Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Брачно-семейные отношения Салическая правда описывает в общих чертах



Брак заключался в форме покупки невесты женихом. Похищение девушки с целью вступления в брак наказывалось штрафом. Препятствиями к заключению брака служили следующие обстоятельства: существование законного брака; объявление лица вне закона; наличие близкого кровного родства; несвободное состояние человека. Семья у германцев носила патриархальный характер. В семью, возглавляемую отцом, наряду с нисходящими входили боковые родственники, родные и сводные братья, их жены, которых было много, так как они часто сменяли друг Друга. Семьи жили под одной крышей вместе с челядью, а в некоторых случаях — и с вооруженной свитой.

Но власть отца по Салической правде не была столь широка, как, например, в Риме. Она напоминала скорей строгую пожизненную опеку над женой, дочерью или сыном. Опека над сыном прекращалась по достижении им 12 лет.

Браку, как и семье, в Салической правде посвящено незначительное число статей. Незамужняя женщина у германцев пользовалась некоторой самостоятельностью. Источники, например, не содержат каких-либо данных об опеке вдов со стороны старших родичей — мужчин. Тем не менее на определенное ущемление прав вдов указывает Салическая правда. Она не могла, например, вторично выйти замуж без разрешения суда и уплаты определенной суммы (reipus) родственникам умершего мужа. В противном случае ее мужу грозил штраф 63 сол.

Особенностью старогерманского обычного права было то, что женщина обладала собственным имуществом, приданым, которое ей предоставлялось не отцом, а мужем в качестве "брачного дара". Капитулярий 1 закрепляет особый правовой режим приданого. Женщина не могла ни дарить, ни продавать свое приданое. После ее смерти оно шло детям. В случае повторного брака часть приданого вдовы передавалась ближайшим родственникам мужа, при их отсутствии — в казну.

Салическая правда ничего не говорит о разводе, обычное же право германцев допускало свободу развода, не требуя ни согласия родственников, ни других формальных оснований. Уголовное права в Салической правде. Определения преступления Салическая правда не дает. Из смысла статей, посвященных преступлениям, вытекает, что в это понятие включались причинение вреда личности или имуществу и нарушение королевского мира.

Виды преступления по Салической правде можно разделить на четыре группы:

преступления против личности - убийство, членовредительство, клевета, оскорбление, изнасилование; преступления против собственности - кража, поджог, грабеж; преступления против порядка отправления правосудия - неявка в суд, лжесвидетельство; нарушение предписаний короля.

Салической правде известно понятие отягчающих обстоятельств, каковыми считаются групповое убийство, убийство в походе, попытка скрыть следы преступления, а также понятие подстрекательства - к краже или убийству.

Субъектами преступления могли быть свободные франки, литы и рабы. Целью наказания являются возмещение вреда потерпевшему и уплата штрафа королю за нарушение королевского мира.

Под деликтом — преступлением в "варварских правдах" понимались прежде всего обида, вред, причиненный личности или имуществу другого, и нарушение "королевского мира". Соответственно под наказанием понимались возмещение, компенсация за эту обиду или вред. В Салической правде выделяется ряд правонарушений, приближающихся к понятию преступления в собственном смысле слова, уже упоминаются наказания в виде государственной кары за содеянное, например за должностные преступления графа, если он "осмелился взять что-нибудь сверх законного" при взыскании долга или отказался восстановить "справедливость и правосудие". Характерно и наказание за эти преступления — смертная казнь, если граф не смог "выкупить себя за столько, сколько следует". Салическая правда знает и такой вид наказания, как изгнание из общины или объявление человека вне закона (V,2). Такому человеку нельзя было давать пищу и приют, даже жена и родители штрафовались за помощь ему. Смертная казнь через повешение, колесование применялась в качестве наказания в Салической правде в основном к рабам.

При всех имущественных преступлениях наряду со штрафом требовалось возмещение стоимости украденного и других убытков. О простом возмещении убытков речь шла, в частности, при убийстве или избиении раба. Этот убыток расценивался в 1 и 1/3 сол., если раб после побоев в течение 40 дней оставался неработоспособным. При нанесении телесных повреждений свободному, наряду со штрафом, преступник должен был возместить расходы на лечение.

Сохранившийся на протяжении долгого времени в качестве основного наказания штраф как плата за обиду впоследствии трансформируется в простое возмещение ущерба, а также все чаще заменяется или дополняется такими наказаниями, как смертная казнь, битье палками, конфискация имущества, ссылка, применяемыми и к свободным.

В то же время Салическая правда знала ответственность без вины, когда, например, наказываются "скопом" все присутствующие на месте насилия над женщиной, если они были на этом месте и не знали о насилии (XIII, 10, приб. 5). Соучастник, покушавшийся на преступление, наказывался, как правило, менее строго, чем исполнитель преступления. Вместе с тем подстрекающий к краже или убийству с помощью подкупа наказывался строже, чем исполнитель преступления (XXVIII, 1—3).

Тяжесть наказания во всех "варварских правдах" зависела от социального статуса преступника и потерпевшего: свободного или раба, знатного или незнатного, богатого или бедного. Богатство со временем наряду со знатностью выходит на первый план. В этом отношении характерна, например, ст. 59 эдикта Теодориха. Соблазнитель свободной девушки, записано здесь, обладающий богатством, принадлежащий к знатному роду, обязан взять ее в жены. Если же соблазнитель не обладает ни богатством, ни знатностью, то он "как осквернитель чести свободный девушки карается смертной казнью".

Определенная часть преступлений в "варварских правдах" относится к посягательствам на личность. Это прежде всего убийство, размер вергельда за которое зависел не только от социального положения убитого, но и от его возраста, пола. В правовом статусе раба или лита по Салической правде часто не проводилось принципиальных различий. Если раб или лит убивали свободного человека, то убийца отдавался родственникам убитого в счет половины вергельда, вторую половину платил его хозяин.

Во всех "варварских правдах" указывалось на особую охрану жизни, здоровья и чести свободной женщины. Утроенный вергельд за убийство женщины связывался в Салической правде с ее способностью к деторождению. Если женщина не могла рожать детей, вергельд составлял 200 сол. Беременность женщины повышала вергельд до 700 сол.

В Салической правде подробно перечисляются и различные виды телесных повреждений, побоев, оскорблений словом или действием. Штрафы за нанесение телесных повреждений варьировались от 9 до 200 сол.; 200 сол. следовало за кастрацию человека; 100 сол. полагалось за ряд увечий, нанесенных одновременно, и за повреждение языка, лишившее человека способности говорить. В перечне телесных повреждений упоминаются и выбитый глаз, и оторванное ухо, и тот или другой оторванный палец. По Салической правде простое оскорбление свободного франка словом — уродом, зайцем, волком, лжецом и другими обидными прозвищами наказывалось штрафом в 3 сол., действием —в 15 сол. Суров был "салический закон" к тем, кто оскорблял женщину, без оснований называя ее "блудницей". Штраф в этом случае достигал 45 сол. Особо наказывалась клевета на мужчин и женщин, которых называли "пособниками ведьмы".

