражающие древние мифологические представления, б) бытовые или жанровые [47, гл. 5].

Рис. 3.52. Вышивка с геометрическими мотивами. X–XVI вв.
Человек, живший постоянно среди природы, уже в глубокой древности научился создавать несложные узоры, условные знаки-символы, которыми он выражал свое восприятие окружающего мира и отношение к непонятным явлениям природы. Геометрические фигуры архаических композиций – древние по происхождению. Они встречаются в искусстве восточных славян с X–XIII вв. Прямой горизонтальной линией обозначали поверхность земли, горизонтальной волнистой линией – воду, а вертикальной волнистой – дождь, треугольником – горы, скрещивающимися линиями – огонь и молнию. Солнце и Луну – источники света – обозначали фигурами в виде круга, ромба и квадрата (рис. 3.52).

Одна из основных геометрических фигур – ромб (простой, лучистый, с продленными сторонами, с крюками); иногда его заменяет квадрат, поставленный на угол. Ромб наделен множеством значений. Гладкий ромб и с отростками является не только символом Солнца и огня, но и символом плодородия, возрождения жизни. На свадебных «молодецких паневах», на вышитых рукавах женской рубахи встречается ромб или косо поставленный квадрат, разделенный крест-накрест на четыре маленьких квадрата или ромба, в центре каждого из них обязательно ставится точка. Цепочка из таких ромбов символизировала «древо жизни» [51, с. 41]. Ромбо-точечная композиция вышивалась только на рубахах молодых женщин или на свадебной паневе, которую невеста готовила себе к венцу и носила в первый год замужества. Это символ – плодовитости девушки-невесты, плодовитости вспаханной и засеянной земли: женщина – земля, ребенок – зерно; рождение людей и урожайность полей – будущее счастье. Ромб с продленными сторонами был знаком венца сруба деревянного дома [51, с. 43].

Существовали и другие очень устойчивые геометрические элементы – крестообразная фигура (разных вариантов), круг, розетка, восьмиконечная звезда (рис. 3.53).

Рис. 3.53. Вышивка со свастикой. X–XIX вв.
Большой любовью пользовались орнитоморфные мотивы. Птица – один из наиболее распространенных образов русской вышивки. Птицы изображаются в сложных архаических сюжетах, являются важными атрибутами женской фигуры. На некоторых вышивках помещалось до 40-60 изображений птицы. Птица считалась посланницей солнца, тепла и света, символом счастья и радости. Она сулила наступление весны, урожай и богатство. Птица часто изображается несущей что-либо в клюве – веточку, кружок, звездочку, червяка. Орнаментальный мотив птицы перекликается с песенными образами (рис. 3.54). В песнях вещая птица является вестницей хорошего будущего:

Чувиль-виль-виль,

Жавороночек

Прилети к огням,

Принеси ты нам:

Ты весну-красну,

Красно солнышко,

Тепло летушко,

Зеленый покос,

Унеси сухой мороз!

* * *

Рис. 3.54. Е. Я. Шумяцкая Декоративная ткань с традиционными мотивами. 1950 г.
Да на той березе

Сидела кукушка…

Хорошо куковала,

Всем правду сказала [27, с. 269–270].

Птицы встречаются в разных композициях: в виде ряда, где они ритмично следуют одна за другой, часто в виде трехчастной композиции с деревом или с женской фигурой в центре; нередко они просто повернуты друг к другу и смыкаются клювами. Характерны следующие мотивы вышивок: дерево с сидящими на нем птицами (ягодник с птахами), птицы с птенцами (пава с павенком, пава с семьей). Мотивы двухголовых птиц и двухголовых коней («ладьи») – выражали идею движения Солнца [47, гл. 5].

Во многих орнитоморфных образах можно определить породу птиц: выделяются водоплавающие птицы, петухи и куры, павлин, орел. Узоры из гусей, уток, лебедей иногда украшали полотенца, части одежды, но главным образом – женские головные уборы (девичьи повязки и кокошники).

Орнамент и форма деревянной посуды, из которой пили молодые, прялки, приготовленные для приданого, изобилуют сравнениями жениха и невесты с селезнем и утицей, с лебедем и лебедушкой. Род невесты изображался как стая белых лебедей, а жениха – как стая серых гусей, невеста – в образе лебедушки (эти сравнения мы найдем и в устном народном творчестве: «… белой лебедью воскликати, красной девице восплакати…»). В слиянии парных изображений водоплавающих птиц на вышивке выражено пожелание прочного брака.

Предвестник зари и света – петух – связывался с представлениями о солнце, его часто сравнивали с огнем, домашним очагом. В обобщенном изображении петуха можно узнать по гребню, бороде, пышному изогнутому хвосту и яркому оперению. Таким он представлен в узорах кокошников, на шитых золотом рукавицах, кумачовых подолах рубах, концах полотенец. Велико значение петуха и курицы в свадебной обрядности (обрядовое блюдо из курицы, принесение наряженных петуха и курицы в дом жениха и т.д.), городецких летних обрядах, в которых особую роль играли куриные яйца (приготовление яичницы, подкидывание яиц вверх, чтобы высоко росла рожь и т.д.). Петух и курица связаны были с магией плодородия [5, с. 237].

