Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

1 страница. Севастопольские рассказы»Л.Н.Толстого.Проблематика.Реализм Толстого в изображении войны.Кавказские военные рассказы («Набег»



Севастопольские рассказы»Л.Н.Толстого.Проблематика.Реализм Толстого в изображении войны.Кавказские военные рассказы («Набег», «Рубка леса» и другие как источник и материал для «Севастопольских рассказов»)Толстой выступил как очевидец и участник событий войны. На Кавказе знакомится с декабристами и приходит к выводу, что в их среде существует разделение на простых солдат и офицеров и лже-, которые воюют ради ленточки. Солдаты здесь не воюют, а работают. Толстой исследует войну и психологию человека на ней. Он появляется на Кавказе в 1851 г. с братом Николаем, служит рядовым, затем фейерверкером. В последующем для Толстого этот период был школой постижения подлинного облика войны.Ранние военные рассказы:«Набег». В центре - капитан Хлопов, от лица которого ведется повествование. Он симпатичен всем, у него простое русское лицо. Этот персонаж - явный предшественник капитана Тушина. Раскрывается тема храбрости, здесь храбр тот, кто ведет себя как следует, проявляя стойкость и силу духа.«Рубка леса»: размышления о духе русского солдата, показаны такие его черты,как скромность и простота.«Как умирают русские солдаты» («Тревога») - незакончен, опубликован впервые только в 1928 году. Это скорее документальный очерк, ведь в нем точно указано место и время действия. Примечательно внимание Толстого к деталям, характеризующим поведение человека в экстренной ситуации. В центре повествования эпизод, когда солдат Бондарчук догоняет роту и падает, боясь, что сбудется плохая примета. Автор выступает как знаток народной речи, исследует переход человека в состояние смерти. Вывод Толстого заключается в уверенном утверждении истины, что «велика слава русского народа», простые русские солдаты символизируют силу души, великую простоту и бессознательность силы.В 1853-56 гг. разразилась Крымская война, отмечена она была сражением в гавани Синоп. 30 ноября 1853 года под командованием Нахимова восемь судов одержали победу над всем турецким флотом с огромными потерями со стороны турецкой армии. После этой победы Англия и Франция вступают в союз с Турцией, численность войск достигает 120 тысяч человек, и главная их цель - уничтожение Черноморского флота и отделение Крыма от России. Уволен князь Меньшиков, отступает и князь Горчаков, и тогда Севастополь остается на попечении одного гарнизона на протяжении 349 дней. Организаторами обороны явились Нахимов, а также генералы Истомин, Корнилов, Тотлебек. Несмотря на то, что французам удалось взять Севастополь, для Толстого оборона этого города явилась показателем величия духа русского народа.Автор размышляет о войне, что это такое и зачем она нужна. В целом войну Толстой не принимает как явление, проявляя пацифизм, причем некоторые исследователи утверждают, что в этих рассказах происходит дегероизация войны и ее участников. Но это большая натяжка, так как Толстой лишь развенчивает ложную героику, показывая, что война есть испытание человека в экстремальных условиях. Три рассказа,каждый из которых - абсолютно самостоятельное произведение со своими жанровыми признаками. Первый рассказ - лирический монолог, в котором создается образ города-героя, второй - обличает тенденции, построен на антитезе солдатских масс и офицерской среды, третий - широкое эпическое полотно, в котором даны судьбы города-героя. В целом это своеобразная трилогия, в которой можно говорить о постановке проблем истории и судьбы России. Основная тема всех рассказов - героизм и патриотизм русского народа, но в каждом рассказе эта тема решается по-своему. Реализм Толстого в изображении войны заключается в том, что изображена она не в правильном и красивом строе с музыкой, а в настоящих ее проявлениях - крови, страданиях, смерти.