Салической правде были известны и такие преступления, как кража свободных людей (ХХ,9), кража рабов (ХХ,10), которая приравнивалась к краже коня или упряжного животного, поджог дома, амбара, риги, разрушение чужого дома, поломка изгороди, самовольное использование чужой вещи.

Особую группу составляли преступления против нравственности. Сюда относились по Салической правде такие преступления, как "насилие над свободной девушкой", караемое штрафом в 63 сол., сожительство с ней "по ее доброй воле", караемое штрафом в 45 сол.

1. Неусыхин А.И. Возникновение зависимого крестьянства как класса раннефеодального общества в Западной Европе VI-VIII вв. - М., 1999 2. Сборник законодательных памятников древнего западноевропейского права / Под ред. П.Г. Виноградова, В.Ф. Владимирского. – М.: Юниор, 1998.

2. Томсинов В.А. Салическая правда // Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. - М., 1999. 4. Чельцов-Бебутов М.А. Курс уголовно-процессуального права. Очерки по истории суда и уголовного процесса в рабовладельческих, феодальных и буржуазных государствах. - СПб., 1995. 5. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. - М., 1996.

3Салическая правда. М., Образц. тип.им. Жданова, 1950. (Моск.гос.пед.ин-т им. Ленина. Ученые записки,т.LXII). Перевод Н.П.Грацианского.

22.государственный строй и социальная структура во франции 9-13 вв. реформы людовика 9.

Франция этого времени еще не представляла сильного централизованного государства. Это был период феодальной раздробленности. Король, по сути, являлся крупным феодалом с особым титулом. Никаких полномочий государственного характера королевская власть не имела. У него не было даже постоянного местопребывания. Он вел со своей свитой бродячую жизнь, переезжая их одного города в другой и пользуясь правом постоя. Казна королевская была невелика.

Король не взыскивал с населения денежных налогов, собирая в основном натурой со своих доменов (имений), взыскивал в свою пользу судебные штрафы, получал добровольные дары от духовенства и монастырей. Даже в своей сеньории король не чувствовал себя господином: непосредственно подчиненные ему бороны и рыцари плохо его слушались.

В это время во Франции получили широкое распространение феодальные иммунитеты и сеньориальные права. Иммунитет был своего рода договором: королевская власть отказывалась от осуществления ею государственных полномочий в пользу иммуниста, а тот как бы брал на себя все государственные дела, повинности и обязанности на этой территории.

Эти отношения взаимного признания прав и обязанностей получил название сюзеренитета-вассалитета.

Тот, кто отдавался в вассальную зависимость, признавал покровителя своего сюзереном или сеньором, то есть старшим, начальником. Верховным сюзереном был король.

За ним следовали вассалы первого ранга: герцоги и графы. Они были вассалами короля, но в то же время фактически были самостоятельными независимыми государями в своих владениях.

Вассалами второго ранга, находившихся в вассальной зависимости от герцогов и графов, были бароны и виконты.

К третьему принадлежала самая большая группа мелких и средних феодалов – шевалье. Шевалье (рыцари) не имели своих вассалов и выступали в роли сеньоров только по отношению к своим крестьянам.

Слабость королевской власти заключалась еще и в том, что по зову короля на военную службу собирались только его непосредственные вассалы, так как существовал принцип: «Вассал моего вассала – не мой вассал».

Отношения между сеньорами и вассалами строились на основе договора, который фиксировал обязанности сторон.

Французское государство в 10-11 вв. – классический пример сеньориальной монархии. Король считался главой государства номинально. Политическая власть была разделена между ним и феодалами разного уровня. Центр власти был сосредоточен в сеньориях великих феодалов.

С середины 12 в. короли сделали первые шаги по усилению своей власти и государственной централизации. Короли начинают добиваться вассальной зависимости и клятвы верности от всех феодалов в стране. Титулы и ранги становятся наследственными, начинает формироваться замкнутое сословие дворян.

К 13 в. уже все жители в королевстве считались подданными короля и должны были повиноваться.

Основным учреждение власти был Королевский двор, состоявший из вассалов короля, они составляли королевскую курию, являвшуюся также Королевским судом.

В середине 13 в. образовался институт королевских следователей, проводящих расследования, приводящих приговоры в исполнение, контролирующих власть на местах. Вводится единая королевская монета сначала только во владениях короля, которая позже вытеснила деньги во владениях феодалов. Таким образом, формируются финансовые прерогативы короля.

Все эти реформы способствовали расширению доходов государственной казны.

Проведенные Людовиком IX реформы привели к оформлению центрального управления Франции. Королевский совет из съезда феодалов превратился в центральное бюрократическое учреждение, разветвленное на ряд ведомств.

Из королевской курии выделилась счетная палата, ведавшая финансовыми поступлениями, и специальный судебный орган – парламент (1260 г.), который стал высшим судебным органом королевства. Он состоял из светских и духовных феодалов, легистов, назначаемых королем.

Реформы людовика 9.

В XIII веке обозначившийся процесс централизации и усиления королевской власти был закреплен рядом реформ, проведенных в правление Людовика IX Святого (1226 – 1270). Реформы были тем более значительны, что опирались на новые явления в социальной жизни.

К середине XIII в. практически сгладились внутрисословные различия между слоями средних и мелких феодалов: владельцами замков, шателенами, и рыцарством; сформировалось многочисленное и единое сословие дворянства (до 50 тыс., что составляло около 2% населения страны). Его интересы разнились с социальной позицией грандов и более склонялись в сторону королевской власти.

Оживление экономической жизни вызвало рост городов и их борьбу за правовую и политическую самостоятельность. В этой борьбе с сеньорами города опирались на поддержку королей, в свою очередь становясь их опорой в борьбе с сеньориальным феодализмом. В XIII в. началось массовое освобождение французских крестьян от личной зависимости путем выкупа феодальных повинностей. В деревне формировалось новое сословие земледельцев, видевших в сеньорах главных своих противников.

Одной из важнейших попыток изменить феодально-сеньориальный режим была военная реформа. Людовик IX запретил вообще (1258) вести любые частные войны, сюда же были причислены дуэли и турниры. Запрет пришлось приостановить в 1272 г., его вводили снова, но в действие он не вошел ранее XIV в. Было введено правило, что вассальные обязанности и верность не действуют в случае выступления своего сеньора против короля. В городах начато формирование своей милиции (ополчения), находившейся под началом королевских военных.

В ходе административной реформы был создан институт королевских следователей (1247). Им вменялось в обязанность контролировать на местах деятельность бальи, собирать других королевских уполномоченных в особые ассамблеи, расследовать обвинения и даже приводить приговоры в исполнение. В важных случаях они могли лично обращаться к королю. Чтобы пресечь сращивание бальи и сенешалов с местным населением, вводились запреты на приобретение ими имуществ на местах и даже запреты семейного характера.

