Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема «русской почвы» в романе Тургенева «Дворянское гнездо». Лаврецкий как «славянофил» и «лишний человек»



Роман «дворянское гнездо» посвящен времени, когда западническая картина мира в сознании достаточно большой часть русской интеллигенции, и Тур здесь не исключение, стала если не вытесняться, то в некоторых существенных пунктах активно корректироваться славянофильской. Действие романа происходит в 1842 г. т.е. как раз тогда, когда в русском образованном обществе начинаются настоящие баталии между представителями западнической и славянофильской партий. В романе «Рудин» Паншин представлен человеком с внутренне пустой личностью, полагающий, что спасение России заключается в механическом копировании западноевропейских образцов. Ему противопоставлен явно пользующийся глубокой авторской симпатией главный герой романа Федор Лаврецкий, выступающий в споре с Паршиным как бы от лица славянофилов и защищающий в их позиции то, что близко самому Тур. При этом Лавр. Не имеет прочной связи со славянофильской доктриной, он мечется между счастьем и долгом, однако вначале горячо защищает (что немыслимо для славянофилов) новоевропейский идеал личного счастья. По сюжету отец хотел сформировать душу юноши на иностранный образец, привить ему любовь ко всему английскому. Именно под влиянием такого воспитания Федор оказался человеком, оторванным от жизни, от народа. Писатель подчеркивает богатство духовных интересов своего героя. Федор является страстным поклонником игры Мочалова («не пропускал ни одного представления»), он глубоко чувствует музыку, красоты природы, словом, все эстетически прекрасное. Лаврецкому нельзя отказать и в трудолюбии. Он очень прилежно учился в университете. Даже после женитьбы, прервавшей почти на два года учебу, Федор Иванович вернулся к самостоятельным занятиям. И после измены жены Федор взял себя в руки и «мог заниматься, работать», хотя скептицизм, подготовленный опытами жизни, воспитаньем, окончательно забрался в его душу. Он стал очень равнодушен ко всему. Это явилось следствием оторванности его от народа, от родной почвы. Ведь Варвара Павловна оторвала его не только от занятий, его работы, но и от родины, заставив его скитаться по западным странам и забыть о долге перед своими крестьянами, перед народом. Правда, с детства его не приучили к систематическому труду, поэтому временами он находился в состоянии бездействия. Лаврецкий сильно отличается от героев, созданных Тургеневым до «Дворянского гнезда». К нему перешли положительные черты Рудина (его возвышенность, романтическое устремление) и Лежнева (трезвость взглядов на вещи, практицизм). Он имеет твердый взгляд на свою роль в жизни – улучшать быт крестьян, он не замыкается в рамки личных интересов.

По́чвенничество — течение русской общественной мысли, родственное славянофильству, противоположное западничеству. Возникло в 1860-х гг. Почвенники признавали особой миссией русского народа спасение всего человечества, проповедовали идею сближения «образованного общества» с народом(«национальной почвой») на религиозно-этической основе. Термин «почвенничество» возник на основе публицистики Фёдора Михайловича Достоевского с характерными для неё призывами вернуться к «своей почве», к народным, национальным началам. Почвенничество восходит к направлению «молодой редакции» журнала «Москвитянин», существовавшей в 1850—1856 годах, и идейно было родственно славянофилам (в том числе их нравственной ориентации на русское крестьянство); вместе с тем представители этого направления признавали положительные начала и в западничестве. Почвенничество выступало против крепостнического дворянства и бюрократии, призывало к «слитию образованности и её представителей с началом народным» и в этом видело залог прогресса в России. Почвенники высказывались за развитие промышленности, торговли, за свободу личности и печати. Принимая «европейскую культуру», они одновременно обличали «гнилой Запад» — его буржуазность и бездуховность, отвергали революционные, социалистические идеи и материализм, противопоставляя им христианские идеалы; полемизировали с журналом «Современник».

