Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
IV курс (7 семестр), дневное отделение
(2010-2011 уч. Год)
Теоретическая часть.
Раздел 1 Свет неба в архитектуре
Свет и зрение, режимы работы глаза и особенности восприятия окружающего мира
Свет – излучение оптической области спектра, которое вызывает биологические, главным образом зрительные реакции.
Цвет – особенность зрительного восприятия, позволяющая глазу распознать цветовые стимулы (излучения), различающиеся по спектральному составу.
Зрение – химические и электрические явления в сетчатке глаза, передача нервных импульсов по зрительному нерву, деятельность клеток в зрительных зонах мозга – все это составные части процесса, называемого зрением.
Глаз – орган светоощущения и оптический анализатор окружающего мира. Элементы сетчатки глаза: колбочки (в центральной части) и палочки (по переферии)
Режимы работы глаза и особенности восприятия:
1. Дневное (центральное) зрение. Светочувствительные элементы – колбочки. Реакция на высокие яркости. Максимальная чувствительность к излучению желто-зеленого участка спектра. Хорошо различает цвета. Высокая разрешающая способность
2. Сумеречное зрение. Светочувствительные элементы – колбочки + палочки. Реакция на малые яркости. Максимальная чувствительность к излучению голубовато-зеленого участка спектра. Голубые и зеленые светлеют, красные темнеют. Малая разрешающая способность
3. Ночное (периферическое) зрение. Светочувствительные элементы – палочки. Реакция на очень малые яркости. Максимальная чувствительность к излучению зеленовато-голубому участка спектра. Не различает цвета. ЧБ видение. Разрешающая способность отсутствует.
Дополнения. Особенности восприятия:
1. Предмет, рассматриваемый на определенном фоне, выявляется не только благодаря своей яркости, но и вследствие цветового контраста.
2. Четкое изображение – в желтом пятне, в центральной ямке. Поле зрения, соответствующее ее размерам – 1о. Поэтому глаз постоянно движется, «ощупывая» объект восприятия.
3. Эффект Пуркинье – изменение чувствительности глаза к излучениям различных участков спектра при переходе от больших яркостей к малым. Сравнение яркостей красной и синей поверхностей: воспринимаются равнояркими при интенсивном освещении и резко контрастными при малом.
4. Темновая и световая адаптации – при переходе от большой яркости к малой и наоборот (соответственно)
5. Следует вспомнить так же оптические иллюзии.
1.2 Световые характеристики окружающей среды, какие из них используются в проектировании естественного освещения?
Количественные характеристики:
Ф Световой поток (излучения) (лм) – люмен – величина, определяемая энергией, переносимой светом через некоторую поверхность в единицу времени. Проще говоря, мощность светового излучения, оцениваемая непосредственно нашим глазом. Характеризует мощность световой энергии. 1лм – световой поток, излучаемый в телесном угле, равном 1 ср (стерадиан), равномерным точечным источником света силой в 1 кд (кандела)
I сила света (кд) – кандела – используется для оценки действия источника в каком-то определенном направлении. I = Ф/Ω, где Ф – световой поток, лм; Ω - телесный угол, ср.
Кандела = силе света в заданном направлении источника, испускающего монохроматическое излучение частотой 5,4*1014Гц (λ= 5*10-7 м), сила излучения которого в этом направлении составляет 1/683 Вт/ср. Проще: 1кд – это сила света некоего эталонного источника.
Е освещенность (лк) – люкс – отношение светового потока Ф, падающего на некоторый участок поверхности к площади А этого участка поверхности. Е = Ф/А
L яркость (кд/м2) – характеризует световое излучение участка поверхности источника в заданном направлении. L = I/А
М Светимость (лм/м2) -отношение светового потока, отражаемого или пропускаемого поверхностью, к ее площади. М = Ф/А
Коэффициенты состояния поверхности:
отражения ρ,
пропускания τ
поглощения α
ρ+τ+α=1
КЕО – коэффициент естественного освещения. ем = (Ем/Ен)*100%, где Ем – естественная освещенность, создаваемая в точке М на заданной рабочей поверхности внутри помещения диффузным светом неба, Ен – наружная горизонтальная освещенность под открытым небосводом.
Качественные характеристики:
1. Распределение яркости в поле зрения
2. Неравномерность освещенности
2. Насыщенность светом
3. Ослепленность и дискомфортная блесткость
4. Контрастность освещения, контраст светотени
5. Направление световых потоков
6. Спектральный состав излучения источников света, цветопередача
7. Динамика освещения
1.3 Свет неба в архитектуре – в градостроительстве и формообразовании зданий.
Естественное освещение – освещение помещений светом неба (прямым или отраженным), проникающим через световые проемы в наружных ограждающих конструкциях.
Естественное боковое – естественное освещение помещения через световые проемы в наружных стенах.
Естественное верхнее – естественное освещение помещения через фонари, световые проемы в стенах в местах перепада высот здания.
Естественное комбинированное (верхнее и боковое) – сочетание верхнего и бокового естественного освещения.
Зрительная адаптация – процесс приспособления зрительного анализатора к работе в изменившихся условиях световой среды. Различают два вида адаптации – темновую (при переходе от света к темноте) и световую (при переходе от темноты к свету).
Прием темновой адаптации: храмы Древнего Египта (темные помещения храма отделяли человека от настоящего мира, погружая его сознание в загадочную, недоступную, мистическую действительность)
Прием световой адаптации: архитектура барокко. Контраст ярких поверхностей центральных нефов и алтарей с сумраком боковых нефов => впечатление движения и беспредельности пространства.
В русской архитектуре: высокая, равномерная яркость пасмурного неба. Благоприятные условия для ощущения цветовых нюансов.
В градостроительстве: регулируется этажность и плотность застройки
Дата публикования: 2015-01-24; Прочитано: 686 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!