На территории домена вводилась единая королевская монета и запрещалось хождение денег других сеньоров. В герцогствах и графствах хождение королевской монеты также было обязательным (но не исключительным). Стали тем самым формироваться финансовые прерогативы короны.

В 1260 г. было положено начало правильной организации высшей юстиции путем выделения из королевской курии особого парламента (см. § 36). Из той же курии выделилась группа должностных лиц («назначенных») для особого надзора за финансовыми делами короля. В судебных делах вошла в обыкновение письменная процедура, заимствованная из римского права.

В курии образовался совет специалистов, куда привлекались главным образом правоведы - легисты для подготовки законов и судебных решений. Влияние легистов на государственную и правовую жизнь Франции все более возрастало, и в последующие столетия оно стало важным фактором перемен в институтах власти и доктрине власти короля.

23. сословно-представительная монархия во франции. Генеральные и провинциальные штаты. Великий мартовский ордонанс 1357 г.

Король обращался к Генеральным Штатам, когда особенно остро нуждался в деньгах (так было в 1302, 1308, 1314 гг.). В 1314 г. умер Филипп IV Красивый, после которого кратковременно поочередно правили три его сына, Людовик X (1314 — 1316 гг.), Филипп V (1316 — 1322 гг.), Карл IV (1322 — 1328 гг.), со смертью которого прекратилась прямая линия Капетингов.

Феодалы избрали королем Филиппа VI Валуа (1328 — 1350 гг.) — наследника Капетингов по боковой линии. При нем была приобретена за деньги область Дофина, которая когда-то входила в состав Бургундии, а потом являлась частью Священной Римской империи. С этого времени дофин делается титулом наследника престола, так как Дофинэ считали его уделом. Но в 1337 г. по инициативе английского короля Эдуарда III, претендовавшего на французский престол, начинается длительная война с Англией, получившая в истории название Столетней войны. В 1356 г. англичане одержали крупную победу, в результате которой король Франции Иоанн Добрый (1350 — 1364 гг.) вместе со многими рыцарями попал в плен. Страна оказалась в состоянии экономического, финансового и политического кризиса. В этих условиях дофин Карл вынужден был в октябре 1356 г. срочно созвать Генеральные Штаты для получения необходимых средств. Эти Генеральные Штаты собрались в необычном составе (400 депутатов из 800 были представителями городов). В результате активных действий делегатов третьего сословия, возглавляемых Этьеном Марселем, принимается в 1357 г. "Великий мартовский ордонанс", передававший Генеральным штатам контроль над управлением. В отношении войны с Англией Генеральные Штаты высказались за ее продолжение, при этом мир с Англией мог быть заключен только с их согласия. Были сокращены расходы на содержание королевского двора, заменены многие высшие сановники.

Генеральные Штаты получили право не только решения налоговых вопросов, но и контроля самого их сбора и расходования бюджетных средств. Устанавливались регулярные собрания Генеральных Штатов: три раза в год независимо от королевского созыва. Предусматривалась чистка государственного аппарата; говорилось о необходимости вооружения горожан для борьбы с насилиями английских и французских наемников.

Дофин и придворная знать не думали выполнять Ордонас; так, дофин уволил советников, которые были ему рекомендованы Генеральными Штатами. В ответ на это 22 февраля 1358 г. в Париже вспыхнуло восстание под руководством Этьена Марселя. Дофин бежал из Парижа и стал готовиться к борьбе с восставшими.

В конце мая 1358 г. вспыхнуло величайшее из крестьянских восстаний во Франции — известная Жакерия. Крестьян (жаков, как их называли дворяне) грабили не только войска, но и свои. Ко всему этому еще больше усилился гнет со стороны феодалов, которые в связи с войной особенно нуждались в средствах. Тяжело пострадал народ и от чумы, которая прошла по Франции, как и по другим странам Европы, в 1349 г.

Феодалы срочно объединились для подавления восстания; 10 июня 1358 г. крестьяне были разбиты. Ко времени разгрома Жакерии была уже решена участь и парижского восстания; Этьен Марсель в ночь на 1 августа 1358 г. был убит; все ограничения королевской власти были отменены.

В 1360 г. Франция заключила с Англией мир на очень тяжелых условиях. Дофин КАрл после смерти отца в плену стал править страной под именем Карла V (1364 0 1380 гг.); он провел ряд важных реформ, которые способствовали восстановлению престижа королевской власти и собиранию сил против Англии.

Прежде всего была реформирована налоговая система; при этом король старался обходиться без созыва Генеральных Штатов, вместо которых он обращался за поддержкой к собранию нотаблей — лиц, приглашавшихся самим королем из числа наиболее видных людей королевства (членов королевского дома, крупных феодалов, высших духовных лиц, крупнейших представителей городского сословия, профессоров Парижского университета).

Был создан военный флот, усовершенствована артиллерия. В 1369 г. король получил согласие на взимание нескольких постоянных налогов: на сбор таможенных пошлин, на соляной налог (гобель) и подворный (налог с каждого дома). Все это позволило нанести Англии ряд существенных поражений, в результате чего к 1380 г. у англичан оставалось всего несколько прибрежных городов.

После смерти Карла V на престол вступил его сын Карл VI (1380 — 1422 гг.) будучи несовершеннолетним. В начале 90-х гг. он впал в безумие; при дворе развернулась борьба феодальных клик, началось новое распадение на уделы, казна расхищалась, внутреннее положение страны все более ухудшалось.

Английский король Генрих V воспользовался этим и в 1415 г. начал военные действия; герцог бургундский стал союзником англичан. В 1415 г. французы были разбиты; англичане заняли весь север Франции в том числе и Париж. По договору 1420 г. Англия и Франция по существу объединялись в одно королевство, так как Генрих V становился регентом Франции, а после смерти Карла VI должен был стать королем.

Но в 1422 г. неожиданно умирает Генрих V, а через несколько месяцев не стало и Карда VI, сын которого КАрл по указанному выше договору был лишен французского престола. Борьба между французами и англичанами возобновилась, в октябре 1428 г. англичане осадили Орлеан, являвшийся ключом к югу Франции. К этому времени относится появление знаменитой крестьянской девушки Жанны д'Арк. К этому времени начались народные выступления против интервентов. Французское крестьянство, разоренное грабежами английских наемников, а также борьбой феодальных клик, возлагало надежду на королевскую власть, которая по их мнению должна была изгнать англичан и прекратить феодальную смуту внутри страны. Жанна д'Арк была убеждена, что ее миссия заключается в помощи Карлу в борьбе с врагами. В марте 1429 г. состоялась ее встреча с дофином, который решил использовать популярность "новой святой".

