Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Проблема поколений



(по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)

Цели: I.Образовательные:

1. Продолжить изучение и анализ романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».

2. Совершенствовать умение учащихся составлять сравнительную характеристику персонажей художественного произведения.

3. Развивать умение школьников определять нравственные и идейные позиции героев произведения, выяснять их отношение к тому или иному явлению действительности.

4. Совершенствовать навыки анализа текста эпического произведения.

5. Развивать умение школьников видеть авторскую позицию в художественном тексте.

II. Развивающие:

1. Развивать мышление учащихся (логичность, абстрактность, гибкость и т.д.)

2. Способствовать развитию воссоздающего воображения учащихся, умения создавать образы главных героев и явлений по данному описанию.

3. Развивать устную и письменную речь учащихся.

III. Воспитательные:

1. Способствовать формированию нравственных качеств (искренности в общении с людьми, уважения к старшим и т.д.)

2. Развивать интерес учащихся к чтению романа.

Ход урока:

1. Вступление. Слово учителя.

- Конфликт поколений… Эта проблема актуальна во все времена, во всех странах и для всех народов. Многие писатели обращались к этой теме в своем творчестве. Семьи Ромео и Джульетты, Чацкий и Фамусов, Катерина и «темное царство». «Да, были люди в наше время – могучее, лихое племя, богатыри – не вы!» - восклицал герой Лермонтова.

Поколение – это общность людей, живущих в определенный исторический отрезок времени. Различные политические, экономические, бытовые условия накладывают свой отпечаток на жизнь людей. Смена поколений – процесс всегда непростой. «Дети» принимают от «отцов» весь духовный опыт человечества. Разумеется, они не должны рабски копировать «отцов» - необходимо творческое переосмысление их жизненного кредо – но переосмысление на основе уважения к принципам предков. В эпоху социальных потрясений такая переоценка ценностей новым поколением происходит гораздо более жестко. Значит, эта проблема вечна и неизбежна? И новое поколение вырубит «вишневый сад» прежних хозяев?

- Приведите, пожалуйста, примеры противоречий поколений из своего жизненного опыта. (Дискуссия учащихся).

1. Сообщение темы и целей урока.

Слово учителя.

- Мы продолжаем изучение романа Тургенева «Отцы и дети». На сегодняшней консультации по литературе мы попытаемся с вами ответить на интересующие вас вопросы:

· В чем же смысл заглавия романа?

· Как и почему идет спор между представителями разных поколений, между аристократами и демократами, между либералами и революционерами-разночинцами?

Чтобы ответить на эти вопросы, мы должны определить идейно-нравственные позиции героев романа Тургенева Базарова и Кирсановых и уметь подбирать из текста примеры.

(Запись на доске. Знать: идейно-нравственные позиции героев романа Тургенева Базарова и Кирсановых.

Уметь: подбирать примеры из текста.)

- Итак, в чем смысл заглавия романа? «Отцы и дети»… Что мы слышим в этих словах? (Противопоставление)

- Обратимся к словарю лингвистических терминов. Антитеза - противопоставление понятий, мыслей, образов. (Записать в словарик).

- Значит, в самом названии романа заложено противопоставление? Кого с кем? (Либеральной аристократии и нигилистов)

- Обратимся к исторической справке. Нигилизм. Либералы. (Сообщенияуч-ся).

- Кого из действующих лиц романа можно отнести к лагерю «отцов» и к лагерю «детей»?

1. Актуализация знаний.

- Назовите героев, с которыми мы познакомились в начале романа.

- Каково происхождение и социальная принадлежность героев?

- Рассмотрим иллюстрации художника К.Рудакова. Что можно сказать на основании происхождения и портретного несходства героев? Вывод: Базаров и П.П.Кирсанов – люди столь разные по своему социальному и психологическому облику, что при всей их сдержанности между ними должен произойти конфликт.

- На дом классу было задано составить сравнительную характеристику образов Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова. Ученикам была предложена следующая таблица:

  Базаров П.П. Кирсанов
1. Происхождение, социальная принадлежность    
2. Портрет    
3. Речь    
4. Философские, общественно-политические взгляды, нравственная позиция    
5. Отношение к любви    
6. Образ жизни, интересы    
7. Отношение друг к другу    

- Что выделил автор в портрете Базарова? (Ответ записывается в таблицу)

- Какие черты характера Павла Петровича вы могли бы назвать, прочитав его портретное описание?

(Демократизм Б.: длинные волосы, балахон, красные руки и утонченная изысканная внешность П.П. Пристрастие к иностранному в одежде, руки с длинными розовыми ногтями.)

IV. Беседа с классом, анализ произведения.

- В X главе происходит открытый идеологический конфликт между героями. Что движет участниками спора?

- Выделите основные вопросы спора.

1 линия – об аристократии и её принципах. Какова позиция героев по этому вопросу?

2 линия – о принципах нигилистов. Что они отвергают?

3 линия спора – о русском народе. Каким представляют себе характер русского народа Павел Петрович и Базаров? Зачитайте и прокомментируйте.

- Кого же крестьяне скорее признают? Докажите текстом. (Начало V и Xглавы).

4 линия спора – взгляды на искусство и природу.

- Прав ли Базаров в своем отрицании искусства? Почему у него такие взгляды?

- Чувствует ли Базаров красоту природы? Из чего он исходит в своем отношении к ней?

- С какими афоризмами Базарова можно согласиться, с какими нельзя, почему? Обоснуйте свое мнение.