Павлин – частый мотив, заимствованный из искусства Византии, античного мира. Пава в богатом оперении выглядит фантастичной, напоминает сказочную жар-птицу, перья которой освещают землю («То не павушка по двору ходила, не павины сызы перья обронила…», «Летела пава через три двора, уронила перо на подворьице…»). Образ павы отличается торжественностью и важностью [34, гл. 5].

Распространился в вышивке и двуглавый геральдический орел. Государственной эмблематикой был пронизан не только великокняжеский и царский быт, но и быт разных слоев городского населения.
Рис. 3.55. Орнамент с зооморфным мотивом

Основныезооморфные мотивы в вышивке − это олень (лось), конь, лев, барс (рис. 3.55). Эти мотивы были связаны с хозяйственной жизнью крестьян. Олень (лось) и конь в качестве солярных символов олицетворяли «жизнедающее светило» – солнце, приносили счастье и веселье, благополучие. Возросшая с развитием пашенного земледелия хозяйственная роль коня у славян определила широкое отображение коня в русском народном искусстве: в вышивке, резьбе, росписи, скульптуре, устном поэтическом творчестве. Облик коня с высокой, гордо изогнутой шеей сходен с изображениями глиняных игрушек и деревянными коньками. Один из распространенных мотивов – кони по сторонам деревца, растения. В сложных композициях кони несут на себе всадников или дерево, растение. Часто кони изображались одной четырехголовой фигурой со сросшимися корпусами, с произрастающим в центре деревом. Встречается особенность в некоторых изображениях коней – это поворот головы назад (оборотни). В вышивках представлены динамичные коньки с взвившимися хвостами и роскошной гривой, бегущие друг за другом. Они предельно просты, несколько наивны и вполне реалистичны [34, гл. 5]. Постепенно конь трансформировался в сказочное, фантастическое существо (крылатый конь, конь-птица, конь-лев и т.д.).

Лев и барс – символы мощи и власти. В вышивке они чаще всего расположены по сторонам серединной части узора – дерева. Лев в русской вышивке имеет многие особенности, присущие коню: туловище хищника изображалось узорным – отмечалось розетками, крестиками, ромбиками, квадратами. Нередко царя зверей сопровождали птицы, окружали веточки растений. Подчеркивались признаки льва (барса): когтистые лапы, раскрытая пасть и взвившийся хвост [47, гл. 5]. Существует мотив животного с детенышем (лев с львёнком). Иногда лев или барс изображались спокойно лежащими или стоящими у дерева, приобретая мягкие плавные контуры. Изображение льва вместе с совой – олицетворение силы и мудрости.

Некоторые элементы орнамента в вышивке можно связывать с изображениями змеи (считалось, что змея – это добрый дух дома) и лягушки («обращенные люди»). Змеевидный орнамент встречается в вышивке головных уборов, а мотив лягушки – в золотошвейной вышивке (животное представлено настолько схематично, что затрудняет его определение).

Зооморфные мотивы, связанные с хозяйственной жизнью крестьян, встречаются в вышивке достаточно поздно – во второй половины XIX – начале XX в. В вышивках этого периода можно встретить изображения собаки, овцы, медведя; они были исполнены в более реалистичной манере. К этому времени состав животных в бытовых сюжетах значительно расширился: тигр, слон, верблюд, попугай, рыба и др.

К тератологическойгруппе мотивов относятся изображения фантастических сказочных существ (рис. 3.56), в которых соединены черты разных животных и человека (синкретизм). Ф. И. Буслаев отметил особенность этого орнамента как «оригинальную чудовищность». В русскую вышивку вошли звериные образы средневекового искусства. Крестьянская домашняя вышивка полна изображений чудовищ, сочетающих черты разных существ, окружавших крестьянина, или ставших близкими ему образов: птица-конь, конь-хищник, конь-олень, конь-лев и т.д. [47, гл. 5]. Стоит отметить, что контаминация разных животных в одном изображении − весьма древняя черта славянского и дославянского искусства Восточной Европы. Конская ладьеобразная фигура, сливающаяся с птичьей «ладьей» в узорах полотенец, на головных уборах. Иногда павы
Рис. 3.56. Орнамент с фантастическими существами
приобретали лошадиные морды, а кони имели павлиний хвост и хохолок павлина. Нередко птице с всадником придавались черты коня: четыре ноги и опущенный вниз хвост. В некоторых вышивках кони имели хищный вид: поднятая когтистая лапа, процветший хвост, как у льва (барса), а хохолок, как у павы. Птицы изображались с четырьмя когтистыми лапами, из которых одна поднята, как у льва; они также становились хищными, более грозными, как бы стерегущими, охраняющими.

Шею ту несет высоко гоголем,

Гриву ту несет широко полымем,

Уши те несет воску ярого свечей,

Хвост ат несет, путь-дороженьку метет [47, гл. 5].