Ей дали возможность присоединиться к войскам, которые шли на помощь Орлеану; одетая в рыцарские доспехи Жанна д'Арк принимала личное участие в сражениях; ее появление в армии воодушевляло воинов. Осада с Орлеана была снята. После этого состоялась коронация Карла VII. Слава об "Орлеанской деве" распространилась по всей Франции; она предлагала пойти на Париж. Но феодалы стали уже ею тяготиться, ей поручались мелкие опасные военные операции. Она была взята в плен бургундцами, которые за деньги передали ее англичанам. Жанна д'Арк была обвинена в колдовстве и 30 мая 1431 г. по приговору церковного суда в Руане была сожжена. Эта казнь не принесла, однако, никакой пользы англичанам. Общенародный подъем, который проявился в деятельности Жанны д'Арк, сплотил вокруг короля и крестьянство, и дворянство, и бюргерство. В 1436 г. Карл VII въехал в Париж. Столетняя война закончилась в 1453 г. изгнанием из Франции англичан.

100-летняя война принесла Франции страшные опустошения; ее население сократилось на целую треть. Но Франция достигла значительных успехов в отношении политической централизации. Крупные феодалы во время войны окончательно скомпрометировали себя в глазах населения. Королевская власть при всех неудачах показала себя как центр образующейся нации. В условиях войны королевская власть получила в распоряжение наемную армию и регулярные налоги.

В 1439 г. Генеральные Штаты разрешили Карлу VII сбор еще одного постоянного налога с имущества (так называемый тальи). Постоянные налоги и постоянная армия, делая короля независимым от феодального ополчения и от Генеральных Штатов, значительно усиливала его власть.

При преемнике Карла VII короле Людовике XI (1461 — 1483 гг.) завершается объединение почти всей Франции и подготавливается переход к абсолютной монархии.

Людовик XI был выдающимся политиком своего времени и искуснейшим дипломатом. Прежде всего ему пришлось вести борьбу с бургундским герцогом Карлом Смелым. В 1477 г. в битве при............. Карл Смелый погиб и герцогство Бургундия оказалось под властью Людовика XI. Около того же времени был присоединен Прованс с портовым г. Марсель, игравшим важную роль в средиземноморской торговле.

К концу правления Людовика XI имелись только две территории в пределах Франции, которые не вошли в состав королевского домена. Это город Кале с округом, находившийся во владении англичан, и герцогство Бретань, которые стало частью королевского домена с 1491 г. После этого Франция превратилась в одно из самых больших централизованных государств в Европе.

Людовик XI много делал для развития торговли и промышленности; при нем была отменена часть внутренних пошлин, что способствовало значительному оживлению внутренней торговли. В Лионе были учреждены ярмарки, которые вскоре затмили женевские. Людовик XI положил начало политике меркантелизма; был запрещен вывоз за границу золота и серебра; ценность вывоза товаров превышала ценность ввоза.

В 1484 г. были созваны Генеральные Штаты, которые вотировали требуемую королем Карлом VIII субсидию; после этого они не созывались в течение 75 лет.

Генеральные Штаты были исторически необходимым этапом в переходе от феодальной раздробленности к абсолютизму; они в целом способствовали укреплению королевской власти. Выполнив эту задачу, они перестают созываться королевской властью.

С конца XIV в. стали созываться собрания нотаблей, которые в отличие от Генеральных Штатов не избирались, но приглашались королем от духовенства, дворянства и третьего сословия. Нотабли решали вопрос о субсидиях, они высказывали рекомендации, пожелания, которые не были обязательным для королевской власти.

В отдельных провинциях (Провансе, Бретани, Бургундии, Нормандии) существовали местные Штаты, которые по мере усиления королевской власти были поставлены под контроль должностных лиц центральной администрации.

Таким образом Франция вступила в XVI век крупным централизованным национальным государством, экономические более развитой чем Германия, Италия, Испания, скандинавские страны. В стране стали развиваться новые мануфактуры: ковровые, стекольные, зеркальные, фаянсовые. Слава парижской парфюмерии и ювелирного бела была общепризнанной. Французские типографии печатали книги.

Но все же по сравнению с Англией и Нидерландами экономическое развитие Франции было замедленным.

Французская деревня продолжала сохранять свой феодальный облик. Основная масса крестьян состояла из наследственных держателей земли, которые платили чинш помещику, большие государственные налоги, десятину в пользу католической церкви.

Крестьянин, хотя и считался формально лично свободным, должен был кроме уплаты ценза (чинша) нести разнообразные повинности в пользу сеньора; он был также подсуден сеньориальному суду.

Что касается французского дворянства, то из всех феодальных прослоек наиболее богатой и политически наиболее значимой в первой половине XVI в. была титулованная аристократия. Так принцы и герцоги преобладали в королевском совете, занимали губернаторские посты в провинции, командовали армией и флотом.

Мелкое и среднее дворянство ("дворянство шпаги") разорилось, их положение особенно ухудшилось в связи с "революцией цен", которая обесценила денежный ценз, уплачиваемый крестьянством. Многим дворянам пришлось частично или полностью продать свои родовые поместья. Доходные и влиятельные должности административного аппарата были для недоступны из-за свой высокой стоимости. Только в армии "дворянство шпаги" играло важную роль.

Наряду с этим в XVI в. происходил процесс образования нового дворянства ("людей мантии"), представлявшего собой служило-землевладельческий дворянский слой (верхушку чиновничества буржуазного по своему происхождению). Преобладая в парламенте и судах, а также в высших фискальных учреждениях, "люди мантии" все более усиливали свое влияние. Продолжая традиции своих предшественников — легистов они противостояли феодальной знати с ее склонностью к децентрализации, насилию и произволу.

История Франции первой половины XVI в. при трех преемниках Людовика XI — Карле VIII, Людовике XII и особенно при Франциске I (1515 — 1547 гг.) — была историей становления абсолютной монархии. Генеральные Штаты перестали созываться. Были упразднены также многие из провинциальных штатов и значительно ограничена компетенция оставшихся. Король самостоятельно решал налоговые вопросы, в его распоряжении была большая армия. Французские монархи сумели подчинить себе также церковь. Франциск I заключил с папой особый договор (Болонский конкордат 1516 г.), согласно которому король получил право участия в назначении высших духовных иерархов и право частично распоряжаться церковным имуществом. К рассматриваемому времени относится и французское Возрождение, на которое большое влияние оказала итальянская культура. Время Возрождения во Франции было вместе с тем и временем распространения в ней реформационных идей. В результате во второй половине XVI в. начинается во Франции длительный период гражданских войн.

Внешним поводом к этим войнам послужили религиозные распри между католиками и французскими протестантами (кальвинистами-гугенотами), но действительное их значение в том, что они — последние в стране абсолютной власти монарха. Заодно с дворянами выступали некоторые слои французской буржуазии. Гугеноты-дворяне ставили также цель секуляризации церковных земель.

Религиозные войны второй половины XVI в. окончились компромиссом между противостоящими сторонами, что нашло отражение в Нантском эдикте 1598 г. короля Генриха IV Бурбона. По этому эдикту католицизм сохранял статус господствующей религии; но гугеноты получили возможность использовать свою религию, получили право свои синоды, иметь при короле своих особых представителей; гугенотам разрешалось занимать государственные должности наравне с католиками. Гугеноты сохранили свои вооруженные силы, около 200 крепостей с гарнизонами.

