Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Вопрос Основные направления в философии Эллинизма и Др Рима



Эллинизм (греч. Hellen –эллин, грек; этот термин был введен в употребление в конце XIX в.) – период в истории античной цивилизации (III - I вв. до н.э.), начавшийся с завоеваний Александра Македонского (334 -324 гг. до н.э.). Утрата суверенными полисами своей независимости привела к серьезным изменениям в интеллектуальной жизни древнегреческого общества. Человек эпохи эллинизма становится уже не гражданином, принимающим активное участие в политической жизни своего полиса, а подданным монархической империи, «винтиком» государственной машины. Отходят на второй план такие ценности как достоинство личности, ее свобода и ответственность перед обществом, гражданская доблесть, патриотизм и т.п. Падает интерес к абстрактным концепциям о сущности мира и возрастает роль конкретных, практических знаний, наблюдается значительный прогресс в кораблестроении, ирригации, военной техники.

В философии этого периода происходит смена познавательных ориентаций: основной философской дисциплиной становится этика, учение о нравственности ( а не онтология или гносеология как в предшествующие периоды). Иначе говоря, происходит снижение теоретического уровня философии и усиление ее практической направленности. В центре внимания философов оказываются принципы и правила личного поведения человека, его способность устоять перед ударами судьбы, обрести покой и счастье в изменившемся непредсказуемом мире. Эти проблемы нашли свое отражение, прежде всего, в «практической философии» эпикуреизма, стоицизма, кинизма.

 

Римская философия развивалась под влиянием греческой философии эпохи эллинизма, у которой она переняла терминологию, основные направления.
Начальный этап римской философии (III-I вв. до н.э.) был связан с кризисом полисной идеологии, освобождением мысли от религии и мифологии. В это время почти официальной доктриной римского государства стал стоицизм. Его представители требовали освободить личность от всякой зависимости, были материалистами и фаталистами.

В это же время на основе Платоновской Академии существовала эклектическая философия Цицерона. Материалистическое (атомистическое) учение Эпикура было изложено Лукрецием в поэме «О природе».

Обожествление государственной власти и культ императора, связанные с концом республики и началом империи (I в. до н.э. до I н.э.), привели к сакрализации философии - подчинению ее религии. В это время влиятельным был стоицизм (Средняя Стоя), который представляли Эпиктет, Марк Аврелий и Сенека.

Эпиктет (кон. I и нач. II вв.) – был рабом, изгнан из Рима, открыл в Эпире школу. Он мало писал, его идеи записали ученики. В «Беседах» задачей философии провозглашается освобождение человека от внешнего мира и совершенствование духа.

Марк Аврелий (121-180) - император, последователь Эпиктета. Написал на дневник «К самому себе», в котором изложил стоическую мораль, основанную на вере в существование провидения. Основной мотив этого сочинения – братство и равенство людей, необходимость любить друг друга. Мораль Марка Аврелия близка к христианской морали. Дневник Марка Аврелия часто издавался, в том числе и на русском языке.

Сенека (1-65) воспитатель и советник Нерона. Обвиненный в участии в заговоре против Нерона, он должен был по приказу Нерона лишить себя жизни. Его произведения носили религиозно-этический характер (напр., «Письма к Луцилию»). Религиозные воззрения Сенеки были близки христианству.
II-III-IY вв. – период развитой сакрализации философии. В это время господствовал неоплатонизм, основателем которого был Плотин.





Дата публикования: 2015-01-24; Прочитано: 390 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...