Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Ключевые слова: Мемфис, «общегражданское письмо», Исида, Гермес, эпоха героев.
Черты физической географии. Арабская Республика Египет занимает территорию, по форме близкую к неправильному четырехугольнику, расположенному в северо-восточном углу континента Африка; к нему же с востока прилегает треугольник полуострова Синай.
С севера Египет ограничен побережьем Средиземного моря, с востока — Красным морем. Большую часть западных территорий Египта занимает Ливийское нагорье, сложенное известняками. С востока к долине Нила, обжитой людьми территории, примыкают Аравийские горы, безводная местность, где сравнительно невысокие хребты гор изрезаны многочисленными ущельями и проходами, получившими название «вади».
Древний Египет, в соответствии с представлениями античной географии, не принадлежал ни Африке, ни Азии, а являл миру особую часть света. Во всяком случае, это было справедливо для так называемой Дельты — области Нижнего Египта, образованной многочисленными рукавами Нила при впадении в Средиземное море. Сами египтяне выделяли три главных русла Нила в Дельте: «поток Запада, Великий поток (медианное русло) и Воды Ра (восточное русло).
Название «Египет» у Гомера применялось не к стране, а к ее реке («к водам светлоструйным потока Египта»),
Мемфис — город, появившийся сравнительно поздно и основанный в середине XV века до н. э. фараоном Тутмосом III Менхеперра, — своим местоположением делил страну на два региона, так что, по-видимому, не случайно один из его районов носил имя «Весы Обеих Земель». Египтяне делили страну на «Верховье» (от Нильских порогов на юге вплоть до Мемфиса) и «Низовье» (собственно, Дельта).
Верховье, которое начиналось от острова Элефантина при первых нильских порогах, отличалось изощренностью своего территориального деления. В Верховье рождалось «царствие» и были расположены древнейшие культовые центры Иераконполь, Фивы, Дендера, Абидос. В особенности знамениты, конечно, «стовратные Фивы» с храмовыми комплексами Луксора, Карнака и западного берега с Долиной царей.
В Низовье несколько севернее Мемфиса Нил разветвляется на два из трех основных рукавов. Сам Мемфис представлял собой древнейший мегаполис, вобравший в себя несколько поселений: древнюю цитадель «Белые Стены», основанную, по преданию, еще первым историческим царем Менесом, а также город при пирамиде царя Пепи I Мерира, от которого и получил свое название (в древности Мен-нефр-Мерира), и поселение при главном храме Птаха. Этот храм был хранилищем всей исторической традиции Египта, и именно знакомство с его монументами позволило Геродоту дать первое изложение истории страны в рамках зарождающейся исторической науки.
Периодизация политической истории. В основе современных представлений о периодизации династийной истории Египта находится труд египетского ученого мужа Манефона «Сочинение о Египте по памятным записям», который был составлен в начале III века до н. э. Так же, как и Геродот (середина V века до н. э.), Манефон, используя по преимуществу мемфисскую письменную историческую традицию, перечислил имена и годы правления царей Египта на протяжении 30 династий. Деление на «династии» было, по-видимому, его собственным методом периодизации, так как более древняя историческая традиция, сохраненная для нас так называемым «Туринским царским каноном» (эпоха XIII века до н. э.), распределяла правления по столицам, власть в которых отмечала исторические периоды (например, «царствование в Гераклеополе» или «царствование в Мемфисе»).
Во второй половине XIX века К. И. Бунзен выпустил в свет труд «Место Египта в мировой цивилизации», где была предложена модель развития Египта как прохождение истории через «три царства», ставших позднее в исторической науке Древним, Средним и Новым царствами. Однако эта схема была неполной: в нее пришлось добавить сначала два Переходных периода между царствами, а затем внести в начало истории Раннее царство, а в конец — Третий Переходный период. В таком виде династийная история Древнего Египта до Персидского завоевания в 525 г. существует и сейчас.