В вышивке есть изображения крылатого коня с высоко изогнутой шеей, с хвостом и хохолком птицы и вторым, взвившимся вверх хвостом, напоминающим крыло. Конь отмечен звездами, розетками и завитками. Единорог – конь с рогом на лбу – представлен скачущим или стоящим в вертикальном положении, поднявшимся на задние ноги. По легенде, единорог был наделен особой силой, способной поражать злых людей и еретиков.

Встречается мотив сенмурва – полусобаки, полуптицы, иногда совмещавший в себе признаки других животных (крылатый морской пес, тело которого покрыто рыбьей чешуей, или четырехкрылый леопард – симво быстрого завоевания). Образ сенмурва широко представлен в искусстве Востока, а в русской народной вышивке появился гораздо позже (XVI–XVII вв.).

Рис. 3.57. Н. Антипова Русалка-берегиня
Образ кентавра (сказочный персонаж под именем Китовраса, Полкана. Китоврас, или Стрелец) в вышивке встречается редко, преимущественно в городской. Обычно изображали стрельца, натянувшего лук и спускающего стрелу среди извилистых ветвей, листьев и цветов.

Образ русалки, широко распространенный в архитектурной резьбе, является близким для народного понимания. В вышивке представлен в виде женщины с рыбьим хвостом. Сохранился также образ русалки-берегини (рис. 3.57). Сладкоголосые птицы с ликами дев – Сирин и Алконост – начиная с древности, широко встречаются в разных видах русского искусства. В вышивке птица изображалась в пол-оборота с двумя высоко поднятыми длинными крыльями, павлиньим хвостом и нимбом вокруг головы (рис. 3.58). Она обычно сидела на ветке с пышными цветами, фон заполнялся фигурками птиц и животных и буквенным «орнаментом»: «Сие райская птица, называемая Сирин» [34, гл. 5].

Растительный мир занимал видное место в орнаменте русской вышивки XVIII – начала XX в. Мотив Мирового древа, древа жизни, исстари был известен в искусстве Восточной Европы. Дерево составляло центр композиции, к которому обращены животные, птицы; дерево являлось объектом поклонения всадников или всадниц. Дерево обозначало плодородие земли; травы, кусты, цветы называли «волосами земли» [51, с. 136]. Кроме того, мировое древо является своеобразной осью картины мира у многих народов, в том числе и у славян.

Возможны несколько вариантов изображения дерева: дерево заключено в специальную постройку, что подчеркивает его особое значение; дерево заменяло женскую фигуру в сложных композициях или сливалось сфигурой; деревья отмечены ромбами, крестообразными фигурами (выражение одухотворения окружающей природы). Но если в архаических сюжетах местоположение дерева было центральным, то в бытовых (жанровых) сюжетах деревья чаще всего играли роль фона, на котором развертывались события (можно проследить, как меняются представления о мире).

Окружающий растительный мир являлся главной основой в вышивке. Наиболее близкие к природе растительные узоры дает домашняя крестьянская вышивка, в которой можно различить изображения строгих хвойных и «кудрявых» лиственных деревьев (береза, рябина, яблоня, ива и др.).

Завивайся, березонька,

Завивайся, кудрявая!

Мы пришли к тебе, приехали,

С вареницами, со яшницами,

С пирогами, со пшеничными [27, с. 269].

Образ дерева сулит счастье и богатство:

Во поле березонька

Не старится,

Все кужлявится…

Тому жить-быть богато,

Ходить хорошо [27, с. 269].

Рис. 3.58. Н. Антипова Птица Гамаюн
Растительные узоры представлены в вышивке в виде листьев калины, цветов яблони, яблонькой, рябиной, всевозможными цветами, травами и т.д. В песнях трава ласково именуется «травушкой-муравушкой», «шелковой», «зелененькой», а цветы – «цветочками аленькими, лазоревыми». Среди условных, а порой и фантастических цветов вышивки встречаем привычные, излюбленные полевые цветы: василек, колокольчик, мак, незабудка, ромашка [34, гл. 5].

Плоды и ягоды также нашли отражение в узорах. Их названия: «ягодка», «яблоко»; дерево или куст с плодами – «ягодник» и т. д. Мотив виноградной кисти, символ христианства на церковных облачениях, в большей степени связан с ремесленным золотым шитьем, вышивкой и почти не проник в крестьянскую домашнюю вышивку.

Рис. 3.60. Мокошь – богиня земли
Антропоморфные мотивы – лицевые вышивки, включавшие изображения людей, воплощенные в условной геометризованной форме, сохранили представления о далеком прошлом. Это сложные композиции с женской фигурой или деревом в центре, со всадниками или всадницами по сторонам, с разными зооморфными и растительными мотивами. Символическое значение сходно со значением деревянного декора на славянских жилищах, как уже говорилось выше (рис. 3.60).

