Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

2 страница. Женские образы романа Толстого «Война и мир»



Женские образы романа Толстого «Война и мир». Принципы их раскрытия. Анна Павловна Шерер, Анна Михайловна Друбецкая, Жюли Карагина, Элен Безухова несут в себе прежде всего черты своего класса. Писатель ценит в женщинах такие черты характера: хранительницу очага, основу семьи; нравственные высокие начала: доброту, простоту, бескорыстие, искренность, связь с народом, понимание проблем общества (патриотизм); естественность; движение души.На самых первых страницах мы знакомимся с салоном Анны Павловны Шерер и самой героиней.Её характерная примета-постоянство дел,слов,внутренних и внешних жестов,даже мыслей.Сдержанная улыбка постоянно играет на ее лице,хотя не идет уже к отжившим чертам.Она напоминает,как говорит Толстой,избалованных детей,которые не совсем хотят исправиться.Когда заговорили об императоре,лицо Анны Павловны “ представляло глубокое и искренное выражение преданности и уважения,соединенное с грустью “.Вот это “представляло” сразу ассоциируется с игрой,с поведением искусственным,а не естественным.Несмотря на свои 40 лет,она “преисполнена оживления и порывов”. Представляя героиню,Толстой сразу же выделяет свою нелюбовь к ней. Эта не любовь автора распостраняется и на Элен Курагину,которая всегда одинаково красива. Даже улыбка на ее лице всегда одинаковая,неизменяющая и сияющая.Для Автора это не нейтральные приметы,а знаки человеческой духовной недостаточности. Он сравнивает Элен с ее братом Ипполитом: “Черты его лица были теже,как и у сестры,но у той все освещалось жизнерадостностью,…самодоволью,неизменной улыбкой и необычайной античной красотой…у брата то же лицо было отуманено идиотизмом”. Таким образом,сестра,при всей своей красе ее лица и античной фигуры,в том,что касается собственно человеческих,нравственных ценностей,мало чем отличатся от брата.Она стольже самоуверенна и самодовальна,то есть неподвижна И внутренне застойна. Элен жила только для накопления богатства. Все, включая ее поведение и бракосочетание с Пьером Безуховым, представляло грандиозный план князя Василия – быть богатым, влиятельным, уважаемым человеком в светском обществе того времени.Элен, потом носившая фамилию Безуховой и ставшая одной из самых влиятельных женщин того времени, не страдала от деятельности своего отца. Напротив, она точно выполняла его поручения, доверяла ему в денежных вопросах. К своему мужу относилась с презрением и полным неуважением. На предложение Пьера о разводе она однажды ответила: “Расстаться, извольте, только ежели вы дадите мне состояние”. Но в ряду героинь Толстого есть одна, так сказать, не просто героиня, а героиня идеологическая. По мнению Толстого, Наташа - это идеал женщины. Это богатая, щедро одаренная натура. Откуда взялась эта чуткая, трогательная, чудная девушка? Семья Ростовых, как и семья Блконских резко выделяются среди обычных дворянских семей. Самая яркая черта в Наташе - это поэтическое мироощущение, душевная доброта, открытость для каждого, кто.ее окружает. Появляясь впервые на балу, Наташа так мало похожа на светских барышень, так отчетлив контраст между ней и "светом". Едва перешагнув за порог семьи, Наташа оказывается обманутой. К Ростовым, и прежде всего к общей любимице Наташе, тянутся лучшие люди - Андрей Болконский, Пьер Безухов, Василий Денисов. Увлечение Наташи Анатолием Курагиным, этим пустым светским человеком, говорит о ее неопытности. Наташа - натура щедро одаренная, поступки ее оригинальны, над нею не тяготеют никакие предрассудки, руководит ею сердце. Наташа - это пленительный образ русской женщины, одинокой, чужеродной чувствует себя Наташа среди столичных аристократов. Лестью, игрой на доверчивости и неопытности Курагин увлекает ее, и в этом помогает ему его развратная сестра Элен Курагина. После тяжелой болезни, явившейся результатом душевных потрясений, Наташа вернулась к жизни обновленной. Беда не сломила ее, свет не одержал над нею победы. Например, в Наташе есть дар сочувствия и сострадания. Так “она чувствовала не понимала”. Воспитанница Соня, полная самоотверженной и благодарной любви ко всей семье “всем готова была пожертвовать для своих благодетелей”. Особняком стоит в семье Вера - старшая сестра Наташи. Холодная, недобрая, чужая в кругу братьев и сестры, она в доме Ростовых - тело инородное. В то время, как Наташа Ростова, княжна