Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философские проблемы права



философия права – это раздел философии, и занимается она сугубо философскими вопросами. К этим вопросам, связанным с предельными основаниями бытия Мира и бытия Человека, относится и феномен права, связанный со свободной волей человека. Особенно интересны исследования, развивающие так называемые рефлексорные традиции таких мыслителей как Спиноза, Лейбниц, Кант и др. К таким исследованиям принадлежат исследования Й.Фихте. Воистину: «Познай самого себя и ты познаешь весь мир». Это и есть философская рефлексия – исследование разумом своих собственных оснований, имеющее целью не только познание некоего особенного предмета, но также и самоусовершенствование мыслящего. Когда Й.Фихте, создав из местоимения «Я» философскую категорию, выводит из нее все основополагающие права человека, он, конечно, начинает эту работу не с нуля, а как бы подхватывает эстафету от предшествующих ему великих мыслителей, незримо присутствующих в сокровищнице идей его собственного «Я», придавая их мыслям свою особую «фокусировку». Право на жизнь в обществе, право на свободу, на суверенность личности, на культуру – такова, по Фихте, система естественных прав [2; 3], присущих каждому человеку по факту его рождения (и с современных позиций добавим: по факту «рождения» первых людей, то есть - рода человеческого).

Как можно видеть, подлинная философская рефлексия ничего общего не имеет с произвольными, субъективистскими вымыслами: все права человека выводятся Фихте из понятия человека, из смысла его бытия, его деятельности. Система естественных прав и составляет исходные человеческие ценности, поскольку только через них, только с их помощью человек может стать и быть человеком. И еще один важный вывод, который, на наш взгляд, следует из философии права Фихте: возможность выведения неотъемлемых естественных прав из коренных условий самосознания свидетельствует о том, что естественных прав нет без их осознания, то есть - без правосознания. Этот вывод корреспондируется с идеей Тейяра де Шардена согласно которой рефлексия – это вообще историческое и логическое начало человека. [4, 273-275]

Разумеется, любая, в том числе и фихтеанская, философско-правовая модель не может пониматься как истина в последней инстанции, она требует дальнейшего развития, постоянного обоснования практикой и научными данными. Много сделал в этом направлении Г.Гегель. Во-первых, он соединил рефлексивные выводы Й.Фихте и других философов с онтологией, во-вторых, - рассмотрел понятие права не как статическое, а как становящееся, восходящее от абстрактного к конкретному (развитие объективного духа через этапы абстрактного права, моральности, нравственности), в–третьих, - выделил из системы естественных прав человека главное, сущностное – право на свободу. Впрочем, еще до Г.Гегеля это сделал И.Кант. Однако Г.Гегель эту идею развил, сделав свободу сутью и целью развития не только человеческого, но и мирового, духа [5]. {80}

Мне представляется, что свобода остается достаточно абстрактным понятием, если не понимать ее как свободу творчества. Именно право на свободу творчества выступает главной ценностью человека, ибо действительно предстает главным условием реализации сущности человека.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 819 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...