Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

ИГиП 19 Возникновение государства у салических франков



Развитие феодального государства у франков можно разделить на два этапа:

1) VI-VII вв. – период монархии Меровингов;

2) VIII в. – первая половина IX в. – период монархии Каролингов.

Возникновение государства у франков связано с именем одного из военных вождей - Хлодвига из рода Меровингов. Под его предводительством на рубеже V-VI вв. франками была завоевана основная часть Галлии. Образование нового государства сопровождалось развитием в недрах франкского общества феодализма, становлением новых отношений собственности и формированием классов (феодалов и крепостных крестьян).

Государство франков по своей форме было раннефеодальной монархией. Оно возникло в переходном от общинного к феодально­му строю, которое миновало в своем развитии стадию рабовладения. Это общество характеризуется многоукладностью (сочетанием рабовладельческих, родоплеменных, общинных, феодальных отношений), незавершенностью процесса создания основных классов феодального общества.

Хлодвиг стал первым королем франков, стал единоличным правителем. Принял христианство, что обеспечило ему поддержку галло-римской знати и католической церкви. По приказу Хлодвига была проведена кодификация права. В начале VI века была издана “Салическая правда”. “Салическая правда” - фиксированный перечень правовых обычаев, являющийся первым типичным памятником средневекового обычного права.“Салическая правда” представляет собой попытку введения юридической системы, основанной на штрафах (вергельдах, которые взимались с преступника в дополнение к возмещению имущества и обычно передавались конунгу).

В политическом отношении Франкское королевство при Меровингах (VI-VIIвв.) не было единым государством. Сыновья Хлодвига после его смерти начали междоусобную войну, которая продолжалась более ста лет. Но именно в этот период произошло формирование новых социально-классовых отношений. С целью привлечения франкской знати короли практиковали широкую раздачу земли. Подаренные земли становились наследственной и свободно отчуждаемой собственностью (аллодом). Постепенно происходило превращение дружинников в феодалов-землевладельцев. Важные изменения происходили и в среде крестьянства. В марке (крестьянской общине у франков) утверждалась частная собственность на землю (аллод). Активизировался процесс имущественного расслоения и обезземеливания крестьян, которое сопровождалось наступлением феодалов на их личную свободу. Существовало две формы закабаления: с помощью прекария и коммендации. Прекарием назывался договор, по которому феодал предоставлял крестьянину участок земли на условиях выполнения определенных повинностей.

Коммендация означала передачу себя под покровительство феодала. Она предусматривала передачу господину права собственности на землю с последующим ее возвращением в виде держания, установление личной зависимости крестьянина от своего патрона и выполнение в его пользу ряда повинностей. Все это постепенно привело к закабалению крестьянства.

По мере того, как уменьшался земельный фонд королей, росло могущество крупных землевладельцев. Весь VII в. прошел под знаком ослабления королевской власти. В конечном счете короли были почти полностью отстранены от управления страной. Наступает так называемый период “ленивых королей”. Фактическим главой государства становится майордом – высшее должностное лицо в королевстве. К VIII в. этот пост стал наследственным достоянием рода Пипинидов.

В первой половине VIII в. майордом из этого рода Карл Мартелл провел ряд реформ, имевших важнейшие последствия для структуры франкского общества. Земли и жившие на них крестьяне стали передаваться не в полную собственность, а в условное пожизненное держание - бенефиций. Держатель бенефиция должен был нести службу, главным образом военную, в пользу лица, вручившего землю. Объем службы определялся размерами бенефиция. Отказ от службы лишал права на бенефиции.

20. Эволюция государственности у салических франков (правление династии Каролингов).

Сын Карла Мартелла, Пипин Короткий при поддержке Папы римского, провозгласил себя королем франкского государства. Смена правящей династии, означала начало нового периода в истории государства франков – правления Каролингов.

Реформы, проведенные Карлом Мартеллом, укрепили центральную власть (правда, как показало будущее – ненадолго…). Это позволило новому королю путем завоевательных войн расширить территорию государства.