Марья - представительница плеяды лучших женщин дворянской России начала XIX века. Образ этот необыкновенно сложен. По художественной яркости он занимает одно из первых мест среди героев Толстого. Нравственная высота, сила характера, женственность выделяют княгиню Марью среди многих женских персонажей мировой литературы. Толстой делает этот образ, несмотря на сложность и противоречивость, необыкновенно поэтическим, цельным, законченным, обаятельным. Княжна боится отца, не смеет шага сделать без его ведома, не подчиниться ему, даже когда тот неправ. Марья, горячо любящая своего отца, не может, боясь вызвать взрыв отцовского гнева, даже приласкать или поцеловать его. Жизнь ее, еще молодой и неглупой девушки, очень тяжела. Вынужденное затворничество, тяжелый характер отца и мечтательная натура самой Марьи делают ее набожной. Бог для княжны Волконской становится всем в жизни: ее помощником, наставникам, строгим судьей. Временами ей становится стыдно собственных земных поступков и мыслей, и она мечтает посвятить себя Богу, уйти куда-нибудь далеко-далеко, чтобы освободиться от всего грешного и чуждого. Глаза Наташи "оживленные", "прекрасные", "смеющиеся", "внимательные", "добрые". Говорят, что глаза - это зеркало души, у Наташи и Марьи они и в самом деле являются отражением их внутреннего мира. Семейная жизнь Марьи и Наташи - это идеальное супружество, крепкая семейная связь. Обе толстовские героини посвящают себя мужьям и детям, отдавая все свои душевные и физические силы воспитанию детей и созданию домашнего уюта. Создавая систему женских образов, писатель выстраивает свой идеал женщины. По-моему, этот идеал можно свести к формуле: естественность, чуткость, любовь.

Духовные искания Л.Н.Толстого и их отражение в романе «Анна Каренина».Образ Левина. (1873 – 1877) Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой (1828-1910) создавал "Анну Каренину" в особый период своей жизни: для него настало время, как мы бы сказали теперь, переоценки ценностей. "Со мной случился переворот, - писал он в философском эссе "Исповедь", - который давно готовился во мне и задатки которого всегда были во мне. Со мной случилось то, что жизнь нашего круга - богатых, ученых - не только опротивела мне, но потеряла всякий смысл". Итак, Лев Николаевич отверг традиционно-размеренное существование русского образованного дворянина и приступил к поискам некоей альтернативы ему, незыблемых нравственных идеалов, в соответствии с которыми возможна жизнь иная, праведная. Как известно, в итоге это вылилось в особую религиозность Толстого (христианство, очищенное от догм и обрядов церкви). "Анна Каренина" интересна именно как творческое отражение сложных духовных исканий автора. Именно это произведение, а не созданная ранее грандиозная эпопея "Война и мир", также пропитанная духом нравственных поисков, отметило перелом в мировоззрении писателя. Во время работы Толстого над первым крупным романом его идеалы не были еще приведены к законченному, каноническому образцу. Конкретное указание праведного пути для русского интеллигента (а именно так мы расцениваем финал "Анны Карениной") отсутствует в книге о войне 1812 года, полной философских и этических размышлений на самые различные темы. При этом, разумеется, стоит отметить сходство многих идей и персонажей, например, Безухова и Левина или Наташи Ростовой и Кити. Идеалы не вырабатываются на пустом месте, но долго культивируются в душе автора, и роман, озаглавленный именем героини, представляет собой этап сбора урожая: приход к особой толстовской вере. Примечательно, что для этого окончательного расставления точек над "i" писатель избрал не батальное полотно, но историю семейную, интимную, близкую к душе, к сокровенном". Это не значит, разумеется, что коллизии патриотической войны - по самой масштабности своей - не подходят для детального выражения глубоких чувств и мировоззренческих концепций. Однако человек перед смертью (а эта тема характерна для творчества Толстого) вспоминает именно личную область жизни - семью. "Мысль семейная" - так и сам автор определил "Анну Каренину". Льва Николаевича как художника и философа всегда интересовали отношения между мужчиной и женщиной, которые в идеальном виде представляли для него залог вечного совершенствования души, а в искаженном, греховном, - вели к трагедии, распаду и смерти. Весь роман в принципе написан ради того, чтобы показать