Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Природа и человек в философии Древнего Китая



Вопросы к экзамену.

1.Мировоззрение. Типы мировоззрений.

2.Основные принципы философского мышления в Древней Индии.

3.Природа и человек в философии Древнего Китая.

4.Поиск первоосновы мира в античной философии. Атомистическое учение Демокрита.

5.Учение Платона об «идеи».

6.Философия Аристотеля как энциклопедическое учение.

7.Теоцентризм средневековой философии.

8.Антропоцентризм философии эпохи Возрождения.

9.Проблема метода познания в философии Нового времени: Ф. Бэкон и Р. Декарта.

10.Философские идеалы эпохи Просвещения.

11.Теория познания И. Канта: основные понятия и принципы.

12.«Категорический императив» И. Канта.

13.Принцип развития, разработанный в немецкой классической философии.

14.Суть антропологического принципа в философии Л. Фейербаха.

15.Философская концепция К. Маркса (философия диалектического материализма: исторические условия формирования, основные идеи).

16.Философия позитивизма и основные этапы ее развития.

17.Герменевтика как философское направление.

18.Сциентизм и антисциентизм.

19.Человек в философии жизни.

20.Философские аспекты учений психоанализа и неофрейдизма.

21.Проблема свободы в экзистенциализме.

22.Общая характеристика философской мысли России конца XIX-начала XX века.

23.Философская система В. Соловьева.

24.«Русский космизм» как философское направление.

25.Предмет философии и основные аспекты философского знания.

26.Мировоззрение, знание, вера.

27.Категории бытия в философии. Проблема единства бытия; понятие материи.

28.Проблема способа бытия: движение. Пространство и время как всеобщие формы бытия.

29.Основные принципы диалектики: принцип универсальной связи и принцип развития.

30.Основные принципы диалектики: принцип системности и принцип детерминизма.

31.Диалектика количественных и качественных изменений.

32.Противоречивость бытия и познания. Понятие диалектического отрицания

33.Человек: единство биологического и социального; понятие практики; человек как субъект предметно-практической деятельности; личность.

34.Проблема сознания в философии; диалектико-материалистический подход ее решению. Сознание и язык.

35.Проблема познания в философии. Социокультурная природа познания.

Проблема достоверности знания. Теория истины.

36.Научное познание и его специфика. Основные формы, уровни и методы научного познания.

37.Специфика социального познания: особенности взаимодействия субъекта и объекта.

38.Материализм и диалектика как методологические принципы анализа общества.

39.Общество как естественно-исторический процесс: диалектика природного и социального, объективного и субъективного, стихийного и сознательного.

40.Понятие «общественное бытие» и «общественное сознание». Диалектика их взаимодействия.

41.Теории этноса в социальном познании: Лев Гумилев и Ю.В. Бромлей.

42.Социальная структура общества в трудах П. Сорокина.

43.Человек в системе общества: конформизм и социальное отчуждение.

44.Материальное производство как основа существования и развития общества, понятие способа производства. (Производительные силы и производственные отношения).

45.Общество как естественно-исторический процесс: проблема периодизации (формационный и цивилизационный подходы).

46.Общество как система: структура общественно-экономической формации (базис, надстройка, диалектика их взаимодействия).

47.Общество как система: социальная структура общества (понятие социальной группы, класса; происхождение классов, исторические формы и динамика классовых отношений, классы в современном обществе).

48.Общество как система: социально-этническая структура общества (род, племя, народ, нация). Национальный вопрос. Диалектика национального и интернационального в современном обществе.

49.Политическая организация общества, происхождение, сущность, функции государства; исторические формы государства.

50.Общественный прогресс и его критерии.

51.Человек в системе социальных связей. Понятие личности. Личность и культура.

52.Свобода и ответственность как условия существования личности. Понятие смысла жизни.

53.Понятие духовной жизни общества. Общественное сознание: структура общественного сознания.

54.Формы общественного сознания: политическое сознание и правовое.

55.Формы общественного сознания: правосознание и нравственное сознание (мораль).

56.Формы общественного сознания: религиозное сознание (религия) и эстетическое.

57.Движущие силы и субъекты исторического процесса. Роль выдающейся личности в истории.