1) «Природа – не храм, а мастерская, и человек в ней работник»

2) «Рафаэль гроша ломаного не стоит».

3) «Порядочный химик в двадцать раз полезнее поэта».

4) «Всякий человек сам себя воспитать должен… А что качается времени – отчего я от него зависеть буду? Пускай же лучше оно зависит от меня».

5) «Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным… В теперешнее время полезнее отрицание – мы отрицаем».

6) «Исправьте общество, и болезней не будет».

- Сопоставьте речь Базарова (простота, близость к народной речи, употребляет поговорки, афоризмы) и Павла Петровича(употребляет иностранные слова, искажает русские слова на иностранный манер).

IV. Подведение итогов урока.

- Есть ли победители в этом споре? Хотели ли герои найти истину или просто выясняли отношения?

Слово учителя:

- Тургенев считал (как и создатели античных трагедий), что подлинно трагический конфликт возникает тогда, когда обе враждующие стороны в известной степени правы… Подтверждает ли текст романа это предположение? (Да, подтверждает. И те и другие герои оказываются правыми в одних вопросах и имеют ложные представления о других. Мы не можем согласиться со взглядами Базарова на искусство и любовь, с его материалистическим подходом к природе. «Отцы» же в романе придерживаются иных взглядов. Их позиция нам ближе.

Но как можно принять образ жизни, примитивность интересов братьев Кирсановых? В этом Евгений Базаров выступает как полная противоположность им.)

- Как вы считаете, на чьей стороне автор?

- Сам И.С. Тургенев относил себя, естественно, к поколению «отцов». Рисуя своего героя, он хотел показать как положительные, так и отрицательные качества людей нового времени. Он восхищался их стремлением к прогрессу, реалистичностью их взглядов на действительность и т.п. Но писатель не пытается перечеркнуть жизнь и деятельность поколения «отцов». Рисуя лучших представителей этого лагеря, Тургенев пытается донести до читателя мысль о важной роли «стариков» в прошлом и настоящем России. Писатель на собственном примере понимает сложность принятия взглядов, убеждений нового времени. Да, необходимо изменить жизнь, дать развитие естественным наукам, прекратить отрицать явные стороны действительности, но, в тоже время, нельзя отрицать весь накопленный человечеством опыт, искусство, религию, духовную сторону жизни общества. Он пытается донести до читателя мысль о нахождении некого компромисса между поколениями.

Охарактеризуйте литературную критику как особый вид творческой деятельности, определите место статьи Д.И.Писарева «Базаров» в литературно-критической полемике 50-60-х годов XIX века, обозначьте основные принципы анализа и оценки художественного произведения, свойственные «реальной» критике.

Литерату́рная кри́тика — особый вид творческой деятельности, область литературного творчества на грани искусства (художественной литературы) и науки о литературе (литературоведения).

Занимается истолкованием и оценкой произведений литературы с точки зрения современности (в том числе насущных проблем общественной и духовной жизни); выявляет и утверждает творческие принципы литературных направлений; оказывает активное влияние на литературный процесс, а также непосредственно на формирование общественного сознания; опирается на теорию литературы и историю литературы, философию, эстетику. Часто носит публицистический, политико-злободневный характер, сплетается с журналистикой. Тесно связана со смежными науками — историей, политологией, языкознанием, текстологией, библиографией.

Главным героем нового романа Тургенев сделал студента Базарова, дворянина по происхождению и революционного демократа по убеждению, молодого человека с общественными взглядами, противоположными тургеневским. Несмотря на последнее обстоятельство, писатель «честно и не только без предубеждения, но даже с сочувствием отнёсся» (И.С.Тургенев «По поводу "Отцов и детей"») к Базарову. Иными словами, автор сам понимал, что создал сложный, противоречивый образ главного героя: «Положа руку на сердце, я не чувствую себя виноватым перед Базаровым и не мог придать ему ненужной сладости. Если его не полюбят, как он есть, со всем его безобразием — значит я виноват и не сумел сладить с избранным мною типом. Штука была бы не важная представить его идеалом; а сделать его волком и всё-таки оправдать его — это было трудно...» (письмо к А.И.Герцену от 1862). Понятно, такой Базаров мало кому мог понравиться, поэтому разные критики взялись с разных идеологических позиций разбирать-разбивать образ тургеневского героя.

Представители лагеря консерваторов, выступая против «материализма и всяческого нигилизма», полагали, будто Тургенев выставил Базарова на осмеяние и порицание (В.И.Аскоченский), будто автор видел в Базарове и молодом поколении вообще только «дикую монгольскую силу» («Отцы и дети», X), то есть «что-то посторонее, нимало (...) не дорогое» (Н.Н.Стахов) и даже враждебное русской жизни. Так Тургенев был представлен ненавистником молодого поколения России. Однако особенно интересные статьи принадлежали критикам либеральной и революционно-демократической ориентации.

Н.М.Катков, главный редактор либерального журнала «Русский вестник» (в нём после разрыва с «Современником» Тургенев напечатал роман «Отцы и дети»), в статье «Роман Тургенева и его критики» яростно обрушился на нигилистов. Критик в базаровской «науке с её лягушками и микроскопами» увидел только «обман чувств», а в базаровском отрицании — сомнительную мудрость, которая вся «состоит из ряда нулей и минусов». За новым поколением, за базаровским типом не стоят, считал Катков, такие силы русского общества, которые могли бы внести в жизнь новое содержание. Толчком к выступлению Каткова послужили петербургские пожары, устроенные якобы (прямых доказательств не было) нигилистами-революционерами через два месяца после выхода в свет романа «Отцы и дети». По мнению Каткова, Тургенев, явно симпатизирующий Базарову, был причастен к этим пожарам. Так невольно Тургенев в компании с нигилистами-поджигателями оказался ненавистником России.

