Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Диалектика – такое понимание мира и такой способ мышления, при котором различные явления рассматриваются в многообразии их связей, взаимодействии противоположных сил, тенденций, в изменении и развитии.
Объективная диалектика – это диалектика самого развивающегося мира (неживой и живой природы, общества).
Субъективная диалектика – это диалектика мышления. Субъективная диалектика субъективна по форме, по содержанию она тождественна объективной диалектике и является ее отражением.
Диалектика – это и теория, и всеобщая методология, и метод мышления, в котором реализуется эта методология. Можно говорить о совпадении диалектики, логики и теории познания.
Диалектика структурно подразделяется на принципы, законы и категории.
Принципы отражают:
· фундаментальные основания бытия и познания;
· имеют статус философских аксиом;
· задают начальные условия познанию;
· обусловливают его характер;
· лежат в основе законов и категорий диалектики;
· придают знанию системность и целостность;
· в познании и практике выполняют нормативную функцию.
Принципы диалектики:
· принцип связи;
· принцип развития.
Связь явлений (такое отношение между двумя процессами, при котором изменение в одном объекте сопровождается изменениями в другом), имеет универсальный характер.
Смысл принципа связи состоит в утверждении и обосновании тезиса: «все в этом мире со всем взаимосвязано».
Содержание данного принципа подтверждается существованием различных уровней связи (между объектами и системами неорганической природы, органической природы, общества).
Смысл принципа развития состоит в обосновании и доказательстве тезиса: мир как совокупность его объектов находится в постоянном движении, становлении и развитии (например, эволюция форм отражения, антропосоциогенез).
Закон – это объективная, всеобщая, необходимая и существенная связь явлений и предметов, характеризующаяся устойчивостью и повторяемостью.
Законы диалектики универсальны, имеют неограниченную область проявления, фиксируют такие отношения и связи между явлениями, которые присущи миру в целом и отдельным его сторонам и объектам.
Основные законы диалектики:
· закон единства и борьбы (взаимодействия) противоположностей;
· закон взаимного перехода количественных и качественных изменений;
· закон отрицания отрицания.
Закон единства и борьбы противоположностей отвечает на вопрос об источнике, причине развития («почему происходит развитие?»).
Закон утверждает, что основным источником развития явлений служат их внутренние противоречия.
В связи с достижениями синергетики этот закон нуждается в корректировке: у сложных самоорганизующихся систем источником развития выступают прежде всего согласованные, кооперативные взаимодействия между элементами системы, а не противоречия между ними.
Содержание данного закона раскрывается через категории «противоположность», «противоречие», «единство противоположностей», «борьба противоположностей», «тождество», «различие».
Противоположности – это основные стороны, тенденции предмета (процесса), взаимодействие которых выражает глубинную суть предметов и являются источником развития.
Например, в неорганической природе: вещество и поле, частицы и античастицы, притяжение и отталкивание; в живой природе: ассимиляция и диссимиляция, наследственность и изменчивость; в обществе: производительные силы и производственные отношения, базис и надстройка, сознательность и стихийность; в познании: анализ и синтез, индукция и дедукция, чувства и разум.
Противоречие – подвижное отношение между противоположностями. Во взаимодействии противоположностей одна из сторон выполняет функцию сохранения существующего противоречия, другая – его упразднения. В динамике противоположностей эти функции меняются местами.
Например, на начальном этапе любой формации производственные отношения, соответствующие производительным силам, играют стимулирующую роль в развитии последних, затем превращаются тормоз для их развития.
Типы противоречий:
· основные (характеризуют саму сущность предмета) и неосновные (между взаимосвязанными явлениями);
· внутренние (взаимодействие противоположных сторон данного предмета) и внешние (отношения предмета с окружающей его средой);
· антагонистические (непримиримая враждебность интересов) и неантагонистические (общность коренных интересов).
Антагонистические противоречия преодолеваются:
1) их овладением путем применения в социальных действиях метода соединения противоположностей;
2) устранением одной из сторон мерами экономического и политического характера, включающими в необходимых случаях применение насилия государственными органами.