Первый рассказ называется «Севастополь в декабре», первоначально - «Севастополь днем и ночью». В его основе - подлинные факты и события. Здесь достаточно сложная система повествования. Мы встречаемся с образом человека, впервые приехавшего в Севастополь, видящего только «будничных» людей, рассказчик же приглашает его в «путешествие» по городу. Создается целый ряд картин, выстраивающих образ города-героя. Первая картина - госпиталь, эпизодические персонажи: герой-раненый, рвущийся в бой; умирающий человек; матроска с оторванной ногой; операционная комната - одного солдата оперируют без обезболивающего, другой ждет своей очереди. Это натурализм, который не вызывает отвращения, а, наоборот, сострадание и удивление. Описание четвертого бастиона, где витает смерть. Толстой создает собирательный образ солдатской массы, народа. Главное, как считает автор - это дух защитников Севастополя. Все показанные образы подводят к выводу о национальном характере, о сути патриотизма, главный герой произведения - русский народ.Второй рассказ - «Севастополь в мае», первоначально - «Ночь весной 55 года в Севастополе», написан в течение недели. Здесь преимущественно изображена офицерская среда. Толстой усиливает критические, сатирические ноты, рассказ подвергается множеству цензурных изменений. В центре - большая группа офицеров: пехотный Михайлов, юнкер-барон Пест, аристократ Калугин, князь Гальцин, ротмистр Проскухин. Еще одна причина войны - массовое тщеславие. Композиция: в центре эпизод с князем Гальциным и толпой раненых, затрагивается проблема истинного и ложного героизма. В эпизоде с гибелью Проскухина за несколько секунд до взрыва происходит внутренний монолог героя.Философия войны по Толстому:1) пацифизм. 2) реализм в изображении 3)особенности изображения героев и героического, внимание к психологии человека на войне.Последний рассказ («Севастополь в августе 1855 г.»)интересен с точки зрения эпизодов войны. Счастливая минута в жизни Михаила Козельцова, когда он умирает. Здесь утверждается художественный метод автора, разрабатывается им диалектика души и характера, историко-философская концепция. Проявляется мастерство художника и в батальных сценах, присутствуют символические образы - описание поля сражения, десятилетний мальчик, собирающий голубые цветы - безымянный персонаж, передающий мысли и чувства автора в образной форме; восприятие войны через «уста младенца» - и отражение ее страшного облика (аналогичный образ в «Войне и мире» - совет в Филях глазами Малаши).

Повесть Л.Н.Толстого«Казаки».Образ Оленина,его нравственные искания. Повесть Л.Н. Толстого «Казаки» создавалась в течение десяти лет (1852 -1862 годы). Это десятилетие характерно, с одной стороны,становлением Л.Н. Толстого как писателя, а,с другой стороны, уже в ранних произведениях отчетливо прослеживаются мировоззренческие и художнические особенности, свойственные творчеству зрелого мастера. В этой связи повесть «Казаки» представляет особый интерес, т. к. постоянное изменение сюжетного и идейно-художественного замысла позволяет проникнуть в творческую лабораторию автора, проследить за тем, как от редакции к редакции произведение обретает все большую мировоззренческую глубину и композиционную целостность, а образы и характеры героев становятся многоплановыми и психологически достоверными.
Как и прежде, его волновал и тревожил вопрос: что же делать умному, чуткому и совестливому дворянину, если он недоволен своей средой, если его влечет жизнь общая, народная, если он не хочет чувствовать себя виноватым за социальные и нравственные пороки окружающего мира?
Свое открытие этого мира Толстой переносит на страницы «Казаков», рисуя быт и нравы, характер целого народа, каким он сложился в своеобразных исторических условиях. Важно отметить, что в этой попытке пройти путь к народу совершенно отсутствуют религиозные идеи, которые станут для Толстого столь существенными в дальнейшем.
