Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Билет 15Вопрос 2 Честь и достоинство



Категории Честь и Достоинство отражают моральную ценность личности и представляют собой общественную и индивидуальную оценку нравственных качеств и поступков человека. Близкие по значению, они, однако, имеют важные смысловые различия.Честь как моральный феномен есть внешнее общественное признание поступков человека, его заслуг, проявляющееся в почитании, авторитете, славе. Поэтому чувство чести, внутренне присущее личности, связано со стремлением добиться высокой оценки со стороны окружающих, похвалы, известности. Достоинство – это, во-первых, внутренняя уверенность в собственной ценности, чувство самоуважения, проявляющаяся в сопротивлении любым попыткам посягнуть на свою индивидуальность и независимость. И, во-вторых, достоинство человека должно получить общественное признание. Общественное одобрение приходит к человеку со стороны его социального окружения, поэтому честь воздается ему в соответствии с оценкой, которую получают качества человека как представителя той или иной социальной группы. достоинства более универсально, оно подчеркивает значимость личности как представителя человеческого рода. Чувство чести вызывает желание возвыситься в той социальной группе, от которой добиваешься почестей. Чувство же собственного достоинства основано на признании принципиального морального равенства с другими людьми.Понятия чести и достоинства есть исторические корни. Чувство чести возникает в тех общественных укладах, где существуют строго фиксированные социальные различия, и общество напрямую заинтересовано в их сохранении. В архаической культуре «чужой» оценивался заведомо отрицательно, принадлежность же к «своим» давала человеку право добиваться высокого статуса в среде соплеменников. Не равенство, а иерархия считалась основным принципом организации человеческого общества, поэтому в древнем мире доминирующим оказывается понятие чести как возвышение в «своей» среде. Чем более жесткие формы имеет ранговая структура общества, чем выше и прочнее барьеры, отделяющие одно сословие или слой от другого, тем большую роль в его нравах играет честь.Своего максимального расцвета честь достигает в феодализме. Самыми характерными культурно-историческими феноменами чести можно считать рыцарство в западноевропейском Средневековье, русское дворянство, сословие самураев в Японии и т.п. В полных своих формах честь включает в себя посвящение и другие символические процедуры.Понятие гражданского достоинства зарождается в античную эпоху, сопровождавшуюся образованием государств. Однако оно не связывается с индивидуальной самобытностью личности. Ценность человека определяется исключительно его принадлежностью к государству. Причем понятие достоинства относилось только к свободным гражданам. Раб не считался человеком и поэтому не имел ни человеческого, ни гражданского достоинства.Новое время, сохраняя социальный смысл чести и достоинства, наполняет их, в отличие от Средневековья, личностным содержанием: все больше в их основу кладется не социальный статус, а индивидуальное самосознание личности, приводящее к появлению и развитию чувства собственного достоинства и чести. Идея равенства людей от природы стала основой представлений о том, что любой человек, в силу принадлежности к человеческому роду, обладает неким абстрактным достоинством человека как такового. Достоинство понимается как неотъемлемый атрибут человека, не требующий дополнительного признания со стороны общества. Подобное представление о достоинстве закрепляется в концепции прав человека, принадлежащих каждому независимо от его расы, пола, возраста, социального положения. Новое и Новейшее время все больше связывает понятия Чести и Достоинства с успехом: материальным достатком, престижем, положением в обществе, властью.

Билет №15 вопрос 3.Самобытное и профессиональное искусство.

В первобытном обществе художники создавали произведения искусства параллельно с трудовой деятельностью, например охотой, скотоводством и т. д. Первобытное искусство отражало самое, важное в то время для жизни человека — животных, на которых люди охотились, людей (например, первобытные «венеры», процесс охоты и т. д. Возникновение классового общества приводит к появлению профессиональных художников, к отделению художественного творчества от производственной, трудовой деятельности. Представители же народа — сказители, скоморохи, безымянные художники (скульпторы, музыканты и т. д.) — создавали произведения искусства, составившие фольклорное искусство. Историческое развитие искусства в классовом обществе предстало как развитие профессионального и самодеятельного искусства. Самодеятельное искусство было искусством народа, оно выражало чаяния народа и было предназначено для народа. Но и профессиональное прогрессивное искусство по своему значению является народным, хотя оно веками оставалось недоступным огромным массам трудящихся, лишенных образования, грамотности, условий для общения с этим искусством. Проявляется народность в прогрессивном искусстве весьма разнообразно. Народным искусство является в силу своего общественного назначения — оно возникло как важнейшее средство выражения духовного мира людей, передачи из поколения в поколение положительных, общечеловеческих чувств, идеалов и должно поэтому способствовать развитию народа, объединять чувства, мысли и волю масс, поднимать их на борьбу. Соответствие художественной формы демократическому содержанию также очень важная характеристика народности в искусстве. Народность искусства проявляется и в том, что оно отражает жизнь народа, проникает в самую толщу жизни народных масс, выражает их интересы, их психологию, общественные, в том числе и эстетические, идеалы, передает национальную самобытность, неповторимость каждого народа. Искусство отражает жизнь общества, в том числе и эксплуататорских классов, с позиций прогрессивных групп и классов общества, «глазами» самого народа, его лучших представителей. А это порождает интернациональный характер прогрессивного, особенно социалистического, искусства. Для прогрессивного профессионального искусства характерны также связь с художественным творчеством народных масс, развитие традиций самодеятельного искусства. Искусство народных масс обогащает профессиональное искусство. Народность искусства в классовом обществе неразрывно связана с его классовым характером. Искусство несет людям идеологию не в виде политических программ партий или философских, экономических и других теорий, а в художественных образах. При этом выражение тех или иных сторон идеологии" в различных видах искусств имеет свою специфику. Например, архитектура, живопись, скульптура, танец музыка не могут излагать идеи, взгляды, классовые интересы в словесном выражении, тем не менее, и эти виды искусства несут людям идеологическую оценку действительности. Литература же способна более широко и глубоко изобразить различные стороны жизни общества. В классовом обществе искусство отражает действительность, жизнь общества с позиций определенных социальных групп, выражает их общественную психологию и идеологию в художественных образах. Художник, как уже говорилось, выражает свою оценку действительности, свое отношение к жизни через определенную «точку зрения», например через безымянного повествователя или персонажа литературного произведения. В произведении искусства художник передает специфику восприятия, понимания и оценки действительности, отраженной в художественных образах, определенной группой, классом общества, «глазами» которого художник оценивает действительность.




Дата публикования: 2015-01-25; Прочитано: 331 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...