Одним из центральных сюжетов в русской вышивке, подчеркивающей плодородное женское начало, является трехчастная композиция: в центре – крупная женская фигура, украшенная символами плодородия – птицы, головы коней, ростки и т.д., и солярными знаками [51, с. 480]. В большинстве случаев центром вышивки является женщина, обращенная к небу, поднимающая вверх птиц. Идея «света» (Вселенной) выражена жестами обращения к небу, к «белому свету» и многочисленными солярными знаками. Женскую фигуру в центре композиции обычно считают богиней земли, Великой матерью. Птицы, находящиеся в руках женщины или непосредственно около нее, выражают идею неба, двухголовые кони и птицы – движение Солнца.

Рис. 3.61. Вышивка со стилизованными женщинами. XVIII–XIX вв.
Сюжет женская фигура с всадниками – один из основных в русской вышивке, которая представляет сцену как бы приобщения всадника к животворящей силе женского божества. Женщина, голова которой изображается в виде лучистого ромба, окруженная веточками, птицами и стоящим рядом деревцем, в одной руке держит за повод лошадь всадника, а в другой как бы дарует ему птицу. Розетки-кресты подчеркивают особое значение и женщины, и всадника. Женская фигура и дерево – весьма частый мотив в вышивке и разработан в самых разнообразных вариантах. Л. А. Динцес писал о «символике Матери-Земли (дерева)» и о том, что «богиня Земли… часто замещается близким по значению образом цветущего или плодоносящего дерева, называемого березкой, яблоней или рябинкой» [51, с. 475]. Распространенный мотив вышивки – одиночная женская фигура, которую можно узнать по длинной юбке или широкому платью, одному из видов головного убора, а также по обязательному атрибуту – птицам. Одним из устойчивых элементов архаических сюжетов также является изображение рук с четко выделенными пальцами. Они подчеркивают благословляющий жест и позу моления персонажей (рис. 3.61).

На свадебных девичьих кокошниках можно увидеть композиции с рожаницами и оленями. В них не всегда присутствуют птицы, но «небесность» ситуации подчеркнута тем, что изображения помещены в самой верхней части девичьего убора. Кроме того, сами рожаницы мыслились небесными существами (рис. 3.62).

Изображение мужских фигур характеризуется наличием элементов мужского снаряжения, мужской посадки в седле. Всадник, помимо изображения в композиции, имеет и самостоятельное значение. Кроме всадников в вышивке встречаются и пешие мужские фигуры, ряды стоящих мужских фигур, которые окружены растительностью и держат ветки в руках.

Отражение мифологиив русскойвышивке очень ранних пластов религиозного человеческого мышления объясняется ритуальным характером тех предметов, которые покрывались вышитым узором. Орнамент в женской одежде и постельных принадлежностях (подзоры) связаны большей частью со свадебным ритуалом, насквозь пронизанным магическими заклинаниями, символами и письменными узорами.

Рис. 3. 62. Н. Антипова Рожаница
Русский исследователь В. В. Стасов писал: «Здесь (в вышивке) в огромном количестве примеров можно видеть изображение древнего славянского богослужения (в особенности поклонения деревьям и праздникам русальным)». В. А. Городцов увидел в вышивках и великую мать всего сущего, и солярный культ, и изображение «прибогов» – всадников небесного свода, сопутствующих Великой Богине» – женщине между двумя воинами. Л. А. Динцес отметил: «Антропоморфные фигуры с руками в виде ткацких гребней могут быть изображениями Мокоши, покровительницы прядения и ткачества. Также интересна мысль о крылатой богине весны, стоящей на конях. Восточнославянское божество Берегиня, или Мокошь, считалось покровительницей воды, хозяйства, семейного очага и рукоделия» [51, с. 471–472]. Женская фигура в храме – богиня Мокошь, единственное женское божество. В большинстве случаев Мокошь изображается с полусогнутыми, опущенными вниз руками, что подчеркивает её связь с землей, со средним ярусом мира, в котором обитают люди.

Образ рождающей женщины или женщины-лосихи соответствует литературному понятию «рожаниц», божеств, покровительствующих рождению всего, плодовитости и плодородию, которые соподчинялись Мокоши, они изображались вне ее храмов, обрамляя их с боков и сверху [51, с. 474]. В вышивках также обозначена родственная, генетическая связь двух рожениц, матери и дочери. С середины XIX в. храмы и идолы Мокоши исчезают, но роженицы остаются. Роженица заменяется орлом, что свидетельствует о слиянии культа рожениц с культом Богородицы, начавшемся в XIV в. Изображения рожениц в уменьшенном и упрощенном виде стали элементом заклинательного орнамента.

Мужские фигуры в русской вышивке обычно являются второстепенными. Характерна фигура божественного всадника (солнечный всадник – Даждьбог (рис. 3.63). Бога окружают женщины с солнечными дисками. Два диска подчеркивают движение солнца. Солнечные женщины – утро, полдень и вечер, или полдень – сам всадник, а третья женщина – «подземное солнце» [51, с. 476].

Рис. 3.63. Даждьбог
Архаические сюжеты, дошедшие до нас в памятниках XVIII–XIX вв., прошли длительный путь изменений. Мотивы вышивки переосмысливались в бытовом плане, происходило усиление декоративности за счет нарушения прежнего содержания сюжета, приближение его к реальной действительности. При этом в композицию входили бытовые детали при сохранении основного содержания. Таким образом, в традиционную схему вливалось новое содержание.