это. (Он был бы, скажем откровенно, примитивной морализаторской агиткой, не будь создан великим художником и не получи таким образом ценность не только этическую, но и эстетическую.) Можно сказать, что автор передоверяет персонажам, как это обычно и бывает, свои черты, и главные герои-мужчины романа - Облонский, Каренин, Вронский и Левин - разные ипостаси Толстого: от трех первых он открещивается, запечатлевая неправедное в себе (дворянине, аристократе, помещике); в последнего - свое альтер-эго - в буквальном смысле вкладывает свою душу. Эти мужчины, кроме Левина. навсегда вписаны в некую замкнутую систему пошлых ценностей своего круга, их существование слепо и трагично.Именно с образом этого героя связаны многие важные морально-философские и социальные проблемы произведения. Духовные искания Левина во многом отражают те настроения и мысли автора, которые складывались у него в переломную эпоху 70-х годов. Энергичный, мыслящий человек, искренний, Левин, как и некоторые другие герои Толстого (Пьер Безухов, Андрей Болконский), неустанно ищет правды и смысла жизни, стремится проникнуть в суть общественных отношений, чтобы изменить, усовершенствовать их. Путей к этому он не знает, и потому так мучительны для него его раздумья.Левин видит неустойчивость, крутой характер ломки старых порядков. Его, как дворянина-землевладельца, волнует оскудение поместного хозяйства под натиском новых пореформенных отношений. Видит Левин и скудную жизнь крестьян. Его попытки, сохраняя за собой права на землю, примирить интересы «совестливых» помещиков и народа, создать в этих целях рациональную систему землевладения оканчиваются неудачей. Его поражает непримиримо-враждебное отношение крестьян к землевладельцам-дворянам, ко всему, что толкует и обещает им «барин». Он недоумевает и старается понять причины этого отношения, а недоверие-то подсказано крестьянам всем их многовековым опытом, недопускающим мысли о том, чтобы «цель помещика могла состоять в чем-нибудь другом, кроме желания обобрать их сколько можно». В глубине души Левин соглашается с упреком брата Николая: «Тебе хочется оригинальничать, показать, что ты не просто эксплуатируешь мужика, и с идеею»Левин знакомится с разными формами деятельности дворянской общественности, присутствует на выборах предводителя, в мировом суде — и выносит оттуда впечатление суетной пустоты и бесполезности происходящего. Только в деревне, в непосредственной близости к природе, в приобщении к крестьянскому труду, в непрерывных хозяйственных заботах он находит отраду и временное успокоение.Семейная жизнь Левина складывается счастливо, однако он не может удовлетвориться узкой личной сферой, хотя бы и такой привлекательной. Выход для себя герой стремится найти в «народной правде», в наивной вере патриархального крестьянина. Из рассказа Федора он узнает мысли старика Фоканыча о том, что нужно жить «для души, по правде, по-божью». Эти слова воспринимаются Левиным как откровение… Понятие добра у Фоканыча несет религиозную окраску, которую воспринимает и Левин,Герой романа, как мы видим, не находит реальных путей социального преобразования и пытается решить волнующие его вопросы в плане отвлеченного нравственного совершенствования. В этом, несомненно, сказываются противоречия мировоззрения не только Левина, но и Толстого. И все же существенно в духовном развитии Левина его тяготение к народу, По существу, герой остается на распутье, его искания не завершены, и впереди как бы открываются новые возможности роста.

Духовное «воскресение» героев романа Л.Н.Толстого «Воскресение». (1899). В главе третьей «^ Кризис плотского оптимизма в романе Л. Н. Толстого,, Воскресение ”» рассматривается социально-психологическая сторона плотского падения и духовного возрождения человека. Толстым художественно переживается диалектика философско-религиозного и социально-психологического осмысления личностного мировоззрения и жизни «общественной» на примере героев: Дмитрия Нехлюдова и Катюши Масловой. Любовь в момент первой встречи обоих героев была актом духовным. Чувственно-плотские ощущения героя не соотносились с мыслями о любви и влюблённости. Первый поцелуй в губы вызвал определённый духовно-эмоциональный настрой во взаимоотношениях героев. При виде девушки жизнь для Нехлюдова «становилась радостнее». То же испытывала и она. Духовная любовь «была главной защитой от падения и для него, и для неё».