Сам Толстой в дневнике записал: «Странно будет, ежели даром пройдет это мое обожание труда». В повести простая, близкая к природе трудовая жизнь казаков утверждается как социальный и нравственный идеал. Труд — необходимая и радостная основа народной жизни, но труд не на помещичьей, а на своей земле. Так решал Толстой самый злободневный вопрос той эпохи.По монографии М.Н. Дунаева «Вера в горниле сомнений». Стихия природной гармонии нашла наиболее полное отображение в шедевре раннего Толстого — в эпической повести "Казаки" (1863). В "Казаках"Толстой окончательно сложившийся мастер, равный ведущим реалистам того периода развития отечественной словесности.Героем своим он избирает человека, относящегося к давно сложившемуся в нашей литературе типу "лишнего человека". Толстовский Дмитрий Андреевич Оленин — из тех, о ком говорят, что он "ещё не нашёл себя". Поиск же себя он пытается осуществить в бытии, наиболее близком, по его выводу, к естественной жизни, где-то на грани между цивилизацией и натуральной стихией. В стремлении своём к натуре и натуральной основе бытия, Оленин мечтает опроститься, жить жизнью простого казака, жениться на казачке красавице Марьяне, олицетворяющей для него природную гармонию.Примером близости человека к природе становится для Оленина старый казак дядя Ерошка. Ерошка вовсе не образец добродетели. Нравственность Ерошки весьма отлична от христианской морали, она именно натуральна. Так, он легко вызывается доставить Оленину "красавицу" и отвергает возражение не утратившего понятие о религиозном запрете молодого человека как противное естественному порядку вещей. Ерошка "подсматривает" законы естественной жизни и переносит их на жизнь человека.И это то, к чему всё более тяготеет Оленин, ощущая себя порой именно частью, неразрывной частью натуральной жизни. Тяготение же к натуральному существованию есть подсознательное стремление к снятию с себя всякой ответственности и всякой вины за свой грех — не что иное. Причина проста, банальна. И не в том ли подоснова всего руссоизма: сбыть собственную греховность, извергнуть её куда-то вовне? Переложить вину на кого-то или что-то...Не следует упускать вниманием, что повесть Толстого появилась в 1863 году: ещё не отшумели споры вокруг "Отцов и детей", и Чернышевский бросает в котёл общественных страстей свой роман "Что делать?", начиная перепахивать склонные к соблазну натуры. Общество и без того возбуждено совершаемыми переменами. И в это самое время Оленин вдали от всего суетного хаоса мечтает о слиянии с первозданной стихией? Упрёки Толстому раздавались несомненные: за намеренный уход от важнейших вопросов современности, за едва ли не пренебрежение ими.Ушёл от проблем? Нет. Именно насущнейших проблем человеческого бытия и коснулся писатель в своём создании. Ведь истинно важные вопросы — не в той суетности, какою тешили себя шумливые прогрессисты. То пришло и в своё время ушло. Но вечным остался вопрос о смысле жизни и о счастье в этой жизни. Толстой не ушёл от проблем бытия, он самые острые из них обнаружил и отразил. Вполне закономерно, что они не вполне совпадали с общественной злобой дня.

«Война и мир»Л.Н.Толстого как национально-героический, философский, психологический, семейно-бытовой роман-эпопея. Произведение «Война и мир»создавалось Л.Н. Толстым на протяжении 7 лет, с 1863 по 1869 год. Эволюция замысла произведения (от истории декабриста до романа-эпопеи о национальной жизни) вызвана прежде всего сменой философских ориентиров автора. Локальная тема — изображение жизни декабриста — расширилась до историко-культурного обобщения; писатель осознавал необходимость универсального изображения отечественного бытия. Сам выбор жанра свидетельствует о стремлении Толстого проследить многообразные факты действительности в их взаимосвязи и опосредованности глобальными этическими началами народной жизни. Роман-эпопея подразумевает объединение авторской и фольклорной повествовательных эстетик. К одному из принципов эпического произведения относится объективность, т. е.воспроизведение жизненных коллизий, исключающее психологически-субъективный комментарий. В литературоведении отмечается оригинальное слияние в структуре«Войны и мира» индивидуального опыта художника и надвременного взгляда на конкретные проблемы. Ошибочно было бы интерпретировать специфику жанра в аспекте идейно-тематической контаминации исторической, политической,семейно-бытовой, военной фабул. Они объединены структурой конфликта и системой образов. Замысел Толстого не исчерпывается задачей изображения исторических событий, а заключается в философском осмыслении опыта прошлого и его влияния на настоящее.