В русской вышивке представлена, как почти во всем народном искусстве, календарная обрядность (рис. 3.64). Сходство обрядов и их участников с сюжетами и персонажами вышивки основано на языческой магическо-заклинательной символике плодородия – почитании женского плодоносящего начала, солнца, воды, растительности.

Рис. 3.64 В. Бородаевский На лоне родимой земли 1913 г.
В календарное содержание сюжетов русской вышивки, хотя и условно, можно отнести изображение народного земледельческого месяцеслова в виде кругов (месяцев), затейливо вышитых на полотенцах и передниках по кумачу, которые использовались и в новогодних гаданиях. Месяц зрительно представляет собой нечто вроде свернувшейся в кольцо гусеницы. Внутри «гусеницы» вышита двенадцатилепестковая розетка, соответствующая месяцам года. На внешней стороне «месяца» неравномерно распределены значки: круги с крестами внутри, сердечки, крупные спирали, маленькие петельки. Этими особыми знаками показаны важнейшие даты славянского языческого календаря. Основные праздники земледельческого календаря отмечены кругами – колесами; спирали, петельки, сердцевидные и другие элементы указывают дни посева, уборки урожая, гадания об урожае. «Полотенца с кругами висели прежде вместо календарей. Их берегли, передавали из поколения в поколение» [51, с. 483].

Стержнем осеннего обрядового комплекса является праздник рожениц, приуроченный к церковному дню Рождества Богородицы – 8 сентября. К торжественной рожаничной трапезе следует отнести вышитые фартуки с птицами и целым набором стилизованных рожениц разных видов, чередуемых с птицами и конями, о чем упоминалось [51, с. 480]. К сельскому плодородию осени добавляется плодородие человека (благодарность за урожай и просьба о помощи при родах). Изображение женщины с двумя птицами на вышивке символизировало осенний обряд выпуска на волю пары птиц. По окончании лета, когда начинались посиделки в избах, на полотенцах, предназначенных для празднеств в честь богини-пряхи или для украшения стен во время посиделок, вышивалась «богиня в теремке» – Мокошь. Тема рожениц, помогающих при родах, становится актуальной на зимних святках, так как девушки, вступившие в брак весною, должны были родить своих первенцев примерно около Рождества (26 декабря). Это нашло отражение в вышивках, где внутри христианского храма происходил процесс рождения. К дням зимнего солнцестояния можно приурочить вышивки с двухголовой птицей – «ладьей», символизирующей наиболее долгое пребывание солнца в подземном мире, в «море мрака» [51, с. 482].

В весенней вышивке был образ женщины (олицетворение весны), везущей на коне соху и сеющей семена правой рукой.

Едитъ весна, едитъ

На золотом кони,

В зеленом саяни,

На сохе седючи

Сыру землю аручи,

Правой рукой сеючи [51; 483].

Праздник начала весны – Масленица отражен в русской вышивке образом женщины на коне. В песне из Псковской губернии говорится: «…наша масленица годовая…»; «усе на комонях разъезжаить…»; «чтобы кони были вороные, чтобы слуги были молодые». В весенней вышивке народ выражал идею радости, приветствия, весеннего тепла, света и оживления всей природы. Источник радости связан с небом (солнце, или Белый свет, или олицетворяющее их божество).

Рис. 3.65. Н. Антипова Гадания на Ивана Купала
Со всем весенним комплексом обрядов неразрывно связаны птицы (олицетворение весны, весенний прилет, начало носки яиц, создание птичьих семейств) и яйца (микрокосмос, знак зарождения новой жизни).

Где-ка утка шла – туда рожь густа,

Околотистая,

Да обмокистая.

Куовенька овса опрженулся,

Запрокинулся,

Замекинулся [51, с. 483].

В целом, весенняя вышивка выражала благополучие скоту, мелкому и крупному, птице и посевам. «Пусть здравствует и плодится все живое, пусть растут растения». С семиком и ярилиным днем (4 мая) связана группа девичьих обрядов, объединенная праздником молодой березки. Знак плодородия у ног женской фигуры на вышивке находит отражение в седмицкой песне:

Где девки шли,

Сарафан трясли –

Там рожь густа,

Умолотиста … [51, с. 484].

Важный цикл обрядов связан с «проводами русалок», «яичным заговеньем», «русальным заговеньем» (от 20 мая до середины июня). Проводы русалок, дарительниц влаг полям связаны с конями, маскарадом. Все это согласуется с группой трехчастной вышивки, где есть кони, и мужские фигуры около центральной женской, и знаки плодородия. Народ верил, что солнце в дни Ивана Купала (рис. 3.65) скачет и играет («Солнце при востоке переливается всеми цветами радуги, скачет, погружается в воду и снова появляется» [51, с. 485]). Отсюда обилие солнечных знаков в вышивках этой группы. Внимание к солнцу отразилось в вышивках в виде как бы переливающихся в руках богини и всадников солнечных дисков, конских поводьев с двенадцатью солнцами, огромных знаков солнца на корпусах коней и на головах главных персонажей.

