Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Крейцерова соната



Написана в 90 году, кладет границу между Толстым среднего периода и Толстым позднего. Проблема любви и пола для Толстого тут выступает очень остро. Он начинает отрицать любовь как таковую. До этого не отрицал, а считал частью природы. А теперь: а зачем ей продолжаться, земной жизни? То есть продлевать род. Истина найдена, поэтому нечего уже стараться. Он говорит, что любовь - это неестественно, это всегда воспринимается как грех. Брак - только животный эгоизм. Вместе с этим "КС" оказывается проклятием всему искусство, потому что оно там приводит семью к разрушению. В конце-концов два человека оказываются откровенным врагами. Жена, умирая от смертельной раны, проклинает своего мужа.

Сопоставляя «Войну и мир» с «Анной Карениной», Толстой заметил, что в первом романе он любил мысль народную, а во втором — семейную. Эти слова не могут служить основанием для противопоставления «Анны Карениной» «Войне и миру». В «Войне и мире» непосредственным и одним из главных предметов повествования была именно деятельность самого народа, самоотверженно защищавшего родную землю, в «Анне Карениной» — преимущественно семейные отношения героев, взятые, однако, как производные от общих социально-исторических условий. Вследствие этого проблема народа в «Анне Карениной» получила своеобразную форму выражения, она дана главным образом через духовные и нравственные искания героев.

42. Сюжет и композиция романа Л.Толстого "Анна Каренина". Соотношение "линий" Анны, Стивы Облонского и Левина в романе Л.Толстого "Анна Каренина". (см. билет 40)

«Анна Каренина» создавалась в период 1873—1877 годов.

Сопоставляя «Войну и мир» с «Анной Карениной», Толстой заметил, что в первом романе он любил мысль народную, а во втором — семейную. Эти слова не могут служить основанием для противопоставления «Анны Карениной» «Войне и миру». В «Войне и мире» непосредственным и одним из главных предметов повествования была именно деятельность самого народа, самоотверженно защищавшего родную землю, в «Анне Карениной» — преимущественно семейные отношения героев, взятые, однако, как производные от общих социально-исторических условий. Вследствие этого проблема народа в «Анне Карениной» получила своеобразную форму выражения, она дана главным образом через духовные и нравственные искания героев.

Страстная любовь Анна и Вронский, чистая Кити и Левин. Вронский — типичный представитель столичный— аристократии, «один из самых лучших образцов золотой молодежи петербургской». В нем много блеска, который и обманул Анну. Он полон высокомерия и презрения к людям, не занимающим высокого положения в свете. Карьера была для него важнее всего. Встретившись с Анной, он увлекся ею, а вместе с тем надеялся, что роман с ней возвысит его в глазах общества, возместит то, что было потеряно в сфере служебной деятельности. К чувству Вронского примешивался расчет, который и оправдался на первых порах. Роман с Анной сначала действительно возвысил его в глазах людей его круга. И это отвлекало его внимание от карьеры. Так Вронский был выбит из колеи обычной для него жизни, и все попытки войти в нее ни к чему не привели. Но от этого он как человек стал не хуже, а лучше. Однако и в таком, несколько приукрашенном виде, Вронский слишком далек от идеала Анны. А его нравственное возрождение так и не осуществилось. Как и Анна Каренина. Константин Левин появляется в романе вполне сложившимся человеком. Тем не менее духовный мир его подвержен постоянным изменения он в движении и развитии. В духовном облике Левина сочетаются черты подлинного демократизма с чертами дворянской идеологии. Семья Левиных в известном смысле может быть названа счастливой, но для Левина, который наряду с Анной является центральным героем романа, поиски семейного счастья не составляли гласного, предмета его духовных и нравственных исканий как для Анны Карениной. Между рассказом о разладе и устранении разлада в семье Облонских и рассказом о начавшемся романе Анны и Вронского содержится рассказ о неудачном сватовстве Левина к Кити. Отказ Кити делает Левина несчастным, но это несчастье еще больше обостряет и углубляет его нравственные и духовные искания. Левин искренне считает, что он недостоин Кити. Отсюда его стремление стать лучше, совершеннее, найти свое истинное призвание, проявить в полную меру свою личность на другом поприще, если не осуществилась мечта о счастливой семейной жизни.

Вронский — типичный представитель столичной аристократии, «один из самых лучших образцов золоченой молодежи петербургской». В нем много блеска, который и обманул Анну. Он полон высокомерия и презрения к людям, не занимающим высокого положения в свете. Он сам не отдавал себе отчета в этих качествах и подумал о них только тогда, когда оказался в положении низшего, сопровождая иностранного принца. Принц «был очень глупый, и очень самоуверенный, и очень здоровый, и очень чистоплотный человек, и больше ничего». Вронский видел, что принц не заискивал перед высшими, «был свободен и прост в обращении с равными, и был презрительно равнодушен с низшими». Принц показался Вронскому карикатурой на него самого.

Образ Левина — новая ступень в развитии центрального образа в творчестве Толстого. Николенька Иртеньев, не удовлетворяясь окружающей его средой, еще только искал такой сферы в жизни, где бы он с пользой мог приложить свои усилия. Нехлюдов из «Утра помещика», как ему казалось, нашел ее. Он решил, что должен делать добро другим, в первую очередь крепостным крестьянам. Но он ничего не добился, так как крестьяне не поверили в его добрые намерения. Неудача постигла и Оленина, который долго примеривал себя к условиям жизни простых людей, — казаки отвергли его попытки стать членом их общины. В сравнении с образом Нехлюдова образ Оленина — несомненно движение вперед. Но в «Казаках» Толстой непосредственно не решал вопроса о судьбе крепостного крестьянства. В «Войне и мире» этот вопрос был снова поставлен. Один из центральных идейных узлов романа составляют искания Пьера Безухова и Андрея Болконского, порожденные социально-историческими обстоятельствами эпохи. Однако основные усилия Пьера и Андрея направлены не на то, чтобы найти решение крестьянского вопроса, а на то, чтобы выработать правильное представление о жизни и в связи с этим определить свои собственные жизненные позиции. Константин Левин отличается от Пьера Безухова и Андрея Болконского тем, что сущность его идейных исканий составляют попытки решить крестьянский вопрос уже в пореформенную эпоху как основной вопрос экономического развития страны.

