Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Системна уява про композицію у сучасній теоріТ архітектури



Теорию композиции в архитектуре принято условно разделять на две основные части:

специальная или прикладная теория композиции, анализирующая узкопрофессиональные вопросы построения архитектурной формы;

общая теория композиции, исследующая социально-культурные основы архитектурной формы.

Соответственно различают два уровня композиционной организации архитектурных объектов:

-упорядоченность отношений первичных элементов в целях достижения определенных художественных качеств (микроструктура, микрокосм);

упорядоченность отношений между самостоятельными художественно- содержательными элементами (макроструктура, макрокосм).

Не самым, с точки зрения этики, лучшим, но наиболее показательным представлением о макрокосме архитектурной композиции может выступить пример понимания Ганса Зедльмайра готического собора, где по его словам «... в общей структуре собора собственно структурный елемент, т.е. каркас, обеспечивается северогерманским («северным элементом»). Так называемый кельтский («западный») элемент создает «поэтику». А средиземноморский («южный») элемент обеспечивает полную завершенность, т.е. «человеческий» компонент». Представленный отрывок фиксирует этнографический аспект композиционной связи стрельчатой арки, нервюрного свода и витража, соответственно.

Прикладная теория композиции изучается в архитектурной школе в рамках учебной дисциплины «Объемно-пространственная композиция». Понятие ОПК по своему содержанию уже понятия «архитектурная композиция».

Цель ОПК можно сформулировать следующим образом: «...опираясь на особенности зрительного восприятия человека и его психофизиологические данные, изучить и освоить, каким образом только на основе колличественных изменений пространственных форм и их сочетаний (величина, вес, масса, положение в пространстве, пропорции и т.д.) можно получить эмоционально выразительную и содержательно заданную объемно-пространственную форму» (проф. А.В.Степанов).

Предметом ОПК является «объемно-пространственная форма» и ее структура. С композиционной точки зрения объемно-пространственная форма составляет «материальную основу языка архитектуры»(Д.Л.Мелодинский). Более точно можно указать, что предметом изучения на первом этапе выступают свойства «архитектурной формы», и соответственно, средства преобразования этих свойств.

В качестве гипотезы представляющей деятельностную взаимосвязь воспользуемся тезисом, предложеным проф. Г.Ю.Сомовым: «... то, что в объекте проявляется как его существенное свойство, в композиционном процессе выступает как средство, объективно взаимосвязанное с решением определенного круга задач. Поэтому специфика творческих задач определяет преимущественное использование тех или иных средств».

определение трех основных видов объёмно-пространственной композиции '.

Фронтальная композиция, в которой элементы и части композиции располагаются и распределяются по отношению к зрителюглавным образом по двум фронтальным координатам, т. е. по ширине и высоте. Расположение по глубинной координате имеет подиненное значение. Такую композицию имеют обычно главные фасады зданий и сооружений, обращенные к площади и к улице и рассчитанные на восприятие со стороны площади или улицы.

Объемная композиция содержит элементы, развитые по всем трем координатам (ширине, высоте и глубине). Она рассчитана на восприятие со всех точек зрения. В такой композиции наиболее выражена трехмерность (объемность) как особое качество композиции. Такая композиция имеет широкое распространение в современной градостроительной практике. Объемную структуру

нередко имеют отдельно стоящие общественные или мемориальные

сооружения, образующие композиционные центры в планировках

городских территорий

Глубинно-пространственная композиция, в которой основным

признаком является наличие пространства, протяженного по ширине и глубине, при преобладании глубинных координат, являющихся главным, определяющим элементом композиции.

Эта композиция рассчитана на восприятие ее зрителем при организации открытых и внутренних пространств. В современной градостроительной практике это самый распространенный вид композиции.

Другой формой глубинно-пространственной композиции является интерьер (рис. 10). Рассматривая все виды композиции на примерах архитектурных произведений, мы наблюдаем важнейшее качество их, являющееся

основным условием художественного воздействия -- единство, пли

целостность композиции Величина —соотношения по пространственной протяженности —высоте, ширине и глубине объемно-пространственных форм и х частей На основе этих соотношении

возникают пропорции как гармонические взаимоотношения частей друг с другом и с

целым. При изучении композиции объемно – пространственной формы наибольшее значение имеет развитие восприятия и понимания отношений величин возникающих из них таких явлений, как зрительная динамика, соподчинение, усиление ослабление массивности и др.

Положение форм в пространстве —соотношения форм их элементов по отношению

к зрителю и координатам пространства. Эта категория совершенно отлична от величины и величинных соотношений. Рассматривая, например, плоскую поверхность, мы можем

выделить такие координатные положения, как горизонтальное, вертикальное, фронтальное и вертикальное профильное. По отношению к зрителю

эти положения могут изменяться: фронтальное —ближе, дальше; горизонтальное —выше,

ниже; вертикальное профильное —правее, левее. Поверхности

могут занимать разнообразные положения, всевозможные повороты

и наклоны под различными углами.

Форма, как таковая, и ее изменения: по виду (линейная, плоскостная, объемная); по геометрическому строению (параллелепипед, цилиндр, конус, шар и т. п.).

По указанным двум направлениям, особенно по второму, возможны многие варианты соотношений (плоско-криволинейное, выпукло-вогнутое, разные степени криволинейности и т.д.)

Кроме четырех указанных основных свойств, главным образом определяющих характер формы, необходимо указать еще следующие свойства:

Фактура, или строение поверхности формы, которое может изменяться от рельефной к гладкой, полированной и зеркальной

Светотень, как степень освещенности и затененности формы и ее частей, зависящая от условий освещения (т. е. от силы источников света и от положения по отношению к ним поверхностей формы.

Цвет — свойство, характеризуемое следующими основными признаками: цветовым тоном (хроматические и ахроматические тона),

насыщенностью (степень яркости цвета) и светлотой. Изменение цвета по указанным признакам создает бесконечное разнообразие Ю1 ношений. * * *

В композиционном использовании всех этих свойств решающее шачсние имеют три основных вида качественных соотношений между ними — контраст, нюанс, тождество (повторение).

В контрасте сопоставляются сильно различающиеся состояния какого-либо свойства (большое с малым, вертикальное с горизонгальным, массивное с пространственным, плоское с объемным, плоскостное с рельефным и т. п.).

В нюансе сопоставляются близкие состояния какого-либо свойСТВа. В тождестве повторяются состояния свойств.

На основе этих соотношений могут возникать различные композиционные связи и гармонические взаимоотношения в объемнопространственных формах.

Контраст и нюанс нельзя понимать статически, как неизменные отношения. Это такие отношения состояний свойств формы, которые способствуют возникновению художественной выразительности композиции в целом. Поэтому контраст и нюанс могут быть названы композиционными средствами.

Перечисленные выше первичные свойства пространственной формы являются первоначальными и исходными элементами композиции, первичным формообразующим материалом, из которого строится композиция. И этот же первичный материал становится активно воздействующим, когда выступает в виде гармонического отношения, то есть первичное свойство становится композиционным средством.

Пространственная природная или созданная человеком среда имеет для нас два преимущественных направления: вертикально и горизонтальное. Вертикаль — направление силы тяжести. Гори зонталь — это горизонтальная поверхность, в которой имеется вн димый и геометрический горизонты, где располагаются точки и ли нии схода всех горизонтальных линий и плоскостей.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 295 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...