Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Суть антропологического принципа в философии Л.Фейербаха



Характерная особенность мат-ма Фейербаха - антропологизм, явившийся следствием исторических условий предреволюционной Германии и выражением идеала революционно-буржуазной демократии исходным пунктом философской эволюции Фейербаха, была критика идеалистического понимания Гегелем человеческой сущности, сведение ее к самосознанию. Отказ от подобной точки зрения неминуемо вел и к отказу от идеализма вообще. Заслугой Ф. является подчеркивание связи идеализма с религией. Резкой критике подвергает Ф. также идеалистический характер гегелевской диалектики. Критика Гегеля открывала путь к использованию рационального содержания гегелевской философии и в этом отношении способствовала формированию марксизма. Однако Ф. просто отбросил философию Гегеля и поэтому не сумел увидеть главного его достижения - диалектики. Основное содержание и смысл философии Ф.-отстаивание материализма. Антропологизм Ф. проявляется в выдвижении на первый план сущности человека, которая рассматривается им как “единственный, универсальный и высший” предмет философии. Но провести последовательно материальную точку зрения в этом вопросе Ф. не удается, т.к. человек для него - абстрактный индивид, чисто биологическое существо, в теории познания Ф.отстаивает точку зрения эмпиризма и сенсуализма, решительно выступает против агностицизма. Вместе с тем он не отрицал и значение мышления в познании, пытался характеризовать объект в связи с деятельностью субъекта, высказывал догадки об общественной природе человеческого познания и сознания и т.д. Но в целом Ф. не преодолел созерцательности домарксового материализма. Это связано с тем, что в понимании истории Ф.еще целиком оставался на позициях идеализма. Идеалистические воззрения на общественные явления вытекают из стремления Ф.применить антропологию как универсальную науку к изучению общественной жизни. Идеализм Ф.особенно ярко проявляется в исследовании религии и морали. Религия рассматривается им как отчуждение человеческих свойств: человек как бы удваивается и в лице бога созерцает свою собственную сущность. Таким образом, религия выступает как “бессознательное самосознание” человека. Причины такого удвоения Ф.видит в чувстве зависимости человека от стихийных сил природы и общества. Особый интерес представляют догадки Ф. о социологических и исторических корнях религии.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 841 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...