Первоначальный план произведения оказался слишком локальным для воплощения грандиозных морально-этических доктрин. Уже выбор жанра свидетельствует о сознательном желании автора придать повествованию особое, обобщающее звучание. Традиционные классические романы включали в себя одну – две сюжетных линии, в основном любовных, несколько действующих лиц. Основной целью романа было показать становление личности героя, его отношения с окружающей средой. Все эти признаки присутствуют в «Войне и мире». В центре его внимания переплетение судеб двух главных героев: Андрея Болконского и Пьера Безухова. С ними связаны семейно-бытовая, философская, военно-патриотическая линии произведения. Но количество сюжетных линий в «Войне и мире» неизмеримо больше, здесь дана необычайно широкая картина общественной жизни, показаны все слои населения. «Война и мир» не укладывается в узкие рамки традиционного европейского романа. Европейская форма не годилась для изображения русского национального характера. Несколько раз меняя замысел, Л.Н.Толстой выбрал для изображения события войны 1805 года и Отечественную войну 1812 года. Он пытался выразить народные стремления, народный дух этой освободительной войны. Для произведения этого жанра характерна незавершенность. Это неудивительно. Жизнь огромной страны не может быть до конца и всесторонне описана в пределах одного произведения. Важно, но многие отмечают, что роман Л.Н.Толстого есть сама жизнь. Это своеобразный роман – поток. Жизнь прошла через него и продолжила свой путь дальше. «Война и мир», пожалуй, единственное произведение, о котором смело можно так сказать. В эпопее огромное значение играет образ автора. На первый взгляд, мы не видим его присутствия. Он кажется отстраненным от описываемых событий. Это связано с тем, что Толстой поставил перед собой задачу предельно объективно осветить героические события того времени.Автор присутствует на каждой странице. С ним связаны философские, лирические, исторические отступления разного рода. Философские отступления в основном связаны с историческими событиями, военными действиями. В этой своеобразной форме автор оценивает причины сражения, дает его предысторию, делает нравственные выводы, критические характеристики исторических и военных деятелей. Философские отступления есть и в кульминационных моментах развития главных героев, в их оценке. Более всего они представлены в третьем томе романа, так как связаны с национальным характером, величием исторической эпохи. Включение тонких лирических отступлений придает эпопее поэтичный оттенок. В повествование органично включены примеры эпистолярного жанра. Это дневник Пьера, переписка княжны Марьи и Жюли Карагиной. Автор использует также научно-историческое повествование, приводит документальные сведенья, чертежи, планы сражений, умело сочетая реальные и вымышленные эпизоды. А многие сцены военной и семейной жизни напоминают драматургические эпизоды.

Философия войны и мира,философия истории Л.Н.Толстого в романе «Война и мир». Произведение Л. Н. Толстого «Война и мир» было задумано как повествование о жизни некоторых вымышленных героев из высшего общества, но постепенно оно превращалось в эпопею, включающую не только описания реальных событий на- чала XIX века, но и целые главы, задача которых— донести до читателя философские воззрения автора. «Война и мир» - целая система мироосмысления, огромный отрезок русской социальной жизни. По словам исследователя Ильина, это художественно изложенная философия жизни.Здесь происходит соединение жизни личной и исторической, жизни частных лиц и целых народов.Во второй части эпилога Толстой излагает свою концепцию философии истории:1. историю делают сами народные массы;2. люди делают историю каждый поодиночке, а не вместе;3. люди делают историю бессознательно.В романе наблюдается антитеза Наполеона и Кутузова. Толстой рисует портрет Наполеона несколько снижено. Наполеон во всем играет; он актер.Кутузов не считает себя демиургом истории. Он везде простой. Толстой снижает его внешнее величие, но подчеркивает его внутреннюю активность. Кутузов – внешнее воплощение мысли народной.Наполеон и Кутузов – это два начала бытия: начало добра, веры (Кутузов) и зла, Антихристова духа (Наполеон).Толстой выдвигает в первую очередь нравственные требования. Одна из главных тем романа Толстого “Война и мир” — военная. Толстой описывает величайшие события в русской жизни 1805—1812 гг., которые в совокупности с мирными событиями, “крушениями на месте”, создают историю человечества, где все понятно историкам, но является тайной для Толстого. Писатель дает нам взгляд на историю, в корне противоречащий стандартному взгляду историков как на события, так и на лица, которые “вершат” их.
В основу заложено переосмысление обычного понимания исторического события, как - то: его целей, его причин, а также действий и роли в этом событии так называемых великих людей.
В качестве примера такого события Толстой берет войну 1812 г., доказывая, что не может быть причины ни для этой войны, ни для любого другого, пусть даже самого незначительного события: “Ничто не причина”.А все те бесчисленные обстоятельства, которые историки называют причинами, — лишь совпадение обстоятельств, имевших место в момент, когда должно было свершиться событие. И именно событие должно было произойти: “Стало быть, причины эти все — миллиарды причин — совпали для того, чтобы произвести то, что было. И, следовательно, ничто не было исключительной причиной события, а событие должно было свершиться только потому, что оно должно было свершиться”.
