Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Индивидуализм и коллективизм. ИНДИВИДУАЛИЗМ (лат. individuum — неделимое, особь) — принцип идеологии (прежде всего морали), признающий превосходство отдельной личности



ИНДИВИДУАЛИЗМ (лат. individuum — неделимое, особь) — принцип идеологии (прежде всего морали), признающий превосходство отдельной личности, индивида над коллективом и обществом, противопоставляющий интересы и потребности личности общественным интересам и потребностям. И. возникает в классово антагонистическом обществе. Особенно яркое выражение он получает в условиях капитализма как следствие жестокой конкуренции, эксплуатации человека человеком, когда все превращается в товар, все покупается и продается. Частнособственнические отношения вызывают неприязнь и вражду между людьми. Человек начинает руководствоваться только своими собственными, сугубо личными эгоистическими интересами. Принцип буржуазного И. всячески пропагандирует, обосновывает буржуазная философия и этика (особенно в период империализма), пытающаяся доказать, что эгоистическая природа человека остается неизменной во все времена. Однако И. не означает независимости индивида от общественной жизни. Он выражает лишь тот факт, что общество, общественные отношения при капитализме враждебны индивиду, противоречат развитию лучших черт и способностей личности. С ликвидацией основы буржуазных отношений — частной собственности — подрываются и корни И. Человек начинает понимать, что его благополучие теснейшим образом связано с успехами всего общества, коллектива, где он трудится. На смену И. в отношениях между людьми приходит коллективизм, что не означает уравнения всех людей, принижения индивидуальности. Наоборот, только в служении интересам коллектива и общества в целом человек может в полной мере проявить свои индивидуальные способности, утвердить себя как личность. Поэтому всякие проявления И. в наших условиях наносят ущерб не только обществу, но и самому человеку.

КОЛЛЕКТИВИЗМ (лат. collcklivus — собирательный) — отношения между людьми, основанные на единстве их коренных интересов, и соответствующее этому единству общественное сознание, к-рое выражается в преданности людей общему делу, в чувстве высокой ответственности перед коллективом, в солидарности, в постоянной готовности оказать бескорыстную помощь другим и т. д. Наиболее ярко К. проявляется в области нравственных отношений и нравственного сознания, поэтому его чаще всего рассматривают как принцип морали (пролетарской, коммунистической). Основу К. составляет общий интерес, единое отношение к средствам производства, находящимся в собственности коллектива или общества в целом. Если людей объединяет лишь временный, поверхностный интерес, о К. не может быть и речи. В обществе, где частная собственность делает различными и даже противоположными коренные интересы людей, существует не подлинная, а «мнимая коллективность», за к-рой кроются отчужденность, конкуренция, вражда в отношениях между людьми. Здесь господствуют индивидуализм и различные формы корпоративизма. К. формируется и реализуется в процессе коллективной деятельности. Поскольку основу всей общественной жизни составляет труд, производство, то К. возникает лишь тогда, когда оказывается возможным совместное коллективное использование средств труда, т. е. когда труд приобретает общественный характер, а сами труженики, непосредственные производители равны по своему отношению к собственности. Поэтому зачатки К. возникают уже в недрах буржуазного общества у промышленного пролетариата, вопреки разъединяющему идейно-политическому влиянию буржуазии. В рамках всего общества К- утверждается лишь при социализме, где отсутствует эксплуатация трудящихся и устанавливаются отношения сотрудничества и товарищеской взаимопомощи людей. К. не противоречит развитию личности, не подавляет ее, не сглаживает индивидуальных различий между людьми; совместная деятельность, направленная на удовлетворение общего интереса, служит предпосылкой для удовлетворения индивидуальных интересов, ибо социализм и коммунизм делают всестороннее развитие личности своей высшей, конечной целью. В новом обществе реализуется научный вывод о том, что «только в коллективе существуют для каждого индивида средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков, и, следовательно, только в коллективе возможна личная свобода» (Маркс и Энгельс).




Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 543 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...