Следует отметить, что наиболее крупные гугенотское дворянство начало отходить от политической оппозиции и вместе с этим меняло свою религию, возвращаясь по примеру Генриха Наваррского в католицизм. Протестантизм в изменившейся обстановке аристократам уже не был нужен.

24. Право феодальной франции,его источники. Кутюмы и их сборники.

Право средневековой Франции

Право в средневековой Франции представляло собой конгломерат многочисленных правовых систем, действие которых распространялось или на определенный круг лиц (духовенство, торговцы), или на какую-либо определенную территорию.

Источники права:

– обычай – важнейший источник права;

– сборники обычного права – кутюм;

– римское право;

– нормы канонического права;

– нормы городского права – городские хартии, решения городских судов и муниципалитетов;

– законодательные акты королей – установления, ордонансы, эдикты, приказы, декларации и др.;

– судебная практика парламентов, особенно Парижского парламента.

Земля имела особую ценность, что отражалось детальной регламентацией данного правового института. Было закреплены исключительные привилегии дворянства и духовенства на землю, кроме того, земля не находилась в неограниченной собственности одного лица, а выступала как собственность двух или более лиц, принадлежавшим а разным ступеням сословной лестницы. Права земельного собственника рассматривались не как индивидуальные, а как семейно-родовые, распоряжение родовыми землями становилось под контроль родственников.

Основные виды договоров:

– купля-продажа;

– аренда, в том числе краткосрочная;

– займ;

– залог.

Брак и семья регулировались в основном каноническим правом, родительская власть рассматривалась как своеобразная опека и сохранялась до совершеннолетия детей.

В наследственном праве характерным институтом был майорат – передача по наследству земельного имущества умершего старшему сыну.

Виды преступлений:

1) против государства:

– измена королю;

– заговор против государства.

2) против частных лиц:

– убийство;

– кража;

– нанесение повреждений.

3) против религии:

– богохульство;

– колдовство.

Виды уголовных наказаний:

1) тяжкие:

– смертная казнь;

– тюремное заключение.

2) членовредительные и телесные:

– отрезание ушей;

– отрезание языка.

3) позорящие:

– штраф с выставлением у позорного столба.

4) прочие наказания:

– штрафы;

– публичные наказания.

Судебный процесс до конца XII в. носил обвинительный характер, позднее – розыскной (инквизиционный), что имело отражение в следующем:

– уголовное преследование могло быть возбуждено не только потерпевшим, но и государственными органами (прокурором, судом), которые по собственной инициативе проводили розыск преступника;

– использование пытки для получения признания обвиняемого;

– отсутствие гласности при рассмотрении дела;

– господствовала система формальных доказательств;

– существовали две стадии процесса: предварительное расследование и судебное разбирательство.

Источники права. В истории французского права нашли свое наиболее полное отражение типические черты средневекового права Западной Европы. В течение всей эпохи средневековья множественность и партикуляризм источников права, отражавшие разобщенность самого феодального общества, препятствовали образованию во Франции единой национальной правовой системы. Несмотря на политическое объединение страны, религиозно-духовную общность и утверждение абсолютизма, французское право вплоть до революции 1789 года представляло собой конгломерат многочисленных правовых систем, действие которых распространялось или на определенный круг лиц (духовенство, торговцы и т.д.), или на какую-либо конкретную, часто небольшую по размерам территорию. Как язвительно заметил Вольтер, во Франции, "меняя почтовых лошадей, меняют право".

Важнейшим источником права, придававшим ему особую пестроту, был обычай. К Х в. во Франции практически перестали действовать Салическая правда и другие варварские обычаи, которые применялись по персональному принципу. На смену им в условиях феодальной раздробленности пришли территориальные правовые обычаи (кутюмы) отдельных регионов, сеньорий и даже общин. В рамках крупных феодальных владений (Нормандия, Анжу,

Бретань и др.) они отличались большим разнообразием. Особенно велика была роль кутюмов в северной Франции, которую даже называли в связи с этим "страной обычного права".

Обычаи складывались в устной форме (отсюда север Франции носил название "страны неписаного права"); они формировались на основе обыкновений, признававшихся из поколения в поколение на какой-либо определенной территории, местного или регионального масштаба. Сила и авторитет обычного права определялись тем, что оно отражало реальные потребности территориальных коллективов феодального общества, возникало, как правило, из компромисса и не зависело всецело от произвола государственной власти. Поэтому и соблюдение кутюмов в большинстве случаев было добровольным, хотя они и приобретали обязательную силу, подкрепляемую прежде всего судебной властью.

Для признания обычаев в судах было необходимо, чтобы они были известны с "незапамятных времен", т.е. по крайней мере 40 лет. Начиная с XII в. отдельные кутюмы стали записываться, а к середине XIII в. в Нормандии был составлен сравнительно полный сборник обычного права — Большой кутюм Нормандии, который использовался в судебной практике. С этого времени появляется ряд частных записей местного обычного права, сделанных королевскими судьями и логистами. Одной из таких ранних записей стал "Совет другу" (1253 год), принадлежавший перу Пьера де Фонтена. Но наиболее известным и популярным в средневековой Франции,. стал сборник обычаев — Кутюмы Бовези (около 1283 года), автором которых был королевский бальи Филипп де Бомануар. Хотя этот сборник опирался прежде всего на запись кутюмов одного из судебных округов графства Клермонта (на северо-западе Франции), Филипп де Бомануар дал в своем сочинении более широкий обзор обычного права со ссылками на кутюмы других судебных округов и с добавлением ряда положений канонического и римского права. Сборник, состоявший из пролога и 70 глав, хотя и не давал системного и цельного изложения правового материала, описывал большое количество кутюмов по различным вопросам права (организация суда и процесс, правовой статус разных категорий лиц, юридический режим земельных владений и т.д.). Кутюмы Бовези подтверждали принцип непреложности правовых обычаев не только для местных жителей, но и для государственной власти: "Король должен сам соблюдать обычаи и заставлять других соблюдать эти обычаи".

За Кутюмами Бовези последовал ряд других подобных сборников: Кутюмы Тулузы (1296 год), Древний кутюм Бретани (1330 год). Особым авторитетом в судах пользовался сборник Большой кутю Франции, составленный в 1389 году.

Поскольку частные сборники обычного права не отличались полнотой, проблема доказывания кутюмов в судах оставалась сложной. Если тот иной обычай вызывал сомнения или оспаривался, судья проводил специальное расследование с допросом десяти местных знатоков обычного права, которые должны были дать единогласный ответ о существовании кутюма и его содержании. Такая процедура порождала много судебных споров и не устраняла юридических трудностей. Так, кутюмы разнообразились в зависимости от местности, но определить ее территориальные границы часто было чрезвычайно сложно.

В 1454 году Карл VII специальным ордонансом предписал всем бальи свести в единые сборники кутюмы их бальяжей и направить для обобщения в Парижский парламент. В соответствии с этим предписанием были составлены, а в XVI в. отредактированы 60 сборников "больших" кутюмов и около 200 сборников "малых" кутюмов.