Но, следовательно, и “великие” люди, (их примером в романе является Наполеон), мнящие себя зачинателями такого рода событий, не правы и события не могут двигаться одной лишь волей этого человека: “В исторических событиях так называемые великие люди суть ярлыки, дающие название событию...”. Великий человек является лишь орудием истории для совершения события. Причем Толстой говорит, что чем выше стоит человек, тем менее свободен он в своих действиях. Ведь Наполеон поначалу сопротивлялся своему восхождению наверх, но “сумма людских произволов сделала и революцию и Наполеона, и только сумма людских произволов терпела их и уничтожила”.
Его произвол зависит от воли толпы, от воли сотен людей, “руководимых им”, и в то же время он лишь занимает свое место в истории, как наиболее подходящий для этого места человек, выполняя тем самым свое предназначение, в качестве истории и толпы: “Но стоит только вникнуть в сущность всей массы людей, участвовавших в событии, чтобы убедиться, что воля исторического героя не только не руководит действиями масс, но сама постоянно руководима”. Да и не может один руководить сотнями: “... сила ветра находится вне влияний”. Но и толпа подчинена той же таинственной силе, которая двигает “великими”. Она слепо верит то в одного, то в другого идола, играет ими, и все же ими она не вольна, а подвластна.
Но для чего же тогда нужны великие люди, “гении”, не имеющие ни силы, ни власти управлять событиями истории? Толстой утверждает, что такие люди нужны толпе для оправдания жестокости, насилия и убийств, которые могут свершиться: “Он (Наполеон) одним своим выработанным в Италии и Египте идеалом славы и своею искренностью — он один может оправдать то, что имеет свершиться. Он нужен для того места, которое ожидает его...”
Но если “великие люди” не имеют того значения, которое в них вкладывают, значит, и цели, которым они подчиняют событие, бессмысленны. Толстой объясняет нам, что у всех событий есть цель, но цель нам недоступная, и все люди, стремящиеся к своим личным целям, на самом деле под руководством высшей силы содействуют одному — достижению той тайной цели, о которой не знает человек. То есть они играют свою роль, а когда при неожиданном повороте событий маска с них снята, то “... он... показывает всему миру, что такое было то, что люди принимали за силу, когда невидимая рука водила им.
Распорядитель, окончив драму и раздев актера, показал его нам — смотрите, чему мы верили! Вот он! Видите ли вы теперь, что не он, а я двигал вас?”
Итак, тех целей, которые провозглашают “великие” люди”, не существует. Тогда получается, что то величие, которое в основном преследует эти цели, та слава, которую надеются получить “руководящие” огромными массами, принимающими участие в событии, также не имеют смысла, их нет. Получается, что жизнь многих людей пуста, так как цель ее — слава и величие.Историч. рассуждения Т. Глубоки и оригинальны. Многие из них спорны, но великий художник, каким является Т., имеет право на свою точку зр.

Диалектика характера в романе «Война и мир». Андрей Болконский. Л.Н. Толстой известен не только как гениальный писатель, но и как удивительно глубокий и тонкий психолог. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» открыл миру галерею бессмертных образов. Благодаря тонкому мастерству писателя-психолога, мы может проникать в сложный внутренний мир героев, познавая диалектику человеческой души.Основными средствами психологического изображения в романе «Война и мир» являются внутренние монологи и психологические портреты.Впервые Толстой знакомит нас с Андреем Болконским в салоне Анны Павловны Шерер, фрейлины императрицы, и описывает его внешность. Писатель много внимания уделяет выражению скуки и недовольства на лице князя: у него был \"усталый скучный взгляд\", часто \"гримаса портит его красивое лицо\". Андрей Болконский получил хорошее образование и воспитание. Его отец - сподвижник Суворова, символ эпохи XVIII века. Именно отец научил князя Болконского ценить в людях такие человеческие достоинства, как верность чести и долгу. Отправляя сына на войну (имеется в виду война 1805-1807 гг.), старый князь говорит ему на прощание: \"Помни одно, князь Андрей, коли тебя убьют, мне, старику, больно будет, а коли узнаю, что повел не как сын Болконского, мне стыдно будет\".Андрей Болконский с презрением относится к светскому обществу, это презрение ему передалось от отца. Людей, которые собираются в салоне А.