58.Глобальные проблемы современности и будущее человечества.
1. ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Мировоззрение – это система обобщенных взглядов на мир, на место в нем человека и его отношение к этому миру, а также основанные на них убеждения, чувства и идеалы, определяющие жизненную позицию человека, принципы его поведения и ценностные ориентации. Выделяют две стороны мировоззрения – эмоционально-психологическую и интеллектуально-рациональную. Эмоционально-психологическая сторона состоит из чувств, настроений, переживаний и оказывает существенное влияние на жизненную позицию человека, определяя ее как пессимистическую или оптимистическую. Интеллектуально-рациональная сторона мировоззрения состоит из взглядов, убеждений, оценок и идеалов. Это основа мировоззрения, на нее опирается деятельность человека. А так как эта деятельность является осмысленной и целесообразной, то она направлена на достижение идеала как организующего и направляющего начала человеческой активности.

Мировоззрение конкретного человека зависит как от объективных, так и субъективных факторов – его принадлежности к определенной социальной, национальной, религиозной общности, в рамках которых формируются ценности, взгляды, идеалы, убеждения.

Существуют следующие типы мировоззрения:

1) мифологическое – формируется на ранних стадиях общества и представляет собой первую попытку человека объяснить происхождение и устройство мира, появление на Земле людей и животных, причины стихийных явлений природы, определить свое место в окружающем мире;

2) религиозное – сформировалось на сравнительно высокой стадии развития общества. Являясь фантастическим отражением действительности, оно отличается верой в существование сверхъестественных сил и их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Таким образом, вера в сверхъестественное – основа религиозного мировоззрения;

3) философское – от мифологии и религии оно отличается ориентацией на рациональное объяснение мира. Наиболее общие представления о природе, обществе, человеке становятся в философии предметом теоретического рассмотрения и логического анализа.

2.Основные принципы философского мышления в Древней Индии. Древнеиндийская предфилософия исторически восходит к З-2-му тыс. до н.э. и простирается до III-IV вв. н.э. Внутри этого периода выделяются несколько весьма самостоятельных этапов: ведический (до VI-V ев. до н.э.); послеведический (до III-IV вв. до н.э.); период философии сутр (до lll-IVBB. н.э.). Главной целью индийской философии — достижение вечного блаженства как до, так и после смерти. Это означает полное и вечное освобождение от всякого зла. Методом достижения этой цели выступает уход в себя, самоуглубление. Сосредоточившись в себе, человек постигает единое, нечувственное высшее существо. Эта мысль проходит через джайнизм и буддизм. Для джайнизма, как и брахманизма, характерна направленность на индивида, личность. Однако в джайнизме больше элеменгоа рационализма. Он в определенном смысле противостоит брахманизму. Центральной, системообразующей проблемой джайнизма выступает личность, ее место в мироздании. Джайнисты старались освободить не только телесное, но и духовное в человеке. Освобождение духа джайнизм основывает на действии закона кармы, который регулирует связь индивидуальной души с природой. Сущность личности двояка: она одновременно материальна и духовна. Карма трактуется как тонкая материя, соединяющая материальное и духовное в человеке. Душа может освободиться от влияния кармы в результате благих дел и аскетического поведения. Джайнизм пытается помочь человеку спастись, найти вечное блаженство, оказаться в состоянии нирваны. Жизнь надо Прожить так, чтобы достичь состояния блаженства, слиться с брахманом, оказаться в состоянии нирваны. Буддизм — религиозно-философской концепция, которая возникла в VI—V вв. до н.э. Основателем буддизма был Сиддхартха Гаутама, который постиг правильный жизненный путь в результате просветления (или пробуждения) и был назван Буддой, т.е. просветленным. Буддизм исходит из равенства всех людей, а страданиях, поэтому все вправе избавиться от них. В основе буддийской концепции человека лежит идея перевоплощения (метемпсихоза) живых существ. Смерть в ней означает не полное исчезновение, а распад определенной комбинации дхарм — вечных и неизменных элементов сущего, безначального и безличного жизненного процесса — и образование другой комбинации, что и представляет собой перевоплощение. Новая комбинация дхарм зависит от кармы, которая представляет собой сумму грехов и добродетелей человека в прошлой жизни. Важной составной частью буддийского мировоззрения выступает учение о познании человеком себя и мира через процесс самоуглубления и самосозерцания в йоге. Как философская концепция и система медитационных техник йога возникла около I в. до н. э. и направлена на то, чтобы научить человека освобождаться от волнений жизни, страданий, оков телесно-материального, чтобы остановить поток перевоплощений. Такое по плечу только «святым» — людям, достигшим нирваны, полностью освободившимся от всего земного. Достичь нирваны чрезвычайно трудно, но можно. Как особое состояние его сложно представить рационально, его можно только ощутить. По сути это бессмертие, вечность, конец мира. Достигнуть такого состояния могут те, кто тренируют веру, мужество, внимание, сосредоточенность, мудрость. Это позволяет им войти в состояние вечности, пустоты, отсутствия времени, пространства, желаний. Индийская философская мысль предстает как целостная концепция личности, стремящаяся помочь человеку в его волнениях и страданиях. Индийский тип философствования сосредоточивает внимание на индивиде, абстрагируясь от сложных социальных связей. Более того, индийская философия ориентирует на уход от этих связей, ищет пути достижения независимости субъекта. Можно сказать, что и нирвана, и йога служат не столько адаптации мира к чешвеку, сколько человека к миру. Тем самым индийская филовЬфия полагает, что если мир не удовлетворяет человека, то надо изменить не мир, а человека.