Юрьев день – день первого выгона скота на луга. Он завершал аграрно-магические манипуляции, связанные с заклинанием плодородия. Встреча весны, вспашка под ярь, сев, первый выгон скота – комплекс обрядов, связанных с именами Лады и Лели, который может быть сопоставлен с трехчастной композицией [51, с. 483].

Для летней группы вышивок характерно отсутствие просьб, заклинаний. Основная функция – защита и оберег земли-кормилицы. На вышивках присутствуют маленькие птички, изображаются жеребята, колос – знак плодородия, изобилие солнечных знаков, соответствующих разгару лета, апогею солнечного хода лета в момент летнего солнцестояния. На многих вышивках головы животных представляют собой солнечные диски. Характерный солнечный знак – круг с крестом внутри – очень часто изображается в руках всех персонажей. Идея солнечного диска, как бы передаваемого из рук в руки, сочетается с древней земледельческой идеограммой засеянного поля. Иногда головы фигур заменяли знаки плодородия – ромбо-точечная композиция [51, с. 483]. Обилие солнечных знаков, идеограмма созревающего поля, конского и птичьего молодняка, является символом летнего солнцестояния, жест богини, указывающий на плодоносящую землю – все это связывает вышивки данного типа с циклом летних языческих празднеств. На вышивках этой группы встречаются кони − «ладьи», которые символизируют летнюю кульминацию солнечного пути, в противовес птицам-«ладьям», олицетворявшим зимнюю фазу.

При всем сходстве образов обрядов с мотивами орнамента вышивки между ними есть немалые различия. В вышивке четко выражена подчиненность всех персонажей центральной фигуре, от которой зависит расположение других фигур, которым она покровительствует, оберегает, приносит благо, дарует птицу – символ тепла и света – или растение. Русские календарные праздники отражают более древнее представление людей об окружающем мире и о божествах.

Итак, большинство сюжетов вышивки соотносится с обрядами, причем довольно четко различима их календарная направленность. Вышивки, как сугубо девичье и женское рукоделие, почти не отразили образы мужских божеств славянского пантеона, поскольку женщина – начало рода («Пусть все рождается!»). В вышивке выражены пожелания благополучия и благоденствия не только людям, но и всему живому.

Что касается цветового решения вышивки, то оно отражало не только настроение вышивальщицы, но и несло определенную смысловую нагрузку. Самыми распространенными цветами были белый, черный и красный. Белый цвет символизировал свет, чистоту и непорочность, черный – траур, скорбь, покой, постоянство. Естественно, самым употребляемым был красный (оранжевый, алый, червонный, бардовый, малиновый, вишневый, червчатый, черемный, смородовый, маковый, брусничный, кирпичный и другие – всего до 33 оттенков) цвет. Слово «красный» в русском языке означало красивый, прекрасный, лучший. Потому и придавалось этому цвету особое значение. Это цвет солнца, здоровья и красоты, утверждение самой жизни, цвет плодородия и власти. Он обладает чудесными свойствами.

Вышивка неразрывно связана с социальной средой. Разнообразные сюжеты вышивки рисуют нам быт славян, их представления о картине мира, о культах. Стоит отметить, что состав узоров вышивки, их композиция, расцветка различались в зависимости от того, кому предназначались предметы – мужчине или женщине, отмечалось их социальное и семейное положение, возраст. Поскольку вышивка была индивидуальной, зависела от социальной среды, поэтому в быту, как сельском, так и городском, она имела широкое и самое разнообразное применение. Крестьянская вышивка представляет особую ценность, так как в ней сформировались художественные стилевые особенности, не утратившие ценности и в наши дни. В своей работе вышивальщицы представляли идеальное хозяйство, приятную жизнь, что служило добрым пожеланием на будущее.

Эпоха петровских преобразований, внесшая изменения в общественный и бытовой уклад, оказала существенное влияние на народное искусство, в которое наряду с древними, стойко сохранившимися традиционными элементами, интенсивно включаются новые черты, в частности, усиливается значение сюжетов бытового содержания. В сюжетах представлен быт разных социальных слоев общества (придворный быт второй половины XVIII в., придворные празднества с фейерверком или балы-маскарады, усадебный быт). Сцены развертываются на фоне архитектурных сооружений («белокаменное палатье» часто является центром) и парковых пейзажей. Изображают они дам и кавалеров, прогулки в экипажах, катанье на лодках и парусных судах, сцены охоты и т. д.

Сюжет на вышивках развивался в повествовательном плане. В нем последовательно рассказывалось о судьбе героя. Например, сначала изображен пастух, пасущий коров, затем он – всадник-богатырь, и, наконец, он же изображен во дворце со своей нареченной [34, гл. 5]. Вышивальщицы могли черпать образы с лубочных изображений героев сказок, переводных рыцарских романов. Вместе с тем изображались и реальные животные и птицы (плавающие в пруду лебеди, летящие голубки, орлы и разнообразные домашние и дикие животные). Центральная фигура сюжетов вышивок на полотенце – человек: стоящие и сидящие барыни, куклы, солдаты, а также люди в танцующих позах. Вышивальщицы пытались выделить особенности каждого персонажа, обрисовать веяния моды своего времени.

