Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Эволюция биосферы, переход к ноосфере



Идея единства биосферы и человека является центральной в научном наследии В.И. Вернадского. Биосфера находится в состоянии непрерывного движения. В ней рвутся одни и устанавливаются другие трофические связи. Освобождаются и заполняются популяционные ниши, геологические процессы воздействуют на биосферу, но и сама биосфера активно воздействует на геологию планеты. В конечном счете сама эволюция видов превратилась в геологический процесс.

Активная производственная деятельность человека поставила все человеческое сообщество перед тем фактом, что его техническая мощь сравнялась по силе с геологическими факторами. Освоение источников ядерной энергии породило целый ряд проблем, связанных с утилизацией радиоактивных отходов. Индустрия требует для своих нужд огромные количества воды, воздуха, минеральных веществ. На глазах меняется наш мир, меняются его география, геология, климат. Меняются животный и растительный мир. Меняется и сам человек, меняется не в биологическом отношении, а в плане его отношения к природе. В конце концов он понял, что сиюминутные хозяйственные выгоды могут быть чреваты тяжелыми последствиями для целых стран и континентов, могут поставить под сомнение будущее всего человечества. Система отношений человек–природа имеет не только экономическую, но и этическую окраску. Биоэкоэтика – явление исторического плана.

Для первобытного человека, пока природа обеспечивала его своими дарами, она была предметом поклонения и средоточием добрых и злых духов. Первые экологические проблемы появились еще в каменном веке, когда человек добывая пищу, осваивая территории, нарушал сложившееся целыми эпохами биологическое равновесие среды. Поэтому, по-видимому, и произошли опустынивание Сахары, утрата продуктивного потенциала природы древнего Междуречья. В античные времена народы Египта и Греции поддерживали гармоничные отношения с природой, что нашло глубокое отражение в культурных традициях, эпосе, основных направлениях хозяйственной деятельности. Вторая половина XIX и первая XX веков характеризовались агрессивным, потребительским отношением человека к природе, печальные последствия которого известны. Это и угроза глобального потепления, и засоление целых районов из-за неумелых агротехнических мероприятий (осушения, строительство гигантских водохранилищ на Волге), сильные задымления атмосферы в индустриальных районах. Неисчислимый урон нанесен живой природе. Наше время формирует свою экоэтику, в её основе лежит бережное отношение к ресурсам природы, животному и растительному миру. Современное общество породило целый ряд других проблем, которые ждут своего решения. Одна из центральных проблем – проблема дефицита белка на планете (иначе говоря, проблема голода). Как решить эту проблему – это вопрос не только технический, но и этический.

История цивилизации дала множество примеров высокой нравственности, которые могут быть положены в основу и современной биоэкоэтики. Вспомним известные заповеди Гиппократа, ту клятву, что дают студенты-медики, присягая на верность своему долгу. Вспомним и давний принцип медиков: «Не навреди!» Борясь за жизнь человека, медики прибегают к процедуре переливания крови, операциям по пересадке тканей и органов, костного мозга и т.п. В этой сфере комплекс этических и правовых проблем, связанных с изъятием донорского материала.

Неоднозначное отношение в обществе вызывают опыты по клонированию животных и возможному клонированию человека. Урбанизация, индустриализация сельскохозяйственного производства привели к тому, что человек выпал из лона природы, при этом произошел пересмотр этических и нравственных норм и принципов. Природа стала объектом насилия. На Земном шаре исчезли целые виды растений и животных.

Следует отметить, что устоявшихся моральных и правовых нормативов в оценке негативных проявлений в поведении человека до сих пор нет. Ведь можно просто полюбоваться цветком в его естественном окружении и уйти, унеся с собой впечатление о встрече с прекрасным. Однако принимается простое решение - сорвать, подержать в руках, выбросить. Человек перестал чувствовать ранимость природы, перестал воспринимать чужую боль и беду.

