Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
1. Истоки исторически первого субстанционального подхода к анализу сознания уходят в античность (Платон, Аристотель). В рамках этого подхода в философии Нового времени сознание рассматривается как замкнутая в себе субъективность, особая субстанция (Г. Лейбниц, Р. Декарт).
Субстанциональный подход позволил выявить сложную структуру субъективной реальности, мира идеальных феноменов.
2. Натуралистически-функциональный подход к анализу сознания берет начало в философии Нового времени. Согласно этому подходу, развивавшемуся метафизическим материализмом (Ж. Ламетри, П. Гольбах) и опиравшемуся на достижения физиологии и медицины, сознание – особая функция мозга человека, благодаря которой он оказывается в состоянии познавать окружающий мир и самого себя.
В рамках данного подхода была поставлена психофизиологическая проблема.
3. Социокультурный подход к детерминации сознания представлен в истории философии двумя версиями.
Первая из них разработана в немецкойклассической философии (И. Кант, Гегель), она выявила влияние мира культуры на формирование феноменов индивидуального сознания (воли, воображения, ценностей) и разграничила индивидуальное и общественное (надындивидуальное) сознание.
Вторая версия представлена философией марксизма(К. Маркс, Ф. Энгельс). В рамках диалектико-материалистической философии была проанализирована проблема генезиса и развития сознания под воздействием социокультурных факторов и выявлены механизмы связи общественного сознания со сферой предметно-практической деятельности людей.
4. Постклассические варианты философского осмысления проблемы сознания:
· экзистенциально-феноменологической традиция(Э. Гуссерль, Ж.-П. Сартр) в трактовке сознания исходит из рассмотрения субъективности как специфического бытия, феноменологию интересует многообразие способов данности предметов, явления себя человеку;
· психоаналитическая традиция(З. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм) поставила перед философией проблему бессознательного, наряду с признанием индивидуального бессознательного, она ввела представление о коллективном бессознательном, символизирующем наследие опыта предшествующих поколений людей в индивидуальной психике человека;
· структурализм (М. Фуко, Р. Барт) и герменевтика (М. Хайдеггер, Г. Гадамер) стремится представить бытие сознания через структуры языка;
· в концепциях философии постмодерна сознание трактуется как процесс порождения текстов, призванный продуцировать и транслировать безадресные сообщения по каналам коммуникации.
5. Современные представления о сознании синтезируют содержательные аспекты анализа проблемы, получившие обоснование в процессе исторической динамики философского и естественнонаучного знания.
Базовые стратегии философского осмысления проблемы сознания:
во-первых, рассмотрение вопроса о происхождении, структуре и функциях сознания;
во-вторых, исследование его социокультурной размерности и взаимосвязи с семиотическими системами;
в-третьих, анализ проблемы субстрата сознания и возможности его искусственных модификаций.
Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 307 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!