Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Социальное учение Аристотеля



Среди величайших мыслителей Древней Греции возвышается фигура Аристотеля (384 - 322 PP до н. Есть). Как и его предшественники - Ксенофонт и Платон - Аристотель выдвигает проект "государства". Едва ли не самой важной идеей, которая впоследствии войдет в сокровищницу социально-экономической мысли, была идея о создании "гражданского общества", о "гражданстве" вообще. В "идеальной государстве" социальная основа государства - граждане. Подавляющее их большинство составляют граждане, которые владеют собственностью средней, но достаточной ". Этот "средний достаток из всех благ " (с позиций сегодняшнего дня можно утверждать, что Аристотель основал теорию "средних классов"). Именно эти граждане и составляют социально-экономическую и политическую основу устойчивости и мощности государства.

Считая натуральное хозяйство основой экономики, Аристотель немало внимания уделяет и профессиональному разделения труда (земледельцы, ремесленники, скотоводы, торговцы, воины) и разделения труда на умственную и физическую "(наиболее привилегированный и почитаемый вид занятий в политических деятелей и философов. Одни люди (Элина) от природы являются "свободными", другим (варвары) судилась судьба рабов. Одни будто предназначены для подчиненности, другие - к властвования. "Свободные" потому и являются свободными, что они не забиты физическим трудом, а рабы "от природы" не могут выполнять другой работы, кроме физического. Следовательно, существование рабства является социально-экономической необходимостью. Такой видел Аристотель модель идеального социально-экономического уклада. Со времен Аристотеля "экономику" считали наукой о богатстве и способах его получения. С именем Аристотеля некоторые исследователи связывают даже самый термин "ойкономия" (от греческих слов - "ойкос" - хозяйство и "Номос" - закон). Для него "экономика" - это наука о законах ведения хозяйства. Однако Аристотель четко выделяет два вида богатства и соответственно два способа обогащения.

Под собственно "экономикой" Аристотель понимал "естественный" способ получения богатства, т.е. направленный на производство, приумножение и получения всех необходимых для жизни благ. Это естественное, истинное богатство. Другой способ хозяйствования, направлен, прежде всего на получение и приумножения денежного богатства он называл "хрематистикою". Сюда относится прежде ростовщичество, разного рода спекуляции. Такие виды деятельности он осуждал, считая "искусство делать деньги" аморальным, потому что оно порождает в людях прожорливость, жажда получить деньги любой ценой и становится конечной целью их жизни. По логике Аристотеля, обмен и мелкая торговля - явления "естественные" и включаются им до "экономики", а деятельность исключительно в сфере обращения, прежде большая торговля и ростовщичество, является занятием "неестественным" и называется "хрематистикою". Осуждая последнюю, он одновременно понимает, что в повседневной практике "экономика" неизбежно сочетается с "хрематистикою".

Двойным в логике Аристотеля есть и использования денег как средства обмена и денег как капитала. Так прямой товарообмена и товарообмена через деньги, он относит к сфере "экономики", а движение торгового капитала, т.е. торговые операции с целью прирощения первичного авансирования денег для их увеличения - к сфере "хрематистики".

Разграничения различных видов богатства и способов обогащения, противопоставление "природного сношенными" привели Аристотеля и взглядов на двойное использование товара (блага). Так, по его мнению, каждое благо может быть использовано по прямому назначению (естественно), либо по косвенным (неестественно). "Естественная стоимость" сандалий у Аристотеля в том, чтобы их обувать, носить, но сандалии могут быть обменян на другую вещь или благо, а это является "неестественным" их использованием. В то же время он понимал, что такой способ использования для его владельца - способность обмениваться на другое благо, - представляет собой его "миновую стоимость". Итак, Аристотель уже видел две стороны блага (товара).

Взгляды Аристотеля на "естественные" явления и процессы (натуральное хозяйство и хозяйствования) - и "неестественные" (развитие товарно-денежных отношений) - совсем не мешало этому изданном мыслителю понять неотвратимость последних. Аристотель пытался понять природу сомерности благ, которые обмениваются. Деньги он трактовал как "вещь вполне условную", хотя видел в них форму стоимости и денежное выражение цены товара. Гений Аристотеля в том, что через стоимостные отношения он выявляет отношения равенства обмениваемых благ. Как здесь не вспомнить слова Маркса о гениальности и оригинальности древнегреческих мыслителей.





Дата публикования: 2015-01-24; Прочитано: 832 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...