Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Традиционно дидактические игры делятся на предметные, настольно-печатные и словесные игры



Предметные игры – это игры с народной дидактической игрушкой, мозаикой, бирюльками, различными природными материалами. К народным дидактическим игрушкам относят: конусы из одноцветных и разноцветных колец, бочонки, шары, матрешки и т.п. Основные игровые действия с ними: нанизывание, вкладывание, катание, собирание целого из частей [30, с. 87]. Эти игры развивают у детей восприятие цвета, величины, формы.

Настольно-печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развитие мыслительных процессов и операций [45, с. 115]. Простейший пример – складные картинки из кубиков или разрезанных кусочков картона, парные картинки – найти одинаковые картинки, различия на почти одинаковых картинках.

Словесные игры. В эту группу входит большое количество народных игр типа «Краски», «Молчок», «Черное и белое» и др. игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь [19, с. 45].

Отметим также, что в игры по правилам иногда включают музыкальные игры. Такие игры развивают музыкальный слух, чувство ритма и т.д.

Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний. Для участия в ней каждому ученику необходима определенная подготовка.

Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умений действовать в различных учебных ситуациях.

Значение и особенности применения дидактических игр на уроках информатики

Таким образом, несмотря на многообразие применяемых в средней школе форм организации обучения с использованием средств ИТ (научно-исследовательская и проектная деятельность, самостоятельная работа учащихся и пр.), урок остается основной формой обучения в начальной школе.

Исходя из перечисленных выше основных принципов проектирования урока с использованием ИТ и ОЭР, можно выделить следующие этапы его конструирования

1. Концептуальный этап. Здесь определяется дидактическая цель с ориентацией на достижение следующих результатов:

– формирование, закрепление, обобщение или совершенствование знаний;

– формирование умений;

– контроль усвоения и т. д.

Исходя из содержания урока и его педагогических задач, аргументируется необходимость использования средств ИТ и ОЭР в образовательном процессе. Так, она может быть вызвана:

– дефицитом источников учебного материала;

– возможностью представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов (картин, рукописей, видеофрагментов, звукозаписей и др.);

– необходимостью наглядной визуализации изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами;

– необходимостью работы с моделями изучаемых объектов, явлений или процессов для их исследования в интерактивном режиме;

– необходимостью формирования умений и навыков информационно-поисковой деятельности;

– созданием условий для эффективной реализации прогрессивных
психолого-педагогических методик (экспериментально-исследовательская и проектная деятельность, игровые, состязательные формы обучения и т. д.);

– необходимостью объективного оценивания знаний и умений в более короткие сроки [34].

В соответствии с указанными аргументами выбираются необходимые образовательные электронные ресурсы конкретного методического назначения: обучающие, информационно-поисковые, имитационные, демонстрационные, моделирующие, контролирующие, тренажеры, учебно-игровые и т. д.

2. Технологический этап. На основе сформулированных требований к ОЭР по дидактическим целям и методическому назначению проводится их многофакторный анализ и отбор. Выбирается также форма урока (урок-презентация, урок-исследование, виртуальная экскурсия, практикум, тематический проект, урок-игра и т. д.). Кроме того, проводится более детальный анализ (в том числе, возможно, доработка или модернизация) электронного ресурса (ресурсов) с учетом принципа генерализации информации, изучается сопроводительная инструктивно-методическая документация, прогнозируется эффективность использования данного ресурса при проведении различного рода занятий, определяется методика их проведения и проектируются основные виды деятельности с имеющимися ОЭР в учебном процессе.

Именно на этом этапе учитель определяет необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства). Конечно, в идеале желательна независимость от материально-технического обеспечения, предоставляемого в распоряжение учителя, но, увы, на практике это далеко не так. И чаще учитель скован обстоятельствами, чем свободен в выборе аппаратных средств.

3. Операциональный этап. Выделяются основные структурные элементы урока, осуществляется выбор способов взаимодействия различных компонентов (учитель – учащийся – ОЭР – учебный материал) и их функциональные взаимосвязи.

На данном этапе проводится детализация функций, возлагаемых на средства ИКТ, и способов их реализации, а также выбор способов взаимодействия обучаемого с электронным ресурсом и обучающим. Осуществляется поэтапное планирование урока, для каждого из его этапов определяются цель, длительность, форма организации деятельности учащихся, функции преподавателя и основные виды его деятельности, форма промежуточного контроля и т. д., на основании чего заполняется технологическая карта (приложение В).

Каждый этап урока с использованием средств ИТ и ОЭР – это завершенный блок, в начале которого должен присутствовать организационный момент; в противном случае эффективность обучения заметно снижается. Целесообразно продумать организацию занятия таким образом, чтобы учащиеся практически одновременно заканчивали тот или иной вид работы за компьютерами. Это позволит организованно перейти к следующему этапу.