В большинстве работ советского периода (Л.Аксельрод, Я.Билинкис, Г.Галаган, В Жданов,Л.Кузина, Т.Тюнькин и др.), а также у ряда современных исследователей (Н.Набиев, О.Журина, И. Мардов) любовные отношения героев «Воскресения» рассматриваются как безвинные, духовные, а плотское падение объясняется влиянием социальной среды буржуазно-помещичьего строя. В «чувствах и поступках героев нет разлада между духовным и телесным»1. Данное положение Н.Набиева не совсем точно. Поцелуй в губы уже показывает настойчиво-решительные движения душевных сил юноши, желание обладать полом. «Неотстранение» героини при поцелуе, говорит о её «лёгкости», «доступности», что вероятнее всего стало причиной её будущего «падения». К моменту второго приезда Нехлюдов превратился в «развращённого эгоиста». Герой видит в героине не правомочный субъект, а предмет чувственного наслаждения.Развивая диалектику чувственной страсти в сознании героя, автор переводит отношения между полами сначала в форму сдержанно-плотских, затем – собственно плотских отношений.Сцена близости происходит в коридоре, который воспринимается как символ «преходящего, помогающего попасть из одного мира в другой». Иными словами, коридор как пространственная среда в данном случае «определяет» перенос отношений героев из чувственно-духовной реальности в мир чувственно-плотских интересов. Заключительный диалог перед падением происходит у двери героини. Дверь в данном случае можно рассматривать как амбивалентный физический объект. Дверь «приглашает», и дверь «останавливает». Мотив двери обладает психологическим и символическим значением.Мысль о любви, настойчивость чувственных порывов Нехлюдова пробуждают в героине «свободное» чувство. Думая о замужестве как о духовной любви, взаимной поддержке супругов, Маслова отдаётся Нехлюдову.Последующий отрезок жизни Екатерины есть период искания житейского благополучия. Она выбирает путь «хорошо оплачиваемого постоянного прелюбодеяния». На седьмом году пребывания в доме терпимости героиню обвинили в отравлении купца. По повестке в суд в качестве присяжного заседателя был вызван Нехлюдов. Узнав Екатерину, герой произносит: «Да не может быть». Страх перед возможным позором за прошлое вызывает в нём отрезвление от духовной «спячки».
Нехлюдов чувствует, что он должен разбудить Маслову духовно. Однако её духовное возрождение происходит, прежде всего, при общении с осуждёнными. Особую роль здесь сыграла Марья Павловна. Обе женщины презирали «половую любовь», «смотрели на неё как на что-то <…> отвратительное».Жизненные судьбы Дмитрия Нехлюдова и Екатерины Масловой сопутствуют друг другу в отрицании чувственной любви, но резко расходятся в исполнении добра. Маслова ищет и находит его в светской жизненной канве, Нехлюдов – в Евангельском учении. Роман «Воскресение», несомненно, является исповедальным произведением. По словам С.Залыгина, «толстовские герои – это не только они, <…> но и сам художник – его собственная психология»1. В романе воплощены все отчаяния и надежды Толстого, вся «смута», переполняющая его в последние годы жизни. Сквозь роман явственно проходит хула автора на себя за «плотское» прошедшее и настоящее. Это выражается в наказании героев душевными муками за интимные моменты чувственной влюблённости, в наделении воскресших Масловой и Нехлюдова и всех без исключения «сопровождающих» их арестантов духовной любовью вплоть до отрицания семейно-плотской жизни. Роман «Воскресение» не случайно открывается четырьмя эпиграфами из Евангелия, а завершается размышлениями Нехлюдова над евангельскими заповедями – вариант кольцевой композиции. Воскресение Нехлюдова – в понимании вечных истин, в мысли о непротивлении злу насилием и нравственном самосовершенствовании человека.

Творческий путь М.В.Гаршина. Русский писатель, критик. Родился 2 (14) февраля 1855 в имении Приятная Долина Бахмутского уезда Екатеринославской губ. в семье дворян, ведущих свою родословную от золотоордынского мурзы Горши. Отец был офицером, участвовал в Крымской войне 1853–1856. Мать, дочь морского офицера, принимала участие в революционно-демократическом движении 1860-х годов.Пятилетним ребенком Гаршин пережил семейную драму, повлиявшую на характер будущего писателя. Мать влюбилась в воспитателя старших детей П.В.Завадского, организатора тайного политического общества, и бросила семью. Отец пожаловался в полицию, после чего Завадского арестовали и сослали в Петрозаводск по политическому обвинению. Мать переехала в Петербург, чтобы навещать ссыльного. До 1864 Гаршин жил с отцом в имении близ г.