Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Сложные слова 2 страница



В области географических названий совсем нет списка, из которого можно было бы выбрать именование. По известным семантическим и словообразовательным моделям название каждый раз создается новое, сравним, например, наименования рек по цвету воды – Светлая, Черная, по характеру течения – Быстрая; названия деревень по времени возникновения – Новая, по имени первопоселенца – Антоновское, Еремино.

Стилистическое использование собственных имен. В художественой и публицистической речи собственные имена нередко используются в выразительных целях.

1. Автор может ввести в текст говорящие имена. В «Современной идиллии» М. Е. Салтыкова-Щедрина адвокат носит фамилию Балалайкин («Имя и отчество неизвестны», – добавляет автор). А. П. Чехов в рассказе «В цирульне» с помощью фамилии героя создает контраст: «Утро. Еще нет и семи часов, а цирульня Макара Кузьмича Блесткина уже отперта...Цирульня маленькая, узенькая, поганенькая». То же в «Торжестве победителя»: «А больше всего я натерпелся и поношений разных вынес от этого вот сига копченого, от этого вот крокодила! Вот от этого самого смиренника, от Курицына».

2. В художественном тексте могут обыгрываться, порой очень сложно, известные, знаменитые имена. Таково, например, положение фамилии героя в романе Ф. М. Достоевского «Подросток»:

«Я – кончивший курс гимназист, а теперь мне уже двадцать первый год. Фамилья моя Долгорукий... Вставлю здесь, чтобы раз навсегда отвязаться: редко кто мог столько вызлиться на свою фамилью, как я в продолжение всей моей жизни. Это было, конечно, глупо, но это было. Каждый-то раз, как я вступал куда-либо в школу или встречался с лицами, которым по возрасту моему был обязан отчетом, одним словом, каждый-то учителишка, гувернер, инспектор, поп, все, кто угодно, спрося мою фамилью и услыхав, что я Долгорукий, непременно находили для чего-то нужным прибавить:

– Князь Долгорукий?

И каждый-то раз я обязан был всем этим праздным людям объяснять:

– Нет, просто Долгорукий.

Это просто стало сводить меня, наконец, с ума. Замечу при сем, в виде феномена, что я не помню ни одного исключения: все спрашивали.... Я вот исписал целых три страницы о том, как я злился всю жизнь за фамилью, а между тем читатель наверно уж вывел, что злюсь-то я именно за то, что я не князь, а просто Долгорукий. Объясняться еще раз и оправдываться было бы для меня унизительно».

Поверим герою: его возмущало, конечно, не то, что он не князь, а то, что его фамилия обращала на себя внимание и обсуждалась в форме сопоставления с исторической фамилией. Представьте, что все время тем или иным образом в вашем присутствии или с вами обсуждается ваша фамилия, пусть самая безобидная, – и вы поймете героя романа. Если же учесть самолюбие этого юного человека, то легко понять, как мучительна была для него эта без конца повторяющаяся процедура.

3. Бывает и обратный прием – незначимое имя наделяется значением, ассоциациями, которые как бы выстраивают его мотивировку. Например, А. В. Луначарский «услышал» в фамилии и имени Клима Самгина перекличку со словами «клин», «сам». Луначарский пишет: «у нашего “героя” имя вполне индивидуальное. Разве вы встречали где-нибудь другого Клима Самгина? Но оно характеризует его. В нем есть что-то вычурное, – оно вместе с тем эмоционально значительно. Клим – это звучит сухо, узко, напоминает слово “клин”. Самгин – вы чувствуете здесь эту “самость”, эту опору на себя, это желание быть самим собой». Случайно ли критик обратил внимание на имя героя? Оказывается, нет. Сам роман толкает читателя к этому: в начале повествования подробнейшим образом рассказывается, как герою было дано его имя:

«Иван Акимович Самгин любил оригинальное; поэтому, когда жена родила второго сына, Самгин, сидя у постели роженицы, стал убеждать ее:

– Знаешь что, Вера, дадим ему какое-нибудь редкое имя? Надоели эти бесчисленные Иваны, Василии... А?

