Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

О «А.К.» см. билет 39 (конец))



Сопоставляя «Войну и мир» с «Анной Карениной», Толстой заметил, что в первом романе он любил мысль народную, а во втором — семейную. Эти слова не могут служить основанием для противопоставления «Анны Карениной» «Войне и миру». В «Войне и мире» непосредственным и одним из главных предметов повествования была именно деятельность самого народа, самоотверженно защищавшего родную землю, в «Анне Карениной» — преимущественно семейные отношения героев, взятые, однако, как производные от общих социально-исторических условий. Вследствие этого проблема народа в «Анне Карениной» получила своеобразную форму выражения, она дана главным образом через духовные и нравственные искания героев.

В образе Долли Толстой поэтизирует материнское чувство. Ее жизнь — подвиг во имя детей, и в этом смысле своеобразный укор Анне.

Семейная проблема ставится Толстым как часть большого, общего вопроса — о порочности социальных и этических основ современного ему общества. Со всей беспощадностью Толстой обнажает несостоятельность брака, основанного на купле-продаже. Сделав Позднышева участником исключительных драматических событий, Толстой вкладывает в его уста свои мысли о лжи семейных отношений, основанных на чувственном влечении и обмане.

Драма, происшедшая в жизни Позднышева, привела к тому, что у него «открылись глаза», он «увидал всё совсем в другом свете», «понял, где корень всего, понял, что должно быть, и потому увидал весь ужас того, что есть» (т. 27, стр. 17).

Основная мысль «Крейцеровой сонаты» сводится к доказательству того, что «в наше время, в нашем обществе», т. е. в обществе привилегированных классов (и даже в крестьянской среде, с болью замечает Толстой), в период развития новых капиталистических отношений, разрушающих старые патриархальные устои, нет семьи. Последовательно и беспощадно обличает Толстой в «Крейцеровой сонате» продажную мораль «господ». В жизни господ, по мнению писателя, судящего с точки зрения труженика-мужика, не может быть красоты, поэзии, так как в ней нет простоты, правды, а всегда — ложь, обман, притворство, мелкие чувства.

Мучительная, изнуряющая борьба в сознании Позднышева рисуется во всех ее деталях. Писатель показывает, как в раздвоенности сознания, овладевающей Позднышевым, теряется ощущение подлинно существующего, как герой действует наперекор сознанию, повинуясь каким-то подсознательным побуждениям, рожденным ощущением всеобщей неразрешимой запутанности в отношениях людей друг к другу.

В «Семейном счастье» вторжение в семейные отношения ненужного, легкомысленного человека оканчивается благополучно, без активного вмешательства супруга; в «Анне Карениной» Левину приходится выгнать Васеньку Весловского, чтобы охранить семейные устои; в «Крейцеровой сонате» Позднышев понимает низость душевных качеств Трухачевского, ненужность, даже опасность его и не только не может избавиться от него, но сам поддерживает дружеские отношения с человеком, который должен разрушить его семейную жизнь. В «Крейцеровой сонате», как и в «Смерти Ивана Ильича», глубоко поставленную социальную проблему Толстой переводит в моральную плоскость и приходит к выводу, что предаваться разврату до женитьбы, видеть в женщине предмет наслаждения (а в детях помеху этому наслаждению), предаваться чувственности и в женщине развивать чувственность нравственно дурно.





Дата публикования: 2015-01-24; Прочитано: 949 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...