Старобельска Харьковской губ., затем мать забрала его в Петербург и отдала в гимназию. В 1874 Гаршин поступил в петербургский Горный институт. Спустя два года состоялся его литературный дебют. В основу его первого сатирического очерка Подлинная история Энского земского собрания (1876) легли воспоминания о провинциальной жизни. В студенческие годы Гаршин выступал в печати со статьями о художниках-передвижниках. В день объявления Россией войны Турции, 12 апреля 1877, Гаршин добровольцем вступил в действующую армию. В августе был ранен в бою у болгарского селения Аяслар. Личные впечатления послужили материалом для первого рассказа о войне Четыре дня (1877), который Гаршин написал в госпитале. После его публикации в октябрьском номере журнала «Отечественные записки» имя Гаршина стало известно всей России. Получив годовой отпуск по ранению, Гаршин вернулся в Петербург, где его тепло приняли писатели круга «Отечественных записок» – М.Е.Салтыков-Щедрин, Г.И.Успенский и др. В 1878 Гаршин был произведен в офицеры, по состоянию здоровья вышел в отставку и продолжил учебу как вольнослушатель Петербургского университета.Война наложила глубокий отпечаток на восприимчивую психику писателя и его творчество. Простые в фабульном и композиционном отношении рассказы Гаршина поражали читателей предельной обнаженностью чувств героя. Повествование от первого лица, с использованием дневниковых записей, внимание к самым болезненным душевным переживаниям создавало эффект абсолютной тождественности автора и героя. В литературной критике тех лет часто встречалась фраза: «Гаршин пишет кровью». Писатель соединял крайности проявления человеческих чувств: героический, жертвенный порыв и осознание мерзости войны (Четыре дня); чувство долга, попытки уклонения от него и осознание невозможности этого (Трус, 1879). Беспомощность человека перед стихией зла, подчеркнутая трагическими финалами, становилась главной темой не только военных, но и более поздних рассказов Гаршина. Например, рассказ Происшествие (1878) – это уличная сценка, в которой писатель показывает лицемерие общества и дикость толпы в осуждении проститутки. Даже изображая людей искусства, художников, Гаршин не находил разрешения своим мучительным душевным поискам. Рассказ Художники (1879) проникнут пессимистическими размышлениями о ненужности настоящего искусства. Его герой, талантливый художник Рябинин, бросает живопись и уезжает в деревню, чтобы учить крестьянских детей. В рассказе Attalea princeps (1880) Гаршин в символической форме выразил свое мироощущение. Свободолюбивая пальма в стремлении вырваться из стеклянной оранжереи пробивает крышу и погибает. Романтически относясь к действительности, Гаршин пытался разорвать заколдованный круг жизненных вопросов, но болезненная психика и сложный характер возвращали писателя в состояние отчаяния и безысходности. Это состояние усугублялось событиями, происходившими в России. В феврале 1880 революционер-террорист И.О.Млодецкий совершил покушение на главу Верховной распорядительной комиссии графа М.Т.Лорис-Меликова. Гаршин как известный писатель добился у графа аудиенции, чтобы просить о помиловании преступника во имя милосердия и гражданского мира. Писатель убеждал высокого сановника в том, что казнь террориста только удлинит цепочку бесполезных смертей в борьбе правительства и революционеров. После казни Млодецкого у Гаршина обострился маниакально-депрессивный психоз. Не помогло путешествие по Тульской и Орловской губерниям. Писателя поместили в Орловскую, а затем в Харьковскую и Петербургскую психиатрические лечебницы. После относительного выздоровления Гаршин долгое время не возвращался к творчеству. В 1882 вышел его сборник Рассказы, который вызвал в критике жаркие споры. Гаршина осуждали за пессимизм, мрачный тон его произведений. Народники использовали творчество писателя, чтобы на его примере показать, как мучается и терзается угрызениями совести современный интеллигент. В августе-сентябре 1882 по приглашению И.С.Тургенева Гаршин жил и работал над рассказом Из воспоминаний рядового Иванова (1883) в Спасском-Лутовинове. Зимой 1883 Гаршин женился на слушательнице медицинских курсов Н.М.Золотиловой и поступил на службу секретарем канцелярии Съезда представителей железных дорог. Много душевных сил писатель потратил на рассказ Красный цветок (1883), в котором герой ценой собственной жизни уничтожает все зло, сконцентрированное, как рисуется его воспаленному воображению, в трех цветках мака, растущих на больничном дворе. В последующие годы Гаршин стремился к упрощению своей повествовательной манеры. Появились рассказы, написанные в духе народных рассказов Толстого, – Сказание о гордом Аггее (1886), Сигнал (1887). Детская сказка Лягушка-путешественница (1887) стала последним произведением писателя. Умер Гаршин в Петербурге 24 марта (5 апреля) 1888.