Самгин начал озабоченно перечислять, пронзая воздух коротеньким и пухлым пальцем:

– Христофор? Кирик? Вукол? Никодим?

Каждое имя он уничтожал вычеркивающим жестом, а перебрав десятка полтора необычных имен, воскликнул удовлетворенно:

– Самсон! Самсон Самгин, – вот! Это не плохо! Имя библейского героя, а фамилия, – фамилия у меня своеобразная. – Да, Самсон! Народ нуждается в героях».

После крестин, как мы помним, Самгин оправдывается:

«Верочка, в последнюю минуту я решил назвать его Климом. Клим! Простонародное имя, ни к чему не обязывает».

Но и на этом автор не останавливается, так как описывает, как воспринимали имя окружающие:

«– Клим? – переспрашивали знакомые, рассматривая мальчика особенно внимательно и как бы догадываясь: почему же Клим?... У домашних тоже были причины – у каждого своя – относиться к новорожденному более внимательно, чем к его двухлетнему брату Дмитрию.... Отец чувствовал себя виноватым в том, что дал сыну неудачное имя, бабушка, находя имя “мужицким”, считала, что ребенка обидели».

Совершенно очевидно, что при таком настойчивом подчеркивании имени читатель тоже задумается: почему же Клим? И каждый в зависимости от силы своего воображения постарается связать имя с образом, вырастающим из сюжета и описаний. «Мужицкое» имя вступит в контраст с образом человека, далекого от народа, враждебного ему. «Ни к чему не обязывающее» имя подчеркнет заурядность натуры. Фамилия Самгин высветит воинствующий индивидуализм героя. Неговорящее имя делается говорящим, наделяется значением, которого у него как такового не было.

4. Хорошо известно, что есть писатели, которые любят создавать диковинные имена. Вспомним «Мастера и Маргариту» М. Булгакова и вереницу забавных имен. Вот лишь из одной главы: Берлиоз, Подложная, Поклевкина, Амвросий Бескудников, Двубратский, Настасья Лукинишна Непременова, она же Штурман Жорж, Иероним Поприхин, Абабков, Глухарев, Денискин, Лаврович, Квант, Желдыбин, Тамара Полумесяц, Жукопов, Драгунский, Чердакчи, Смейкина-Галл, Витя Куфтик, Павианов, Богохульский, Сладкий, Шпичкин, Адельфина Буздяк, Иван Николаевич Бездомный. Такое умение иногда требуется и фельетонисту.

5. Имя героя, географическое название могут породить словесный образ. Например, в уже упоминавшихся «Очерках бурсы» одного из героев прозвали Карасем. Подробно описывается, как возникло прозвище, а затем имя обыгрывается, в частности, так:

«Карась был довольно самолюбивая рыба. У него было страстное желание как можно скорее, всецело, по самые уши окунуться в болото бурсацкой жизни.... Карась вышел во двор, отыскал большую лужу, уселся около нее и стал снимать сапоги. Потом, оставшись в одних чулках, принялся бродить по воде, как будто и в самом деле превратился в большую рыбу. Карась рисковал поплатиться здоровьем, но когда чулки на нем просохли, он опять стал плавать в луже и снова повторил свою проделку».

Как видим, из прозвища рождается сквозная развернутая метафора и сквозное сравнение: метафоризуются слова одной темы – болото, плавать, рыба.

6. Иногда используется прием обсуждения имени, за которым читатель должен увидеть какую-то важную сторону художественного мира. Так, в повести В. Липатова «Три зимних дня» есть такая сцена:

«– Я и на правом конце деревни не был! – с тоской сказал Анискин. – Вот какая история, Ванюшка!

Во второй раз ощущение нереальности, фантастичности происходящего охватило следователя: призрачной, несуществующей показалась комната с русской печкой, за которой шуршали тараканы, несуществующей река, как бы текущая снежной лентой мимо окон, выдуманным участковый уполномоченный, который браконьера, подозреваемого в убийстве, называет уменьшительным именем».

Имя, употребленное героем, вызвало сложные переживания другого участника события. А читатель должен за всем этим увидеть тесный, но сложный деревенский мир с особыми отношениями между людьми.

