Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Творческая деятельность журналиста: конфликт личного и общественного интересов



Журналистика, будучи одной из специализированных областей соци­альной практики, порождает постоянные потребности в профессиональ­ных кадрах. Кроме общепрофессиональных качеств журналист ценится за уникальные, только ему присущие особенности. Мир личности журналиста-профессионала складывается в соответствии с объективными требованиями его профессии. Если попытаться в сводном виде при строгом разграничении особых областей описать мир личности журналиста, то в качестве «ядра» лично­сти как главные следует выделить мировоззренческие, социально-поли­тические позиции, соседствующие и взаимодействующие со сферой про­фессиональных склонностей, реализовать которые можно при наличии определенного рода и уровня способностей. «Внешний» слой, как бы скрепляющий весь мир личности журналиста, составляет область ответст­венности за профессионально-творческую самореализацию, за самосо­вершенствование и развитие личности, за самоотдачу в служении обще­ству. Схематически мир личности журналиста можно представить следующим образом:

Ответственность требует знаний в области права и этики, а опыт - осмысления с помощью теории. И как бы велики ни были склонности, реализоваться они могут, только будучи обеспеченными знанием и опытом. Иначе говоря, журна­лист может «состояться» только при условии, если претендующий на эту роль человек обладает всеми названными. Ведь отсутствие или слабое развитие таких качеств, как, например, ответственность или способности, блокирует проявление других качеств. Нельзя назвать журналистом человека, который не считает себя ответственным перед аудиторией за удовлетво­рение ее нужд, не считает себя обязанным «работать на нее», пренебре­гает этическими и правовыми нормами, если его знания, опыт и личност­ные свойства, вполне развитые для выполнения профессиональных обязанностей, «накладываются» на неразвитость социальной позиции или, более того, на политическую беспринципность.

Таким образом, в теории надо видеть единство этих качеств журналиста, а на практике - стремиться к максимально гармоничному их развитию. Так, доктринеров формирует жест­ко заданная, негибкая социальная позиция, почвой для которой являются слабые творческие способности, недостаток интеллекта, отсутствие смелости, слепая вера в однажды усвоенные идеи. А позиция журналистов-при­способленцев характеризуется слишком легким отношением к тому, что называется принципами, циничным отношением идеалам и ценностям, желанием услужить очередному «хо­зяину».

Творческих индивидуальностей, в которых более или менее сбалансированно проявляется вся совокупность необходимых качеств, может быть множество типов, в каждой отдельной творческой личности эта гармония нова и своеобразна. Редакция тогда представляет собой подлинный коллектив, когда его отдельные чле­ны как оркестранты ведут свои особые «партии» на своих различных «ин­струментах» и под руководством редактора-дирижера создают «симфо­нию» номера или выпуска. Один может и хочет работать «с колес», максимально быстро готовить материалы «в но­мер», другой предпочитает основательную работу над крупными, развер­нутыми материалами и потому выступает реже.

Склонности являются как бы «запускающим механизмом» при форми­ровании журналиста. При этом чрезвычайно важную роль играют мотивации, внутренние «объясне­ния» склонностей. Условно можно выделить две группы мотивов - «для себя» и «для обще­ства». Первая проявляется в стремлении реализовать свои творческие спо­собности, найти способ самореализации. Мотивы служения обществу в этой трудной, а порой и опасной профессии для настоящего журнали­ста являются доминирующими. Отсюда - прямая связь между мотивами и объективной ролью журналистики в обществе и способами ее реализации. При этом в рамках доминирующих мо­тивов «для общества» субординация конкретных стремлений (желание быть прежде всего «ловцом новостей», «разгребателем грязи», добиться конкретно-практических организационных результатов и т.д.) может быть разной в зависимости от индивидуальных особенностей журналис­та и, конечно, от нужд редакций. Последняя причина иногда заставляет «наступать на горло собственной песне» - ведь журналисту надо вести свою «партию» в рамках деятельности «оркестра» редакции.

Социально-мировоз­зренческая позиция определяет содержательный смысл деятельности, характер понимания журналистом действительности, его представление о «желаемом будущем», путях движения к нему и средствах достижения идеала. Разумеется, ответственность журналиста за выбор вы­сока - ведь ни ему, если он стремится действительно способствовать со­циальному прогрессу, ни журналистским коллективам, ни аудитории не безразлично, каких взглядов он придерживается, на какие цели направ­лены его склонности и способности.

Социально-мировоззренческая устойчивость - это прин­ципиальность журналиста, реализуемая открыто или латентно, «в подтек­сте». Выработка твердой позиции требует неустанной рабо­ты над собой: «ядро» личности профессионала состоит не из раз и на­всегда сложившихся качеств - они должны постоянно развиваться. Журналист должен быть осмотрительным в суждениях, открытым для поправок и дополнений, уметь выдвигать и обсуждать спорные вопросы и оценки, сохраняя при этом самокритичность и имея смелость отказаться от не выдержавших проверки идей.

В практической деятельности, основанной как на непосредственном личном опыте, так и на опыте, опосредованном знанием, проявляется ме­ра ответственности журналиста перед собой, редакцией, корпорацией журналистов, всем обществом, описываемая системой деонтологических принципов и норм. Деонтология (греч. deon «должное» + logos «учение») - система представлений, характеризующая профессиональный долг жур­налиста по всему спектру его свойств, проявляющихся в творческой деятельности. Нет ничего такого в облике журналиста, что не требует деонтологического анализа и принятия решений. Даже такие «мелочи», как манера оде­ваться, говорить, общаться с окружающими и т.д., поскольку они отража­ются на характере и мере выполнения профессионального долга, требуют деонтологической самооценки и в необходимых случаях «исправления».

Для журналистики и журналиста ответственность носит как объектив­ный, так и субъективный характер. С объективной стороны - это совокуп­ность требований, которые следует реализовать в соответствии с общест­венно-исторической необходимостью, с независящими от воли человека законами действительности; с субъективной - это понимание и готов­ность принять на себя журналистикой и журналистом совокупность обя­занностей, предписываемых законодательством, этическими кодексами, программами партий, в которых журналист состоит, направлением и ин­формационной политикой СМИ, сотрудником которого он является.

Результаты деятельности подлежат об­щественному суду: нарушение законодательства - судебному разбира­тельству, неэтичное поведение - «суду чести», отступление от программных требований или направления СМИ - обсуждению в кругу коллег. Конфликт между чувством долга и реальным поведением порождает у частного журналиста самоосужде­ние, внутренний разлад, результатом чего является либо возвращение на стезю ответственного поведения, либо движение во пути наименьшего сопротивления, ведущему к поведению «по обстоятельствам».

Стоит помнить правило медиков: «Primum non nocere» («Прежде всего не вреди»).





Дата публикования: 2015-01-25; Прочитано: 995 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...