Самую беспощадную критику писатель выдержал от своих бывших товарищей из революционно-демократического журнала «Современник», где была помещена статья М.А.Антоновича «Асмодей нашего времени» (1862). Антонович выполнял редакционное задание — «разгромить» роман Тургенева, который сотрудники журнала считали «открытым заявлением ненависти Тургенева к Добролюбову» (Н.Г.Чернышевский «Воспоминания»). Критик «Современника» ядовито назвал Базарова «Асмодеем нашего времени», что совершенно несправедливо по отношению к тургеневскому герою. Асмодей — это блудный бес из ветхозаветных преданий. Один из его «подвигов» — изводить ревностью приглянувшуюся ему девицу, убивая одного за другим её женихов. По мнению Антоновича, Базаров похож на Асмодея уже потому, что перед смертью говорит Одинцовой: «Ох, как близко, и какая молодая, свежая, чистая...» (XXVII), то есть испытывает к ней неприличную страсть в такую неподходящую минуту. Кроме того, «Асмодей нашего времени» (1858) — название скандального романа В.И.Аскоченского, главный герой которого — Пустовцев, молодой развратитель невинности и беспощадный насмешник над всеми человеческими чувствами. По мнению Антоновича, «Пустовцев — родной брат и двойник Базарова по характеру, по убеждениям, по безнравственности, даже по небрежности в приёмах и туалете».

Одновременно и независимо от «Современника» другой революционно-демократический журнал, «Русское слово», напечатал свой разбор «Отцов и детей» — статью Д.И.Писарева «Базаров» (1862). У Писарева было своё редакционное задание — ответить Каткову и показать, в чём состоит общественная сила молодого поколения. Положительно отозвавшись о романе, Писарев волей-неволей вступил в спор с «Современником». Иными словами, Антонович и Писарев совершенно разошлись в оценке тургеневского романа по самым главным вопросам: по толкованию образа Базарова, по определению авторских симпатий, по характеристике художественных достоинств произведения, по формулировке главной идеи. По всем названным пунктам Писарев защитил Тургенева от несправедливых нападок «Современника».

В 1862 году публикует статью "Базаров", которая обострила споры вокруг так называемого "нигилизма" и "нигилистов". Критик открыто симпатизирует Базарову, его сильному, честному и суровому характеру. Он считал, что Тургенев понял этот новый для России человеческий тип "так верно, как не поймет ни один из наших молодых реалистов". В этом же году, возмущенный репрессиями против "нигилистов" и закрытием ряда демократических просветительских учреждений, Писарев пишет памфлет (по поводу брошюры Шедо-Ферроти, написанной по заказу правительства и обращенной против Герцена), содержащий призыв к свержению правительства и физической ликвидации царствующего дома. 2 июля 1862 был арестован и заключен в одиночную камеру Петропавловской крепости, где провел четыре года.

В критике литература пытается осмыслить себя самое, понять законы своего существования и развития, свою внутреннюю жизнь. Это самопознание осуществляется в критике с позиции ключевых историко-литературных категорий: народности и национальности, историзма и гражданственности, метода и стиля художника. Иначе говоря, в литературной критике как бы заложена методология анализа художественного текста.

В литературной критике присутствует и методика его рассмотрения, ибо критик видит произведение как целое и в то же время учитывает отдельные его элементы: сюжет, композицию, образную систему, язык и т.д. Для критика всегда важна главная мысль, пафос произведения, который он пытается объяснить читателю. "Герой нашего времени" – вот главная мысль лермонтовского романа," – приходит к выводу Белинский, но приходит в результате внимательного рассмотрения всего художественного целого. В этом плане критическая статья является образцом системного подхода к произведению, когда смысл целого становится понятен только при учете всех его составляющих. "Цель этого изложения, – замечает Белинский в той же статье, – не состоит в том, чтобы показать лучшие места: как бы ни было хорошо место сочинения, оно хорошо по отношению к целому, следовательно, изложение содержания должно иметь целью проследить идею целого создания, чтобы показать, как верно она осуществлена поэтом" [4]. Подобные принципы анализа литературных явлений, несомненно, сближают критику с историей литературы, требуют от критика профессионализма, высокой филологической культуры.

Критическая статья, как правило, рассматривает не только литературное произведение, творчество писателя, но и ту культурно-историческую, общественную ситуацию, с которой оно связано. Это качество литературной критики называется публицистичностью. В большей мере оно свойственно критикам, которые прежде всего ценят в литературе ее общественный и гражданский пафос, социальное содержание.

Критик может быть озабочен решением не только общественно-политических, но и нравственных вопросов, воспитанием эстетического вкуса читателя и пр. Такая обращенность критика к читателю находит и структурное отражение в критической статье – ее диалогическом характере. Если в художественном произведении автор внешне может отключаться от видимого разговора с читателем, то критик всегда имеет в виду более или менее конкретную аудиторию. Эта особенность критики иногда определяет саму композицию статьи, ее организацию в форме диалога. При этом важно, чтобы участники диалога, пусть даже они занимают совершенно противоположные позиции, были достойными оппонентами, иначе диалога в полном смысле этого слова быть не может.