Черты культуры Древнего Египта. Древнеегипетский этнос сложился при довольно сложных и до конца не изученных обстоятельствах. В антропологическом отношении у египтян было много африканских черт, но вместе с тем свою долю внесли и Ближний Восток, и выходцы с Ливийского нагорья. Язык древних египтян, будучи самым древним языком, зафиксированным письменно, занимает уникальное место в афразийской макросемье, сохранив наиболее архаичные черты грамматики и лексики.
В основании культуры древних египтян лежит уникальное мироописание, соединяющее представления эпохи неолита и модели, выработанные в обществе с развитыми и чрезвычайно сложными социально-экономическими связями. Эта совокупность обстоятельств, которая в системе описаний совмещает еще мир саванны с миром раннего урбанизма и централизованной экономики, нашла свое отражение в особой системе письменности, получившей у эллинов на рубеже нашей эры название «иероглифика». Со временем у египтян развилась и система знаков для звуков речи. Это письмо смешанного типа и представил в своих методах дешифровки Ж.-Ф. Шампольон в 1822 г., дав толчок научному этапу развития египтологии.
Помимо священного письма, иероглифики, египтяне использовали скоропись, так называемое общегражданское письмо, которым и записано все многообразие текстов на папирусах, писцовых палетках из дерева или изредка на черепках глиняной посуды. Формы знаков этого письма в дальнейшем послужили основой для разработки графики финикийского алфавита, а затем и греческого, так что буквы, которыми записан текст, который вы сейчас читаете, по большей части, восходят к египетской скорописи.
Для общего представления художественной литературы Древнего Египта будет достаточно знакомства с «Повестью Синухета», «Сказкой о потерпевшем кораблекрушение», «Беседой разочарованного со своей душой», «Пророчеством Неферти», «Злоключениями Унамона».
Творческая одаренность египтян в живописи и особенно скульптуре и архитектуре поражала как в античную эпоху, так и сегодня. Совершенство владения линией и объемом в круглой скульптуре выработалось у египтян уже к концу правления II династии, о чем свидетельствует статуя царя Хасехе-муи из Каирского музея. В дальнейшем скульптурное творчество пережило несколько этапов взлета, каждый с ярко выраженными особенностями: динамизм и откровенность линий эпохи эль Амарны, имперский стиль XVIH-XIX династий, творческое возвращение к канонам древности в Саисское Возрождение, влияние эллинских мотивов в поздней скульптуре. Особого внимания заслуживает ювелирное и мебельное мастерство египтян, малая пластика в дереве и бронзе, поздняя жанровая живопись, искусство иллюстрации книги.
Религия и представления о Инобытии. В основе культового служения египтян лежит представление о Инобытии. Иначе говоря, жизнь не ограничена социальными связями, само общественное бытие и производительный труд, в частности, оправданы только как служение миру божеств и предков. Таким образом, царь представлялся не столько политическим гегемоном, сколько теургом, т. е. верховным служителем божественного, превращающим все созданное людьми в жертву богам и предкам. Согласно этим же
представлениям, царь обладал природой божества. Поэтому египтяне описывали социальные кризисы как прекращение храмовых ритуалов.
Египетский культ был прежде всего городским, а каждый город —центром служения особому божеству. Помимо этого, всю страну охватывал государственный царский культ. Каждый египтянин мог рассчитывать на свой частный культ после постройки гробницы, изготовления культовых памятников (статуй, стел с надписями, жертвенников) и, соответственно, на свое личное Инобытие. Особенность египетской доктрины в ее плюрализме: египтяне никогда не стремились создать единой непротиворечивой системы (основной проблемы монотеизма и современной науки) и потому не знали развитой литературы толкований религиозных вопросов. До наших дней дошло несколько весьма противоречивых между собой трактатов, излагающих частные доктрины: учение жречества Птаха (мемфисский трактат), доктрины культов Амона, Тховта, Осириса, Хора, множество славословий и гимнов богам. Помимо этого, с эпохи Нового царства появляются следы профаниче-ских верований, так называемой «народной религии». Магические писания античной эпохи отражают принятие египтянами черт иудейской мифологии о Шеоле, божественных посланцах (губительных и добрых).