Составление сборников кутюмов, не ликвидировав пестроты обычного права, способствовало его консервации. Отредактированные кутюмы приобретали ряд качеств, которыми обладает закон: определенность, стабильность, неизменяемость. Но они формально не рассматривались как закон, хотя их редактирование по приказу королевской знати фактически означало государственное санкционирование.

В переработанном виде кутюмы стали более удобными и для их доктринального изложения. Поэтому в XVII—XVIII вв. появляется ряд крупных работ (Лвуазеля, Дома, Потье), в которых была предпринята попытка унифицировать кутюмы и судебные решения по отдельным правовым институтам и тем самым обосновать идею создания единого общефранцузского права.

На Юге Франции постепенно важнейшим источником права становилось римское право, которое имело здесь достаточно глубокие исторические корни. Влияние римского права в Галлии восходило еще к завоевательным походам Юлия Цезаря. Оно сохранило свои позиции и в века, последовавшие за падением римской империи, но трансформировалось в своеобразное галло-римское право, опиравшееся не на византийскую кодификацию Юстиниана, а на упрощенную версию законодательства Феодосия и на варва-ризированный сборник римского права, составленный вестготским королем Алариком. Французские юристы, комментирующие эти памятники римского права и использующие при этом методы, подобные глоссированию, развернули свою деятельность еще до создания знаменитой итальянской школы глоссаторов. Но настоящий ренессанс римского права во Франции начинается XIII в. на Юге страны, что было связано прежде всего с активной деятельностью школы глоссаторов, открывших дорогу для юстинианового римского права. Один из видных представителей этой школы — Плаце-тин — организовал в начале XIII в. преподавание римского права (прежде всего Дигест Юстиниана) в университете Монтпелье. Затем юридические факультеты стали открываться и в других университетах Франции.

Метод, использованный французскими профессорами-глоссаторами, был таким же, который применяли итальянские основатели этой школы. Они комментировали Дигесты Юстиниана, вписывая в их текст комментарии и пояснения (глоссы), которые в свою очередь также изучались, обобщались и глоссировались. Возрожденное таким образом и объясненное глоссаторами римское право выступало во Франции как "право ученых", оно оставалось далеким от практики королевских судов.

Отношение королевской власти к римскому праву во Франции сначала было двойственным. С одной стороны, для укрепления своей власти короли ссылались на многие формулы римского публичного права, использовали легистов в государственном аппарате. Но, с другой стороны, узаконение римского права могло быть понято как признание верховенства римско-германского императора. Поэтому король Филипп Август даже запретил преподавание римского права в Парижском университете, хотя оно изучалось в других университетах королевского домена. В Парижском университете официально преподавание римского права было разрешено в 1679 году при короле Людовике XIV.

Признав доктринальное значение римского права, французские короли ограничивали его практическое применение. Людовик Святой (XIII в.) постановил, что оно не является обязательным во французском королевстве. Филипп Смелый запретил практикующим юристам использовать римское право в стране обычного права. Что же касается Юга, то здесь был найден своеобразный выход в том, что королевская власть (с 1312 года при Филиппе Красивом) признала римское право как своего рода вид "писаного обычая". Отсюда Юг Франции первоначально считался страной обычного права, и только с XIV в. за ним окончательно закрепилось назва-. ние "страны писаного права". Впрочем демаркационная линия между этими двумя территориальными правовыми массивами Франции никогда не была абсолютно точной и безусловной.

Постепенно на Юге местные правовые обычаи приходили в упадок, а римское право, которое во все большей степени следовало юстиниановым образцам, признавалось в качестве общего права и проникало в судебную практику. В XIV—XV вв. этот процесс затронул и страну неписаного права. Хотя здесь римское право рассматривалось лишь в качестве писаного разума и дополнительного источника права, оно оказывало заметное влияние на кутюмы в ходе их редактирования и записи. Этому способствовала деятельность парламентов, где в это время большим авторитетом пользовались постглоссаторы (бартолисты). Особую роль в использовании метода схоластики и формулировании общих принципов римского права сыграли профессора Орлеанского университета де Ре-веньи и де Бельпарш, последователи известного итальянского постглоссатора Бартола. Французские бартолисты адаптировали римское право к условиям средневекового общества, т.е. к потребностям судебной практики. Влияние бартолистов, выводивших из римских текстов общие принципы права, сказалось и в последующие века, о чем свидетельствуют, в частности, Пандекты, изданные в 1748 году известным юристом Потье,

В XVI в. во Франции сложилась и своя школа римского права, получившая название школы гуманистов. Представители этой школы, отражая идея эпохи Возрождения, отвергали методы схоластики и дедукции, присущие постглоссаторам. Если бартолисты изучали римское право для практических нужд, то юристы-гуманисты стали изучать его как таковое, взятое само по себе, пользу-ясь при этом историческим методом. Этот метод был привнесен во Францию итальянским профессором Альциатом, который преподавал сначала в Авцньоне, а затем (1529—1550 гг.) в университете Бурже. Он считал, что необходимо устанавливать подлинный смысл оригинальных текстов римского права и соотносить их с историческими условиями, в которых они создавались. Юристы-гуманисты создали в Бурже интеллектуальный центр с привлечением специалистов по античной филологии, истории,, изящным искусствам, которые позволили поставить на более высокий научный уровень изучение кодификации Юстиниана, Законов XII таблиц и других римских юридических древностей. Наибольшую известность в этой школе приобрел Жак Куяций (1522—1590 гг.), признанный "князем романистов". Его труды состояли главным образом из комментариев к фрагментам работ римских юристов, представленных в кодификации Юстиниана. Ж. Куяций, привлекая дополнительные и вновь обнаруженные документы (из Ульпиана, Кодекса Феодосия и др.), устранял последующие напластования и искажения, восстанавливал подлинные римские тексты. Большую работу в этом направлении провел другой видный представитель школы гуманистов — Жак Годофрой. Пользуясь историческим методом, выявляя и устраняя интерполяции, он реконструировал Кодекс императора Феодосия. Юристы-гуманисты, ориентированные на научное изучение римского права, не повлияли на судебную практику, а поэтому в XVII—XVIII вв. вновь уступили позиции бартолистам. Но их труды готовили почву для последующего использования конструкций римского права в послереволюционном законодательстве Франции. Таким образом, можно сделать вывод, что в средневековье римское право выступало не только как важнейший источник действующего права, но и как составной элемент формирующейся национальной правовой культуры.

