Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Семантика древнерусского костюма



(текст мультимедийного фильма)

Мир для древних славян представлял собой некую целостную живую систему, загадочную и таинственную. Человек, ощущая себя частью этого мира, вместе с тем понимал, что для гармоничного бытования ему необходимо соблюдать множество правил. Кроме того, для славян мир был населен разного рода существами, как хорошими, так и плохими (явиями, навиями). Поэтому вся жизнь славян строится на попытке слияния с этим миром, что находит отражение как в декоре жилища, так и костюма. Славяне наделяли все вещи особым смыслом, а уж те, с которыми приходилось непосредственно контактировать, должны были ограждать их от неудач и сглаза. Одежда и украшения никогда не были для древних славян просто
Рис. 3.35. Подвенечный наряд XIX в.
совокупностью предметов, в которые облекают тело. Каждая деталь костюма имела особый семантический смысл, который сла-вяне вкладывали в зависимости от ее назначения и принадлежности (рис. 3.35).

В одежде славян были широко распространены два цвета – белый и красный, представлены они были во всех своих оттенках, так как это были цвета Солнца: белый – «белый свет», ясный свет Солнца; красный – тепло, жар, огонь, даруемые Солнцем. Допускались также синие, голубые и зеленые краски, как цвета воды и леса, но белый и красный преобладали.

Древнейшей и самой распространённой одеждой славян была рубаха. Название происходит от корня «руб» – кусок, отрез, обрывок ткани. Первоначально она представляла собой кусок ткани, перегнутый пополам, посередине которого делалось отверстие для головы, скреплённый поясом. Мужская рубаха была немного короче женской (рис. 3.36).

Рис. 3.36 Мужская и женская крестьянская рубаха
Рубаха шилась с магическими предосторожностями, ведь она должна была не только согревать, но и отгонять силы зла, удерживать душу в теле. Все отверстия, имевшиеся в рубахе, оформлялись вышивкой, служившей оберегом (рис. 3.39). Естественно, что в вышивке изображались священные и магические символы. Неотъемлемая часть мужского костюма – штаны и ремень, причем особое значение уделялось ремню шириной 1.5–2.0 см, который имел металлическую пряжку и наконечник. Ремень был тотемом охотников, так как полоски кожи для ремня выделывались из шкур убитого, но еще не испустившего дух, зверя (рис. 3.37).

Рис. 3.37. Русский костюм IX–XII вв.
Поневы (юбку) украшали вышивкой, характер которой указывал на возраст женщины – самые нарядные носили девушки, пожилые женщины ограничивались плоской тесьмой по подолу. Удивительно, но в узоре поневы прочитывалась вся жизнь женщины: каждое событие отмечалось особым ор-наментом.

Поневный комплекс до-полнялся головным убором. В нем был представлен небесный свод, так как глава – голова была венцом тела, как небо – венцом мира. На восточнославянском головном уборе изображались солнце и мировое дерево, устремляющиеся к полету птицы. Да и названия имели «птичий» характер: кокошник от слова кокош – петушок; кика, кичка – уточка, сорока (рис. 3.38).

Рис. 3.38. Костюм новобрачной
Детская одежда также имела свои особенности. Ее обычно шили из старой одежды родителей. Считалось, что она впитала в себя родительскую энергию и силу и убережет ребенка от несчастий. Девочке одежду шили из материнской, а мальчику – из отцовской одежды. Таким образом, предрешалось правильное развитие ребенка в зависимости от пола – девочке передавалась сила материнства, мальчику – мужская сила.

Детская одежда древних славян была одинакова для девочек и для мальчиков и состояла из одной длинной, до пят, полотняной рубахи (рис. 3.39). Право на «взрослую» одежду дети получали только после обрядов инициации. «Взрослой» одежда считалась не только по крою, но и по вышивке. Древние славяне выработали целую цветосимволическую и знаковосимволическую систему вышивки, поэтому буквально каждая линия имела свой смысл и наносилась в зависимости от назначения вещи. Обережная вышивка детской одежды имела свою символику, древесные орнаменты, символы земли, рода – являлись охранительными символами для девочки;
Рис. 3.39. Детская рубаха
изображения тотемных животных, символы огня и другие символы солнца – для мальчика.

Для взрослой одежды вышивка была более сложной и различной по цвету. Все имело свое значение: линии, знаки, цвета и фигуры животных.

Цвета одежды олицетворяли следующее:

v белый – свет, чистота и священность и в то же время – смерть, траур;

v красный – огонь, кровь (жизненная сила);

v зелёный – растительность, жизнь;

v черный – земля;

v золотой – солнце, жизненная энергия;

v синий – небо, вода;

v сине-фиолетовая гамма – сокровенные знания.

Мистическое значение имели линии и простые геометрические формы. Прямая горизонтальная линия обозначала землю, вертикальная косая – дождь. Крестом обозначались огонь или солнце. Квадрат (или ромб), поделенный крестом на четыре части – знаки земли и плодородия. Колокрест (крест в круге) – знак солнца – преграда и отвращение зла. Дерево – чаще всего елочка – символ долгой жизни, плодородия и мироздания. Спираль – символ мудрости. Живые существа:

v волк – знак Ярила;

v ворон – знак мудрости и смерти, знак Велеса;

v змей – знак Земли, мудрости, Велеса;

v конь – знак Солнца, солнечных богов;

v лебедь – знак Мары, смерти, зимы;

v медведь – знак Велеса;

v петух – знак огня, Агуни;

v богиня Мокошь изображалась в виде женщины с поднятыми ладоня-

ми;

v богиня Лада – женщина с опущенными ладонями.

Те же знаки и символы использовались и для создания оберегов и украшений (рис. 3.40). Украшения же были не просто «безделушками», а имели охранительную функцию.

Во-первых, каждый цвет предназначался для защиты одной из семи чакр человека:

v красный – для чакры в районе копчика, отвечающей за мочеполовую систему, опорно-двигательный аппарат;

v оранжевый – для чакры, отвечающей за половую энергию и почки;

v желтый – для чакры центра, отвечающей за жизненную энергию;

v зеленый – для сердечной чакры, которая контролирует деятельность сердца, отвечает за эмоции;

v голубой – для горловой чакры, ответственной за горло, творческий потенциал человека;

v
Рис. 3.40. Подвески-обереги. XII в.
синий – для чакры, ответственной за интеллектуальные способности;

v фиолетовый – для чакры, связующей с Высшими силами, с Богом.

Во-вторых, каждое украшение имело свою функцию, будь то шейные гривны, ожерелья или бусы. Славяне считали их надежной преградой, способной помешать душе покинуть тело. С целью защиты от сглаза носили серьги и кисти – «ушники» − украшения, спускавшиеся на уши женщины. На украшениях из металла очень часто встречается знак, напоминающий современную букву «Ж». Это не что иное, как священная руна «Жива», названная так по имени богини Живы и означающая жизнь человека на земле, магический смысл которой – долголетие.

Рис. 3.41. Девочка, девушка, женщина
Таким образом, в древнерусском костюме заключена вся мудрость древних славян, которая была хранима предками и передавалась из поколения в поколение (рис. 3.41).

3.3. Символическое своеобразие





Дата публикования: 2015-01-23; Прочитано: 550 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...