Федор Иванович Л. — глубокий, умный и по-настоящему порядочный человек, движимый стремлением к самосовершенствованию, поисками полезного дела, в котором он мог бы приложить свой ум и талант. Страстно любящий Россию и осознающий необходимость сближения с народом, он мечтает о полезной деятельности. Но его активность ограничивается лишь некоторыми переустройствами в имении, и, хотя Л. далек от фразерства Рудина, он не находит применения своим силам. Поэтому «школьное» литературоведение обычно относит его к типу «лишнего человека». Сын помещика и крепостной крестьянки, Л. был рано разлучен с матерью, его воспитание зависело от капризов отца. Уже в сознательном возрасте Л. старается заполнить пробелы своего образования, в 23 года поступает в университет. В чем-то герой Тургенева предвосхищает Пьера Безухова. Как и Пьер, Л. вступает в свет, где влюбляется в ветреную красавицу Варвару Павловну, женится на ней и скоро обнаруживает неверность жены. Разрыв с женой дает герою возможность вернуться в Россию. Уникальность натуры Л. подчеркивает сопоставление с другими персонажами романа. Его искренней любви к России противопоставляется снисходительное пренебрежение, которое демонстрирует светский лев Паншин. Друг Л., Михалевич, называет его байбаком, который лежит всю жизнь и только собирается работать. Тут напрашивается параллель с другим классическим типом русской литературы — Обломовым И.А.Гончарова. Важнейшую роль в раскрытии образа Л. играют его отношения с героиней романа Лизой Калитиной. Они чувствуют общность своих взглядов, понимают, что «и любят и не любят одно и то же». Чувство, возникающее между ними, глубоко поэтично, в него вплетаются мотивы прелестной звездной ночи, необыкновенной музыки, сочиненной старым музыкантом Леммом. Любовь Л. к Лизе — это момент его духовного возрождения, наступившего при возвращении в Россию. Трагическая развязка любви Л. — внезапно возвращается жена, которую он считал умершей, — не оказывается случайностью. Герой видит в этом возмездие за свое равнодушие к общественному долгу, за праздную жкзнь его дедов и прадедов. Постепенно в герое происходит нравственный перелом: равнодушный до того к религии, Л. приходит к идее христианского смирения. В эпилоге романа герой появляется постаревшим. Л. не стыдится прошлого, но и не ждет ничего от будущего. «Здравствуй, одинокая старость! Догорай, бесполезная жизнь!» — говорит он. Образ Л., как и весь роман, был очень приветливо встречен современниками. Критики либерального лагеря (например, П.В.Анненков, А.В.Никитенко) отметили художественные достоинства романа, радикалы анализировали главным образом его социальные аспекты. Так, Н.А.Добролюбов в статье «Когда же придет настоящий день?» (1860) отнес Л. к людям «рудинского закала», историческая роль которых уже исчерпана.

29. Конфликт счастья и долга в повести Тургенева «Фауст» и романе «Дворянское гнездо».

Роман «дворянское гнездо» посвящен времени, когда западническая картина мира в сознании достаточно большой часть русской интеллигенции, и Тур здесь не исключение, стала если не вытесняться, то в некоторых существенных пунктах активно корректироваться славянофильской. Действие романа происходит в 1842 г. т.е. как раз тогда, когда в русском образованном обществе начинаются настоящие баталии между представителями западнической и славянофильской партийВ романе Тургенев хотел представить конфликт личного счастья и долга. Это конфликт раскрыт в судьбе Лизы Калитиной, чей чудесный образ писатель нарисовал с глубокой симпатией. Из окружающей среды Лизу выделяет необычайная нравственная чуткость и ощущение несправедливости привилегированного положения ее семьи по сравнению с нищим и обездоленным народом. Внешне Лиза всегда сдержанна, и только неуловимые, еле заметные движения выдают ее волнение, передают ее чувства. Лиза — обладательница цельного и непоколебимого характера. Ее любовь к жизни проявлялась в любви к музыке, ко всему прекрасному. Лизу особенно волновала возвышенная музыка, наиболее соответствовавшая ее духу. По отзыву ее учителя, немца Лемма, «она могла любить одно прекрасное». Мысль Лизы направлена на такие вопросы, над которыми могла размышлять в то время только девушка необыкновенная. Ее волнуют вопросы о смысле жизни, об ответственности человека перед другими.