7. Имя может употребляться переносно. Когда мы говорим «Наш Наполеон опять развоевался», мы употребляем собственное имя как метафору. Особенно характерен такой перенос для форм множественного числа. Например, в рассказе об Игоре Ильинском проводится параллель с творчеством М. Зощенко, и о последнем говорится: «Это писатель с острым слухом, зорким глазом, запечатлевший в своих рассказах ту самую среду, которая питала и выращивала присыпкиных» (З. Владимирова).

Формой множественного числа фамилии Присыпкин обозначена группа людей, наделенных свойствами этого героя пьесы Маяковского.

8. Переводчикам известны особые заботы об имени, когда приходится строить говорящее имя в подражание звучанию чужого слова. Один из героев «Сказок по телефону» Джанни Родари назван синьор Притворуччи: «Синьор Притворуччи был ужасным неженкой. Нет, вы просто не можете себе представить, каким он был неженкой. Если по стене ползла сороконожка, он уже не мог спать и жаловался на шум».

Корень имени переводчик взял от глагола притворяться, а конец слова напоминает итальянские имена (Соффичи).

9. В баснях и сказках именем нередко становится нарицательное существительное – название предмета, ставшего «героем» произведения. В басне И. А. Крылова «Мешок»: «Но долго ль был Мешок в чести и слыл с умом, и долго ли его ласкали?» В «Первой охоте» В. Бианки: «Надоело Щенку гонять кур по двору».

Таково членение существительных по признаку объема понятия, закрепленного за словом. Переходим к следующей группировке имен.

Конкретные, вещественные, собирательные и абстрактные существительные

Второе основание языковой классификации существительных – это природа явления, названного словом. Конечно, язык – не наука, у него свои «взгляды» на природу явления. Тем не менее факт остается фактом: русский язык расчленил все явления на четыре (всего четыре!) разряда: конкретные предметы, отвлеченные явления, вещества и совокупности предметов. Поэтому все существительные в данном плане делятся на четыре лексико-грамматических разряда: конкретные, абстрактные, вещественные и собирательные.

Конкретные существительные (мы будем говорить о нарицательных именах, так как о собственных сказано в предыдущем разделе) – это наименования считаемых предметов. Счетность оказалась для языка тем признаком, который выделил эти явления среди всех других и противопоставил их трем остальным классам. Что значит счетность для грамматики? Прежде всего это наличие двух форм числа с одинаковым значением, т. е. без смыслового наращения, как мы видели это у собственных имен: столстолы, книгакниги, скачокскачки, школьникшкольники. Отметим, что большинство собственных имен – это тоже конкретные существительные, хотя мы видели, что со счетностью у них отношения особые, что обусловлено, однако, иными причинами—объемом понятия, а не природой явления. Мы относим их к разряду конкретных потому, что они называют индивидуальных представителей классов конкретных предметов: школьник – конкретное нарицательное, Петя, Костя, Миша – конкретные собственные.

Второе проявление счетности – сочетаемость с количественными словами. Конкретные существительные сочетаются с количественными числительными (две книги), с собирательными числительными (двое мальчишек), с неопределенно-количественными словами (много книг). Одно замечание о сочетаниях конкретных существительных с собирательными числительными. Есть небольшая группа конкретных существительных с постоянным множественным числом: сани, ножницы, брюки. Мы их считаем, оформляя начало счета с помощью собирательных числительных: двое, трое, четверо саней.

Конкретные существительные имеют много словообразовательных моделей, значения которых осуществляют дальнейшую дифференциацию предметов: лицо, орудие, помещение, детеныш – строитель, сеялка, коровник, медвежонок.

Вещественные существительные объединяют названия веществ, несчитаемых, но измеряемых масс: вода, хлеб, молоко, кислота. Этот признак данных явлений отражен в грамматических свойствах разряда: вещественные существительные как названия несчитаемых явлений не имеют соотносительного числа с тем же значением и не сочетаются с количественными числительными. А как названия измеряемых масс они соединяются с неопределенно-количественными словами и названиями мер: много воды; литр, ведро воды.