К числу важных источников права, действовавших в равной мере на территории всей страны, относились также нормы канонического права. Право церкви создавать собственную юридическую систему для внутреннего употребления признавалось в римской империи и в монархии франков, откуда во Францию и перешло каноническое право. Своего апогея здесь оно достигло в Х11-XIII вв., когда расширилась компетенция церковных трибуналов, которые, сохранив свои властные функции над клириками, существенным образом расширили свою юрисдикцию в отношении светского населения. В последующие века в ходе упорной борьбы королевской власти за укрепление своих судебных полномочий сфера действия канонического права во Франции начинает сужаться. Королевский ордонанс 1539 года запретил церковным судам рассматривать дела, касающиеся не клириков, а светских лиц. К этому времени утверждается положение, согласно которому король один осуществляет власть в королевстве, а поэтому декреталии римских пап и постановления церковных соборов не являются обязательными для французов. В число королевских полномочий в период становления абсолютизма было включено придание обязательной силы нормам канонического права. В конечном счете в основу действия канонического права во Франции были положены следующие принципы.

В отношении старого канонического права, выработанного в период средневековья и включенного в Свод канонического права, действовала презумпция, согласно которой оно молчаливо признается королевской властью. Спорной оставалась только юридическая сила "Книги шестой", промульгированной в период острой ссоры Бонифация VIII и Филиппа Красивого.

Нормы канонического права, принятые церковью уже после утверждения свода канонического законодательства (1582 год), требовали специальной королевской санкции. Фактически королевские суды стали принимать во внимание лишь те акты церковных соборов и римских пап, которые сопровождались специальными королевскими грамотами, означавшими их официальную промульгацию. Более того, такие грамоты подлежали регистрации в парламентах, что означало их верификацию. Так, Болонский конкордат 1516 года, опубликованный в виде папской буллы, приобрел во Франции обязательную силу лишь после того, как к его тексту были составлены специальные королевские грамоты, зарегистрированные не без трудностей в Парижском парламенте. Благодаря такой юридической процедуре некоторые церковные постановления (например, решения трентского собора) вводились в действие не в полном объеме. Вмешательство королевской власти в применение норм канонического права привело к тому, что отдельные церковные каноны (особенно XXIV канон, посвященный брачно-семейным отношениям), действовали со многими национальными особенностями.

Большое значение во Франции в период средневековья имело и городское право, которое рассматривалось как своего рода обычное право. Оно отличалось значительным разнообразием, но ему были присущи и общие черты. Основным источником этого права являлись городские хартии, имевшие нормативный характер и отражавшие компромисс городского населения с королем или отдельными сеньорами. В хартиях и основанных на них внутренних регламентах городов предусматривалось поддержание мира и порядка, признавались важные права и свободы граждан, не защищенные обычным феодальным правом (право на жизнь и имущество горожан, неприкосновенность жилища и т.п.), регламентировалась торгово-ремесленная деятельность.

Постепенное развитие внутренней, а особенно международной торговли выявило и очевидные недостатки городского права, носившего местный партикулярный характер. Поэтому с XII в. в отношениях между купцами начинают использоваться нормы международного морского и торгового права, позаимствованные из сборников морских обычаев и торговых обыкновений, записанных в итальянских и испанских городах (Пизе, Барселоне и др.). Со временем такие сборники стали составляться и во Франции. Наибольшую известность из них получил Реестр торговых и морских обыкновений, составленный в XIII в. в Олероне и применявшийся во многих портовых городах Франции и Англии.

По мере усиления королевской власти все более важное место среди других источников права занимают законодательные акты королей: установления, ордонансы, эдикты, приказы, декларации и др. Начиная с Филиппа Красивого (конец XIII — начало XIV в.) королевские акты чаще всего стали именоваться ордонансами.

Вплоть до второй половины XVII в. королевское законодательство не отличалось систематизацией и классификацией содержащегося в нем материала. Нередко ордонансы были многопрофильные, как, например, Ордонанс Мулена 1566 года, включавший в себя нормы, относящиеся к ипотекам, к судебным доказательствам, к полномочиям губернаторов провинций. Королевское законодательство часто страдало декларативностью, его Применение порождало постоянные судебные трудности.

К середине XVI в. королевских ордонансов накопилось так много, что Генеральные штаты неоднократно требовали от короля их кодификации с целью устранения путаницы и противоречий в законодательстве. В связи с этим известным юристом Бриссоном была подготовлена обширная компиляция, составленная на основе действующего королевского законодательства. Эта компиляция, известная под названием Кодекс Генриха III, была опубликована в 1587 году как частное произведение, но пользовалась большим авторитетом в судах. Во второй половине XVII и в XVIII в., особенно при короле Людовике XIV, кодификационные работы поднимаются на более высокую ступень. Под руководством Кольбера был создан специальный Совет по реформе законодательства. В это. время издается серия королевских законов (так называемых больших ордонансов), которые по существу кодифицируют правовые нормы в области уголовного права и процесса, торгового и морского права, завещаний и т.д. Однако законодательные акты королей, которые затронули сравнительно небольшой круг общественных отношений, связанных главным образом с публичным порядком, не могли ввести во французское право системность.

В качестве дополнительного и сравнительно менее значимого источника французского средневекового права выступала судебная практика парламентов, особенно Парижского парламента. По многим вопросам, в частности, связанным с применением кутюмов, решения парламентов, вынесенные по отдельным делам, приобретали нормативно-обязательную силу.

История государства и права зарубежных стран

Зайков Д.Е.

2008 год

25. абсолютная монархия во франции.

Хотя установление абсолютной монархии во Франции связано, главным образом, с именами кардинала Ришелье и короля Людовика XIV, нельзя сказать, что она была их творением. Они только достроили то здание, которое постепенно возводилось в течение нескольких столетий. Рост королевской власти во Франции самым тесным образом связан с постепенным территориальным и национальным объединением страны после Столетней войны. Причем объединение обособленных первоначально феодальных территорий в королевский домен способствовало естественным образом и сплочению национальному; и то, и другое вместе способствовали упрочению королевской власти. Объединенная в руках короля Франция давала прочную реальную опору королевскому могуществу и тем самым обеспечила процесс дефеодализации королевской власти, то есть процесс постепенного ее отрыва от средневековых феодальных основ и утверждения ее на новых, государственно-правовых началах.

Исходным пунктом этого процесса во Франции, как и всюду, является возрождение римского права с сопутствующей ему идейной реставрацией неограниченной власти государя. Итальянское возрождение римского права скоро нашло отголоски во Франции уже при Филиппе Августе (годы правления 1180-1223), Людовике IX Святом (1226-1270) и при Филиппе IV Красивом (1285-1314). Про короля начинают говорить, что он — живой закон. С конца XVI века наступает новый подъем королевской власти, и вместе с тем наблюдается решительный поворот в области политических идей, выразителем которых стал один из замечательных мыслителей своего века Жан Боден (1530-1596). В своем сочинении «О республике» (1576 год) он возвращается к римскому пониманию государства и власти. Сущность государства, по его представлению, заключается в верховной власти, которая обладает тремя главными атрибутами: постоянством, неограниченностью и единством. Она постоянна, потому что всякая временная власть не может быть верховной. Не верховная она, если ограничена какими-либо условиями. Она едина, значит, не может быть поделена, например, между монархом и народным представительством.

