Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Натурфилософия эпохи В.: Философия вновь обращается к изучению природы. Это обусловлено развитием производства и науки. Стремление к достоверному познанию природы нашло отражение в творчестве Леонардо да Винчи (1452-1519), Никола Коперника (1473-1543), Иогана Кеплера (1571-1630), Галилео Галилея (1564-1642).
Герметический корпус. Герметизм – религиозно – философское течение эпохи античности, сочетающее в себе платонизм, стоицизм, астрологию, персидскую магию. Герметизм погружается в природу, занимается разгадыванием тайн, но своими шифрами, тайнами, тесным вплетением человека скрывает, утаивает природу. Черты герметизма: космос замыкается на себя, становится как бы самостоятельным субъектом. Все сущ-ва (планеты, звезды, животные, минералы) приобретают равную ценность потому что природа есть бог в вещах. Человек- универсальный посредник всех мировых сфер. Он- связующее звено всех космических сил, микрокосм, сущ-во активно связанное со всем в мире, потенциально всемогущее.
Пантеизм(Кузанский, Коперник) - религ.-фил. Учение, согласно которому мир пребывает в боге, но бог не растворен в мире, а является личностью. Бог утрачивает надприродный характер, он какбы сливается с природой, а природа тем самым обожествляется. Это получило название пантеизм (Бог во всем).
Н.Коперник – разработал концепцию гелиоцентрической картины мира: Земля не является неподвижным центром мира, а вращается вокруг своей оси и одновременно вокруг Солнца, находящегося в центре мира. Это открытие произвело поистине революционный переворот, т.к. опровергло существовавшую более 1000 лет картину мира, основанную на гелиоцентрической системе Аристотеля-Птолемея.
На основе этого открытия происходит переход от представлений о замкнутости мира к концепции бесконечной Вселенной. Переход к новой космологии наметился уже в 15 в. в творчестве Николая Кузанского: учение о безграничности космоса. Философское учение Кузанского это пантеизм (все бог). Бог получает наименование абсолюта, который не является чем-то находящимся вне мира, а пребывает в единстве с ним. Бог содержит мир в себе. Пантеизм – безличность божественного начала и его приближенности к природе. Мир, поглощенный Богом, не может иметь самостоятельного существования. Мир не бесконечен, иначе он был бы равен Богу. В космологии Кузанского отвергалось учение о Земле как центре Вселенной, Земля движется, хоть мы этого и не замечаем. Наиболее глубокие результаты натурфилософия получила в творчестве
Джордано Бруно (1548-1597). Центральная идея космологии Бруно – тезис о бесконечности вселенной. Эта вселенная не сотворена, она сущ-ет вечно и не может исчезнуть. Вселенная неподвижна. В самой же Вселенной происходит непрерывное изменение и движение. Бруно отказывается от идеи первого двигателя, т.е. Бога, а опирается на принцип самодвижения материи. Положение о бесконечности Вселенной позволило Дж. Бруно по-новому поставить вопрос о центре мира, отрицая при этом не только геоцентрическую, но и гелиоцентрическую системы. Центром Вселенной не м.б. на Земля, ни Солнце, потому что сущ-ет бесчисленное множество миров, у каждого из которых есть свой центр. Бруно утверждает, что природа есть Бог в вещах, но он не противостоит миру как его творец, а находится в самой природе как внутреннее деятельное начало. Бог отождествляется с природой и не мыслим вне материального мира. В этом состоит принципиальное отличие натуралистического пантеизма Бруно и мистического пантеизма Кузанского.
Диалектика и вопросы познания мира в философских концепциях Возрождения («Ученое незнание», «совпадение противоположностей» Николая Кузанского. Учение о «двух истинах» Помпонацци. Гносеология Я. Беме).
Метод незнания предполагает двоякое движение мысли:
1)сначала это восхождение от сущего и знаемого к их источнику. А источник это- художник, искусник, мастер. Мы научаемся знать о незнаемом, постигать непостижимое постижением.
2)Он полагает постигнутое незнание в основание, источник знания.
В философских воззрениях Кузанского особо интересна онтологическая проблематика: постановка вопроса о соотношении Бога и мира. Бог у него выступает как бесконечное и единственное начало. Это скрытая сущность всего, бытие-возможность. Поэтому мир содержится в Боге, а Бог охватывает весь мир (пантеизм).
Рассматривая процесс перехода от Бога к миру, Кузанский отвергал креационизм (творение Богом мира "из ничего"). Он утверждал: подобно тому, как линия есть развертывание точки, время - это развертывание мгновения ("теперь"), движение - развертывание покоя, так и мир есть развертывание собственной сущности, свернутой в Боге, т.е. это переход мира из потенциального состояния в актуальное. Бог - хранитель возможности бытия мира.
По мнению философа, подобно тому, как мир в "свернутом" виде содержится в Боге, так и человеческая природа в "свернутом" виде содержится в Христе. Человек, следовательно, есть Бог, но не в абсолютном смысле, а в ограниченном. Он выступает как Бог земной. Так христианское учение о Троице (Отец, Сын и Дух святой) у Кузанского трансформировалось в учение о диалектическом единстве Бога, мира и человека.