Наиболее распространенными критическими жанрами, которые отмечают разные исследователи, являются следующие: литературный портрет статья-трактат, проблемная статья, литературный обзор, рецензия, литературное письмо, критический диалог, пародия, памфлет, литературная параллель. Чаще всего в одной критической статье присутствуют признаки разных жанров при доминировании одного ведущего.

Не менее важным при анализе конкретной критической работы является определение метода критики. В решении этого вопроса возможен разный подход, разные точки отсчета. Совершенно справедливой является мысль Б.Ф. Егорова о том, что методы критики испытывают на себе влияние методов художественной литературы, оказываются им близки по принципам оценки, только уже не явлений действительности, а самой литературы. В таком случае можно говорить о критике классицистической, сентименталистской, романтической и реалистической. Другой подход к определению метода критики может быть связан с определением ведущего принципа критического анализа. В качестве рабочих определений можно предложить следующие: публицистическая,филологическая и философская критика. Публицистическая критика в оценке литературных явлений идет от жизни, выясняя, в первую очередь, их общественное звучание. Творчество писателя становится при этом поводом для исследования действительности. Такова декабристская критика, критика Белинского 1840-х годов, революционно-демократическая критика шестидесятников, народническая, марксистская критика. Филологическая критика считает своей задачей прежде всего художественную и историко-литературную интерпретацию произведения, творчества писателя и в системе "литература – действительность" как исходную категорию рассматривает литературу. К этому типу критики тяготеет критика XVIII века, Н. Карамзин, Н. Полевой, В. Белинский романтического и примирительного периодов, эстетическая критика. Философская критика рассматривает каждое литературное явление в свете общефилософских и общеэстетических проблем. Это критика Н. Надеждина, опять-таки В. Белинского, В. Майкова, Ап. Григорьева, Н. Страхова, символистская критика. Конечно, предлагая подобную типологию (как и любую другую), необходимо учитывать относительность границ между этими типами критики.

Разработайте фрагмент вступительного урока по повести В.Астафьева "Пастух и пастушка" на основе использования психологических механизмов и педагогических закономерностей усвоения знаний учащимися. Обозначьте основные тенденции в осмыслении темы войны в русской литературе ХХ века; охарактеризуйте традиционность и новаторство В.Астафьева в изображении войны; определите основную мысль предложенного отрывка и объясните его значение в развитии героя и раскрытии идеи произведения.

Ход урока

«Как это было! Как совпало - война, беда, мечта и юность!..»
(Урок внеклассного чтения по повести В.П.Астафьева
«Пастух и пастушка»)
Цель: 1) проанализировать повесть В.П.Астафьева «Пастух и пастушка»,
пробудить интерес к произведению, вызвать у детей размышления
о прочитанном, эмоциональный отклик, неприятие войны и
кровопролития;
2) совершенствовать навыки ведения аналитической беседы,
умение анализировать текст, развивать речевые навыки;

3. воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной
войны, способность сопереживать, сочувствовать.

^ Оборудование урока: записи песен военных лет, портрет писателя
В.П.Астафьева, выставка книг о войне и портреты писателей-
фронтовиков, авторов этих книг, стенд «Ах, война, что ж ты,
подлая, сделала: вместо свадеб - разлука и дым»; иллюстрации,
рисунки учащихся к повести «Пастух и пастушка».
^ Технические средства: магнитофон, аудиозаписи, компьютер, проектор.
Урок сконструирован с применением компьютерных технологий. Кадры
военной хроники с помощью проектора выведены на экран и вызывают
эмоциональный настрой учащихся.
^ Продолжительность урока: 45 минут
Методические приёмы: аналитическая беседа, сообщения учеников,
показ кадров военной хроники, анализ эпизодов, прослушивание песен
о войне, чтение стихотворений, словарная работа.
^ Звучит мелодия из кинофильма «Офицеры»
Вступление.
Учитель:
С каждым годом все дальше и дальше уходят от нас героические события Великой Отечественной войны. Молодое поколение знает войну только по рассказам бабушек и дедушек, из учебников истории, из книг. В наше смутное время в повседневной жизни мы очень редко вспоминаем ветеранов, разве что 9 Мая. А их остается все меньше и меньше. Эти люди пережили очень трудные испытания на зрелость на фронтовых дорогах Великой Отечественной войны. И мы не вправе забывать об этом.

А какой ущерб нанесла война народам Европы!? Она поглотила 26 млн. человеческих жизней, разрушив пол-России. В войне погибло целое поколения рождения 1924-1926гг. из четырех человек этого поколения в живых остался один, в Белоруссии и того меньше. Как далеко ушла бы Европа, не будь войны, и какой стала бы Россия!... Но самое страшное то, что война делает человека другим, калечит его душу, опустошает, истрачивает.

На рубеже 50-х - 60-х годов в военную литературу входит целый ряд писателей - новая волна военной прозы (1920-1925гг. рождения ): Б.Васильев, К.Воробьев. В.Быков, В.Кондратьев, Ю.Бондарев, В.Астафьев. Они первыми попали под военный призыв, были живыми свидетелями яростных боев, многие погибли, осталось в живых лишь 3% этого призыва. Оставшиеся в живых считали своим долгом рассказать о войне, о своих погибших друзьях. У них нет больших панорамных произведений. Чаще всего это рассказ или повесть. Главное для них - человек на войне. Война изображается как катастрофа, трагедия. Эти писатели не стремятся показать единичный подвиг за родину одного героя, они показывают рядового солдата, его способность выстоять в буднях войны. Произведения драматичные, с острыми внутренними конфликтами, психологические.