Творческий путь В.Г.Короленко. 1853, 15 (27) июля - родился в г. Житомире, в семье уездного судьи. 1866 - семья переезжает в г. Ровно. 1868 - смерть отца; семья - мать и пятеро детей - осталась без средств. 1871 - окончил ровенскую реальную гимназию с серебряной медалью и поступил в Петербургский технологический институт. Время отчаянной нужды и голода. 1873, январь - вышел из института, работает в "корректурном бюро". 1874 - становится студентом Петровской земледельческой и лесной академии в Москве. Увлечен идеями революционного народничества, участвует в тайных студенческих сходках. 1876 - за подачу написанного им коллективного протеста студентов исключен из академии, арестован и сослан в Вологодскую губ. под надзор полиции. По ходатайству матери получает разрешение отбыть ссылку в Кронштадте. Работает там чертежником в Минном офицерском классе. 1877, август - поступает в Горный институт в Петербурге; спустя восемь месяцев вынужден выйти из института, работает корректором, обучается сапожному делу, готовится к "хождению в народ". 1879, март - арестован по доносу разоблаченного им агента Третьего отделения, выслан в г. Глазов Вятской губ., затем в пос. Березовские Починки; через три месяца по ложному обвинению в попытке побега отправлен в Восточную Сибирь. 1879, июль - первый рассказ "Эпизоды из жизни "искателя" в петербургском журнале "Слово". 1880 - на пути в Сибирь почти полгода проводит в Вышневолоцкой политической тюрьме, где пишет рассказ "Чудная"; отправлен по этапу в Томск, оттуда возвращен в Пермь под надзор полиции. Работает сапожником, табельщиком в железнодорожных мастерских, письмоводителем в управлении железной дороги. 1881, август - за отказ принести присягу "на верность подданства" царю Александру III помещен в секретную одиночную камеру Тобольской военно-каторжной тюрьмы. 1881, декабрь - 1884, сентябрь - ссылка в слободу Амгу, в 275 верстах от Якутска. В ссылке занимается земледельческим и сапожным трудом, дает уроки, пишет рассказы. 1885 - получает разрешение поселиться в Нижнем Новгороде; в крупнейших журналах публикует рассказы, написанные в ссылке: "Сон Макара", "Соколинец", "Лес шумит", повесть "В дурном обществе". 1886 - женитьба на Авдотье Семеновне Ивановской; первая встреча с Л.Н.Толстым; "Сказание о Флоре, Агриппе и Менахеме, сыне Иегуды". "Слепой музыкант" (повесть при жизни автора выдержала 15 изданий). Первая книга "Очерков и рассказов". 1889 - дает первые литературные советы А.М.Горькому. 1890 - изучает жизнь и труд промышленных кустарей; "Павловские очерки". 1891 - рассказ "Река играет". 1892 - оказывает помощь голодающим в Лукояновском уезде Нижегородской губ.; книга "В голодный год". 1893 - едет в Америку на Всемирную выставку в Чикаго; вторая книга "Очерков и рассказов". 1895 - рассказ "Без языка" (2-я редакция - 1902). 1895-1896 - защищает в суде и в печати крестьян-удмуртов села Старый Мултан (ныне - с. Короленко), осужденных на каторгу по ложному обвинению; пишет статьи "Мултанское жертвоприношение". Суд закончился оправданием обвиняемых. 1896 - переезжает из Нижнего Новгорода в Петербург, редактирует журнал "Русское богатство", помогает начинающим писателям. 1899 - рассказ "Марусина заимка". 1900 - избран почетным академиком. Очерк "Мгновение". Переезжает в Полтаву. Завершает цикл сибирских рассказов ("Государевы ямщики", "Мороз", "Феодалы", "Последний луч"); работает над повестью о Пугачеве (осталась неоконченной). 1901 - Очерк "Огоньки". 1902 - организует защиту участников аграрных волнений в Полтавской губ. "Академический инцидент": вместе с А.П.Чеховым слагает с себя звание почетного академика в знак протеста против отмены царем выборов Горького в Академию наук. 1903 - третья книга "Очерков и рассказов"; рассказ "Не страшное"; очерк "Дом No 13" о погроме в Кишиневе. 1905, осень - начал писать автобиографическую книгу "История моего современника" (первый том вышел в 1909). 1905, декабрь - 1906, январь - выступает против кровавой расправы с крестьянами местечка Сорочинцы. Цикл очерков "Сорочинская трагедия" (1907). 1910 - 1917 - выступает против "дикой оргии" смертных казней после поражения первой русской революции; очерки "Бытовое явление" (1910), "Черты военного правосудия" (1910), "В успокоенной деревне" (1911). Неоднократно привлекается к суду как редактор журнала "Русское богатство" за публикации произведений противоправительственного содержания. 1917, март - брошюра "Падение царской власти". 1917 - 1921 - работает над 2, 3, 4-м томами "Истории моего современника". В годы гражданской войны живет в Полтаве, переходящей из рук в руки; не раз рискует жизнью, выступает против петлюровских погромов, грабежей, зверств; ходатайствует за арестованных большевиков и красноармейцев. Вместе с тем в некоторых выступлениях пытается уравнять противников, апеллирует к гуманности с обеих сторон, не находя оправдания и ответному революционному террору.Организует сбор продовольствия для детей Москвы и Петрограда, основывает колонии для сирот и беспризорных, избирается почетным председателем Лиги спасения детей, Всеросийского комитета помощи голодающим. 1921, 25 декабря - смерть Короленко, наступившая от рецидива воспаления легких; в Полтаве объявлен траур. В телеграмме Президиума ВЦИК, подписанной М.И.Калининым, говорилось: "...все сознательные рабочие и крестьяне с глубокой скорбью узнали о кончине благородного друга и защитника всех угнетенных Владимира Короленко. Советская власть примет все меры к широчайшему распространению произведений покойного среди трудящихся республики".