Вещественные существительные в исходной форме могут быть единственного и постоянного множественного числа: водасливки. Существительные единственного числа могут образовать форму множественного числа, так же как и сочетание с количественным числительным, но при этом возникает то или иное смысловое приращение.

1. «В лавке у Караваева были собраны товары со всей страны – табаки из Феодосии, грузинские вина, астраханская икра, вологодские кружева» (К. Г. Паустовский. Повесть о жизни). Формы множественного числа табаки, вина означают, что данные вещества представлены несколькими сортами, видами. Отсюда понятна форма во́ды в пушкинских строках: «Не вьются птицы, лань не смеет в жар летний пить из тайных вод». Для языка живая и мертвая вода – «сорта», виды вещества, фантастичность этих «сортов» его не касается.

Значение сортности проявляется и в сочетаниях вещественного существительного с количественными числительными:

Ты же должен постараться

Пробы ради искупаться

В этих трех больших котлах,

В молоке и двух водах.

(П. Ершов)

Две воды – это кипяток и «студеная» вода, т. е. два сорта.

2. Значение массы вещества, как в строках В. Брюсова:

В разные годы

К вам приходил я, граниты,

Глядеться в недвижно-прозрачные воды.

Формы граниты, воды обозначают массу вещества, поэтому мы и представляем себе совершенно определенную картину: гладь воды и гранитные скалы вокруг.

3. Рассмотрим отрывок из «Рассказа о молодости» М. Лоскутова: «... Была снаряжена новая экспедиция. Она состояла из семи тысяч человек. Полтора года они бродили по пустыне, и ни один из них не вернулся обратно. Часть из них погибла в песках, а часть была перебита туземцами. Сухие русла и озера были найдены значительно позже. Что можно сказать о стране, покрытой саваном песков?»

Сравним значения двух форм множественного числа слова песок. «Саван песков» – это уже знакомое нам значение массы вещества. Выражение же «погибла в песках» означает, что люди погибли в пустыне, а не в массе песка как таковой. Форма множественного числа передает здесь значение «площадь, занятая веществом».

4. Значение «изделие из вещества» так используют переводчики рассказа А. Франса «Оловянный солдатик» в следующем описании:

«В ту бессонную ночь, когда, болея инфлуэнцей, я томился в жару, мне явственно послышался троекратный стук в дверцу стеклянной горки, которая стояла близ моей кровати и в которой были беспорядочно расставлены фигурки из севрского бисквита и саксонского фарфора, терракотовые статуэтки из Танагры и Мирины, мелкие бронзы Возрождения, японские изделия из слоновой кости, венецианское стекло, китайские чашки, мартеновские лакированные табакерки, лаковые подносы, эмалевые ларчики, короче говоря, тысяча вещиц тонкой работы, к которым я питаю великую слабость».

Весь контекст подчеркивает значение существительного бронзы – фигурки, статуэтки из бронзы.

Приведенный материал показывает, что форма множественного числа вещественного существительного может быть многозначной: воды – «сорта» (минеральные воды); «масса» (река катит воды); «площадь» (расстилаются озерные воды). Вместе с тем многозначность не обязательна для всех форм. Например, вряд ли у слова бронзы есть значение «площадь, занятая веществом».

Обратим внимание на значение «изделия из вещества». Мы знаем, что этот метонимический перенос характерен и для единственного числа: выставка старинной бронзы, художественного стекла, уральского камня. Мы понимаем, что будут выставлены изделия из этих веществ, даже если это необработанный камень, он все равно будет на выставке особым предметом, ведь отобран особенно красивый кусок родонита или малахита, помещен на специальную подставку, эффектно подан. Зачем же тогда еще и множественное число?

Вернемся к отрывку из «Оловянного солдатика». Этот текст показывает, что формы единственного и множественного числа, обозначая изделия, не всегда синонимичны. Вряд ли в данном описании можно было сказать «мелкая бронза Возрождения». Единственное число подчеркивает совокупность изделий, а для рассказа нужно значение расчлененной множественности (фигурки, статуэтки, изделия, тысяча вещиц – с этим рядом прекрасно сочетается форма бронзы).