Другим существенным фактором процесса была постепенная победа принципа наследственности над принципом избирательности в порядке передачи королевской короны. Родоначальником первой царствующей династии во Франции стал Гуго Капет, избранный на престол в 987 году. Нужно заметить, что избиравшие его феодальные сеньоры отнюдь не собирались отказываться от права выбирать себе королей и впредь, но делать им этого больше не пришлось: королевская корона из избирательной превратилась в наследственную. Случилось это благодаря целой совокупности обстоятельств, из которых наиболее существенную роль играли: 1) непрерывность мужской линии капетингской фамилии в течение трех с половиной столетий (987-1328 гг.); 2) общая тенденция к наследственности всякого рода государственных должностей; 3) дальновидная политика самих капетингских королей, которые искусно умели пользоваться обоими отмеченными обстоятельствами в целях упрочения положения своей династии.

При наличии первых двух обстоятельств каждому из королей не стоило особенного труда склонить феодалов к «избранию» своего старшего сына на престол в качестве предполагаемого наследника. Вплоть до коронации Филиппа Августа монархи систематически заручались таким предварительным избранием. Начиная с Филиппа II Августа такая практика прекращается: она становится излишней формальностью. В силу длинного ряда прецедентов факт успел уже приобрести значение права.

Благодаря окончательно утвердившемуся принципу наследственности короны, с одной стороны, и благодаря территориальному усилению короля — с другой, при Филиппе Августе французская монархия делает решительный шаг к фактическому отделению королевской власти от ее первоначальных феодально-правовых основ. Характерен в этом отношении следующий эпизод. Филипп Август присоединил к своему домену графство Амьенское и в силу феодального обычая принял титул графа Амьенского. Но графы Амьенские состояли в вассальных отношениях к епископам Амьенским. Становясь графом Амьенским, Филипп Август делался в силу феодального права вассалом епископа Амьенского, которому как своему сюзерену должен был принести присягу верности. Поэтому закон был на стороне епископа, когда тот потребовал такой присяги. «Я не могу, я не должен никому давать присяги», — ответил Филипп. По какому праву он отказался от исполнения одного из категорических предписаний феодального права? Ответ может быть только один: по праву короля. Так рядом с ветхим зданием феодального права корона воздвигает новое здание, здание права королевского.

К началу XVI века завершается территориальное собирание Франции и вместе с ним заканчивается государственно-правовой процесс дефеодализации королевской власти. Франциск I (годы правления 1515-1547) представляет собой уже государя в новом смысле. Он — государь Божьей милостью, управляющий государством посредством чиновников, командующий всеми вооружёнными силами королевства, держащий в своих руках верховную судебную и законодательную власть и не знающий никаких правовых ограничений своей власти. Одним словом, он — государь и государь абсолютный. Не существует более никакой власти в государстве, которая могла бы конкурировать с короной. С этого момента абсолютизм представляет собой совершившийся факт. Сам парижский парламент, который столетие спустя сделается ярым антагонистом короны, провозгласил во всеуслышание неограниченность королевской власти в качестве одного из основных начал государственного строя Франции. «Мы хорошо знаем, — говорил, обращаясь к Франциску, от имени парламента его президент, — мы хорошо знаем, что Вы выше законов, и ордонансы не имеют для Вас принудительной силы». Сравнивая современную им эпоху с ещё недавним прошлым, старые вельможи меланхолически вздыхали: когда-то наши короли именовались "короли над свободными людьми", теперь им следовало бы именоваться "короли над рабами".

Свои идеи и представления о королевской власти Генрих IV активно проводил на практике. Начать с того, что вопреки многочисленным прецедентам, он по вступлении на престол не счёл нужным созывать Генеральные штаты, а ограничился лишь созывом именитых граждан в Руане в 1596 году для простого „совещания“. Не особенно щадил Генрих и муниципальные вольности городов, замещая при случае выборные городские должности по своему усмотрению. Нельзя сказать также, чтобы он относился с неизменным уважением к традиционной независимости суда, не отступая при случае перед личным вмешательством в дело правосудия, что, впрочем, не противоречило тогдашним правовым понятиям, по которым король был главным судьей в королевстве. Не особенно церемонился новый монарх и с вольностями церкви, назначая, где нужно, епископов по своему усмотрению, и не стесняясь каноническими правилами. Одним словом, Генрих IV ведет себя совершенно, как абсолютный государь, и во все продолжение своего царствования ни разу не созывает Генеральных штатов. Единственная ограниченность королевского абсолютизма заключается в личной умеренности и такте самого короля, считавшего за правило, что „король не должен делать всего, что может“.

Получив раз известие, что в Шампани крестьяне подвергаются грабежам со стороны королевских солдат, Генрих немедленно отправил туда гонцов с приказом "водворить порядок", дав им следующие наставления: "Если разорять мой народ, кто будет меня кормить? кто будет нести государственные повинности? кто будет оплачивать ваше жалование и пенсии? Боже сохрани! Кто обижает мой народ, тот меня обижает!" Не довольствуясь только мерами охранения, Генрих IV принимает ряд мер, направленных на поощрение развития сельского хозяйства: разрешается свободная торговля хлебом внутри королевства и свободный вывоз его за границу; за счет королевской казны осушаются болота; принимаются меры по охране лесов от истребления и так далее. И если не сбылось буквальным образом приписываемое Генриху пожелание, чтобы "у каждого крестьянина по воскресеньям была курица в супе", то, во всяком случае, благожелательные меры этого монарха не остались без положительных результатов.

Наконец, внешняя торговля также не ускользает от внимания Генриха. Открытие Америки и морского пути в Индию разом широко раздвинуло рамки международной торговли. Заслуживает быть отмеченным тот факт, что при Генрихе IV Франция впервые становится колониальной державой. Первая колония, основанная при нем в Северной Америке (Канаде), получила название Новой Франции. Тогда же были сделаны первые попытки основать французскую колонию в Гвиане, осуществленные, правда, лишь при Ришелье. Результатом хозяйственной политики Генриха IV было упорядочение финансов, уменьшение налогового бремени (кстати, с тех пор податная тяжесть во Франции никогда не уменьшалась) и подъем народного благосостояния. Генрих IV был последним из французских королей, который оставил своему преемнику запасной фонд, последующие монархи неизменно завещали своим преемникам долги, размеры которых увеличивались с каждым царствованием.

Генриха IV уже можно назвать абсолютным монархом. Но абсолютизм этот был слишком тесно связан с личностью самого монарха и с конкретными условиями исторического момента. Ему по-прежнему недоставало сколько-нибудь прочной организации: у королевской власти не было постоянных и послушных органов. Выполнение этой задачи во французской истории связано, главным образом, с двумя именами: кардинала Ришелье и короля Людовика XIV. Слабость монархической организации обнаружилась тотчас после смерти Генриха IV, когда власть за малолетством Людовика XIII оказалась в слабых руках к тому же недалекой женщины Марии Медичи, объявленной опекуншей своего малолетнего сына. Все, что скрепя сердце, преклонялось перед мощью Генриха IV, снова подняло голову.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 923 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.036 с)...