Печально, но факт, что в природе человека не всегда реализуется закон всеобщего прогресса. Стрессы и неврозы стали нормой жизни. Деловому человеку не до красот природы. Задача современной биоэкоэтики – вернуть человека в лоно природы, ибо только тогда он может глубоко осознать ценность жизни, понять смысл и цель своего собственного существования.

База современной биоэкоэтики - духовное богатство культуры. Именно оно является связующим звеном человека и природы, отдельного человека и предшествующих поколений. Вспомним, насколько тяжелым для основной массы российского народа был ХХ в., который сначала «закружил» Россию в вихре первой мировой войны, затем в водовороте двух революций и гражданской войны. Белый и красный террор, раскулачивания и ГУЛАГ, а затем вторая мировая война. К этому добавим ломку традиционно сложившихся стереотипов жизни, связанных с религией, городской и сельской культурой. Кризис, разразившийся в стране, – не крах. Крах – это гибель, кризис в любой системе – это режим обострения, это точка бифуркации. Общество, функционируя по законам открытой нелинейной диссипативной системы, находится в том состоянии, когда активизировались потоки капитала, внешние связи. При этом на фоне возрастающей хаотичности и беспорядочности в соответствии с принципами синергетики возникают структуры, проявляющие относительную устойчивость.

Состояние кризиса всегда является началом прогрессивного развития. Анализируя тяжелую обстановку в России периода гражданской войны, известный историк Мельгунов приводит следующие слова Эдгара Кинэ: «Народы подвинутся только тогда, когда осознают всю глубину своего падения». И как бы подтверждая эти слова, К. Яспер замечает, что человечество, стоя на краю бездны, может, сконцентрировав силы, породить свободного и независимого индивидуума, который обретет значимость подлинного бытия.

Современное общество, терзаемое кризисами, террором, локальными войнами, голодом, рецидивами работорговли, тем не менее имеет перспективы поступательного развития. Осознавая весь трагизм и сложность современного бытия великий наш соотечественник Вернадский указывает в качестве единственного пути эволюции биосферы (и человеческого общества как её части) к качественно новому уровню – ноосфере.

Ноосфера – термин, предложенный впервые французскими философами Леразя и де Шарденом, в буквальном смысле означает «сфера разума». Наша планета и окружающее её пространство несут на себе печать разумной целенаправленной деятельности человека. Мощь человеческого сообщества стала сопоставимой с геологическими факторами, способными коренным образом изменить лик Земли. В военных арсеналах накоплен такой чудовищный разрушительный потенциал, который способен перечеркнуть будущее человечества.

Угроза катастрофы ставит перед человечеством как актуальнейшую проблему о нравственных, духовных ценностях человеческой жизни, соединенных с представлениями о радости и счастье для всех членов сообщества. И хотя при современном состоянии общества эта мысль кажется утопичной, она имеет определенные исторические и материальные предпосылки.

По мысли Вернадского, ноосфера, основой которой является человеческое сообщество, предполагает заселение человеком всей планеты с расширением границ биосферы и выходом в космическое пространство, коренное изменение средств коммуникации между странами и народами, равенство людей всех рас и религий, свободу научной мысли, продуманную систему народного образования, высокий уровень благосостояния, разумное преобразование первичной природы Земли, исключение войн.

И Вернадский, и современные философы видят путь в ноосферу на основе отказа от эгоцентрической нравственной модели поведения, характерной для индивидуума вообще. Речь идет фактически о нравственной революции. Она предполагает своим результатом безграничную интегрированность личности с обществом, преодоление трагизма одиночества (я – с одной стороны, общество - другой). Но при этом, человек остается человеком, которому захочется быть самим собой, побыть наедине. Безусловно, определенные шаги к этому сделаны. Человек вступил в информационную стадию развития. ХХ век вывел на высокий технический уровень такие средства телекоммуникации, как телеграф, телефон, радио, телевидение. Неоценимую роль играет в наше время информационная сеть Internet. Это мировое сообщество около 100 тыс. компьютерных сетей, взаимосвязанных между собой. Политические, научные, культурные контакты и обмены между странами стали обыденной и необходимой практикой жизни.