Сегодня на уроке речь пойдет о повести В.П.Астафьева «Пастух и пастушка». В этом произведении автор не только проклинает бесчеловечность фашизма, но и утверждает, что даже страшные испытания войной не исказило, не порушило в русских людях человеческого, не смогло задушить любовь.


^ Краткая справка о писателе.
В.П.Астафьев родился в Сибири, в селе Овсянка Красноярского края в 1924 году. Семь лет ему было, когда погибла, утонув в Енисее, его мать. И началось беспросветное его сиротство. Воспитывался в семье бабушки и дедушки, затем в детском доме в Игарке, часто беспризорничал. После шестого класса средней школы поступил в железнодорожную школу ФЗО, после окончания которой в 1942 году работал некоторое время составителем поездов в пригороде Красноярска.
Осенью 1942 года ушел на фронт, оказался в самом пекле войны. Участвовал в боях на Курской дуге, освобождал от фашистских захватчиков Украину, Польшу. Воинское звание - рядовой. И так до самой победы: шофер, артразведчик, связист. Его дважды ранило, контузило. Словом, на войне как на войне. «О войне писать трудно …, - говорил Виктор Петрович,. - до сих пор не умолкает во мне война, сотрясая усталую душу. Счастлив тот, кто не знает ее, и я хотел бы пожелать всем добрым людям: не знать ее никогда». Память о войне диктовала писателю строки «Пастуха и пастушки».
Это одна из самых заветных книг писателя. Неспроста он переписывал ее тринадцать раз, начал работать над ней с 1967. Появилась впервые в журнале «Наш современник» в 1971 году.. Главная ее мысль - проклятие войне и тем, кто ее затевает.
В своем неприятии войны Виктор Петрович Астафьев следует за великим Львом Николаевичем Толстым, который считает: «одно из двух: или война есть сумасшествие, или, ежели люди делают это сумасшествие, то они не совсем разумные создания, как у нас почему-то принято думать».
Это была первая повесть победителя, где главное - это несовместимость войны и жизни, это невозможность уцелеть на войне, даже возвратившись с нее без единой царапины. Виктор Петрович показал в повести, какое разрушительное воздействие на человека оказывает война, как она рождает привычку к смерти, готовность убивать.
Так что эта повесть писалась не для тех, кто прошел войну, а для тех, кто живет сейчас, и кто будет жить после нас. Страстный призыв автор вложил в уста скромного героя своей повести Корнея Аркадьевича Ланцова: «Неужели это кровопролитие ничему не научит людей? Эта война долна быть последней! Послед-ней! Или люди не достойны называться людьми! Не достойны жить на земле!...».


III ^ Беседа по повести «Пастух и пастушка».
-Расскажите краткое содержание повести. (Рассказ ученика).
Утонченная психологическая повесть «Пастух и пастушка» - повесть-притча, романтическая в своей основе, призывает к осмыслению жизни. Современная пастораль - так определил писатель жанр своей повести.

(Словарная работа)
Обратимся к словарю литературоведческих терминов - ПАСТОРАЛЬ (от лат. pastoralis) - пастушеский жанр античной, так называемой пастушеской поэзии, изображающей деревенскую жизнь пастухов (прославление красоты природы и прелести мирной сельской жизни), в середине 20-го века исчезнувшей в русской литературе.
В пасторалях пейзаж всегда мирный, жизнь безмятежна. Бурная событиями эпоха не является содержанием пасторали.
В основе же «современной пасторали» Астафьева - один из катаклизмов 20-го века - Великая Отечественная война. В повести соотнесены и противопоставлены два несовместимых явления: любовь, то есть созидание, жизнь, и война - разрушение, смерть.

- ^ Почему повесть называется «Пастух и пастушка»?

Ответ: Первая часть повести заканчивается описанием гибели старика и старухи, которые до войны пасли колхозный табун.

Мирная деревенская жизнь уничтожена войной, убиты пастух и пастушка, но … «они лежали, прикрывая друг друга, обнявшись преданно в смертный час». Хведор Фомич пробовал разнять руки пастуха и пастушки, да не смог и сказал, что так тому и быть, так даже лучше - вместе навеки вечные - в этих строках доказательство той великой силы любви, которая неподвластна войне, несущей смерть.

Пастух и пастушка - символ повести. И в своих воспоминаниях о детстве Борис не случайно обращается к этим образам : «музыка была сиреневая, и танцевали двое - он и она, пастух и пастушка. Лужайка зеленая. Овечки белые. Пастух и пастушка…любили друг друга, не стыдились любви и не боялись за нее. В доверчивости они были беззащитны. Не доступны злу - казалось мне прежде…».

