Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Билет 25. Троп (букв.: вставка в канонизированный текст или григорианский напев) — первая форма наглядной проповеди



Троп (букв.: вставка в канонизированный текст или григорианский напев) — первая форма наглядной проповеди, возникшая около V века. Статичная иллюстрация к Священному Писанию перед богослужением и хоровая драма. Исполнялась священниками и хором певчих в церкви.

Литургическая драма — вид средневекового, преимущественно западноевропейского, религиозного представления. Входила в состав пасхальной или рождественской церковной службы (литургии); представляла собой инсценировку отдельных эпизодов Евангелия.

Полулитургическая драма выделяется из мессы и выходит на паперть и в церковный сад. Разросшемуся действию становится тесно в церкви. Активно подключаются ветхозаветные тексты, апокрифы и жития. Сюжет выходит за рамки высокого жанра, и тогда появляются дьявол и черти, а вместе с ними комедийное снижение искусства. Для исполнения всех ролей уже не хватает священнослужителей, и к игре начинают привлекать мирян, в том числе гистрионов.

Миракль (от лат. miraculum — чудо) — новый шаг в развитии религиозной драмы: представление о чудесах, совершаемых святыми. Миракли часто привязывались к определенному месту и культу местного святого. Французские миракли сохранились в большом количестве, потому что Франция осталась страной католической, а католическая церковь приветствовала подобные представления, и они игрались на протяжении многих веков.

Моралите — соединение народной театральной традиции и христианской морали. Народные истоки жанра — аллегорическое олицетворение борьбы Лета с Зимой. В моралите принцип олицетворения применяется к христианским добродетелям и грехам. На груди у героев таблички с надписями, в руках атрибуты: Надежда — якорь; Возмездие — меч; Правосудие — весы; Вера — Библия; Совесть — зеркало; Обжорство — баранья нога; Пьянство — бутыль. Актеры поясняют происходящее. Моралите — единственный жанр, который пережил время Реформации в Англии. Все остальные были объявлены идолопоклонническими.

Праздник дураков — день первомученика Стефана, покровителя церковников, и день святого Лазаря (1 мая). Во время этого праздника служат литургию в масках и женском платье, в шутовских куртках. Пляшут в храме, поют на хорах непристойные песни, едят на престоле колбасы, играют в кости, а потом ездят по городу на телегах с навозом, кидают им в проходящих и бесчинствуют.

Фарс берет свое начало в представлениях гистрионов и в комедийных элементах духовных представлений. Но свое наименование получает только после запрещения мистерии в XVI в. Основные исполнители фарса — участники Дурацких корпораций. В фарсе появляются конкретные человеческие характеры, правда, грубо, гротескно очерченные. В основу фарсовых сюжетов кладутся бытовые истории. Здесь высмеивают солдат-мародеров, монахов — торговцев индульгенциями, чванливых дворян, скаредных купцов. Фарс очень динамичен — в нем все время прыгают, бегают, дерутся, танцуют, смеются и ругаются.

Соти (фр. sotie – глупость) — жанр, в котором участвуют не бытовые персонажи, а шуты и дураки. Причем здесь есть свои типажи: дурак — солдат, дурак — обманщик, дурак — взяточник. Расцвет соти — XV–XVI вв.

Интерлюдия — английский фарс. Любимая тема английского фарса — продажность и распутство папского духовенства, поскольку в Англии укрепляется реформаторская церковь.

Кукольный фарс выдвигает в главные герои Петрушку (Панча, Полишинеля) и их родичей. Это бытовые сатирические и фривольные сценки с непременным сражением со Смертью, Цербером или Чертом.

Фарсовое представление. Франция

Мистерия — основной театральный образ Средневековья. Мистерия — самая поздняя, но и самая полная форма выражения средневековой театральности. Если готический собор — застывший образ мироздания, то мистерия — модель мироздания в действии. Собор можно созерцать — в мистерии можно участвовать. Ты участник, даже если ты только зритель, потому что ты находишься в гуще событий. Для всей культуры средневекового театра характерен принцип симультанных декораций (тип декорационного оформления спектакля, при котором на сценической площадке устанавливались одновременно — по прямой линии, фронтально — все декорации, необходимые по ходу действия). Это та же конструкция, что и в иконе, которая демонстрирует отсутствие времени для Бога — одновременность всей истории. Мистерия вбирает в себя все жанры: литургическую драму, бытовую драму, фарс и соти, миракль и моралите. В ней отразилось всё многообразие и все противоречия эпохи.

Расцвет мистерии приходится на закат эпохи Средневековья — XV–XVI вв. Мистерия родилась из городских процессий в честь религиозных праздников. Она близка карнавальной культуре, имеет общие с ней корни и единое пространство средневекового города. Мистерия исключительна по своему значению. Жизнь средневекового города течет размеренно и однообразно. Мистерия — время получения информации и обнаружения сильных чувств, но это еще и проявление творческой воли и фантазии. Организаторы представлений — цеха и муниципалитеты.

Основные мистериальные циклы: ветхозаветный, новозаветный, апостольский. За несколько месяцев до игры трубачи «оглашали» мистерию — звали всех желающих в город принять участие в ее сочинении. Авторы — образованный люд: студенты, богословы, юристы, врачи. Создается единый сценарий, в то же время значительная часть текста импровизационна. Античные трагедии и комедии, жития святых, рыцарские романы — все шло в ход.

Во время представления автор мог стоять посреди играющих с книгой, распоряжаться происходящим и подсказывать текст. Это никого не смущало и никому не мешало. Распределение ролей было мудрым: роли, которые хотели играть все, продавались с аукциона. Все хотели играть хороших героев, одетых в красивые костюмы, например волхвов. А за те роли, которые никто не хотел играть, исполнителям платили, поэтому их исполняли площадные забавники и городские нищие. Ремесленники готовили оформление: повозки и помосты, декорации, реквизит и костюмы. Каждый цех оформлял и ставил один эпизод.

За несколько дней до показа устраивали смотр, или парад, мистерии — шествие в костюмах и показ декораций. В дни представления мистерии город был украшен, а ворота заперты. Мистерия могла продолжаться от трех до сорока дней.

Группы в круге обмениваются информацией о том, что и почему они решили выбрать и какой театр, какие спектакли, по их мнению, нужны в XV веке той стране, которую они представляют. Обсуждается также, к каким группам зрителей актерское сообщество прежде всего собирается обратиться.

Затем каждая группа получает сборник текстов, где приведены отрывки из средневековых драматических произведений, написанных в разных жанрах. Группа должна познакомиться с текстами и решить, какой из жанров больше всего соответствует сформулированным ею целям.





Дата публикования: 2015-01-25; Прочитано: 369 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...