Лиза полна не только нравственной чистоты, но и одухотворенности. Лаврецкого поразило при первом знакомстве с девушкой ее «бледное, свежее лицо, глаза и губы, такие серьезные, и взгляд, чистый и невинный». Даже в деталях одежды девушки присутствует чистота: белое платье, белая лента. Во внешнем облике Лизы Тургенев выделяет ее «бледные руки». О всей красоте, образованности и скромности главной героини говорит и описание ее комнаты: «...особая, небольшая... чистая, светлая, с белой кроваткой, с горшками цветов по углам и окнами, с маленьким письменным столиком, горкою книг и распятием на столе».Лиза Калитина была истинно «русская душой». Когда Паншин в споре с Лаврецким стал с презрением говорить об отсталости России, о том, что у русской нации нет таланта изобретательности и поэтому она поневоле должна все заимствовать у других, Лиза была взволнованна и оскорблена. «Самонадеянный тон светского чиновника... ее отталкивал; его презрение к России ее оскорбило». Из этого можно заключить, что Лиза — патриотка. Ей было по душе с русскими людьми. Русский склад ума ее радовал. Правдиво, проникновенно и сдержанно передает Тургенев чувство первой любви Лизы. Она никогда не верила в возможность своего счастья. Она отказывается от брака с Паншиным, так как не любит его, несмотря на то что «он, кажется, хороший человек». Она не могла и не мечтать о счастье, особенно тогда, когда встретила Лаврецкого. Горестная судьба Лизы сближает ее с девушками из народной среды. О счастье мечтали в свои молодые годы и бойкая, смелая Агаша, и тихая, смиренная Малаша. Но их счастье было так же мимолетно, как и счастье Лизы, а горя хватило на целую жизнь.Лиза отличалась особой эмоциональностью. И в этом можно ощутить борьбу, которая происходит между обуревающими ее чувствами и постоянным стремлением к сдержанности («все тело ее слегка затрепетало»). При встрече с Лаврецким, Тургенев так передает внутреннее состояние девушки: «Лиза подняла на него свои глаза. Ни горя, ни тревоги они не выражали: они казались меньше и тусклей. Лицо ее было бледно; слегка раскрытые губы тоже побледнели». Лиза не может скрыть своих страданий от невозможности быть вместе с Лаврецким. Эти страдания резко изменили ее внешний облик: «Внезапный перелом в ее судьбе потряс ее до основания; в два каких-нибудь часа ее лицо похудело», она стала «бледнеть и сохнуть» Религиозность Лизы связана с развитием в ней сознания ответственности за грехи ее отца и других виновников тягостного положения крепостных крестьян. Она знает, как много горя людям причинил ее отец, и считает себя обязанной «все это отмолить». Для благородной, честной, нравственно возвышенной девушки, какой была Лиза, загладить грехи отцов значило пожертвовать собой, отказаться от своего личного счастья и хоть в малой степени пострадать, подобно тому, как страдали «святые угодники», о которых с такой страстью рассказывала Лизе ее няня Агафья. Поэтому причина ухода Лизы в монастырь не только ее несчастная любовь: «Не утешения искала она в монастыре, не забвения ждала она от уединенной и созерцательной жизни: нет! Она думала принести собою очистительную жертву, думала совершить последний, высший подвиг самоотвержения».В повести Т. «Фауст» (1856) звучит трагич. тема невозможности личного счастья для человека, сознающего свой обществ. и нравств. долг, убежденного, что «жизнь — тяжелый труд», «вечная жертва». Героине «Фауста» Вере Ельцовой, воспитанной матерью в суровых нравственных устоях, после чтения «Фауста» Гете от­крывается новый, неведомый мир чувств. Но жажда любви и счастья оказывается несовместимой с требованием долга. Ве­ра, отдавшаяся чувству и забывшая о муже и заветах покой­ной матери, гибнет. По словам Д. Писарева, ее «глаза, при­выкшие к густой темноте, не выдержали яркого света, прошед­шее, от которого она кинулась прочь, настигло и придавило ее к земле». Герой повести, потрясенный гибелью Веры, приходит к убеждению, что жизнь — не наслаждение, не стремление к счастью, а исполнение долга. Н. Добролюбов подверг критике эту точку зрения. «В этом взгляде,— писал он,— есть сторона очень похвальная, а именно — уважение к требованиям нравст­венного долга. Но, с другой стороны, взгляд этот крайне печа­лен, потому что потребности человеческой природы он прямо признает противными требованиям долга...»