Любовь Бориса и Люси оказалась беззащитной перед злом войны.
^ Какой видит писатель войну? Как изображает ее? Что она для него?
- Война беспрестанный изнуряющий труд. Труд физический и главное - душевный. Наверное, неслучайно первая часть повести начинается с боя, с кромешного ада…
Виктор Астафьев взял один из драматических эпизодов войны, когда немецкая группировка войск, почти задушенная советскими войсками, отказалась принять ультиматум о безоговорочной капитуляции и с отчаянием обреченных бросилась в контратаку в надежде прорваться под покровом беспросветной ночи. Но назад им ходу нет.
«Казалось, вся война была здесь, в этом месте, кипела в растоптанной яме траншеи, исходя удушливым дымом, ревом, визгом осколков, звериным рычанием людей». В этом повседневном напряжении подлинный героизм людей. Как настоящие герои воюют два друга - родственники Карышев и Малышев, рабочий Ланцов, совсем еще мальчик Шкалик, комвзвод Борис Костяев. Самоотверженно выполняет свой долг и девушка санинструктор оказавшаяся во взводе случайно. Не дожидаясь ничьих приказов, вывезла всех раненых с поля боя. Сразу после затишья она ушла в свое подразделение, оглушенная и утомленная боем, ушла одна, без провожатых, она и не должна была думать об этих раненых, но она думала, спешила к ним. Иначе поступить она не могла.
Как живые встают перед нами две яркие человеческие фигуры: командира взвода солдата Бориса Костяева и старшины Мохнакова. Оба не щадят себя, устремляясь каждый раз туда, где возникает самая ожесточенная рукопашная схватка во время ночного боя. Но командир еще чересчур молод, неопытен, его бесстрашие порой переходит в сумасбродство. Это выходец из интеллигентной семьи, в которой его по-своему баловали. И если бы не старшина Мохнаков, не остаться бы ему в живых. Старшина Мохнаков спокоен в своем бесстрашии, он прекрасно видит поле боя. «Он не палил куда попало, не суетился. Он и в снегу, в темноте, видел, где ему надо быть. Он падал в сугроб, зарывался, потом вскакивал и делал короткий бросок, рубил лопатой, стрелял и отбрасывал кого-то с пути».
- Не психуй! Пропадешь! - рычал он Борису. Дивясь его собранности, этому жестокому и верному расчету, Борис и сам стал видеть бой отчетливей и понимать, что взвод его жив и дерется.


Особенно характерен один эпизод.
Командир взвода Борис Костяев нащупал у себя на поясе единственную противотанковую гранату в тот момент, когда вражеский танк нахально утюжил наши окопы. В ярости бросился он за танком, «а ноги, ровно бы вывернутые в суставах, не держали взводного, и он падал, запинался об убитых, раздавленных людей. Он утерял где-то рукавицы, наелся земли, но держал гранату, как рюмку, боясь расплескать ее, и плакал от того, что не может настичь танк и ноги не владеют у него». Он совершает подвиг, но сколько нелепого, ребячьего видится в его жестах, движениях («приподнялся и, ровно в чику играя, кинул»). И рядом с ним спокойный, уверенный, мужественный, бывалый воин - старшина Мохнаков. Всюду, где он появляется, он делает то, что больше всего нужно людям: «увидел девушку-саниструктора без шапки, снял свою и небрежно насунул ей на голову, а потом раздобыл ей меховые офицерские рукавицы; слазил в немецкий танк, отыскал там флягу с водкой, распределил раненым». В каждом его поступке - уверенность, спокойствие, мужество и доброта. Геройски погибает старшина. Он бросился с миной под танк, который пропускать через окопы было нельзя - за десяток он там наработает. Мохнаков, безусловно, героически шел на смерть, чтобы уничтожить этот опаснейший для взвода танк. Но суть дела в том, что Мохнаков заранее приготовился к этому последнему для себя бою. Он обдуманно искал случая, как с наибольшей пользой отдать свою жизнь. Отдать самому, осознанно, так как сердце его от войны выгорело и жить в будущем светло и чисто он уже не мог.

Настоящий подвиг этого человека в том, что он сам разобрался в себе и смерть с пользой для людей предпочел жизни с пустым обескровленным сердцем. Он спешил и справедливо, потому что не знал, во что выльется его ожесточение.

Много в повести сцен боя, в которых раскрывается характер, психология героев: рукопашная схватка в траншее, богатырь-старшина, бросающий через себя тощих немцев, взгляду открывается усеянная техникой снежное поле, стволы пушек, торчащие из снега. Густо, как немытая картошка, насыпанные на снег солдатские головы в касках и шапках…Мир войны жесток и страшен. Каждое мгновение человек подвергается смертельному риску.

- Расскажите сцену захоронения пастуха и пастушки.
(Рассказывает один из учеников).

IV Обратимся к кадрам хроники … (Показываются кадры из фильма «От Кремля до Рейхстага».
V. Что вы можете рассказать о любви героев?
Среди жестокости, крови, смерти, наперекор войне, вспыхивает чудеснейшее из чувств, самое великое - любовь. Любовь нежная и пламенная, преданная и высокая, прекрасная и трагическая. Любовь обрушилась на Бориса. Она проходит через страх, смущение, любопытство, интерес, желание проявить лучшие свои человеческие качества. «Женщина! Так вот что такое женщина….». Как чудо вошла в жизнь и судьбу Бориса Люся. Вошла как самая непостижимая загадка. «Никак она не постигалась, эта женщина или девушка…все в ней вроде бы и близко, а не схватишь, все вроде бы доступно - просто, но и одного взгляда хватало, чтобы убедиться, как пугающе глубоко и далеко что-то скрыто в ней…».

