Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Детерминизм и индетенрминизм



Индетерминизм – это теоретическая позиция, в которой отрицается объективность и значимость причинных связей в природе и общественном развитии. Индетерминисты исходят из того положения, что основой всех событий в мире является случайность, а причина и следствие практически никак не обусловливают друг друга. В противовес им фаталисты рассматривают все явления и процессы как строго предопределенные, свершающиеся с заранее заданной необходимостью и которые никак нельзя изменить или предотвратить. К фатализму примыкает телеология – учение об особом целевом виде причинности, рассматривающее любую, даже совершенно стихийно действующую причину как изначально разумную и заданную неким высшим существом. Совершенство и гармония Вселенной объясняется ими как некий план или цель, обусловленный замыслом Божественного Творца.

Позиции механистического детерминизма, индетерминизма, фатализма и телеологии не в состоянии раскрыть действительного механизма развития природного и общественного бытия, рассмотреть все многообразие этого процесса, так как жесткая детерминация явлений предполагает наличие следствия уже в самой причине, а значит, отрицает появление принципиально новых качественно различных форм физического, социального и индивидуально-личностного бытия. Процесс развития трактуется здесь как вечное возвращение на «круги своя», замкнутый круг бесконечного повторения. Развитие лишается в данном случае своих главных атрибутов – необратимости и направленности.

Тем не менее, с позиций теории диалектики развитие понимается именно как процесс качественного изменения и преобразования старых форм бытия в новые при сохранении преемственности, но и без однообразного повторения раз и навсегда данных форм существования. Причина и следствие являются взаимосвязанными, но следствие никогда не бывает полностью тождественным своей причине. Само причинение уже есть порождение, появление качественно отличных объектов природного и общественного мира, а реальные причинно-следственные связи всегда включают в себя элементы как необходимости, так и случайности.

Детерминизм – это философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Центральным ядром детерминизма служит положение о существовании причинности, т.е. такой связи явлений, в которой одно явление при вполне определенных условиях с необходимостью порождает, производит другое явление.
Современный детерминизм предполагает наличие разнообразных объективно существующих форм взаимосвязи явлений, многие из которых выражаются в виде соотношений, не имеющих непосредственно причинного характера, т.е. прямо не содержащих в себе моментов порождения, производства одного другим. Сюда входят пространственные и временные корреляции, функциональные зависимости, отношения симметрии и т.п. Особенно важным в современной науке оказывается вероятностные соотношения, формулированные на языке статистических распределений и статистических законов. Однако все формы реальных взаимосвязей явлений в конечном счете складываются на основе всеобще действующей причинности, вне которой не существует ни одного явления действительности, в т.ч. и такие события, в совокупности которых выявляются статистические законы.
Принципиальным недостатком прежнего детерминизма было то, что он ограничивался одной непосредственно действующей причинностью, к тому же трактуемый чисто механически; в нем отрицалась объективная природа случайности, вероятность выводилась за пределы детерминизма, статистические связи принципиально противопоставлялись материальной детерминации явлений. Связанный с метафизическим материализмом прежний детерминизм не мог быть последовательно реализован в ряде важных отраслей науки о природе, в особенности социальной жизни и явлений сознания. Эффектное проведение идей детерминизма здесь стало возможным только благодаря диалектическому и историческому материализму.

Индетерминизм - это философское учение и методологическое познание, которое отрицает познавательную ценность причинного объяснения в науке. В истории философии, начиная с др. греческой философии вплоть до настоящего времени индетерминизм, и детерминизм выступают как противостоящие концепции по проблемам обусловленности воли человека, его выбора, проблеме ответственности человека за совершенные им поступки. Индетерминизм трактует волю как автономную силу, утверждает, что принципы причинности не применялись к объяснению человеческого выбора и поведения обвиняет сторонников детерминизма в фотолизме. Марксизм исходит из того, что детерминизм не только не предполагает фотолизам, а напротив, именно дает почву доразумного действия.
В современной буржуазной философии получили распространение различные формы индетерминизма. Так баденская школа неохамтианства ограничивала принцип детерминизма только областью наук о природе и отрицала его применимость к «наукам о духе». Неопозитивизм, прагматизм и персонализм пытаются ограничить детерминизм только логической сферой.
Проблема индетерминизма и детерминизма стала особенно актуальной в связи с развитием современной квантовой физики. Было установлено, что принципы классического детерминизма не пригодны для характеристики процессов микромира. В связи с этим предпринимались попытки истолкования основных законов квантовой теории в духе индетерминизма и агностицизма. При этом одна из исторических форм детерминизма, а именно механический детерминизм, отождествлялась с детерминизмом вообще. Трудности в осмыслении проблем причинности в современной физике имели своим следствием усиление тенденций к индетерминизму в современной буржуазной философии. Так, Б.Рассел, Х.Рейхенбах, Ф.Франк утверждают, что детерминизм вообще не имел, научной ценности; аксиома причинности, по их мнению, не входит в состав даже классической физики, ибо утверждение о причинности не может быть сведено к отношению между наблюдаемыми фактами, поскольку результаты измерения носят характер вероятностного распределения. Выражением индетерминизма были идеи о «свободе воли» электрона, о том, что единичные микроявления управляются телеологическими силами и пр.
Диалектический материализм, отвергая индетерминизм, в то же время показывает, недостаточность прежних механических представлений о детерминизме и на основе достижений современных естественных и общественных наук формируют новое обобщенное представление о детерминизме.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 226 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...