П. Шерер, он называет \"глупым обществом\", так как его не удовлетворяет эта праздная, пустая, никчемная жизнь. Не зря он говорит Пьеру Безухову: \"Жизнь, которую я здесь веду, эта жизнь не по мне\". И еще: \"Гостиные, балы, сплетни, тщеславие, ничтожество - вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти\".Князь Андрей - богато одаренная натура. Он живет в эпоху французской революции и Отечественной войны 1812 года. В такой обстановке князь Андрей ищет смысл жизни. Сначала это мечты о \"своем Тулоне\", мечты о славе. Но ранение на Аустерлицком поле приводит героя к разочарованию. Вообще история его жизни - это цепь разочарований героя: сначала в славе, затем в общественно-политической деятельности, и, наконец, в любви. Далеко не случайно, что Андрею суждено умереть на героическом взлете русской жизни, а Пьеру пережить его; далеко не случайно, что Наташа Ростова останется для Андрея всего лишь невестой, а для Пьера будет женой. В разговоре с Пьером накануне Бородинского сражения князь Андрей глубоко осознает народный характер этой войны. Князь Андрей говорит Пьеру о том, что успех сражения \"никогда не зависел и не будет зависеть ни от позиции, ни от вооружения, ни даже от числа; а уж меньше всего от позиции\". \"А от чего же?\" - спрашивает Пьер. И слышит в ответ: \"От того чувства, которое есть во мне, в нем, - он указал на Тимохина, - в каждом солдате\".Однако стать такими, как они, породниться душою с простыми солдатами Князю Андрею не суждено. В роковую минуту смертельного ранения князь Андрей испытывает последний, страстный и мучительный порыв к жизни земной: \"совершенно новым завистливым взглядом\" он смотрит на \"траву и полынь\". И потом, уже на носилках он подумает: \"Отчего мне так жалко было расставаться с жизнью? Что-то было в этой жизни, чего я не понимал и не понимаю.\"Глубоко символично, что под Аустерлицем князю открылось отрешенное от суеты мирской голубое, высокое небо, а под Бородиным - близкая, но не дающаяся ему в руки земля, завистливый взгляд на нее. В умирающем князе Андрее небо и земля, смерть и жизнь борются друг с другом. Эта борьба проявляется в двух формах любви: одна - земная, любовь к Наташе; другая - идеальная любовь ко всем людям. И как только любовь ко всем людям проникает в него, князь Андрей чувствует отрешенность от жизни, освобождение и удаление от нее. Любить всех – значит не жить земной жизнью, значит умереть. Земля, к которой страстно потянулся князь Андрей, так и не далась в его руки, уплыла, оставив в его душе чувство тревожного недоумения, неразгаданной тайны. Восторжествовало величественное, отрешенное от мирских треволнений небо, а вслед за ним наступила смерть. Князь Андрей умер не только от раны. Его смерть связана с особенностями характера и положения в мире людей. Его поманили, позвали к себе, но ускользнули, оставшись недосягаемыми, те духовные ценности, которые сделал судьбоносным 1812 год.

Диалектика характера в романе «Война и мир».Пьер Безухов. Л.Н. Толстой известен не только как гениальный писатель, но и как удивительно глубокий и тонкий психолог. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» открыл миру галерею бессмертных образов. Благодаря тонкому мастерству писателя-психолога, мы может проникать в сложный внутренний мир героев, познавая диалектику человеческой души.Основными средствами психологического изображения в романе «Война и мир» являются внутренние монологи и психологические портреты. Впервые мы втречаемся с Пьером в салоне Анны Павловны.Этот " толстый молодой человек с стриженой головой, в очках", только что приехавший из - за границы "был в обществе в первый раз". Безухов неуклюж, неповоротлив, но не в этом главная причина непринятия его обществом. Он - "новый человек" в этом мире лицемерия и не умеет скрывать свои истинные чувства под маской приветливости. Убеждения героя идут вразрез с общепринятыми. Но вдруг пренебрежение по отношению к Безухову всего общества сменяется на уважение и любовь. Что же случилось? Дело в том, что Пьер, будучи незаконным сыном графа Безухова, получает после его смерти огромное наследство. Неожиданно этот "неуклюжий молодой человек" становится всеобщим любимцем: "Пьер, сделавшись неожиданно богачом и графом Безуховым, после недавнего одиночества и беззаботности почувствовал себя до такой степени окруженным, занятым, что ему только в постели удавалось остаться одному". Добрый Пьер был уверен, что его окружают искренние люди, что все его