Большинство популярных представлений о религиозной доктрине египтян восходит к позднеантичным культам Исиды и Гермеса Трисмегиста (Тховта).
Особенности государственно-политического устройства. Политическая основа цивилизации рождалась в Верховье страны как египетское «царствие» — особая социальная модель, основанная на централизованном и плановом типе земледельческой экономики, которая поглотила и практически уничтожила общинную организацию.
Египтяне очень рано перешли к урбанистическому образу жизни, так что традиция уверяла, что города старше царства. Поэтому экономическая деятельность в масштабах страны понималась египтянами как грандиозная теургия, священное служение городским божествам номов. И царское хозяйство должно было учитывать это важное обстоятельство, которое не удалось преодолеть даже эллинской политэкономии в период владычества в Египте македонской династии Птолемеев.
Деление страны на номы — важнейшая ее черта, но структурно очень изменчивая. Число номов варьировалось, и их политическая роль менялась. Египтологи пользуются списками номов, составленными эллинами для организации налогообложения страны.
Древнейшая государственность Египта представлена эпохой героев. Уже существовали могущественные правители-воины, распространившие свои политические и хозяйственные учреждения до рубежей Дельты. Нижний Египет не представлял никакой политической целостности и состоял, как было и повсюду от Средиземного моря до Месопотамии, из городских общин. Южане совершали сюда регулярные военные походы и получали богатую добычу. Обращение военнопленных в рабство не практиковалось: десятки тысяч северян физически уничтожались. Цари эпохи героев оставили свои культовые памятники в храме Иераконполя, но ему не суждено было стать «городом летописей».
Источники единодушно указывают на то, что первым «историческим царем» стал выходец из Тинисского нома Менее, с имени которого начинались древнейшие летописи Мемфиса. В его правление Нижний Египет все еще был целью разорительных походов южан, и только на пятом правлении первой династии, при царе Дене появляется титул, который условно переводится «царь Верхнего и Нижнего Египта». Однако в действительности страна обрела политическую и экономическую целостность только к первому правлению III династии, в годы царя Нечрихета, известного также как Джосер («святой»). Для него же была построена первая, еще ступенчатая пирамида.
С правления Джосера начинается эпоха Древнего царства, пиком которой было правление IV династии: цари Снофру, Хеопс, Хафра, Микерин построили самые величественные в истории Египта пирамиды. Это строительство свидетельствовало об окончательном сложении едва ли не уникальной социальной структуры, совмещавшей централизованно-плановый характер экономики всей страны при наличии обособленных царского, храмового и частного вельможеского хозяйств. Это было время совершенной работы административно-бюрократического аппарата, позволявшего решать даже сложные проблемы демографии. Однако социальный ресурс этой системы был ограничен и к концу правления начал давать первые сбои. Всего Древнее царство насчитывало семь или восемь династий, на последней из которых царская родовая линия Менеса была прервана. Страну охватил политический и экономический хаос, оставшийся в воспоминаниях египтян самым черным временем, Эпохой Смуты, Временем Болезни.
Царская власть была восстановлена в городе Гераклеополь, но правление как-то не задалось. Нижний Египет перенес жесточайшее вторжение кочевых племен с Востока, так что города по восточному рукаву Нила пришлось отстраивать заново и заново заселять людьми из других регионов. В Среднем Египте случилась устрашающая засуха, которая привела даже к случаям людоедства. Постепенно Гераклеопольская династия утрачивала контроль над южными частями страны и там формировались особые политические силы и их коалиции. Верх стали одерживать властители области Фив. В области Среднего Египта стали происходить вооруженные конфликты. Бывало, что война докатывалась до самого Гераклеополя. Первый Переходный период заканчивается полной победой Фиванской династии, по счету Х1-ой.