Такую политику продолжил и преемник (сын) Пипина – Карл Великий (768 – 814). При нем государство франков достигло пика своего могущества и максимального территориального расширения. Победив лангобардов, Карл присоединил их владения к территории своего государства, разгром арабов (постоянно угрожавших государству с юга) и завоевание территорий саксов (772 – 804) еще более укрепили франкское государство.

Успехи во внутренней и внешней политике и опора на христианскую церковь, позволили изменить статус монарха – в 800 г., Карл получает от Папы Римского титул императора государство франков становиться империей, а монархическая власть достигает своего максимального развития.

Государственный аппарат претерпевает существенные изменения:

  1. Значительное разрастание аппарата (появление новых должностей вызвано развитием отношений и усложнением управления);
  2. Появляется специализация (каждой должности соответствует определенный круг вопросов и полномочия ее носителей);
  3. Ликвидирована должность майордома;

В результате он приобретает примерно такой вид:


Императорский двор Собрания знати
Центральный аппарат управления по-прежнему сохраняет черты дворцовой системы. Вместе с тем, происходят следующие изменения:
  1. Сенешаль – руководил делами дворца (можно рассматривать как аналог майордома);
  2. Пфальцграф – осуществлял королевское правосудие;
  3. Маршал – командующий армией;
  4. Камерарий – распоряжался финансами и казной;
  5. Канцлер – дипломатия, общегосударственный дела, подготовка законопроектов;
  6. Архикапеллан – высшее духовное лицо.
Несмотря на усиление власти короля, собрания знати сохранились. Полностью подчинить себе феодалов, франкским королям так и не удалось. Хотя роль собраний знати в этот период снижается, важнейшие вопросы все равно приходилось решать вместе с высшей знатью страны. В этом смысле, несмотря на название «империя» (предполагающее абсолютную власть императора), государство франков в действительности ей не являлось.

Вообще, успехи первых Каролингов во многом объяснялись тем, что период их правления совпал со временем, когда основная часть знати нуждалась в политической консолидации для подчинения свободного населения. Сильная королевская власть была выгодна для решения этой задачи (следовательно, феодалы поддерживают короля).

По мере развития феодальных отношений в государстве франков происходят следующие изменения:

Изменения в общественном и государственном строе (VIII – IX вв.)
Феодализация общества происходит в результате развития отношений покровительства (коммендации) и особого правового института - прекария. Коммендация – это отдание «слабого» (например разорившегося землевладельца) под покровительство «сильного» (феодала). В результате свободное население превращается в феодально-зависимое. Прекарий –институт сходный по сущности у коммендацией и тесно связанный с ней. Мелкие собственники передавали («дарили») свою землю феодалу (и получали обратно, уже в виде владения). В VIII – нач. IX вв. в наиболее развитой части франкского государства (в междуречье Рейна и Луары) большинство свободных аллодистов и их земель перешло под власть знати. Ведущим типом хозяйства стала крупная вотчина с доменом. В господствующем классе распространилась система вассалитета. Благодаря широкому развитию всех этих явлений в междуречье Рейна и Луары в VIII – IX вв. побеждают феодальные отношения. В др. частях Ф. г. феодальный уклад заметно усиливается.
В ходе феодализации изменился и государственный строй - исчезли пережитки общинных институтов в нем:
  1. Общефранкские военные сборы были окончательно заменены ежегодными смотрами феодального конного войска («майские поля»);
  2. Основы правоотношений всех слоев населения определяли королевские капитулярии;
  3. Властью на местах обладали графы и маркграфы, из подчинения которым изымались только владения сеньоров, пользовавшихся иммунитетом;
  4. Общие судебные собрания в округах и сотнях были заменены коллегиями присяжных, назначавшихся сверху;
  5. Было также ограничено участие рядовых свободных в ополчении;
Всё это означало дальнейшее расширение социально-экономической и политической силы знати. В IX в. она добилась установления фактической наследственности земельных владений и должностей; в её среде вновь резко усилились тенденции к политической самостоятельности.

Правление Карла Великого, стало периодом максимального могущества государства франков, однако в нем же скрывались и причины его упадка и разделения.