В народной вышивке в изображении быта привилегированных классов существовала характерная особенность: с одной стороны, этот класс представлялся как некий идеал богатой, приятной жизни, с другой – видно несколько ироническое отношение к дворянскому и богатому городскому быту.

Один из наиболее распространенных сюжетов – свадьба. Для этого предназначались, главным образом, подзоры − убранства постели молодых. Со свадебной поездкой часто связывался мотив кареты.

Уж как по мосту – мосту,

Карета стучала,

Золотая бренчала,

Что в той во карете,

Во той золоченой

Ехала Поликсена,

Ехала Викторовна [34, гл. 5].

В городском ремесле были свои традиции, создавался свой стиль вышивки, сюжеты ее отличались от крестьянской. Вышивка, бытовавшая среди господствующих классов, отражала общеевропейское направление моды и подчинялась художественным стилям. В городе мастерицы-вышивальщицы чаще всего работали по определенному социальному заказу.

Оказало влияние на вышивку и занятие промыслами, формирование ремесленной прослойки и рабочего класса в некоторых промышленных центрах. Ремесленное производство XVIII – первой половины XIX в. характеризуется проникновением в него капиталистических элементов, а пореформенное время отличается интенсивным ростом мелких кустарных промыслов, расширением рыночных связей и усилением их капитализации.

Большим мастерством и особой изысканностью отличалась монастырская вышивка, главным образом это шитье золотом. Вышивали пелены и покровы, украшавшие храмы, облачения духовенства, стяги и хоругви для военных походов, а также царскую, княжескую и боярскую одежду. Это придавало пышность церковным богослужениям, торжественным царским выходам и выходам духовенства, отличало одежду знати от одежды трудового народа. Шитье для церковного обихода на религиозные сюжеты, так называемое лицевое шитье, включало и орнаментальные мотивы. Исследователи средневекового русского шитья усматривают в них глубокую связь с народным художественным творчеством, объясняя это тем, что непосредственными творцами были представительницы народа – простые русские женщины. Применение золотого шитья «по карте» (с подкладкой бересты или картона) делало узор рельефным, создавало игру светотени и эффектно сочеталось с очень насыщенным цветовым фоном. Золотая вышивка была сосредоточена не только при монастырях, золотым шитьем занимались также городские и сельские ремесленницы (рис. 3.66). Например, производство золотошвейных платков, косынок и др. Известно шитье платков в селах Городец, Лысково, в городе Арзамасе Нижегородской губернии.

Роль вышивки в жизни народадостаточно велика, и ей принадлежит особое место в ряду других видов национального искусства. В ее орнаменте отражены представления многих тысяч поколений о природе, мире и жизни. Каждый стежок – это образ, в который заложен глубочайший смысл, в котором, возможно, скрыта тайна о счастливой жизни. Вышивка возникла из желания народа приукрасить окружающую среду, сделать жизнь интереснее, а так же уберечь своих родных и близких от разных бед.

Рис. 3.66. А. Макунайте Освободитель Солнца. 1960 г.
Верили, что только добрым женским рукам, не державшим оружия, можно доверить изготовление одежды, защищавшей человека от холода. Почти всю одежду люди украшали вышивкой. Полосы орнамента располагали по подолу, краям рукавов, на оплечьях, по вороту вдоль разреза на груди. Такая «система охранительных рубежей» защищала жизненно важные части тела от злых духов [28, с. 27]. Таким образом, вышивка выполнялась не просто как украшение, но и как оберег от зла. Она должна была нести человеку добро и важную информацию о мироздании. Проникая в духовную и материальную жизнь народа, вышивка ярче и многограннее выразила художественную культуру старого крестьянского быта. В вышивке воплотились природный талант, вкус, мастерство народа.

Городская и сельская вышивка неразрывно связана с народным художественным творчеством, имеет с ним одни истоки. Но в деревенском быту вышивка сохранила свои первоначальные особенности, связь с традициями и обрядами, а в городе развивалась согласно политическому, экономическому, социальному и культурному строю. Русская народная вышивка воспроизводит все этапы народной художественной изобразительной культуры, начиная от мотивов глубокой древности до современности. Являясь продуктом домашнего художественного искусства, рассчитанного не на продажу, а на личные нужды, вышивка более всего отвечала эстетическим запросам человека в далеком прошлом. В. С. Воронов писал: «В иконографии бытовой вышивки оледенели и кристаллизовались те источники, которые уже много веков не питают живой водой изменившийся народный быт» [5, с. 34]. Полотняный фольклор сохранил в механической передаче то, что уже выветрилось из памяти людей. В этом состоит величайшая ценность вышивки.

Вопросы и задания для самоконтроля

Задание 1. Прочитав нижеприведенные отрывки из сказок мира, определите,в какой эпохе, в какой стране появилась эта сказка, а также значение символов в особенностях костюма героя. Ответы расположите в табл. 3.1.

