Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Билет 7 вопрос 1



Человеческое общество представляет собой часть природы. В организме каждого человека протекают природные химические, биологические и другие процессы. Роль природы в жизни общества всегда была значительной, ибо она выступает в качестве естественной основы его существования, развития. Многие потребности люди удовлетворяют за счет природы, прежде всего внешней природной среды. Происходит так называемый обмен веществ между человеком, природой- необходимое условие существования человека, общества. Развитие любого общества, всего человечества включено в процесс развития природы, в постоянное в постоянное взаимодействие с ней, в конечном счете- в существование вселенной. Понятие природы охватывает все многообразие явлений, предметов, начиная с элементарных частиц представляющих микромир, кончая поражающими своими пространственными масштабами космическими объектами. Таким образом, понятие «природа» охватывает все существующее, всю вселенную. В философии под природой понимается вся совокупность естественных условий существований человека, общества. Живая природа-базис, без которого не было бы ни человека, происшедшего от животных предков, ни общества, которое пришло на смену. Сохранение не малого ряда параметров, характеризующих природу нашей планеты, в строго определенных границах выступает в качестве необходимого условия существования живой природы человека. Общество есть продолжение природы, ибо оно строится человеком, который в конечном счете сам есть продукт природы, ее часть, а главное- общество строится из материала природы в соответствии с ее законами. Природа бывает неживой и живой. Уровни организации неживой природы: Вакуум, элементарные частица, атомы, молекулы, макротела, планеты, звезды, галактики, системы галактик. Уровни организации живой природы; доклеточный (нуклеиновые кислоты, белки), клетки, многоклеточные организмы, популяции (особи одного вида), биоценозы (совокупность всего живого на данном участке суши или водоема)

Билет №7

Вопрос №2 Иудейская этика

ИУДЕЙСКАЯ ЭТИКА – совокупность представлений иудаизма о нравственном поведении человека на основе ценностей Священного Писания, как Письменного {Танах), так и Устного {Талмуд). Вопросы нравственности являются стержневыми в иудаизме, поскольку, как сказано в Писании, человек был создан по образу и подобию Бога и, следовательно, должен в своей деятельности быть подобным ему. Это должно выражаться в следовании божественному нравственному закону и постоянном стремлении к добру. Согласно традиции, для распространения этой идеи среди всего человечества Бог заключил с патриархом Авраамом и его потомством особый союз. В более конкретной и полной форме этот союз был закреплен дарованием десяти заповедей всем сынам Израиля на горе Синай. Причем подчеркивается, что свидетелем акта дарования были не только Моисей и другие вожди, но весь народ полностью. Провозглашенная богоизбранность иудеев, через которых Бог дал миру универсальный закон справедливости и нравственности, понимается лишь в религиозном смысле. Сочетание национального и универсального нашло свое отражение и в самом тексте заповедей. Национальное отражено в первой заповеди, гласящей: «Я Бог твой, который вывел тебя из Земли Египетской». Последующие предписания – монотеизм, почитание родителей, уважение чужой собственности, жизни другого человека, порицание разврата, злословия и жадности – носят универсальный характер. Еще более подчеркивается универсальность Синайского Откровения заповедью почитания субботы, причем субботний отдых распространяется на иудеев, их слут-неиудеев и даже на домашний скот. В дальнейшем для достижения благости иудеям было предписано соблюдать 613 заповедей, в то время как неиудеям достаточно придерживаться только семи заповедей, данных Ною, т. е. избегать: 1) идолопоклонства; 2) разврата и прелюбодеяния; 3) кровопролития; 4) поругания имени Божьего; 5) несправедливости и беззакония; 6) грабежа; 7) жестоких, бесчеловечных поступков, в т. ч. плохого обращения с животными. Вообще, вопросам нравственности иудаизм придает гораздо большее значение, чем проблемам догматики или ритуала. Достаточно ясно это выражено в поучении о сущности иудаизма, данном великим иудейским законоучителем Гиллелем (1 в. до н. э. – 1в. н. э) язычнику: «Не делай ближнему того, что не желаешь, чтобы делали тебе. Все остальное есть толкование». Этому этическому принципу подчинена и социальная доктрина иудаизма. Ее основа заключается в понимании того, что все земные блага и собственность являются не личным владением, а имуществом, доверенным их владельцу Всевышним в управление и хранение. Поэтому нельзя использовать стесненные обстоятельства другого для личного обогащения. Даже раб в соответствии со Священным Писанием никогда не считался полной собственностью хозяина. Нанесение какого-либо физического ущерба рабу или рабыне влекло за собой их освобождение. Более того, беглого раба нельзя было возвращать прежнему хозяину. Вообще надо отметить, что, согласно Торе, все люди – царь, свободный подданный, раб, пришелец – равны перед нравственным законом Бога и отличаются только своими социальными функциями. В иудаизме постоянно подчеркивается, что поскольку Бог любит всех людей, то и иудеи должны следовать этому правилу в первую очередь. Особое место в иудаизме занимает проблема милосердия и сострадания, отказ от которых приравнивается к богоотступничеству. Эти принципы распространяются даже на неживую природу. В частности, при осаде враждебного города нельзя губить фруктовые деревья противника. В иудаизме выделяются следующие виды добрых дел, особенно возвышающих человека как в этом, так и в ином мирах: гостеприимство и предоставление пищи голодному, одежды и обуви нуждающимся, посещение и уход за больными, погребение умерших, утешение скорбящих, выкуп пленников и выдача замуж невест из бедных семейств. Строго определены и формы обеспечения пищей нуждающихся с тем, чтобы нуждающийся не испытывал чувства унижения. Напр., в древности прямо предписывалось оставлять несжатыми края поля для бедных, вдов, сирот и пришельцев, для них же предназначались и опавшие при жатве колосья, а также забытые снопы. Великий иудейский религиозный мыслитель 12 в. Моисей Маймонид указал 8 категорий помощи в зависимости от ее религиозно-духовной значимости. Самой ценной является ссуда и помощь в поисках заработка, когда дающий и принимающий не знают друг друга. Самой низкой ценностью обладает оказание помощи неохотно и не полностью. При этом сам факт благотворительности считается полезным и даже необходимым прежде всего самому дающему, поэтому все дела и акты благотворительности обозначаются еврейским словом «цеда-ка» (праведность). Этим подчеркивается, что акт благодеяния является выполнением божественного завета. Решительно осуждается отказ поделиться с бедствующим, ссылаясь на то, что «это мое». Вместе с тем считается, что помощь не должна стимулировать безделье и лень. Необходимость трудиться является одним из основных принципов И. э. Категорически запрещено делать пожертвования с целью скрыть дурные дела и поступки. Показательно, что милосердие, согласно И. э., распространяется и на животный мир, в частности в субботу домашний скот должен также отдыхать, согласно талмудическим законам необходимо разгрузить упавшее вьючное животное, забой скота должен осуществляться самым щадящим образом, а охота как развлечение вообще запрещена. Следует указать, что в И. э. довольно туманно и неконкретно говорится о бессмертии души и воздаянии в загробной жизни, хотя и нет сомнения в их реальности. Понимание важности требований И. э. настолько велико, что согласно Священному Писанию все бедствия, обрушивающиеся на иудеев, объясняются прежде всего нарушением ими законов И. э. и воздаянием за их грехи