В повести «Пастух и пастушка» обстоятельства встречи героев и возникновения любви чрезвычайные, исключительные. Всего одна ночь, и в описании этой ночи, чистой и страстной, мы слышим гимн любви. Их отношения чисты, целомудренны, нравственны. Кажется, что Борис и Люся в своем неожиданном и прекрасном чувстве были предназначены друг для друга.
- После недавнего боя в Борисе все испепелилось, и только власть женщины вывела его из состояния гнетущего одиночества и пустоты.
Астафьев показывает, как из ада войны и смерти, наперекор им произрастает любовь. Мы рождены друг для друга… Вот появилась на свете душа, которая может чувствовать ее печаль, жалеть ее и слышать все-все, что есть в ее душе…Прижавшись к друг другу, сидели они, соединенные этой душевной тягой».

- Что мы узнаем о прошлом героев, что их объединяло?
Письмо матери и чтение его Борисом в такой, казалось бы неподходящий момент- художественная находка писателя. Сквозь слезы, с затаенной болью, передана в нем вся атмосфера, в которой жил и воспитывался Борис и которая предвещала ему совсем иное будущее.

Расскажите о письме. Письмо никого утешить не могло, более того, оно вызвало обжигающую откровенность Люси: «Зачем война? Смерти? Зачем? - и смятение: страшно-то как жить!» - и авторское негодование: «Нельзя же тысячи лет очищаться страданием и надеяться на чудо!».

Духовной, просветляющей любовью озаряются герои Астафьева. Любовь эта становится единственной на всю жизнь в судьбе Бориса и Люси.

После расставания с Люсей Бориса ранило в правое плечо осколком мины. Ранило не в первый раз и не очень опасно, но ^ Борис не проявляет воли к жизни и умирает. Почему?
На этот вопрос отвечает сам автор:
«Жажда жизни рождает неслыханную стойкость - человек может перебороть неволю, голод, увечье, смерть, поднять тяжесть выше сил своих. Но если ее нет, тогда все - остался от человека мешок с костями».
Смерть героя определили не физические, а духовные, нравственные причины. Любовь - символ жизни. А война, противная человеческой природе, ежечасно и ежеминутно эту жизнь убивает. Борис думает: «Зачем? Для чего? Убивать или быть убитым? Нет, нет, нет!» Жизнестойкость уходит.
Смерть поселилась в Борисе, потому что он устал от войны. В довершение ко всему нечуткость, грубость людей, внушивших ему, что он чье-то место в госпитале попусту занимает. Нести свою душу Борису сделалась еще тяжелее. Невыносимо жить со свинцом в груди… Покорность судьбе и смерти, безысходность, поселяются в нем.
Последние силы оставляют Бориса. Он, потерявший веру в жизнь, перестал сопротивляться.
Умер он в санитарном поезде, похоронили его на безвестном маленьком полустанке, в степи, посреди России.

Повесть начинается и заканчивается рассказом об одинокой женщине, опустившейся на колени перед могилой единственного любимого человека: «Как долго я искала тебя!»
Чувство Люси к Борису живо, живы ее преданность и желание соединиться с любимым: «Совсем скоро мы будем вместе, там уже никто не в силах разлучить нас.

В.П.Астафьев создал остро современное необходимое сегодня произведение. Оно о трудной судьбе поколений, участвовавших в Великой Отечественной войне.
И сегодня, когда в мире льется кровь, Виктор Астафьев, познавший и прошедший через огонь Великой Отечественной войны, страстным словом своей пасторали призывает людей жить в мире. И любить
Домашнее задание: ответить письменно на вопрос: «Такое легкое ранение, а он умер». Как эта фраза связана со всем содержанием повести и ее названием?

Предложите варианты тем сочинений по творчеству Ф.И.Тютчева и разработайте фрагмент урока подготовки к сочинению по одной из этих тем на основе использования психологических механизмов и педагогических закономерностей усвоения знаний учащимися. Охарактеризуйте эстетические и философские воззрения Ф.И.Тютчева, место его творчества в литературном процессе XIX века; назовите основные темы и мотивы поэзии Ф.И.Тютчева; прокомментируйте предложенное стихотворение с точки зрения художественно-философской концепции поэта.

1) «...и поединок роковой...» (тема любви в лирике Ф. И. Тютчева)

2). «Природа - Сфинкс.» (тайны мироздания в лирике Ф. И. Тютчева.)
3) Анализ стихотворения Тютчева «Я встретил вас...»;
4) Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...»

5). Идейно-художественное своеобразие поэзии Ф. И. Тютчева

6). Как я понимаю лирику Ф. И. Тютчева

7). Любовь и природа в творчестве Ф. И. Тютчева

8). Мое любимое стихотворение ф. И. Тютчева

9). Образ родины в лирике Тютчева

10).Рецензия на стихотворение Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза».

11). Сравнительный анализ стихотворений Ф. Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное…» и А. Фета «Море и звезды»

12). Человек и природа в лирике Ф.И. Тютчева.

Материалы для подготовки к сочинению « Любовь и природа в лирике Ф.И. Тютчева».
Подготовительные вопросы к сочинению:

Каковы основные темы лирики Тютчева и Фета?
Почему оба поэта отказывались затрагивать в своем творчестве злободневные вопросы?
Как отразилась жизненная трагедия поэта в любовной лирике?
Каковы основные отличия поэзии Тютчева?
Какую роль сыграла поэзия "чистых лириков" в истории русской литературы?

Ответы
Основными темами творчества Тютчева являются природа, любовь, философские размышления о тайнах бытия – то есть темы вечные, не ограниченные той или иной эпохой.