Обычно в качестве аргумента геологической мощи человека приводят данные по объемам горных выработок, добыче каменного угля, нефти, газа, руд и других полезных ископаемых. Эти цифры впечатляют, но следует иметь также ввиду, что человечество основывает дальнейший научно-технический прогресс на энергосберегающих и ресурсосберегающих технологиях.

Дальнейшее развитие народного хозяйства и повышение благосостояния всех народов предполагает доступ к новым источникам энергии.

Во всех развитых странах мира активно ведутся поиски путей освоения энергии термоядерного синтеза.

Безусловным свидетельством объединения являются космические программы, которые переросли рамки национальных. Космонавтика, научное, народнохозяйственное значение которой огромно, стала важной отраслью, ведущей человека в будущее. Сегодня несут свою службу спутники связи, метеоспутники. С их помощью ведется геологоразведка, выполняются комплексные работы по экологии, сельскому и рыбному хозяйствам. Есть специальные спутники: геодезические; спутниковые системы, обеспечивающие несение службы оказания помощи терпящим бедствие. В России накоплен большой опыт работы на космической станции «Мир», которая явилась прообразом космического города К.Э. Циолковского. Большие надежды связывает человечество с международной космической станцией «Альфа». Межпланетные 1 космические станции передают на Землю информацию о солнечной системе. Научное сотрудничество сейчас не признает границ и идеологических барьеров.

Необходимое условие будущего человечества равенство людей всех рас и религий. К сожалению, положение в этом вопросе является не столь благополучным, как строились прогнозы. Конечно, решительные шаги в этом направлении сделаны. Рухнули колониальные империи, не выдержали испытания на прочность режимы апартеида. Огромное историческое значение играет принятие ООН «Декларации прав человека». К сожалению, в мире есть силы, разрушающие конструктивное сотрудничество народов. Имеют место религиозные, межэтнические столкновения, проявление национальной нетерпимости, профашистской идеологии. Ослепительная роскошь соседствует с ужасающей нищетой. В мире почти миллиард человек систематически голодают. Равенство перед законом только на бумаге. Болезни и высокая детская смертность. Нет должной защиты материнства и детства. Безнравственное отношение к старикам. Путь к высокому человеческому единению, путь в ноосферу может и должен лежать через культуру, через продуманную систему народного образования. Социальные и технократические тенденции ХХ в. привели к определенной переоценке традиций и культурного наследия прошлого, оттесняющей его высокий духовный потенциал. Вместо культуры – эрзацкультура. Как можно представить себе человека, который не слышал и не знает А. Пушкина, Л. Толстого, М. Лермонтова? Оказывается, что для западного обывателя это обычно, также как обычно и то, что он не знает своих национальных деятелей культуры. Идеалом молодежного общения становится тусовка под оглушающий грохот «музыки». Позорнейший факт: в Литве люди, считающие себя интеллигентами, сносят памятник Пушкину. Между тем вне культуры нет будущего. Культура по духу своему интернациональна. Образование любого человека в любой стране должно начинаться с гуманитарной культуры. Необходимо прикоснуться к истокам античной культуры: Древний Египет, Восток, Греция. Духовные ценности вечны, даже если они погибли в пламени пожарищ. В памяти народов останется Гомер, Фукидид, Эсхил, Омар Хайям.

Культура тяготеет к ценностям непреходящим, возвышенным, поднимающим человека до уровня полубога. Только тогда, когда людей будут разделять лишь расстояния, когда Шиллера признают великим в России, а Пушкина в Германии, мы построим культуру будущего, в лоне которой найдет себе место каждый. Путь в будущее – это путь через нравственную революцию человечества.

Вернадский писал: «Биосфера неизбежно перейдет так или иначе, рано или поздно, в ноосферу, то есть в жизни народов, ее населяющих, произойдут события, нужные для этого, а не этому процессу противоречащие».





Дата публикования: 2015-01-23; Прочитано: 536 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...