Билет №7

Вопрос №3 Эстетика живописи

Живопись. Этот вид искусства включает в себя большое количество худ картин, созданных в различные исторические эпохи. По способам создания, используемым материалам и размерам картин выделяют монументальную живопись (мозаика и фреска), станковую живопись и миниатюру. Живописная картина является зрительно воспринимаемой вещью, как (вещь),она есть обработанные материал (дерево и холст), который представляет собой двумерную поверхность, покрытую грунтом, имеющую определенные размеры, или формат, и обычно ограниченную рамой. Эта поверхность называется живописным полем. Совокупность нанесение на живописное поле картины линий образует рисунок, который выступает как контур (очертание) внешней границы изображенных предметов. Пятна цвета, нанесенные на живописное поле картины, находится в неразрывном единстве. Их самостоятельное существование порождает особый вид изобр искусство- графику. В исторических направления живописи характер рисунка и силуэта, а так же их соотношение могут быть самыми разнообразными. Рисунок и силуэт могут быть четкими, замкнутыми (в живописи возрождения) или размытыми, созданные светотенью (в импрессионизме). Разнообразным является и характер (способ) нанесенных на живописное поле картины мазков красок, совокупность которых создает силуэт. Так, силуэт изображенных в картине явлений может быть передан слитными, непрерывными мазками и переходами цвета красок или прерывными отдельными мазками, пятнами и даже точками красок (в позднем импрессионизме). Двумерная плоскость картины не позволяет воссоздать объемы предметов, людей, их расположение в пространстве, как, например, в скульптуре.

Билет№8

Вопрос №1 Теория познания в философии: чувст. и рац., эмпир. И теорет.