В гносеологии Кузанский развивал идеи диалектики познания сущности и явления. Предметом познания являлся пантеистический Бог. Познание "развернутого" мира, т.е. Бога, было у него делом разума, а не веры, которая хочет постичь Бога в нем самом, т.е. в его "свернутой" форме.
Николай Кузанский, как и большинство философов его времени, ориентировался на традицию неоплатонизма. Однако при этом он переосмыслил учение неоплатоников, начиная с центрального для них понятия единого. Кузанский, разделяющий принципы христианского монизма, отвергает античный дуализм и заявляет, что «единому ничто не противоположно». А отсюда он делает характерный вывод: «единое есть все» - формула, звучащая пантеистически и прямо предваряющая пантеизм Джордано Бруно.
Эта формула неприемлема для христианского теизма, принципиально отличающего творение («все») от творца (единого); но, что не менее важно, она отличается и от концепции неоплатоников, которые никогда не отождествляли единое со «всем». Вот тут и появляется новый, возрожденческий подход к проблемам онтологии. Из утверждения, что единое не имеет противоположности, Кузанский делает вывод, что единое тождественно беспредельному, бесконечному. Бесконечное - это то, больше чего ничего не может быть, Кузанский поэтому называет его «максимумом»; единое же - это «минимум». Николай Кузанский, таким образом, открыл принцип совпадения противоположностей (coincidentia oppositorum) - максимума и минимума.
Совпадение противоположностей является важнейшим методологическим принципом философии Николая Кузанского, что делает его одним из родоначальников новоевропейской диалектики. у Кузанского место единого теперь занимает понятие актуальной бесконечности, которое и есть, собственно, совмещение противоположностей - единого и беспредельного.
Ту роль, какую у греков играло неделимое (единица), вносящее меру, предел как в сущее в целом, так и в каждый род сущего, у Кузанского выполняет бесконечное - теперь на него возложена функция быть мерой всего сущего.
Рассуждение Кузанца помогает понять связь между философской категорией единого и космологическим представлением древних о наличии центра мира, а тем самым - о его конечности. Осуществленное им отождествление единого с беспредельным разрушает ту картину космоса, из которой исходили не только Платон и Аристотель, но и Птолемей и Архимед. Для античной науки и большинства представителей античной философии космос был очень большим, но конечным телом. А признак конечности тела - это возможность различить в нем центр и периферию, «начало» и «конец». Согласно Кузанскому, центр и окружность космоса - это бог, а потому хотя мир не бесконечен, однако его нельзя помыслить и конечным, поскольку у него нет пределов, между которыми он был бы замкнут. Джордано Бруно.
Эстетическая мысль эпохи Возрождения (Проблема античных традиций и средневекового наследия в художественной практике и теории прекрасного. Эстетический идеал. Титаническая личность. Трактат «О наслаждении» Лоренцо Валла и «Речь о достоинстве человека» Пико делла Мирандола).
Лоренцо Валла (1407-1457): индивидуалистические тенденции. «О наслаждении» - неотъемлемое свойство человека - стремление к наслаждению. Мерилом нравственности выступает личное благо. Джованни Пико делла Мирадонна (1463-1494) – идея достоинства личности, указывающая на особые свойства человека по сравнению с другими существами и его особое положение в мире. «Речь о достоинстве человека»: Человек – центр мира. Бог не создал человека по своему образу и подобию, а предоставил человеку самому творить самого себя. Достоинство человека заключено в его свободе, т.е. он может стать тем, кем пожелает. В рассуждениях многих философов проявляется важнейшая характеристика гуманистического антропоцентризма – тенденция к обожествлению человека, к сближению человека с Богом.
Эстетическое– доминирующий аспект философии Возрождения. В средние века была широко распространена моралистика, не знавшая разумного предела. Напротив, к телесно-природному, способному, как считалось, умалить достоинство божественного, относились подозрительно: если в церкви петь слишком благозвучно и приходить туда в нарядной одежде, то внимание от божественного будет отвлечено.
Возрожденческое мировоззрение выдвигает на первый план не мораль, она многим надоела, и не науку, она была развита слабо, а искусство и вместе с ним прекрасное. Главным объектом искусства становятся человеческое тело, безмерное любование его красотой. Отнюдь не случайно необычайного расцвета достигает живопись. Работы Леонардо да Винчи, Микеланджело (например, серия картин на потолке Сикстинской капеллы в Ватикане), Рафаэля Санти («Сикстинская мадонна» и др.), Альбрехта Дюрера («Портрет молодого человека» и др.) выше всяких похвал. Как внимательно относились художники к человеческому телу: Дюрер многие годы изучал его пропорции, а рост человека он делил на 1800(!) частей.
Эстетическое, что в переводе с греческого означает относящееся к чувству, доминирует в возрожденческой философии.
Дата публикования: 2015-01-24; Прочитано: 1990 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!