Раннее творчество А.П.Чехова.Биография. [17(4) января 1860 — 15(2) июля 1904] — русский писатель. Родился в Таганроге. Дед Ч., Егор Чех, был крепостным помещика Черткова — отца известного толстовца В. Г. Черткова. Отец писателя был владельцем бакалейной лавки в Таганроге. Семья Ч. отличалась патриархально-мещанским укладом. «В детстве у меня не было детства», «я родился, вырос, учился и начал писать в среде, в которой деньги играют безобразно большую роль», — вспоминал позднее Чехов. Вместе с тем семья была не чужда литературе и искусству. Братья Ч. Александр и Михаил стали затем писателями, Николай — художником. Учился Чехов в Таганроге в греческой школе, затем в гимназии. По окончании гимназии переехал в Москву и в 1879 поступил на медицинский факультет Московского университета, окончил его в 1884 и несколько лет усиленно занимался медицинской практикой. Занятия медицинскими науками по его собственному свидетельству оказали серьезное влияние на литературную деятельность Ч., стремившегося в своем творчестве «где было возможно, соображаться с научными данными». Чехов начал печатать свои рассказы еще в студенческие годы. С 1880—87 Чехов сотрудничал под псевдонимами «Антоша Чехонте», «Антоша Ч.", «Брат моего брата», «Рувер», «Человек без селезенки» в многочисленных юмористических изданиях «Стрекоза», «Будильник», «Зритель», «Развлечение» и особенно плодотворно в журнале «Осколки», издававшемся Н. А. Лейкиным. С середины 80-х гг. Ч. принимал участие в суворинской желтой газете «Новое время», что значительно укрепило его материальное положение. В 1884 в издании «Осколков» появился первый сборник его рассказов «Сказки Мельпомены», в 1886 вышел сб. «Пестрые рассказы». Через год за сборник «В сумерки» Ч. удостоен Академией наук половины пушкинской премии. В 1890 он совершил большое путешествие на о-в Сахалин с целью написать книгу о ссыльной колонии и каторге. По возвращении принял деятельное участие в борьбе с разразившимся в 1891—1892 голодом. В 1892 Ч. приобрел небольшое имение Мелихово в Серпуховском уезде Московской губ. и в холерные годы (1892—93) заведовал мелиховским врачебным участком. В начале 90-х гг. писатель сблизился с либеральной прессой («Русские ведомости», «Русская мысль») и стал постепенно отходить от «Нового времени», с которым порвал в 1898 окончательно в связи с делом Дрейфуса. В 90-х гг. он предпринял ряд поездок в Европу (1891, 1894, 1897), которая произвела на него огромное впечатление и способствовала сближению его с либеральным лагерем. К растущему рабочему движению, к марксизму Ч. относился отрицательно.Туберкулез легких заставил Ч. переселиться вместе с семьей в Крым, где он приобрел дачу около Ялты. В этот период он близко сошелся с Толстым и Горьким. В 1899—1901 в издательстве А. Ф. Маркса вышло первое собрание сочинений Ч. В декабре 1900 в связи с отменой царем избрания в академики Горького Ч. вместе с В. Г. Короленко отказался от звания академика. В 1904 состояние здоровья писателя резко ухудшилось, и 3/VII (20/VI стар. ст.) 1904 он в сопровождении своей жены, артистки Художественного театра О. Л. Книппер, уехал на курорт Баден-Вейлер в Шварцвальде. Здесь и умер в ночь на 15/VII (2/VII стар. ст.) 1904.