Левин, как и Нехлюдов («Утро помещика»), — помещик, он живет у себя в усадьбе и непосредственно занимается хозяйством. Но в отличие от Нехлюдова, который ставил перед собой очень узкую задачу — облегчить участь своих крепостных крестьян, — Левин в конечном итоге смотрит на свои собственные помещичьи занятия как на эксперимент, который мог бы в случае его удачи послужить основанием для решения крестьянского вопроса во всей России. В образе Левина отражена существеннейшая черта пореформенной эпохи как переломной в истории России.

Образы Анны и Левина, являясь главными в романе, определили собою и его художественную структуру — сюжет и композицию.

Лучшие герои Толстого, начиная с Николеньки Иртеньева (автобиографическая трилогия) и кончая Дмитрием Нехлюдовым («Воскресение»), близки самому автору и, следовательно, духовно родственны между собою. Но поскольку каждый из них отражает лишь тот или иной момент в идейно-нравственном развитии писателя, постольку он — вполне самостоятельное лицо, воплотившее в себе черты определенной эпохи. А это значит, что принципы сюжетного построения произведений Толстого, базирующиеся в первую очередь на судьбах главных героев, и сходны между собою, и в то же время оригинальны в каждом отдельном случае.

Острота сюжетного развития в «Анне Карениной» объясняется, таким образом, тем, что в этом романе с небывалой еще для Толстого силой через личные судьбы героев раскрыты существенные противоречия пореформенной эпохи.

Завязка романа концентрируется вокруг проблемы счастья и несчастья в человеческой жизни; эти два подчеркнутых слова употреблены писателем в первых же двух фразах романа. Анна Каренина приезжает из Петербурга в Москву для того, чтобы избавить от несчастья семью Облонских, но узнает здесь, что она сама несчастна. Как человек, жаждущий счастья и в каком-то смысле идущий навстречу ему, она делает несчастной Кити, которая почти в тот же самый момент сделала несчастным Левина. Завязка романа, следовательно, такова: Анна и Вронский, полюбив друг друга, через временное и неполноценное счастье идут к полному и глубокому несчастью; перед Левиным же и Кити, оказавшимися временно несчастными, благодаря цельности и непосредственности их натур открывается путь поисков к завоеванию счастья. Как видим, завязка построена исключительно на столкновении личных стремлений. Стремления, выражающие личные интересы героев, определяют и всё дальнейшее развитие действия в романе. Тем не менее роман насыщен богатейшим общественным содержанием.

Первые встречи Анны и Вронского, когда их отношения еще не определились, были для них наиболее счастливыми. Потом, вплоть до самой смерти Анны, они уже никогда не испытывали такого счастья. Положение их в обществе всё более осложнялось, что приводило к ухудшению отношений между ними.

По-другому складывалась жизнь Левина и Кити. Впервые Левин ощутил личное счастье, лишь вновь встретившись с Кити. Это уже середина романа. В дальнейшем ощущение личного счастья неуклонно росло.

Обе сюжетные линии «Анны Карениной», скрестившись в начале романа, развиваются потом внешне почти независимо одна от другой. Это обстоятельство и поныне порождает недоразумения в литературе о Толстом. Так, например, проф. Б. В. Рождественский в своей недавно опубликованной статье о композиции «Анны Карениной»1признает композиционное единство романа лишь постольку, поскольку в нем наличествует идеологическое единство. Фактически Рождественский солидаризируется с некоторыми дореволюционными критиками, считавшими, что в «Анне Карениной» не один, а два механическим образом соединенных романа.

Между тем Толстой гордился искусством построения своего романа. В известном письме, которое цитируется и в статье Рождественского, говорится, что своды в романе сделаны так, что их нельзя заметить.

Образы Анны Карениной и Константина Левина отражают две стороны как в самой действительности того времени, так и в мировоззрении Толстого. Поэтому каждого из них невозможно было создать вне соотношения с другим.

Строя свой роман на основе двух самостоятельных сюжетных линий, Толстой достигал того результата, что с одинаковой силой и глубиной показывал и трагическую сторону бытия лучших людей из господствующего сословия, и возможность преодоления трагизма путем сближения их с народом. Тем самым композиция его романа отражала реально возможную перспективу движения всей жизни в стране, реальные социально-исторические закономерности. Вместе с тем в романе «Анна Каренина» заключена мысль, что общее благо наступит в результате нравственного самосовершенствования каждой отдельной личности

Итак, для того чтобы картина жизни, изображаемой в романе, являлась наиболее полной и чтобы художественное раскрытие этой жизни достигало возможно большей глубины, Толстой избирает для своего романа двух равноправных героев, родственных по своей духовной природе, и ставит их в различные жизненные условия. Наличие двух внешне самостоятельных сюжетов сделалось совершенно необходимым. Развитие той и другой сюжетной линии ведет к противоположным результатам. Жизненный путь Анны Карениной характеризуется нарастанием условий, делающих трагедию ее жизни безысходной. Жизненный путь Левина, тяжелый и мучительный, в конце концов подводит его к перспективе перехода из одного социального мира в другой.





Дата публикования: 2015-01-24; Прочитано: 1041 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...