На это рассуждение внимательный читатель может возразить: но сказано же, что в этом шкафу стояло венецианское стекло – тоже ведь предметы из стекла. Приходится ответить, что тут уж ничего не поделаешь: за формой стёкла закрепилось значение «пластины» (предметные стекла, оконные стекла, стекла очков), несколько устарело значение «очки», которое очень удачно использовано в переводе романа Умберто Эко «Имя розы»:

«Он вытащил из рясы свои стекла, насадил их на нос, затем сунулся к листу еще ближе. “По-гречески, очень мелко и беспорядочно. Даже в стеклах трудно прочесть. Подвинь-ка свет”».

Итак, у формы стёкла несколько значений, но нет значения «посуда из стекла» или «фигурки из стекла». Эти значения передаются формой единственного числа. Поскольку в шкафу находились именно эти предметы, переводчики могли либо развернуть наименование (бокалы из венецианского стекла, фигурки из венецианского стекла), либо использовать слово стекло в метонимическом значении, что они и сделали.

Материал показывает, насколько содержательны грамматические формы, как важно учитывать и использовать их семантику для выразительной и одновременно экономной передачи мысли.

В формообразовании вещественных существительных есть еще одна особенность: некоторые из них имеют два окончания для родительного падежа единственного числа: сахара, сахару. Окончание оформляет родительный падеж со значением части, окончание не имеет ограничений в семантике и передает как значение части, так и все другие значения родительного падежа. Тогда закономерен вопрос, почему сохраняется окончание . Дело, видимо, в его чуть сниженной стилистической окраске. Обратимся к нашей бытовой речи. Привычно звучит: «Выпей аспирину». Но вот названия веществ, новых для быта, мы не сразу оформляем этим окончанием. Так, довольно трудно представить предложение «Возьми интерферону». Разумеется, писатели не могут не использовать эту грамматическую особенность вещественных существительных. Повествователь в «Мастере и Маргарите» восклицает: «И плавится лед в вазочке, и видны за соседним столиком налитые кровью чьи-то бычьи глаза, и страшно, страшно... О боги, боги мои, яду мне, яду!..»

Попробуйте заменить форму на в последнем предложении формой яда – и вы увидите, каким сухим и категоричным станет высказывание.

Наконец, вещественные существительные имеют некоторые специальные словообразовательные модели, сравним названия мяса – баранина, свинина, конина, названия ягод – черника, голубика. Есть терминологически закрепленные модели для образования названий лекарств, минералов. Вот отрывок из рассказа А. Е. Ферсмана «Рождение слова»:

«Начинаются крестины новых минералов; крестные, отец и мать, должны обосновать предлагаемое ими название.

– Вот прекрасный блестящий фиолетовый минерал. Он встречается в Ловозерских тундрах в довольно больших количествах – это водный титано-ниобо-фосфатосиликат натрия, кальция и редких земель. Предлагаем назвать мурманитом».

Использована типичная модель: мурманит, селенит, чароит, беломорит.

Собирательные существительные обозначают несчитаемые и точной мерой не измеряемые совокупности предметов: листва, студенчество, молодежь, техника, деньги, скот. Считаются составные единицы этих совокупностей: листья, студенты, юноши и девушки, машины, рубли, франки, доллары, лиры, рупии, коровы, козы. Объем совокупности измеряется также количеством этих составных единиц: денег – сто рублей, скота – сто голов. Отсюда и грамматические характеристики собирательных существительных: они либо обладают формой постоянного множественного: финансы, джунгли, либо имеют форму единственного числа без соотносительного множественного: листва, студенчество, профессура. Они не сочетаются с количественными числительными, не определяются порядковыми числительными. Но у них есть сочетаемость с неопределенно-количественными словами: много скота, мало молодежи.

В словообразовательном отношении эти слова делятся на две группы. К первой относятся существительные, которые не имеют однокоренного обозначения единичного предмета: джунгли, техника, финансы. Ко второй относятся собирательные существительные, имеющие такое соответствие: листвалист, вороньеворона. Словообразовательные модели обслуживают вторую группу (суффиксы -j-, -ств-, -ожь-).