действительно любят, всем он нравится: " Пьеру так естественно казалось, что все его любят, так казалось бы неестественно, ежели бы кто - нибудь не полюбил его, что он не мог не верить в искренность людей, окружавших его". Деньги - это первое и, пожалуй, одно из самых сложных испытаний, которые придется пройти Пьеру. Но сейчас он только вступает на свой жизненный путь. Характер героя еще не сложился, он вырос далеко от семьи, вне традиций отцовского круга. У молодого графа Безухова, по выражению князя Андрея, "золотое сердце", однако его страстная, темпераментная натура не признает никакой дисциплины, поэтому бушующие в нем силы, находят выход в разгуле и кутежах. А в это время князь Василий Курагин, один из тех двуличных членов светского общества, которые, словно мухи на мед, слетелись на весть о наследстве, строит планы женитьбы Пьера на своей дочери Элен. Вскоре все светское общество уверенно, что Безухов собирается предложить ей замужество, хотя Пьер и не помышляет об этом: " … между ним и Элен образовалась какая - то связь, признаваемая другими людьми, и эта мысль…испугала его…". Но постепенно герой сживается с этой мыслью, внушаемой ему всеми, и решает, что, наверное, так это и должно быть: "Они все так ждут этого, так уверены, что это будет, что я не могу, не могу обмануть их". Женитьба Пьера на светской красавице Элен, глупой и безнравственной женщине, духовно совершенно ему чуждой, не приносит счастья. Мало что меняется в его жизни: все те же кутежи, та же праздность. Но герой не разочаровывался в жизни из - за неудавшегося семейного благополучия. Не таков был Пьер…Среди героев романа "Война и мир" мы можем именно Безухова назвать правдоискателем. Пьер - человек интеллектуальный, ищущий ответы на самые главные нравственные, философские, социальные вопросы, вопросы смысла человеческой жизни. Герой добр, самоотвержен, бескорыстен. Он погружен в размышления о судьбах человечества, далек от мирских материальных расчетов. За внешней мягкостью и даже бесхребетностью Пьера скрывается большая духовная сила, независимость мыслей: "… любил спорить и, несмотря на свою распущенность и слабость в жизни, в деле мысли и спора он обладал логической последовательностью…" Л.Н. Толстой наградил Безухова способностью не "заражаться" подлостью, корыстолюбием и другими пороками общества, окружавшего его. Обжегшись на своей доверчивости к людям и наивности, Пьер приобрел чуткость души, прозорливость. Как быстро и безошибочно он разгадывает истинную сущность Бориса Друбецкого. Но почему же с такими душевными качествами Безухов выглядит неуклюже, нелепо? Неумение героя держать себя в обществе могло бы быть смешным, если бы за этим не скрывалась глубокая сосредоточенность. Способность отвлекаться от внешних обстоятельств, уходить в свой собственный мир - одна из его характерных черт. В плену солдаты удивляются "непонятной для них способности сидеть неподвижно и, ничего не делая думать…". Пьер не ученый, не философ, он всего лишь молодой дворянин, которого сама жизнь ставит перед необходимостью решать серьезные нравственные проблемы. Каждая черта его духовного облика подчеркивает искренность стремления служить людям. Именно из таких дворян выходили люди, готовые отдать все за освобождение народа. И не случайно среди них после долгих социально - нравственных исканий оказывается в конце произведения и Пьер Безухов. Эти искания душевных, искренних человеческих отношений сказываются у героя в пренебрежении богатством, жизненными благами. В окружении корыстных Курагиных, Друбецких, Долоховых он вскоре убеждается, что деньги не могут прибавить "спокойствия души". Равнодушие к собственности - очень важная черта в характере Пьера. Богатство - одна из главных привилегий правящего класса. Отказываясь от благополучия, герой тем самым приближается к народу. Лишь причастность к простым людям, к их судьбе в эпоху Отечественной войны, ощущение всеобщего национального бедствия как личного горя, открывает перед Пьером новые перспективы и идеалы. Вскоре Безухов обретает долгожданное счастье. Он находит его рядом с женщиной, которую втайне даже от самого себя любил всю жизнь. Именно теперь, когда Пьер обрел поддержку и понимание любящего человека, он открыл в себе стремление и силы стать декабристом, выступать за освобождение народа. Хочется верить, что он осуществит свои мечты.





Дата публикования: 2015-01-24; Прочитано: 1688 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...