Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Экологичная жизнедеятельность как базовое имманентное свойство культуры



Жизнедеятельность человека должна быть экологичной

3 закона природы:

4) Естественный отбор

5) Эволюционость

6) Разнообразие

На мегоуровне со стороны природы культура предстаёт как метод жизнедеятельности

природа-жизнедеятельность-культура

Культура – это сфера социальной жизнедеятельности находится между биосферой и космосферой.

Принцип отношения людей к природе был сформулирован в работе «Культура и этика»(Альберт Швейцер). Сегодня жизнь на планете Земля находится в состоянии 3 бифрукаций:

1 была в палеолите от 2 мил лет до 10 мил лет до н э. Тогда возникла система табу(не убей), благодаря чему процесс развития человеческого рода из канала биологической революции перешел в общественное развитие.

2 в неолите от 8 до 3 тыс лет до н э (после леднякового периода). Человеческое сообщество освоило земледелие и скотоводство(расширилась экологическая ниша).

Сегодня мы находимся в начале 3 связанной с перестройкой антропогенеза и взаимоотношения внутри соцоосферы.

Экология и культура... В этих словах заключен вопрос: по каким путям должно идти развитие человечества и культуры в новой, экологически кризисной ситуации? Ведь современная эпоха – эпоха коренного перелома в истории человечества. Старые механизмы, обеспечивавшие общественный прогресс, постепенно исчерпывают себя и, превращаясь в свою противоположность, нуждаются в замене сущностно иными. В процессе исторической эволюции человечество подошло к рубежу, когда его существование в научно-технической, социокультурной и социоприродной средах – без революционных преобразований исходных принципов функционирования в них – с неизбежностью ведет к уничтожению человека и как уникального биологического вида, и как универсального социального существа. По глубине проникновения в общественную жизнь и по охвату сфер человеческой жизнедеятельности грозящая катастрофа постепенно становится глобальной. Она принимает различные формы в зависимости от уровня развития общественных структур, от степени зрелости общественного организма, от исторической и культурной традиций. Но как бы ни были разнообразны ее проявления, суть остается неизменной: под угрозой само существование человека как уникального существа во всем его многообразии и богатстве.

Весь комплекс глобальных проблем можно сгруппировать вокруг трех оснований, означающих способ существования человека в мире. Это взаимосвязи «человек – техника», «человек – культура» и «человек – природа». В каждой системе взаимосвязей по-своему проявляется опасность, грозящая человечеству. Так, в системе «человек – техника» таится угроза уничтожения человечества в результате ядерной войны. В то же время неоднозначен путь и труден прогноз будущего развития техники при переходе ее на принципы самосовершенствования и самообучения[1].

Система «человек – культура» затрагивает сущностные характеристики человека. Опасность сокращения культурного поля грозит всем. И эта опасность осознается прогрессивными людьми в разных странах независимо от уровня развития этих стран. Так, Ричард Пек (США) считает, что «дело может дойти до гибели национальной культуры, за что несут ответственность те политические деятели, которые, не видя пользы в поднятии культурного уровня людей, усматривают ее в процветании неграмотности... Мы, люди, работающие со словом, ведем постоянный поиск уцелевших. Мы ищем их в хаосе пришедшей в упадок системы. Мы ищем их на руинах общества, которое начало было подниматься из пучины неграмотности, но было ввергнуто в нее вновь». С этими словами перекликается мнение Элдора Проэнса (Гвинея-Бисау): «Африканская культура: унижаемая, притесняемая, подчиненная, уничтожаемая. Рабство практически свело на нет культурные структуры. Что стало с культурой? Метрополии сделали из Африки свой паровоз, паровозную топку, и в адском пламени горело то, что было наследием Африки. Прекратилось наследование культур». К тревогам американского писателя и гвинейского поэта присоединяется и голос Андрея Вознесенского, обеспокоенного оскудением культурной среды, считающего, что «равной опасности подвергается и внешняя, и внутренняя духовная среда: в крахе любой из них погибнет и другая»[2].

Антагонистичность системы «человек – природа» сложилась как закономерный результат развития исторически определенного способа производства и надстроенной на нем общественной структуры.

На современном этапе под воздействием неразумной человеческой активности природа вновь превращается в «чуждую» и «всемогущую» силу, которая грозит уничтожением собственно биологического основания жизни людей. Резко ухудшается экологическая обстановка, биосфера постепенно теряет свою жизнепригодность для человеческого рода. Воздействия внешнего мира передаются и аккумулируются в наследственности человека по принципу эволюционной эстафеты. По данным ряда российских и зарубежных исследований, «карательное правосудие» природы за нарушение ее законов на 15–30 % сказывается на здоровье населения. Усиление этой тенденции может привести к необратимым последствиям в человеческой популяции – к ее вымиранию. Экологическая напряженность усугубляется крупными сбоями в функционировании технологических систем. Так, при авариях в Бхопале, на Чернобыльской АЭС одним из самых сильных впечатлений для пострадавших оказалась потеря природой ее привычности: такая родная, ласковая природа становилась невозможной для жизни и несла в себе смертельную опасность.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 510 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...