Собирательные существительные могут быть оценочными. В следующих строках из романа М. Шагинян «Первая Всероссийская» речь вдет о губернаторе: «Где и как мог он один со своим чиновьём уследить хотя бы в собственном кругу, а не то что по всей губернии, те опасные явления, о которых писал министр?»

Комический эффект возникает, когда собирательное существительное использовано для называния одного-единственного предмета (синекдоха): «Теперь он поспешил доложить по начальству. Разбуженное начальство, выслушав доклад, зевнуло, потянулось и молвило: – Боже мой, я вижу, вы читаете только “Дейли Миррор”» (В. Маевский. Жертвы Жака Бодара).

Когда, обращаясь к одному человеку, мы говорим: «Как чувствует себя молодежь?», когда называем один рубль финансами, а велосипед – техникой («Техника подвела»), мы преувеличиваем их значимость и поэтому получаем шутливую окраску речи.

Абстрактные существительные называют отвлеченные от предмета действия и качества: синева, таинственность, бег, плавание. Эти отвлеченные понятия представлены как предметы, т. е. как носители признаков. Такие «предметы» не считаются и не измеряются точной мерой. Поэтому абстрактные существительные либо имеют постоянное множественное число – хлопоты, либо употребляются в единственном числе без соотносительного множественного того же значения – слава, белизна. Не соединяются они и с количественными числительными, но возможно сочетание их с неопределенно-количественными словами: немного смелости вам не помешает.

Если появляется форма множественного числа или сочетание с количественными числительными, абстрактные существительные претерпевают конкретизацию значения: «Уходите! путь открытый! размечите бранный стан! Дома детям расскажите о красотах дальних стран» (В. Брюсов. Александр Великий). Форма красоты означает «нечто красивое: красивые пейзажи, строения и т. п.». Еще пример: «Нет таких дней, когда песни – не нужны: Тают печали в лучах красоты» (В. Брюсов. Противоречия). Форма печали обозначила печальные переживания.

Из рассказа А. И. Куприна «Гранатовый браслет» приведем два менее привычных случая множественного числа абстрактных существительных: «В середине августа, перед рождением молодого месяца, вдруг наступили отвратительные погоды, какие так свойственны северному побережью Черного моря». Погоды «время, в течение которого стоит определенная погода»; «Честное слово... докторишки разнесчастные... все лето купали мои ревматизмы... в каком-то грязном киселе... ужасно пахнет... И не выпускали...». Ревматизмы «больное ревматизмом тело».

Из особенностей формообразования абстрактных существительных нужно отметить случаи образования родительного падежа с окончанием : «Шуму!», «Грому!». Формы эти разговорные.

Наконец, абстрактные существительные имеют свои словообразовательные модели: с суффиксами -ость-, -ний-, нулевым.

Опишем текстовые функции абстрактных существительных.

1. Нам нередко бывает нужно назвать словом не явление, а целую ситуацию. Одним из средств такой номинации являются абстрактные существительные. Допустим, мы спешили на поезд, но по дороге вспомнили, что забыли на столе билет, пришлось возвращаться, а потом ехать другим поездом. В рассказе об этом мы можем обозначить ситуацию по детали: «С этим билетом все пошло кувырком» – слово билет означает здесь не просто «документ», а всю историю неудавшейся поездки. Но особенно часто для свертывания информации о ситуации в одно слово используются абстрактные существительные: «Из-за моей забывчивости все пошло кувырком», «Из-за опоздания все пошло кувырком». И более всего подходят для этой цели наименования действий, потому что они в своей сочетаемости сохраняют субъектно-объектные характеристики ситуации: опоздание Петра на поезд из-за билета.

Используя это качество абстрактных существительных, мы и можем создавать простые предложения, заключающие в себе информацию о нескольких ситуациях: «Ликвидация площадок для дискуссии не означает исчезновения проблем» (Новая газета. 2005. 14-16 февр.). В этом простом предложении отражено две ситуации: «Площадки ликвидируются», «Проблемы не исчезают». Если абстрактные существительные не использовать, придется строить сложное предложение: «Площадки для дискуссии ликвидируются, но проблемы от этого не исчезают».