4. Педагогическая реализация. Основная цель данного этапа – перевод педагогических принципов в конкретные обучающие воздействия. Для эффективного управления процессом обучения на основе средств ИТ требуется решение двух основных задач. Первая из них заключается в определении текущего психологического состояния и уровня знаний обучаемых. Вторая (задача управления познавательной деятельностью учащихся) – в планировании и реализации оптимальной последовательности действий, обеспечивающей усвоение необходимых знаний за минимальное время либо максимального объема знаний за заданное время. На этапе урока, связанном с использованием средств информационных технологий, учитель главным образом обеспечивает индивидуальный контроль за работой учащихся. Не следует препятствовать обсуждению между учениками возникающих у них вопросов (запрет таких обсуждений обоснован лишь на этапе автоматизированного контроля), чтобы приобретенные на уроке знания стали для них личностно значимыми. Учитель же здесь – это скорее координатор, консультант по сложным вопросам, но не единственный источник информации.

Традиционно важными на этапе педагогической реализации остаются оценка текущих результатов и коррекция обучения, направленная на достижение поставленных целей. Рассмотрим наиболее распространенную схему организации урока с использованием средств ИТ и ОЭР.

На первом этапе преподаватель проводит беседу, в процессе которой, например, вводятся новые понятия. После этого для определения исходной готовности учащихся к самостоятельной работе с ОЭР осуществляется промежуточный контроль, на основании которого, а также с учетом сформированности общеучебных навыков выдается индивидуальное задание и план-график его выполнения. Дополнительно может быть предусмотрена демонстрация специфики работы сданным электронным ресурсом.

На втором этапе учащиеся начинают синхронное вхождение в работу с электронным ресурсом под руководством педагога, после чего приступают к реализации индивидуального плана, методическое значение которого трудно переоценить. Целью данного этапа может быть освоение или закрепление объясненного учителем материала, проверка усвоения полученных знаний или операционных навыков. Роль учителя здесь – осуществление промежуточного контроля и корректировка индивидуального плана-графика либо образовательной траектории.

Следующий этап может включать в себя, например, работу учащихся с различным дидактическим материалом (без компьютера). Им может быть предложена проблемная ситуация или логическая задача, решение которых поможет достижению целей урока.

Заметим, что, в зависимости от конкретного урока, указанные этапы могут быть ранжированы иначе. Например, на втором этапе может быть предложена система упражнений, обеспечивающая подготовку учащихся к работе с электронным ресурсом, а сама эта работа станет уже «кульминацией» урока.

Таким образом, применение новых технологий в образовании должно рассматриваться как стратегическое, управленческое решение, ориентированное на формирование и развитие новой образовательной системы, направленной на повышение качества образования, повышать мотивацию обучения, способствовать углублению межпредметных связей.

Анализ теоретических источников и практического опыта позволяют сделать вывод, что, современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.

Конструирование урока с использованием ИТ и ОЭР требует от учителя высокой степени профессиональной компетентности, а именно (и прежде всего) информационных, аналитических, прогностических и проективных умений на этапе подготовки к уроку, а также организационных и мобилизационных умений на этапе его педагогической реализации.

Дидактические требования к разработке дидактических игр по информатике на основе применения ИТ

Современный урок – понятие многогранное. Это и логика изложения, и разнообразие дидактического материала, и организация работы учащихся, и постоянные поиски форм и методов преподавания, и техническое оснащение урока. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вошло новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение.

Каковы же функции ЭВМ в обучении.

Во-первых, ЭВМ помогает сделать занятия индивидуальными даже в условиях одновременного массового (группового) обучения, позволяя школьнику выбрать подходящий для себя темп обучения.

Во-вторых, ЭВМ дает учителю возможность оперативно корректировать действия ученика, организовать самоконтроль учащихся. Это особенно важно для детей с высокой динамичностью возбудительного процесса, не обладающих, за редким исключением, должным уровнем внимания и памяти.

В-третьих, компьютер автоматизирует работу учителя во время урока и, что немаловажно, после урока, когда требуется подвести итоги, выявить пробелы в знаниях учеников и спланировать урок на завтра.

В-четвертых, использование компьютерных игр положительно влияет на развитие ребенка: развиваются такие важные операции мышления, как обобщение и классификация, способствуют развитию логического мышления, рано начинает развиваться знаковая функция сознания, в процессе таких занятий улучшается память и внимание детей, развивают моторику (моторную координацию) и координацию совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов, интерес, который вызывают занятия с использованием персонального компьютера, лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание.

В-пятых, среди дидактических возможностей ИТ можно выделить:

– фрагментарное использование ИТ в зависимости от цели этапа урока;

– осуществление индивидуализации обучения, ориентация на конкретного ученика;

– получение информации о работе каждого ученика на отдельных этапах;

– сочетание индивидуальной работы с работой всего класса;

– сочетания обучения с игрой;

– управление самостоятельной деятельностью





Дата публикования: 2015-01-24; Прочитано: 1713 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...