Поставив "Фауста" в связь с "Рудиным" и "Асей", Чернышевский раскрывает социальный аспект изображенного в повести конфликта. Рассматривая нерешительное "поведение" героев этих произведений в любви как показатель и для их отношения к "делу", Чернышевский разоблачает сходящего с общественной арены прежнего дворянского героя русской литературы. "В "Фаусте", - пишет Чернышевский, - герой старается ободрить себя тем, что ни оп, ни Вера не имеют друг к другу серьезного чувства; сидеть с ней, мечтать о ней - это его дело, но по части решительности, даже в словах, он держит себя так, что Вера сама должна сказать ему, что любит его Не удивительно, что после такого поведения любимого человека (иначе, как "поведением", нельзя назвать образ поступков этого господина) у бедной женщины сделалась нервическая горячка; еще натуральнее, что потом он стал плакаться на свою судьбу.

30. Любовная повесть Тургенева – идейный мир и повествовательная структура: «Фауст» и «Ася».

В 1950-е годы формируется тип «любовной» тургеневской повести – одного их важнейших жанров в творчестве писателя. К характерным образцам этого жанра относится: «Фауст», «Ася», «Первая любовь», «Вешние воды». При известном различии в сюжетах все повести обладают заметной структурой, смысловой и стилевой общностью. Их герои принадлежат, как правило, к дворянской интеллигенции; в большинстве своем это люди, получившие хорошее воспитание и не чуждые культурных интересов. Композиционным и одновременно духовным центром каждой из повестей является образ молодой женщины, по традиция называемой «тургеневской девушкой», чье сердце ждет идеального избранника и готово раскрыться для большой и сильной любви. «Сдержанная страсть» - так можно было бы определить основную характерологическую особенность этого женского типа, восходящего во многом к любимому Тур образу Татьяны Лариной. Другой литературный источник образа тургеневской девушки – независимые, уверенные в себе, пренебрегающие консервативной общественной моралью героини романов Жорж Санд, которую увлекавшийся ею в 1840-е г. Тургенев называла одной из наших святых. Согласно новым представлениям, семья, церковь, гос-во не могут управлять свободой человеческого чувства, оно не должно быть подавленно ими; если же оно все же нуждается в какой-то регуляции и гармонизации, то лучшее средство для этого – воспитание по-новому гуманного, просвещённого ума, обладая которым человек сам, без посредников, сможет разобраться в своих чувствах и благодаря которому научится уважать и воплощать на практике «принцип равенства в любви», когда ни один из любящих не возвышается над другим и не утверждает себя за счёт другого. Часто в тургеневской любовной повести возникает структурная пара: сильный женский персонаж – слабый мужской, слабость которого, исходя из новой концепции любви, правильно было бы объяснить его излишней рефлективностью и внутренней разорванность. – плода традиционного воспитания. Есть в теме любви у Тур и тёмная сторона. Её появление в тургеневском творчестве уместно связать с переломным для всего русского западничества 1848 г. – годом 3-ей фран революции. разрушительной силе любви в тургеневских повестях обычно противостоит идея долга, понятия как бескомпромиссное отречение от любви чувственных соблазнов. Однако искренне восхищение людьми долго никогда не переходит у писателя в его апогею: идеал нового человека с раскрепощённым сердцем, несмотря на его трагическую оборотную сторону, больше говорит о его душе. «Любовь представлялась писателю стихийной и бессознательной силой, перед властью которой человек беззащитен. Именно такой предстаёт любовь в повести «Ася»: она проявляется как стихийная сила, овладеть которой, «подчинить её себе и заставить служить своему счастью человек не может. Нельзя угадать такое мгновенье, когда эта сила может даться в руки человеку; не сказанное вовремя слово превращает уже почти совсем счастливого человека в одинокого бессемейного бобыля. В статье «Русский человек на rendez-vouz» Чернышевский, споря с Тургеневым, показал, что в несчастье героя повести «Ася» повинны не стихийные силы, а его собственная бесхарактерность, порождённая социальными условиями жизни. Разумеется, Тургенев был далёк от такого понимания вопроса. У Тургенева герой невиновен в своём несчастье. Его погубила не душевная дряблость, проявившаяся в момент решающего объяснения, а нечто другое. «Когда я встретился с ней в той роковой комнате, во мне ещё не было ясного сознания моей любви; оно не проснулось даже тогда, когда я сидел с её братом в бессмысленном и тягостном молчании… оно вспыхнуло с неудержимой силой лишь несколько мгновений спустя, когда, испуганный возможностью несчастия, я стал искать и звать её… но уж тогда было поздно». Дело, значит, по Тургеневу, в том, что любовь капризна и своевольна, как Ася, а «у счастья нет завтрашнего дня»».