Единство противоположностей – отношение совпадения, тождества между противоположными сторонами.
Борьба противоположностей – противоречивое отношение между противоположными сторонами, тенденциями, взятое в движении.
Этапы взаимодействия сторон целого по Гегелю:
· тождество;
· различие;
· противоположность;
· собственно противоречие.
Маркс между тождеством и различием дополнительно поместил категорию «двойного существования» (переходное состояние объекта).
Этапы взаимодействия сторон целого (тождество, двойное существование, различие, противоположность и собственно противоречие) вызывают состояние
· гармонии;
· дисгармонии;
· конфликта противоположностей.
Гармония связана с взаимоукреплением сторон, где каждая способствует более полному раскрытию возможностей другой стороны и системы в целом (динамизм, пластичность, устойчивость, надежность системы).
Дисгармония связана с расшатыванием общих структур, с развитием одной из сторон за счет другой. Характеризуется появлением, углублением и обострением взаимоотношений между противоположностями, преобладанием разнонаправленности и взаимоотрицания.
Конфликт как высшая ступень противоречия свидетельствует о несовместимости противоположностей в рамках определенного объекта или процесса и ведет к отмиранию старого и возникновению нового объекта или процесса.
С точки зрения классической диалектики борьба противоположностей абсолютна, а единство относительно.
В борьбе противоположностей выражен стимул к изменению системы, а в единстве заключена основа ее устойчивости.
Интеграционные мировые процессы поднимают значение единства противоположностей, а сохраняющаяся дифференциация – борьбы противоположностей.
Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений вскрывает характер, механизм развития («как происходит развитие?»).
Содержание данного закона раскрывается через категории «качество», «количество», «свойство», «мера», «скачок».
Качество – категория, выражающая относительную устойчивость предметов и явлений.
Качество обнаруживает определенность объекта через совокупность его свойств.
Качество выражает то общее, что характерно для однородных объектов, и одновременно специфику данного конкретного образования.
Количество – категория, характеризующая темпы протекания процессов, подвижность и изменчивость вещей, степень развития или интенсивности свойств объектов или процессов.
Количество измеряется средствами математического знания (число, величина).
В процессе развития количественные изменения на известной ступени переходят в качественные различия, а новые качества порождают новые возможности и интервалы количественных изменений (например, переходы воды из одного агрегатного состояния в другое при изменении температуры).
Мера – это интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета.
Мера выражает относительную устойчивость объектов.
Качественное преобразование выступает как переход от одного устойчивого состояния системы к другому.
Излишнее количество приводит систему к потере ряда возможностей, она становится аритмичной, порождает безмерность.
Скачок – это переход количественных изменений в качественные или переход из одного количественного состояния в другое (в результате превышения меры).
Скачок означает:
· перерыв постепенности, непрерывности количественных изменений прежнего явления;
· превращение в противоположность, «насыщенность» противоречиями, их разрешение;
· момент развития с удержанием положительного содержания отрицаемого («снятие»).
Закон отрицания отрицания вскрывает направление и форму, структуру процесса развития («куда направлено развитие и в какой форме оно осуществляется?»).
Содержание данного закона раскрывается с помощью категории «диалектическое отрицание».
Диалектическое отрицание – категория, отражающая закономерный процесс перехода явления в иное качественное состояние вследствие развития его противоречий.
Диалектическое отрицание включает в себя триединый процесс:
1. деструкцию прежнего (разрушение, преодоление);
2. кумуляцию (частичное сохранение прежнего, преемственность, трансляцию);
3. конструкцию (созидание нового).
Деструкция обеспечивает почву для следующей фазы того или иного процесса.
Без кумуляции процесс всякий раз возвращался бы к исходной точке.
Нарастание же процесса требует конструкции.
Например:
· разрушение командно-административной системы;
· сохранение традиций патриотизма и интернационализма, профессионализм кадров;
· внедрение новейших технологий в планово-рыночное хозяйствование, сочетание экономических, социальных и экологических регуляторов.