Феодализация общества достигла своего максимума. Пережитки общинных институтов полностью исчезли. С ликвидацией свободного населения, фактически исчезли и все институты общинной демократии существовавшей в стране.

Политическая власть сосредоточилась в руках знати, влияние которой постоянно возрастало. К IX в. она добилась (наконец то…) фактической наследственности своих земельных владений (которые вообще юридически считались условным держанием). Теперь центральная власть только мешала ей, стремление знати к политической самостоятельности возросло.

В условиях усиления феодалов и обострения междоусобной борьбы между ними, распад государства становиться практически неизбежным.

Уже сын Карла Великого Людовик Благочестивый не смог сохранить целостность империи. В 843 г., по Верденскому договору государство было разделено на три части, которые теперь начали самостоятельное развитие.

История государства франков завершилась.


21.

Варварские правды (лат. Leges barbarorum, буквально - законы варваров), запись обычного права германских племён (вестготов, бургундов, франков и др.), основавших на территории Западной Римской империи свои королевства. К Варварским правдам относятся: Вестготская правда, Бургундская правда,Салическая правда,Рипуарская правда,Алеманнская правда,Баварская правда, Лангобардские законы,Англо-саксонские законы,Саксонская правда, Фризская правда, Тюрингская правда, Правда франков-хамавов. Варварские правды отражают процесс перехода от родового строя к феодальному, протекавший либо в форме синтеза разлагавшихся германских родовых и римских рабовладельческих отношений, либо, по крайней мере, при участии отдельных элементов рабовладельческой формации и её духовной культуры (римского права, письменности, религии и пр.). Варварские правды - важнейший источник для изучения общественного строя складывавшихся раннефеодальных государств Западной Европы. В них отражены различные этапы переходного периода от родоплеменного строя к феодальному. Варварские правды дают возможность проследить процесс разложения общинного строя, переход пахотной земли в собственность отдельных семей, начальный этап классообразования и зарождения государства.

Наиболее полное представление о раннефеодальном праве дают так называемые "варварские правды", в которых были записаны многообразные правовые обычаи, устоявшиеся образцы судебных решений германцев. Одна из самых древних - Салическая правда, составленная в правление Хлодвига в конце V - начале VI в. "Варварские правды" - судебники, руководства для судей. Вместе с тем они не являются сборниками систематически изложенных правовых норм, касающихся всех сторон жизни раннеклассового общества. Зафиксировать все многообразие обычаев было невозможно, особенно если учесть, что записывались они в форме конкретных юридических казусов, взятых непосредственно из жизни. "Если кто-либо умышленно, - записано, например, в Баварской правде, - сбросит лестницу или какой-либо предмет для восхождения и тот останется наверху, то должно уплатить 12 сол." (4, 19). Предметно-наглядная форма правовой нормы в "варварских правдах" соответствовала конкретно-образному правосознанию германцев, для которых язык юридических абстракций был чужд и непонятен.

Для "варварских правд" характерно также подробное описание различных процедур и ритуальных действий, что свидетельствует об их огромном значении в раннефеодальном праве. Совершались эти процедуры обязательно публично, так, например, вызов в суд ответчика при свидетелях, клятва в суде в присутствии соприсяжников и др.

Важная роль правового ритуала была связана с самим характером судопроизводства, не знающего еще сложившегося порядка публичной, государственной защиты жизни и интересов отдельной личности. Основная функция суда у германцев сводилась к организации состязания между сторонами. "Варварские правды" несут на себе печать старых родоплеменных отношений, они выражают еще племенное сознание германцев. В этих памятниках права личность не отделена от коллектива, правоспособность человека определяется принадлежностью к роду, общине, большой семье. Вне этих коллективов человек не имел никаких прав. Изгнание из общины, рода, семьи оставалось одним из самых тяжких наказаний, предусмотренных Салической правдой. Даже ответственность за то или иное правонарушение возлагалась не только на индивида, но и на ту социальную группу, к которой он принадлежал. С племенным сознанием варваров был связан и персональный характер действия норм, зафиксированных в "варварских правдах".





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1254 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...