Природа и человек в философии Древнего Китая.

В древнекитайском обществе в силу устойчивости кровнородственной общины (патронимии) человек рассматривался как частица общины, рода, клана. Поэтому при рассмотрении природы человека древнекитайские мыслители брали в качестве объекта не индивида, а некую абстракцию, "человека вообще".

Однако и в Китае по мере развития классовой борьбы и роста имущественной дифференциации внутри общины шел процесс выделения человека как индивида; он постепенно становился предметом размышления философов.

Первый вопрос о природе человека поставил Конфуций в связи со своей концепцией воспитания и обучения.

Сама идея Конфуция была весьма плодотворной, ее дальнейшее развитие привело к появлению двух противоположных концепций - о "доброй природе" и о "злой природе". Общей для той и другой концепции была убежденность в том, что природа человека с помощью воспитания, усовершенствования общества, законов может быть изменена. Моисты развивали идею о том, что обстоятельства жизни людей делают их добрыми или злыми, а сама по себе изначальная природа человека весьма неустойчива и может быть и доброй и недоброй.

Впервые вопрос о человеке как индивиде поставил Ян Чжу. Этические воззрения сводятся к положениям о раскрытии человеком тех свойств, которые заложены в нем от рождения природой. Он рассматривал жизнь и смерть как форму бытия природы.

Отвергая идеи Ян Чжу, конфуцианцы приводят в систему взгляды Конфуция о воспитании и управлении. Они утверждали, что природа человека изначально, врожденно добра.

Высшими критериями доброты, согласно Мэн Цзы, является конфуцианские этические принципы.

Древнекитайские мыслители, особенно выражавшие интересы сил, оппозиционных наследственной аристократии, в своих взглядах на человека делали упор не только на возможность переделать его природу, но подчеркивали активную преобразующую роль человеческой деятельности. Впервые этот вопрос поставил Мо-Цзы, который в способности людей к сознательной деятельности видел главное отличие человека от животных и условие изменения жизни самих людей. Впоследствии аналогичную точку зрения высказывали Сюнь Цзы и представители школы легистов: "люди одинаковы по природе и "благородный муж и простолюдин" от природы равны, но разница между ними возникает в результате накопления добрых качеств и преодоления злых". Сюнь-Цзы обосновывал социальную роль воспитателя, с помощью которого можно "переделать изначальную природу человека".

Взгляды сторонников даосизма на природу человека вытекают из их учения о первозаконе. Природа человека соответствует дао, она пуста, непознаваема, смысл жизни - в следовании естественности и недеянии.

Чжуан-цзы считал что природа человека и окружающий мир в следствии своей бесконечной и скоротечной изменчивости непознаваема.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 5248 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...