Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Концепция любви в лирике Тютчева (Денисьевский цикл)



Трагична любовная лирика Тютчева, связанная с его общим пониманием мира и чесловека. Т. никогда не собирал свои стихотворения в циклы (хотя в его времена эта форма уже существовала в лит-ре – непример, Фет). Однако в сознании читателей некотороые его стихотворения «сами собой» собирались в цикл – так называемый «денисьевский цикл» (1850-1860е) включил в себя едва ли не самые знаменитые стихи поэта о любви. В цикл вошли стихи, вызванные последней любовью Т. к Елене Александровне Денисьевой, которая была подругой его дочери. Их любовь вызывала общественное осуждение, они не скрывали её, хотя Т. был женат. Трагическое переживание этой любви усиливалось чувством двойной вины Т.: и перед женой, ради мужа оставившей родину, дружески относившейся к его дочерям от первого брака, и перед Денисьевой, которую отвергли даже родные, не говоря уже о светском обществе. В 64 году Денисьева умерла от чахотки. Это была вторая страшная потеря для Т.: его первая жена умерла молодой вскоре после потрясения, пережитого во время пожара на корабле, где она оказалась с детьми.

Люб. Лирика Т. явно связана с драматичексими событиями его биографии, знание обстоятельств жизни, адресатов поэта, углубляет понимание его поэзии.

«Ден. Цикл» сравнивают с романом по глубине психологизма, потому что в нем явно отслеживается сюжет романного типа: в стихах упоминается о знакомстве, переписке, рождении ребенка, смерти героини, посещении героем кладбища; воспроизводятся обращения героев друг к другу (повел.накл: не говори, не тревожь, поверь; вопросы); некоторые стихи написаны от лица женщины (Не говори: меня он, как и прежде, любит). Сходство «Ден.цикла» с романом не случайно, ведь время, когда создаются эти стихи, - это время расцвета рус.класс.романа (подобные черты свойственны и любовной лирике Некрасова, создавшего так называемый «панаевский цикл»).

Общая философичность лирики Т. проявляется и в том, что даже по природе своей самые индивидуальные, самые интимные переживания он представляет как общий опыт человечества. Герой Тютч. Лирики может сказать о себе «мы» (имея в виду «мы – люди»): «О, как убийственно мы любим!» Напряжение м\у обобщенностью формулировки и острым переживанием отвлеченной мысли и составляет неповторимое обаяние лирики Т.

Люб. Лирика Т. может быть прочитана и как своеобразный любовный дневник, но это автобиографизм особого рода: в «любовных» стихах Т. мы не найдем, конечно, каких-то прямых упоминаний о героинях этих романов. Показательно, что даже состав «Ден.цикла» не может быть определен достоверно. Автобиографизм любовной лирики Т. предполагал поэтизацию не событий, а переживаний.

Любовь в поэт.мире Т. - почти всегда драма или трагедия. Любовь непостижима, таинственна, исполнена волшебства. Но счастье любви недолговечно, не может устоять под ударами рока. Более ттого, и сама любовь может осмысляться как приговор судьбы. Любовь ассоциируется со страданием, тоской, взаимным непониманием, душевной болью, слезами, наконец со смертью.

58. «Детство, отрочество, юность»: своеобразие героя, проблематика

Книга о разных эпохах в жизни ч-ка.

«Детство» - 1852 «Современник»

«Отрочество» - 1854

«Юность» - 1857

Тяжба с лит.традицией.

Внутр.мир.

Гл.гер. Николай Иртеньев остро чувствует свои недостатки и слабости. Он недоволен собой, своим х-ром. В состоянии душевной неудовлетворенности он оценивает жизненный путь.

Толстого сравнивали с «Исповедью» Руссо, с «Дэвидом Копперфилдом» Диккенса, с «Кап.дочкой» Пушкина. Но все они освещали прошлое с позиции взрослого ч-ка, в поле зрения т.то, что интересно сегодня. Гер.Толстого сегодняшним недоволен.

Толстой не просто вспоминает о детстве. Он восстанавливает в душе взрослого Николая Иртеньева опыт детского отношения к миру. Так с позиции взрослого ч-ка то, что учитель Карл Иванович убил муху, - пустяк, но с позиции ребенка – наоборот. Этот поступок родил в голове мальчика мысль о несправедливости.

До Толстого считали, что ч-к развивается от простого к сложному, единицей измерения личности был сложившийся х-р. Толстой все опроверг: ребенок живет в душе взрослого. Личность шире х-ра, и в душе взрослого Иртеньева открываются подробности чувств, кот-е его х-ру противостоят. Обращаясь к дет.опыту, гер.становится лучше.

Ключевая роль развития – у детства.

Св-ва дет.души: чистота нрав.чувства и способность легко восстанавливать гармонию во взаимоотношениях с миром.

Светское общество живет фальшью. Сначала Николеньке кажется, что здесь не живут, а играют. Но ребенок втягивается, нрав.чувство начинает изменять ему.

К именинам бабушки Коля готовился – сочинял стихи. Посл. Двустишие оскорбляет дет.слух: «зачем я солгал»:

Стараться будем утешать

И любим, как родную мать.

Переделывать нет времени. Коля боится обвинения во лжи. Но все довольны.