1. О, владыка, султан! Мой сын Алладин шлет тебе в подарок эти камни и просит тебя отдать ему в жены твою дочь, царевну Будур.

2. К нему обращаются: «Государь, вот кролик из лесов маркиза де Карабаса. Мой господин приказал мне преподнести вам этот скромный подарок».

3. На все царство налегла кручина великая; видит мышиный царь, что в народе его недочет оказывается, что много подданных злой смерти предано; вылез из норы и взмолился перед Журкою и Ваською: «Бью челом вам, сильно могучие богатыри! Сжальтесь над моим народишком, не губите до конца, лучше скажите, что вам надобно? Что смогу, все для вас сделаю».

4. В старину, далекую старину, жил один юноша по имени Санта. Никто во всей Японии не умел лучше его играть на флейте. Заиграет веселую песню – каждый в пляс пустится. Но Санта был так беден, что ни одна девушка за него замуж не шла. Вдруг, откуда ни возьмись, выплыло белое-белое облако. Летит по небу, а Санта глаз с него не спускает. Остановилось облако над домом Санты и плавно-плавно спустилось вниз. Сошла с облака девушка невиданной красоты. «Я здесь по приказу моего отца, – говорит она голосом звонким, как флейта. – Если хочешь, буду твоей женой». Дошел этот слух и до ушей князя – правителя острова. Говорит князь флейтисту:

− Эй, флейтист! Молва идет про твою жену, что уж очень она собой хороша. Отдай мне ее в служанки.

− Нет, князь, хоть убей меня, а я с моей женой не расстанусь.

И приказал князь юноше по имени Санта: «Свей из пепла веревку и завяжи в виде бабочки. А сроку я тебе даю до завтрашнего утра».

5. «Возьмите вот этот шелк и за единый час сделайте мне ковер, да такой чудный, какого в целом свете не видано; а на ковре бы все королевство было вышито и с городами, и с деревнями, и с реками, и с озерами».

6. В сундуке мать хранила все свои драгоценности. Там лежали наряды, которые она носила еще в молодости, − широченные юбки из домотканого крестьянского сукна, расшитые цветным бисером лифы, белые как снег, накрахмаленные чепцы, серебряные пряжки и цепочки. Мать никому не позволяла открывать без нее сундук, а Нильса и близко к нему не подпускала.

7. За тремя горами, за тремя лесами, над быстрой речкой польский замок стоял. И в замке том богатый и знатный рыцарь жил – гроза всех врагов. Простился рыцарь с любимой женой и на долгую войну отправился. Полгода спит он в седле, одной рукой ложку с похлебкой ко рту несет, другую на рукояти меча держит. Смотрит – колодец внизу! До краев водой полон, а поверху золотой ковшик плавает. Снял с головы шлем и над срубом наклонился. А кудри по плечам рассыпались и в воду упали. Пьет рыцарь, пьет, никак не напьется. Наконец утолил жажду и чует: возвращается к нему прежняя сила. Теперь дружину позвать надо.

Таблица 3.1

Эпоха Государство Персоналии Значение цвета, символов Особенности костюма
         
         

Задание 2. Важной деталью женского русского костюма по праву можно считать головной убор – платок. Перечислите функции, которые он выполняет. Сравните предназначение платка на Руси и на Востоке. Каково было отношение к женщине, которая по какой-либо причине (уронила, потеряла и др.) лишилась платка?

Задание 3. В XVII–XVIII вв. в России по одежде можно было определить, к какому сословию принадлежит человек.

Согласитесь или опровергните данное утверждение, обоснуйте свой ответ, приведите примеры.

Задание 4. Большого мастерства на Руси достигли ювелиры. Им были подвластны самые сложные ювелирные техники – литье, чеканка, зернь, филигрань, разные виды эмали, чернь, резьба, гравировка. Определите, какие из них описаны в приведенных в текстах.

1. Стекло толкли в порошок, добавляли немного воды. Получившуюся пастообразную массу наносили на металлическое изделие и три-четыре раза обжигали в печи. Она плавилась и прочно соединялась с металлом. Затем ее полировали до блеска. По яркости цветов, игре света она напоминала мозаику. О мастерстве ювелиров можно судить по тому, что на миниатюрных лицах святых зрачок и глазное яблоко выполнены разным цветом.

2. Изделия, выполненные в этой технике, напоминают кружево, сплетенное из металла. Узор из тонкой золотой или серебряной проволоки, скрученной (скатанной) из двух нитей, мог украшать любой предмет.

3. Эта техника была известна с античных времен. На металле вырезали рисунок. Затем изделие сплошь покрывали сплавом сернистого серебра, серы и других компонентов. После обжига в печи этот сплав прочно схватывался с металлической основой, мастеру оставалось только спилить лишнее, не попавшее в углубление рисунка.

Задание 5. Приведите значение цветосимволического кода в р





Дата публикования: 2015-01-23; Прочитано: 985 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.048 с)...