Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Мифология в современной культуре



Мифология - исторически первая форма духовной культуры, возникшая на ранней стадии общественного развития. Человечество в форме мифов (сказаний, преданий) пыталось дать ответ на все волнующие людей вопросы.

Мифология в условиях цивилизации перестает быть фундаментом всей культуры. Современная мифология отличается от древней. Она менее устой­чива, многое в ней изменяется под влиянием перемен в общественной жизни. Она более разнообразна но своему смысловому содержанию. Современные мифы вбирают в себя элементы, заимство­ванные из других культурных форм, в том числе и из науки. Они не столь образны, как древние мифы, хотя, как правило, сохраняют свой­ственные им наглядность, простоту, доступность для обыденного со­знания. В современном мифологическом мышлении, как и прежде, царит дух мистицизма, однако многие мифы XX в. выступают в облике рационального знания.

В современной жизни и в современной культуре обнаруживается огромное количество рефлексов мифологического сознания и, более того, даже его основополагающие, «базисные» элементы. К ним относится, например, противопоставление «своё – чужое» (на котором базируются многочисленные ксенофобические мифы), мифологическую основу имеет и теория заговоров. Эсхатологическая модель, воплощенная в мифах о конце мира, воспроизводится в переживаниях современного массового человека, которые отражаются в мотивах «тепловой смерти вселенной», «оскудения природных ресурсов», «озоновых дыр» и так далее, – безотносительно к тому, насколько это имеет или не имеет научного обоснования. Обыденный, типовой, средний человек черпает из науки материал ровно таким же образом, как раньше этот материал черпался из эмпирических наблюдений и обрабатывался мифологическом сознании.

103. Философия игры и игровая культура.

Проблематика игры крайне обширна – игру как явление изучают такие разные дисциплины, как биология, психология, культурология, философия.

Существуют десятки определений понятия «игра». Новейший философский словарь дает нам следующее определение игры – «разновидность физической и интеллектуальной деятельности, лишенная прямой практической целесообразности и представляющая индивиду возможность самореализации, выходящей за рамки его актуальных социальных ролей».

С точки зрения классической, традиционной ментальности, постмодернизм - это

ужасное время, которое разрушает личность и лишает общество внутреннего

ядра, а человека - устойчивости. Но для человека своего мира современное

общество предстает как единственно возможная реальность, в которой не

только можно жить, но и быть счастливым. Этому помогает особое понимание

игры как открытого для направленности движения, свободной от целеполагания

трансформации. Игры процессов изменения, игры вариантов развития. Не

жесткая направленность, обусловленная целеполаганием, а свободная игра.

Однако хаос и анархия отсутствуют в игре. Исход игры непредсказуем, но сам

ход игры упорядочен. Экономические, социальные отношения тоже могут

объясняться игровой методологией. Некие новые взаимно принятые условия и

правила игры более действенны во многих взаимоотношениях экономических

субъектов. Например, то, что мы называем “коррупцией” на самом деле есть

новая реальность экономических отношений, в определенном смысле

упорядоченная и понятная тем, кто в нее погружен. Миф о тотальной

безнравственности государственных чиновников порожден традиционалистским

сознанием, бессильным объяснить новую реальность.

Итак, заканчивая реферат, я пришел к выводу, что непреходящий интерес к

игре и ее универсальному характеру заключается в том, что она явление

эстетическое, а мир, организуемый по правилам игры, - мир завораживающей

иллюзии. Не всеми участниками воспринимаемый как прекрасный, но для

Наблюдающего (зрительно или мысленно) предстает как величайшее зрелище.

Подлинная культура не может существовать без определенного игрового

содержания, ибо культура предполагает известное самоограничение и

самообладание, известную способность не видеть в своих собственных

устремлениях нечто предельное и высшее, но рассматривать себя внутри

определенных, добровольно принятых границ. Культура все еще хочет в

известном смысле играться – по обоюдному соглашению относительно

определенных правил. Подлинная культура требует всегда и в любом аспекте,

а честная игра есть не что иное, как выраженный в терминах игры эквивалент

порядочности. Нарушитель правил игры разрушает и культуру. Для того

чтобы игровое содержание культуры могло быть созидающим или подвигающим

культуру, оно должно быть чистым. Оно не должно состоять в ослепление или

отступничестве от норм, предписанных разумом, человечностью или верой.

Оно не должно быть сиянием, которым маскируется намерение осуществить

определенные цели с помощью специально взращенных игровых форм. Подлинная

игра исключает всякую пропаганду. Она содержит свою цель в самой себе. Ее

дух и ее атмосфера – радостное воодушевление, а не истерическая

взвинченность. Сегодня пропаганда, которая хочет завладеть каждым

участником жизни, действует средствами, ведущими к истеричным реакциям

масс., и поэтому, даже когда она принимает игровые формы, не может

рассматриваться как современное выражение духа игры, но только как его

фальсификация.

104.Сущность эстетического сознания, природа искусства. Проблемы художественной культуры современного общества.

Сущность эстетического сознания
Эстетическое сознание это тот духовный фундамент, который обеспечивает гармоничное единство и внутреннюю взаимосвязь различных проявлений духовной жизни человека и общества в целом.
Эстетическое сознание формируется в процессе эстетической деятельности и определяется как целостное, эмоционально насыщенное отражение действительности. Объективной основой эстетического сознания является природная и социальная действительность и общественно-историческая практика. Эстетическое сознание представляет собой одну из граней духовно-практического освоения мира.
Эстетическое сознание отражает окружающий мир, всю разнообразную деятельность людей и ее результаты в эмоционально оцениваемых образах. Отражение окружающего мира в нем сопровождается появлением особых сложных переживаний, связанных с чувствами возвышенного, прекрасного, трагического и комического. Но своеобразие эстетического сознания заключается в том, что оно содержит в себе сложность и выразительность эмоциональных впечатлений и в то же время проникает в глубокие существенные связи и отношения.
Особенностью эстетического сознания является то, что взаимодействие человека с реальным миром воспринимается, оценивается и переживается индивидуально на основе существующих идеалов, вкусов, потребностей.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1642 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...