2. Абстрактные существительные свойственны прежде всего книжной речи, рассуждениям о закономерностях, об отвлеченных понятиях, описаниям состояний, переживаний. Много таких слов в научных и официально-деловых документах. Вот рассуждение из публикации в журнале «Вопросы философии» (1988. № 12):

«Вопрос о точности и неточности человеческого знания все более приобретает в последнее время мировоззренческий характер. До недавних пор базой его было резкое разграничение наук на точные и неточные. Но в связи с тем, что сейчас в философии и науке идет интенсивное формирование нового идеала рациональности, вопросы об определенном и неопределенном в научном познании, об отношении между ними, об особенностях понимания, строгости в естественных и гуманитарных науках становятся весьма актуальными».

Мы видим здесь названия отвлеченных качеств – точность, неточность, определенное, неопределенное, они являются предметом рассуждения; отмечаются в тексте отвлеченные действия – разграничение, формирование, понимание, познание, которые сжимают информацию о классах ситуаций. Как явствует из сказанного, насыщенность текста абстрактными существительными связана с его тематикой и типом речи.

3. Книжность, повышенная торжественная окраска церковно-религиозного текста во многом создается абстрактными существительными. Вот отрывок из Рождественского послания Патриарха Московского и всея Руси Алексия II: «Велика и сокровенна тайна Боговоплощения. Тихо и смиренно вошел Богочеловек в наш грешный мир, но с Его Пришествием этот мир навсегда переменился. Божественная Любовь, явившаяся во плоти, взойдя на Крест, даровала всему человечеству преображение и спасение» (Православная газета. 2004. № 1. Январь). Мы видим, что абстрактные существительные называют многие понятия христианского учения, что хорошо прослеживается также по наименованиям церковных праздников: Рождество Богородицы, Воздвижение Креста Господня, Введение во Храм Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Крещение Господне (Богоявление), Сретение Господне, Благовещение, Преображение Господне, Успение Пресвятой Богородицы.

4. Насыщенным абстрактными именами может оказаться и художественный текст, однако их стилистическая нагрузка здесь иная по сравнению с рассмотренными фрагментами, где важнейшими целями являются сжатие информации, выдвижение на первый план предмета речи, передача отвлеченного и обобщающего характера рассуждения. Рассмотрим отрывок из романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»:

«А Варенуха продолжал свое повествование. И чем больше он повествовал, тем ярче перед финдиректором разворачивалась длиннейшая цепь лиходеевских хамств и безобразий, и всякое последующее звено в этой цепи было хуже предыдущего. Чего стоила хотя бы пьяная пляска в обнимку с телеграфистом на лужайке перед пушкинским телеграфом под звуки какой-то праздношатающейся гармоники! Гонка за какими-то гражданками, визжащими от ужаса! Попытка подраться с буфетчиком в самой «Ялте»! Разбрасывание зеленого лука по полу той же «Ялты». Разбитие восьми бутылок белого сухого «Ай-Даниля». Поломка счетчика у шофера такси, не пожелавшего подать Степе машину. Угроза арестовать граждан, пытавшихся прекратить Степины паскудства. Словом, темный ужас».

Повествователь в романе весьма ироничен. Повествование, которое Варенуха должен был оформлять в глаголах – Степа плясал, гнался, пытался подраться, разбрасывал лук, разбил бутылки, поломал счетчик, угрожал арестовать, – рассказчик переводит в какой-то диковинный документ – в реестр нарушений и безобразий. Сухие, статичные, а порой суконно-неуклюжие (разбитие!) абстрактные существительные сочетаются в тексте со сниженными элементами, соседствуют с такими деталями, которым вряд ли нашлось бы место в официальном документе (праздношатающаяся гармоника). Вся эта смесь разностилевых элементов и создает комический эффект.





Дата публикования: 2015-01-23; Прочитано: 204 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.017 с)...