Расцвет творчества Тютчева приходится на 40-60-е годы XIX века, когда громогласно отвергалось "чистое искусство" во имя практической пользы, когда декларировалась гражданственность поэзии, делалась ставка на преобразование всего общественного строя России, результатом которого должны были стать равенство, свобода и социальная справедливость.

Политическое мировоззрение Тютчева. Поэт видел в революции только стихию разрушения, спасение от кризиса, охватившего Россию, следовало, по мысли Тютчева, искать в единении славян под эгидой русского "всеславянского" царя. Такая "христианская империя", по его убеждению, сможет противостоять революционному и "антихристианскому" Западу. Однако реальные исторические события не отвечали идеалистическим устремлениям поэта. Россия проиграла Крымскую войну, а реформа 1861 года вскрыла острые социальные конфликты. "Судьба России, – писал Тютчев, – уподобляется кораблю, севшему на мель, который никакими усилиями экипажа не может быть сдвинут с места, и лишь одна приливающая волна народной жизни в состоянии поднять его и пустить в ход".

Многие современники Тютчева, придерживаясь других политических взглядов, отдавали должное таланту поэта-лирика. Тургенев писал: "О Тютчеве не спорят: кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии".
Любовная лирика великого поэта пронизана мощным драматическим, трагедийным звучанием, что связано с обстоятельствами личной жизни. Он пережил смерть любимой женщины, оставившую в душе незаживающую рану.

"Денисьевский цикл" Ф. И. Тютчева посвящен любви, пережитой поэтом "на склоне лет" к Елене Александровне Денисьевой. Этот удивительный лирический роман длился 14 лет, закончившись смертью Денисьевой от чахотки в 1864 году. Но в глазах общества это были "беззаконные", постыдные отношения. Поэтому и после смерти любимой женщины Тютчев продолжал винить себя в ее страданиях, в том, что не сумел оградить ее от "суда людского". Стихотворения о последней любви поэта по глубине психологического раскрытия темы не имеют себе равных в русской литературе:

О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней...
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, любви вечерней!

Огромная сила воздействия на читателя этих строк коренится в их искренности и безыскусности выражения глубокой, выстраданной мысли о скоротечности огромного, неповторимого счастья, которого уже не вернуть. Любовь в представлении Тютчева – это тайна, высший дар судьбы.

Любовь, любовь – гласит преданье –
Союз души с душой родной –
Их съединенье, сочетанье,
И роковое их слиянье,
И... поединок роковой...

Однако подобная метаморфоза все-таки не способна убить любовь; более того, страдающий человек не желает избавиться от мук любви, ибо она дарит ему полноту и остроту мироощущения. "Денисьевский цикл" Тютчева стал нерукотворным памятником его юной возлюбленной, ровеснице его дочери.Она, подобно Беатриче Данте или Лауре Петрарки, обрела бессмертие. Теперь эти стихи существуют отдельно от трагической истории любви, но вершиной мировой любовной лирики они стали потому, что их питала сама жизнь.

Тютчевские "пейзажи в стихах" неотделимы от человека, его душевного состояния, чувства, настроения:

Мотылька полет незримый
Слышен в воздухе ночном...
Час тоски невыразимой!..
Все во мне, и я во всем!..

Образ природы помогает выявить и выразить сложную, противоречивую духовную жизнь человека, обреченного вечно стремиться к слиянию с природой и никогда не достигать его, ибо оно несет за собою гибель, растворение в изначальном хаосе. Таким образом, тема природы органически связывается у Ф. Тютчева с философским осмыслением жизни.
Весеннее обновление природы порождает в душе лирического героя неясные предчувствия счастья, взволнованного ожидания любви.

Беспристрастное время все расставило по своим местам, всему дало объективную и верную оценку. Кому сейчас, в начале третьего тысячелетия, интересны идейные политические баталии 60-х годов XIX века? Кого всерьез могут занимать злобные выпады и упреки в гражданской пассивности, адресованные великим поэтам? Все это стало лишь предметом изучения истории. А поэзия Тютчева все так же свежа, удивительна, неповторима. Этого поэта можно назвать предтечей символизма. Его поэзия волнует, будоражит, заставляет замирать от тоски и боли, потому что вновь и вновь приоткрывает перед нами бездонную тайну человеческой души.

Разработайте фрагмент урока-семинара по изучению романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» на основе использования психологических механизмов и педагогических закономерностей усвоения знаний учащимися. Определите место романа «Мастер и Маргарита» в творческом наследии М.А.Булгакова и место данного фрагмента в художественном целом; охарактеризуйте своеобразие композиции и системы образов предложенного произведения; объясните значение данного отрывка в раскрытии философской концепции романа.

Цели: подвести учащихся к решению основного философско – нравственного вопроса об истине через название произведения и эпиграф к нему, к пониманию замысла писателя; воспитывать чувство прекрасного; развивать ассоциативно – логическое мышление.

Методические приемы: работа с текстом, анализ стилевых особенностей романа.

Оборудование: текст романа М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”, репродукции картины Н. Ге “Что есть истина? Пилат и Христос”,видеокассета “Библейский сюжет в русской литературе. Ф. Достоевский “Преступление и наказание”. Воскрешение Лазаря”, фонозаписи: Ф. Лист “Грезы любви”, Вагнер “Полет Валькирий”, Фальи “Танец огня”, карточки – задания на соотнесение высказываний об истине с именами персонажей, которым они могли бы принадлежать.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1729 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.023 с)...