Финал «Детства» - смерть матери. У гроба матери уже не тот Николенька, а м/ч, относящийся к жизни недоверчиво, с самоанализом, принимающий оттенок эгоизма и тщеславия. Он замечает за собой, что думает только о том, какое впечатление производит. Но в то же время и презирает себя за неискренность чувства.

На смену людям, кто способен на бескорыстную любовь, приходят те, кто побуждает мальчика быть тщеславным и самолюбивым.

«Отрочество» - необратимые перемены. После смерти матери возвращение в фальшивый мир.

Отрочество – болезненный этап: утрачена чистота чувства, способность легко восстанавливать гармонию отношений с людьми. Внутр.мир открыт для восприятия отр.эмоции. отрок самолюбив и сосредоточен на своих чувствах. Но нрав.чувство не совсем угасает: зреет юность.

Дружба с Дмитрием Нехлюдовым. Юность ~ возрождение, обновление природы, зрелое возвращение к детству. Возникает новый взгляд на мир, суть кот-го – желание восстановить единение с людьми.

Но в душе Иртеньев обнаруживает раздвоение: он разрывается м/у самосовершенствованием и светскими развлечениями.

Конец «Юности» - глава «Я проваливаюсь» - провал на экзаменах в универ, сознание внеш.и внутр.противоречий, встающих на пути дух.возрождения.

59. «Диалектика души» как концепция характера в творчестве молодого Толстого

1855г. – Толстой принят в «Современник».

В 1856 Чернышевский посвятил Толстому спец.ст. ««Детство» и «Отрочество». Военный р-зы графа Л.Н.Толстого». в ней дал опр-е своеобразия реализма Толстого, обратив внимание на особенности псих.х-ра. «Особенность таланта графа Толстого состоит в том, что он не ограничивается изобр-ем рез-тов псих.процесса: его интересует самый процесс…его формы, з-ны, диалектика души, чтобы выразить их опр.термином».

Предшественники Толстого, изображая внутр.мир ч-ка, как правило, использовали слова, точно называющие дух.переживание: «волнение», «угрызение совести», «гнев», «презрение», «злоба». Толстой не ограничивается точными определениями псих.состояний. Он идет дальше и глубже. Он схватывает сам процесс зарождения и оформления чувства еще до того, как оно созрело и обрело завершенность. Он рисует картину душевной жизни, показывая приблизительность и неточность любых готовых определений.

Открывая «диалектику души», Толстой идет к новому пониманию чел.х-ра.

«Севастопольские р-зы». В отличие от солдат у Калугина показная храбрость. Позерство – типичная черта всех офицеров-аристократов. Но Толстой подмечает и такие переживания и чувства, кот-е противостоят кодексу аристократов. Калугину «вдруг сделалось страшно». Страх смерти, кот-й он презирает в др. и не допускает в себе, неожиданно овладел его душой. В Калугине Толстой нашел переживания, сближающие его с простыми солдатами.

В ч-ке всегда есть резерв, есть душевный ресурс обновления и освобождения. Чувства, преежитые Калугины остались в нем недоразвитыми. Но сам факт их появления говорит о возм-ти ч-ка изменить свой х-р.

Диалектика души у Толстого устремлена к перерастанию в диалектику х-ра.

Текучесть ч-ка, способность его к крутым и решительным переменам находится постоянно в центре внимания Толстого.

Прежде чем сеять добро вокруг, надо самому стать добрым.

60. Севастопольские рассказы: герой, своеобразие психол. Анализа.

Пересмотр взглядов общества на храбрость, трусость, патриотизм.

~ ВиМ

Что такое русс.солдат, противник, враг?

«Севастополь в августе 1855». Волонтер Вланг сначала удивляет Михаила Козельцова (старший) равнодушием к бомбардировке. Он сам вызывается проводить гер.на 4 бастион – самое страшное место – и остается там с ним. Но, оказавшись под вражеским огнем без укрытия, Вланг боится. Но ведет себя правильно – так, чтоб спасти себя и товарища. Он ни храбр, ни труслив – этими определениями нельзя х-ть.

Новый взгляд на ч-ка.

«Герой моей повести, кот-го я люблю всеми силами души, кот-го старался воспроизвести во всей красоте его и кот-й всегда был, есть и будет прекрасен, - правда».

Неисчерпаемость х-ра. В каждый момент в ч-ке живет мн-во чувств, побуждений, желаний. И верх м.взять любое из них.

Материал – пребывание Т. в осажденном Севастополе и участие в обороне города. В 1854 г. Т. подал рапорт с просьбой перевести его в Севастополь.

Основа сод-ния р-зов — описание хода обороны города, истинного героизма и патриотизма, проявленного его защитниками, выполнившими свой долг перед родиной.

Названия ~ датировка записей из дневника офицера — очевидца происходящего.

Правда изобр-я опиралась как на документальную точность описания, так и на новый подход к изобр-ю войны: на 1 плане - показ страшных будней. Автор хочет показать войну «не в правильном, красивом и блестящем строе», «с развевающимися знаменами и гарцующими генералами», а «в настоящем ее выражении — в крови, в страданиях, в смерти».

Соединение описания важного ист.события с р-зами о конкр.людях. На примере выделенных им отдельных чел.судеб он ставит важнейшие нравств.вопросы: проявления героизма и патриотизма





Дата публикования: 2015-01-24; Прочитано: 1323 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...