Познание как процесс. Два уровня познания: эмпирический
ирациональный. Гносеология – наука о познании (от греч. Gnosis – знание, -учение). В теории познания основное внимание уделяется проблемепознаваемости мира, вопросу о границах нашего знания, способах его получения и критериях достоверности. Познание в самом общем виде
можно определить как деятельность человека по приобретению знанийоб окружающем его мир, о самом человеке, о взаимоотношении человека и природы, человека и общества и т.д.
Процесс познания протекает в форме взаимосвязи и
взаимодействия познающего субъекта и познаваемого объекта.
Субъектом познания является человек, отражающий в своем сознании явления действительности. Этот субъект активен: он ставит цели, определяет средства их достижения, производит корректировку этих целей на основе практики. Объект познания представляет собой
предмет, явление, процесс материального или духовного мира, на
который направлена познавательная деятельность субъекта.
Познание – это сложный и противоречивый процесс, в котором
Традиционно выделяют две ступени (или уровня) познания: чувственное рациональное познание.Ощущение – это отражение одного свойства предмета с
помощью одного из органов чувств. Восприятие – целостный образ
предмета, отражение его свойств всеми органами чувств.
Представление – это целостный образ предмета, сохраняемый и
воспроизводимый в сознании по мере необходимости. Если
чувственное познание констатирует то, как проистекает событие,
рациональное отвечает на вопрос почему оно протекает именно так.
Рациональное познание основывается на способности
логического мышления. Мышление – это целенаправленное
опосредованное и обобщенное отражение человеком существенных
свойств и отношений вещей.
Понятие –это такая форма мышления, в которой отражаются общие,
существенные признаки данного предмета или явления (сущность).
Суждение – форма мышления, в которой отражается связь между
предметом и его признаком, между предметами, или факт их
существования. В суждении может быть выражена и истина и ложь.
Умозаключение – это выводное знание, когда из одной или несколькихпосылок и делается вывод (новое суждение). Наука – сфера исследовательской деятельности, направленная
на производство и применение на практике объективных знаний о
природе, обществе и сознании.
В структуре науки выделяются уровни - эмпирический и
теоретический - и методы организации научного познания.
Эмпирическое знание – совокупность научных фактов,
образующих базис теоретических знаний. Под научным фактом
понимается явление материального или духовного мира, ставшее
достоянием нашего знания, это фиксация какого-либо явления, свойства и отношения. Существует два основных метода эмпирического познания:
1. Наблюдение – целенаправленное преднамеренное восприятие
исследуемого объекта (его результат – первичная информация).
2. Эксперимент – это метод исследования, с помощью которого
объект или воспроизводится искусственно, или ставится в определенные
условия, отвечающие целям исследования.
Теоретическое знание ищет причины явлений, старается
объяснить сущность процессов, лежащих в основе научных фактов.
Основные формы: научная проблема, гипотеза, теория.
1. Научная проблема представляет собой осознание
противоречий, возникших между старой теорией и новыми научными
фактами, которые не удается объяснить с помощью старых
теоретических фактов. Когда научная проблема поставлена, начинается
научный поиск, т.е. организация научного исследования. Важнейшая
роль в разрешении научной проблемы принадлежит гипотезе.
2. Гипотеза – это идея, содержащая обоснованное
предположение о существовании
Закона, который объясняет сущность новых фактов. Гипотеза
формируется учеными с целью предположительного объяснения
научных фактов, приведших к постановке научной проблемы. Гипотеза
должна быть проверяема и подтверждена практикой. Невозможность
такой проверки делает гипотезу научно несостоятельной. Гипотеза,
всесторонне проверенная и подтвержденная практикой, становится
теорией.3. Теория– это логически обоснованная, проверенная на практике
система знаний об определенном классе явлений, о сущности и действии
законов бытия данного класса явлений.

Билет№8

Вопрос №2 Христианская этика

Христианская этика, или нравственное учение христианства, определяет моральные ориентиры человеческого поведения. Поведение человека основывается на христианском представлении о природе и предназначении человека, его отношении с Богом. Христианскую этику можно назвать теорией христианского действия.

Выражается этика христианства в христианском этосе, определенном стиле жизни, многообразном по своим проявлениям и присущим как индивидуумам, так и большим социальным группам христиан.

При сохранении неизменными базовых ценностей, каждая эпоха и различные христианские конфессии предлагают свое понимание конкретных путей воплощения христианских этических принципов в жизнь. Дальнейшему выявлению, обнаружению смысла нравственного учения христианства могут способствовать изменение социальной действительности, умонастроений и систем ценностей, усвоение философского наследия античности, развитие богословия.

Источник христианской этики — тексты Священного Писания, а также их толкование Отцами Церкви и позднейшими богословами, а также примеры нравственной жизни, явленные в жизни Церкви. Христианская этика проявляет себя не столько в истории моральных идей, сколько в конкретной жизни Церкви.

Хотя Библия дает материалы для построения этики, однако она не предлагает этику, которую можно было бы сразу принять как руководство к действию. Авторы библейских книг жили каждый в свое время, для которого существовала своя определенная (бывало, что и отличная одна от другой) мораль.





Дата публикования: 2015-01-25; Прочитано: 295 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...