С этой династии принято начинать отсчитывать годы Среднего царства. Тем не менее подлинное политическое и культурное обновление в стране началось с правлением новой XII династии. Этот исторический период не был столь уж безоблачным. Случались голод, социальные конфликты и притеснения, бегство египтян с родины. Но все же именно в годы XII династии родилась первая на земле художественная литература, отличающаяся высоким психологизмом своих тем, утонченным художественным языком, особой метрической организацией текста. Уникальность этого явления в истории литературы определяется еще и тем, что его период был скоротечен, около века, и никогда позже в Египте литература не поднималась до таких высот.
Конец эпохи пришелся на правление самого могущественного царя Среднего царства Аменемхета III, Ламареса, строителя Лабиринта. В его годы Египет снова получил высокий уровень централизации всей государственной жизни, но, по-видимому, все держалось на личных качествах, особой харизме самого царя, так как после его правления династия вскоре сходит со сцены и на престоле Египта начинается настоящая чехарда. Эпоха XIII династии — это правления, занимавшие порой всего несколько месяцев. Вскоре начинается процесс проникновения в страну чужеземцев с востока, из региона Палестины и Сирии. Вероятно, что после некоего удачного вторжения в восточную Дельту в стране устанавливается власть чужеземных династий.
Начался Второй Переходный период, известный как «династии гиксосов». Цари гиксосов составили, согласно историку Манефону, XV и XVI династии, правившие, по-видимому, одновременно. В северо-восточной Дельте была основана столица, город Аварис. Сейчас полагают, что Египет занимал хотя и важную, но сравнительно небольшую часть в царстве гиксосов, охватывавшем все восточное Средиземноморье.
На рубеже правлений XVII-XVIII династий, происходивших из Фив, власть у гиксосов была отвоевана двумя царственными братьями, Камесом и Яхмосом. Начался последний яркий период в истории страны, когда Египтом управляли цари-египтяне. Это была эпоха великих завоеваний на Востоке и в Нубии, в ходе которых Египту удалось создать довольно протяженную империю. В годы XVIII династии правили многие выдающиеся личности: царица Хатшепсут, известная организацией морской экспедиции в страну Пунт на побережье Сомали; Тутмос III, неутомимый и яростный воин, но не чуждый любви к ботанике; фараон-солнце Аменофис, чьи сфинксы украшают набережную перед Академией Художеств в Санкт-Петербурге, построивший величественную колоннаду Карнакского храма и комплекс Луксора; его преемник Эхнатон, создавший особый царский ритуал поклонения Солнцу (что по недоразумению приняли за введение единобожия в стране), и его блистательная супруга Нефертити, сюда же отнесем и Тутанхамона.
В XIX династии самыми яркими были три правления: Сети I, Рамсеса II, Мернептаха. Все прославились как завоеватели: Рамсес II войнами с хеттами и заключением первого в истории международного договора среди «супердержав», его сын Мернептах: походом на восток, при описании которого впервые упомянут народ «израиль». Последним могущественным царем-египтянином был Рамсес III, известный битвами с «народами моря», которые дали начало филистимлянам.
На правлении XXI династии заканчивается история Нового царства и открывается бурная эпоха Третьего Переходного периода, в ходе которой на египетском престоле египтян уже не было.
Окончание этих смутных времен принесло стране новое Возрожение, которое шло из северного города Саиса, столицы XXVI династии, основателем которой был Псамметих I, по происхождению ливиец. Эта блистательная эпоха завершилась Персидским завоеванием Египта, на котором принято останавливаться при описании древней истории страны.
Контрольные вопросы
1. Что означает слово «Египет»?
2. Как произошло возникновение и территориальное деление Древнего Египта?
3. Какое государственное и политическое устройство имел Древний Египет?
4. Дайте периодизацию династийной истории Египта.
5. Укажите основные черты культуры Древнего Египта.
6. Перечислите основные памятники древнеегипетской цивилизации.
Дата публикования: 2015-01-23; Прочитано: 610 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!