Закон говорит о том, что любое развитие есть, с одной стороны, движение явлений вперед, к новым качествам, а с другой – повторение на новой основе отдельных свойств прежних качеств (характеризуется преемственностью, возвратом якобы к старому, развитием по спирали).
Преемственность (сохранение старого в новом) выражается в том, что:
1. старое качество продолжает существовать наряду с новым, более высоким по своему типу, как необходимое условие его бытия;
2. сохранение низших форм организации материи в высших;
3. отдельные звенья кругооборота как отрицания отрицания есть метаморфозы (изменения), которые происходят с данной сущностью в процессе ее функционирования;
4. сохранение приобретений предшествующего периода в «снятом», т.е. преобразованном виде.
Спиралевидная форма развития означает сочетание цикличности, относительной повторяемости и поступательности.
Схематично данный закон можно представить в виде триады:
«тезис – антитезис – синтез» (утверждение – отрицание этого утверждения – отрицание отрицания, т.е. снятие противоположностей).
Гегель дал ей название «отрицание отрицания».
Неосновные законы диалектики – это законы между парными диалектическими категориями:
· закон единичного и общего (всякое общее реализуется в единичных свойствах и связях развивающегося явления);
· закон необходимости и случайности (необходимость проявляется в развитии явлений через случайности и дополняется ими; вместе с тем синергетика установила, что и случайность способна порождать новую необходимость (закон));
· закон содержания и формы (содержание явления определяет форму его развития, которая способна влиять на данный процесс);
· закон причины и следствия (свойства и связи развивающегося явления есть следствие определенных причин);
· закон возможности и действительности (развитие явления есть превращение присущих ему возможностей в новую действительность с новыми возможностями);
· закон сущности и явления (в свойствах и связях развивающегося явления раскрывается его сущность);
· закон части и целого (развивающееся явление есть целостное взаимодействие своих частей).
Учет многообразных конкретных форм проявления, способов и типов реального отрицания в природе и обществе.
Конкретный анализ явлений, правильная оценка всего того положительного в них, что должно удерживаться, а также выявление сторон, свойств, черт, которые не могут быть взяты в новое качественное состояние, а должны быть отвергнуты.
Современная философия является методологическим фундаментом медицинского знания, позволяет объединить частные исследования и системно применить их к изучению человека.
Учет сложной диалектики части и целого, общего и локального, единства и борьбы противоположностей позволяет, применяя диалектический метод в медицине, комплексно подойти к проблемам болезни, лечения, профилактики и реабилитации как к сложным, противоречивым и взаимозависимым процессам.
В работе практического врача применение диалектического метода является основой разработки правильной тактики лечения. Врач должен руководствоваться основными положениями теории систем, рассматривать болезнь как структурно-функциональный системный процесс. Принципы структурности в медицине реализуются как принципы единства морфологии и физиологии в теории патологии.
Лечение и излечение – это синергетические процессы, при которых в самом человеке обнаруживаются скрытые установки на здоровое будущее.
Характерным примером использования идей синергетики в медицине становится исследование процессов взаимодействия частей человеческого организма с геокосмическими факторами.
Геокосмические системы и человек представляют собой открытые, т.е. взаимодействующие и обменивающиеся веществом и энергией с внешней средой системы.
Комплекс геокосмических факторов способен влиять на систему человеческого организма: среднемесячные суммы корреляции лейкограмм, электролитный баланса, ферментного статуса крови соответственны, связаны со среднемесячной динамикой космических лучей.
Биологические системы имеют свойства экстренной самоорганизации и динамической приспособляемости к изменениям факторов среды. Возникающий хаос компенсируется процессом самоорганизации, упорядочивающим систему.
Таким образом, синергетика – способ познания, понимания и лечения человека как психосоматического существа. Она тесно связана с диалектикой и теорией систем, пользуется их категориальным аппаратом, рассматривая проблемы эволюции, системности, взаимодействия, а также факторы случайности, необходимости и действительности.
Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 4005 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!