Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Гулкие камеры



, *..

Системой, создающей дополнительный реверберационный эф-
фект, может быть небольшое помещение (F== 100 ч-200 м3), чаще с
непараллельными поверхностями, имеющими малый коэффициент
звукопоглощения (на рис. 9.1 обозначено черер ИР). В камере раз-
мещают громкоговоритель Гр, к которому подводят усиленную
часть основного сигнала. Создаваемый в ней сильно реверберирую-
щий сигнал принимается микрофоном М, усиливается и подается
на регулятор уровней Р%, который, как и регулятор прямого сигна-
ла pi, находится на пульте звукорежиссера и используется для уп-
равления реверберацией.

Таким образом, для создания искусственной реверберации здесь
применяют акустическую трехмерную систему, которая благодаря
малому звукопоглощению имеет широкие пределы регулирования
времени реверберации (до 6>7 с) и достаточно равномерную час-
тотную характеристику. Как следует из формулы (9.4), гулкие ка-
*меры, подобно другим помещениям, имеют уплотняющийся спектр
собственных частот, ч^о делает дополнительную реверберащдо похо-
жей на основную, передаваемую по прямому каналу/Однако в связи
с малыми размерами камеры первые собственные частоты, как следу-
ет из формулы (9.3), оказываются заметно более высокими, а плот-
ность спектра в области низких частот -^недостаточной по срав-
нению с большими помещениями для звукопередач. Это приводит
к флюктуации низкочастотных затухающих сигналов, обнаруживае-
мой на слух. Для ее устранения в некоторых радиодомах применяют

'.'• 163


резонаторы в виде деревянных ящиков, сглаживающие неравномер*
ность реверберйрующих сигналов. Флюктуацию можно устранить,
уплотняя спектр в низкочастотной области путем одновременного
использования нескольких гулких камер, отличающихся друг от
друга по размерам.

-При малых размерах гулких камер, как это следует из рис. 8.17,
время запаздывания первых A^i и вторых А/2 отражений не отвеча-
ет не только тем значениям, которые характеризуют концертные пе-
редачи, ведущиеся из больших ателье, но и тем, которые определя-
ют оптимадьные условия речевых передач. Эти значения в три и
больше раз отличаются от оптимальных. Следовательно, гулкая ка-
мера исключает возможность создания впечатления о некотором
большом реверберирующем помещении и тем ^юлее не позволяет из-
менять это впечатление, что необходимо для высококачественной пе-
редачи звучании.

"Этот недостаток обычно устраняют, подключая к гулкой камере
дополнительное устройство, создающее необходимые по величине
временные задержки первых отраженных сигналов..

Управление реверббрационным эффектом можно осуществить из-
менением соотношения уровней сигналов No и NK, поступающих по
прямому каналу и из гулкой камеры. Если регулятором Рз умень-
шить уровень nk, то время искусственной реверберации ГИс, будучи

ч равным —^-Тк, также уменьшится, а, формула (9.2) примет вид:

JV ik '

(9.9)

где Гк—- время стандартной реверберации гулкой камеры.

Судя по формуле (9.9), результирующее время реверберации по

мере уменьшения отношения —— будет убывать согласно кривой

4 • no :

на рис. 9.2 от значения: этого времени для гулкой камеры до его
значения для первичного помещения. При этом способе уп-
равления, как можно заметить из рис. 8.17, уменьшение отнощения

Л/к - '«

-—Ц не изменяя временной структуры затухающего сигнала, при-
У^о ; ...'.

водит к постепенному укорочению спектра на его конце. Однако это

происходит в пределах достаточно высоких плотностей спектра, и,
следовательно, данный споъоб управления практически не влияет
на временные характеристики-общего" процесса.

Из схемы рис. 9.1 видно, что управлять реверберацией можно и
путем изменения расстояния f между работающими в гулкой каме-
pfe громкоговорителем и микрофоном. Так как время стандартной
реверберации камеры велико, то пределы изменения эквивалентной
реверберации (см. параграф 8.6) будут достаточно широкими, а
сам способ управления эффективным. Как видно из рис. 8.17, при
этом способе управления одновременно с временем реверберации
изменяется и временная структура реверберационного процесса,
протекающего в гулкой камере. Недостаток этого метода управла-



: — его относительная сложность. К числу общих недостатков
гулких камер следует отнести:.%

1. Появления флюктуации в процессе затухания сигнала, связан-
ных с малой плотностью собственных частот у нижней части спект-

Ра-

2. Малое значение времени запаздывания первых отражении, не
позволяющее имцтировать процесс затухания в больших помеще-
ниях.





Дата публикования: 2015-01-23; Прочитано: 436 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...