Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Классическая и неклассическая рациональность. Иррационализм и мифотворчество в современном познании



· Классический тип научной рациональности, центрируя внимание на объекте, стремится при теоретическом объяснении и описании исключить все, что относится к субъекту, средствам и операциям его деятельности. Цели и ценности науки, определяющие стратегии исследования и способы фрагментации мира, на этом этапе, как и на всех остальных, детерминированы доминирующими в культуре мировоззренческими установками и ценностными ориентациями. Но классическая наука не осмысливает этих детерминаций.

· Неклассический тип научной рациональности учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности. Но связи между внутринаучными и социальными ценностями и целями по-прежнему не являются предметом научной рефлексии.

63) Наука, её способности социальные функции. Сциентизм и антисциентизм.

Социальные функции науки.

Наука выполняет в обществе ряд функций. Под функцией науки понимается

внешнее проявление ее одного или нескольких существенных свойств. В

функциях обнаруживаются возможности и способности науки участвовать в

решении кардинальных проблем жизнедеятельности общества, в создании более

благоприятных условий и содержания жизни людей, в формировании культуры.

Социальные функции науки не есть нечто раз и навсегда заданное.

Напротив, они исторически изменяются и развиваются, как и сама наука; более

того, развитие социальных функций представляет собой важную сторону

развития самой науки.

Современная наука во многих отношениях существенно, кардинально

отличается от той науки, которая существовала столетие или даже полстолетия

назад. Изменился весь ее облик и характер ее взаимосвязей с обществом.

Говоря о современной науке в ее взаимодействии с различными сферами

жизни человека и общества, можно выделить три группы выполняемых ею

социальных функций. Это, во-первых, функции познавательная и

мировоззренческае, во-вторых, функции науки как непосредственной

производительной силы, в-третьих, ее функции как социальной силы, в

четвертых, культурная функция и другие функции, связанные с тем, что

научные знания и методы ныне все шире используются при решении самых разных

проблем, возникающих в ходе общественного развития.

Сциентизм (от лат. scientia наука, знания) — это система убеждений, утверждающая основополагающую роль науки как источника знаний и суждений о мире. Нередко сциентисты считают «образцовыми науками» физику или математику и призывают строить остальные науки по их образу и подобию. В качестве осознанной ориентации сциентизм утверждается в конце XIX века, хотя предпосылки его были заложены еще в работах Френсиса Бэкона. Вообще, сциентизм возникает как реакция на абстрактность и недоказуемость построений классической философии; на неразрешенность большинства поднимавшихся в ней вопросов. Исходя из того, что ни один из философов так и не смог «строго объективно» доказать истинность своих представлений, мыслители данного направления делают вывод, что любая «ненаучная» философская концепция представляет собой лишь продукт «рефлексивной спекуляции» конкретного мыслителя. Поэтому одним из важнейших направлений сциентистской философии становится критика систематического идеализма. Иногда такая критика может проходить в достаточно мягкой форме и выглядеть как своеобразное дополнение классических философских систем, что отражается даже в названии этих направлений (неогегельянство, неокантианство), а иногда принимает жесткий характер, направленный на полное отбрасывание классических традиций в философии (позитивизм, неопозитивизм). В целом, сциентистское мировоззрение в своей наиболее завершенной форме характеризуется как убеждение в том, что научное знание является единственно достоверным, что научный подход должен проникнуть во все области человеческой жизни и организовывать всю жизнь общества.
Антисциенти́зм (от греч. anti- — против и лат. scientia — знания) — философско-мировоззренческая позиция, противостоящая сциентизму, заключающаяся в критическом отношении к науке, её положению в культуре и её возможностям познания, различающаяся по степени критичности от умеренного отношения до враждебного. Концепции, учения и деятельность радикальной антисциентистской направленности носят обобщённое наименование «антинаука»[1][2].

Сциентизм (от лат. scientia - знание, наука) — концепция, заключающаяся в абсолютизации роли науки в системе культуры, в идейной жизни общества.[1] Идеалом для сциентизма выступает не просто всякое научное знание, а прежде всего результаты и методы естественнонаучного познания. Представители сциентизма исходят из того, что именно этот тип знания собирает в себе наиболее значимые достижения всей культуры, что он достаточен для обоснования и оценки всех фундаментальных проблем человеческого бытия, для выработки эффективных программ деятельности. Сциентизм не является строго оформленной системой взглядов, он представляет собой идейную ориентацию и проявляется по-разному: от подражания точным наукам (система определений, логический формализм, аксиоматическое построение в анализе философско-мировоззренческих или социально-гуманитарных проблем, искусственное применение математической символики), вплоть до отрицания философско-мировоззренческих проблем как лишённых смысла для познания и значения (неопозитивизм) и рассмотрения естественных наук в качестве единственного возможного знания.

Антисциентизм – это противоположная от сциентизма концепция. Он настаивает на ограниченности возможностей науки в решении коренных проблем человеческого существования, в крайних проявлениях оценивая науку как враждебную человеческому существованию. Философия в антисциентизме рассматривается как нечто принципиально отличное от науки, носящей чисто утилитарный характер и неспособной подняться до понимания подлинных проблем мира и человека. Антисциентизм трактует социально-гуманитарное знание исключительно как форму сознания, к которой неприменим принцип объективности научного исследования. Наиболее ярко он получил выражение в экзистенциализме, персонализме, в различных концепциях контркультуры и в экологических движениях. Так М. Хайдеггер, представитель экзистенциализма, отмечает, что наука, безусловно, является одной из форм постижения бытия, но она выражает собой лишь ограниченное, по сравнению с философией, знание, так как она не касается бытия в целом. По его мнению, науки описывают как бы локальные картины мира по сравнению с общефилософским представлением в целом. Полная картина может быть представлена лишь в философии.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 296 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...