Ч. вступил в литературу в тот период, когда в России началась жесточайшая реакция 80-х гг. Творчество его было литературным выражением настроений и идейных устремлений того слоя мелкобуржуазной интеллигенции, который развивался в период распада народнической идеологии, и. отталкиваясь от пережитков этой идеологии, принял буржуазную ориентацию, тяготел к идеалам культурного буржуазно-демократического строя.Комплексом этих условий и продиктованы в творчестве Ч. те мотивы тоски, уныния и трагической неудовлетворенности, для которых стало нарицательным название «чеховские настроения».В раннем творчестве Ч. (до 1886) господствует жанр коротенького рассказа и увеселительной журнальной мелочи.Чеховские миниатюры этого времени носят яркий отпечаток органов, для которых они писались, — «юмористических» журналов, общее направление которых отвечало вкусам малокультурных слоев безыдейной, политически инертной русской буржуазии того времени; наряду с поверхностным, б. ч. плоским зубоскальством на всевозможные темы пресса эта преподносила в шутливой форме умеренно-либеральную критику взяточничества, хищений и т. п. Ч. сотрудничал в этих журналах для заработка и нередко отзывался о своей продукции этого периода, как о несерьезной работе, выполнявшейся наспех и на заказ. Однако, хотя этим и определяется поверхностность комизма и небрежность отделки многих рассказов, в целом этот период закономерно связан с дальнейшим творчеством Ч. Комплекс социально-бытовых и психологических мотивов, образующих курьез или служащих для него художественным фоном, сводился почти целиком к элементам крепостнических пережитков, культурной отсталости и застойного мещанского быта, от которого интеллигенция отталкивалась в процессе своего роста. В раннем периоде Ч. показывал их в комическом свете, т. е. снижал их выявлением какого-либо острого контраста и делал ударение именно на комическом курьезе. Но из мозаики этих курьезов складывается яркая комедия нравов. Героями выступают разнообразные представители мелкой буржуазии — мещанства, б. ч. чиновники. Основные их черты — взяточничество, воровство, безграничное чинопочитание и подхалимство: чиновник, нечаянно чихнувший в театре на лысину генерала, умирает от страха («Смерть чиновника», 1883). Сюда же относится целая серия рассказов, посвященных традиции новогодних поздравлений («Пережитое» и мн. др.). Разнообразно демонстрируются образцы невежества, пьянства, непроходимого бескультурья мещанства, чиновничества, «простого народа» и даже буржуазии, высмеивается одуряющая ребят система российского казенного просвещения («Случай с классиком»). Но особенно часто смеялся Ч. над ограниченностью и бездарностью застойного мещанства, исполненного претензий на понимание высоких материй, на передовые идеи, на талант или на возвышенность чувства. Этот контраст и создает специфический для героев Ч. аромат комической пошлости. От карикатурной фигуры отставного поручика Василия Семи-Булатова («Письмо к ученому», 1880 — первый напечатанный Чеховым рассказ) через все творчество Ч. тянется вереница скучно, претенциозно и пошло философствующих бездарностей. Под пером раннего Ч. они смешат, позднее — наводят тоску. В том же духе трактует Чехов «идейные», т. е. обывательски либеральные декларации чиновников и пр., вскрывая в анекдоте изнанку этих разговоров: трусливое подхалимство, непроходимую социальную косность («Рассказ, к которому трудно подобрать заглавие», «Депутат, или Повесть о том, как у Дездемонова 25 рублей пропало», 1883, «Либеральный душка», 1884). Мотивы полицейского гнета у Чехова — это анекдоты о глупых крайностях реакции, комичных именно тем, что бьют по людям и поступкам, далеким от каких бы то ни было посягательств общественного характера («Унтер Пришибеев», 1885).Множество новелл Чехова посвящено бытовым темам: здесь и анекдоты (порою пошловатые) об обманутых мужьях и женах, и трагикомические эксцессы супружеской бытовой тирании, и разнообразные курьезы ловли женихов.Социальный смысл этой пестрой картины становится еще яснее при анализе двух больших повестей, написанных Ч. в раннем периоде, — «Цветы запоздалые» (1882), «Драма на охоте» (1884—85). В них без смеха, но с резкостью, доходящей до грубости, выражено презрение к фигурам дворянского распада — дегенератам и бездельникам, усугубляющим свое разорение распутством и паразитической ленью. Но уже в «Цветах запоздалых» наряду с осуждением дворянства слышен вздох о погибающих вместе с дворянством его культурных и этических ценностях. Еще существеннее вывод, к которому приходит герой, доктор Топорков, о никчемности и бессмысленности жизни и труда, отданных целиком на приобретение богатства в отупляющей атмосфере пошлости, невежества и бескультурья — мотив, который в позднейшем творчестве Чехова станет одним из стержневых.До Ч. короткий рассказ считался низким жанром и культивировался исключительно в газете и развлекательной прессе. Ч. был первым в русской литературе мастером новеллы, поднявшим ее на уровень высокой художественности. Его комическая новелла всем своим стилем сценки-анекдота целиком отвечает безыдейной установке на фиксацию отдельных смешных моментов и жанровым требованиям развлекательной прессы. Она всегда коротка, посвящена заостренному показу какого-нибудь одного курьеза. Изобразительные приемы экономны; скупая, но характерная деталь создает густой колорит. Особенное значение имеет в этом смысле сочный язык персонажей.





Дата публикования: 2015-01-24; Прочитано: 588 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...