Любовная интрига основана на системе “треугольников”, обеспечивающих ситуацию выбора: Рудин — Наталья — Волынцев, Лаврецкий — Лиза — Паншин, Инсаров — Елена — Берсенев, Шубин, Курнатовский, Нежданов — Марианна — Калломийцев (Соломин). В ходе развития любовной интриги проверяется состоятельность или несостоятельность героя, его право на счастье. Центром “треугольника” является женщина (тургеневская девушка). Повесть «Фауст» была написана И.С. Тургеневым в 1856 г. Усматривают связь героини повести «Фауста» Веры с сестрой Л.Н. Толстого М.Н. Толстой, с которой писатель познакомился осенью 1854 г. в «имении Толстых Покровском, находившемся поблизости от Спасского» Для понимания духовно-нравственной позиции И.С. Тургенева важно также уяснить его отношение к произведению немецкого писателя. «Фауст» Гете, по словам переводчика Ф. Боденштедта, «был любимым произведением Тургенева; первую часть его он знал почти всю наизусть». И.С. Тургенев перевел последнюю сцену первой части «Фауста», а в 1845 г. написал рецензию на перевод «Фауста». Однако еще в 1843 г. И.С. Тургенев в статье о переводе Ф. Миллером на русский язык «Вильгельма Телля» Шиллера затрагивает вопросы, которые свяжут воедино статьи русского писателя о «Фаусте» Гете, об образах Гамлета и Дон Кихота («Гамлет и Дон Кихот») и повесть «Фауст», вопросы, касающиеся его оценки русской и западноевропейской литературы.В статье «Вильгельм Телль» И.С. Тургенев дает определение «великого произведения» как произведения верно отражающего характер целого народа, «его сокровенную сущность». Важно, что человека, как личность, писатель рассматривает сквозь призму принадлежности к своему народу и с этой же точки зрения оценивает любое художественное творчество. Писатель велик, когда изображает человека, его качества, «всю его личность самым тесным образом, связанную с недостатками, качествами и личностью его народа» В статье о «Фаусте» Гете И.С. Тургенев продолжает разговор о немецкой литературе и о народности, дополняя и конкретизируя данные понятия. Жизнь народа, считает И.С. Тургенев, «можно сравнить с жизнью отдельного человека», но «народ, как природа, способен вечно возрождаться». Молодость человека, как и молодость народа, И.С. Тургенев связывает с романтизмом, «эпоха которого настала для Германии во время юности Гете. Именно Гете суждено было «выразить собой всю сущность своего народа и своего времени». Так как Гете был немцем 18 в., века Просвещения, наследником Реформации (протестантизма), то эти идеи он и вложил в своего «Фауста». В связи с чем И.С. Тургенев совершенно справедливо определяет поэму Гете как «чисто человеческое», «чисто эгоистическое произведение». Так и гетевский Фауст «с начала до конца трагедии заботится об одном себе». С начала и до конца об одном себе заботится и главный герой тургеневского «Фауста» Павел Александрович. Эгоизм главного героя гетевской трагедии И.С. Тургенев объясняет «самым резким выражением романтизма», так как Фауст представляет немецкий народ эпохи романтизма, т.е. молодости, которой свойственны максимализм и индивидуализм. Этим отчасти русский писатель и оправдывает Фауста. Сам Гете и похож и не похож на своего героя, по мнению И.С. Тургенева. В повести И.С.Тургенева «Фауст» новое время воплощено в образе Павла Александровича (и Мефистофеля, и Фауста), старое представлено семьей Ельцовых. Мефистофелевский дух «отрицания и критики» в новое время «постепенно теряет свою чисто разрушающую ироническую силу», считает Тургенев, он «наполняется новым положительным содержанием и превращается в разумный и органический прогресс». Так и с Павлом Александровичем (Фаустом) происходят некоторые перемены после гибели Веры. Однако эти изменения не духовного, но душевного плана и отражаются они в абстрактных философских рассуждениях «о тайной игре судьбы», «слепом случае» и «смирении перед Неведомым». Павел Александрович – это Мефистофель и Фауст, одновременно в то же время он и философ-романтик эпохи немецкого идеализма, в нем живут тургеневские Дон Кихот и Гамлет («Гамлет и Дон Кихот»), являющиеся разными аспектами философской позиции самого И.С.Тургенева. «Фауст» И.С. Тургенева – это попытка воплотить замысел Гете на русской почве, проанализировать возможное воздействие произведения гениального немецкого поэта на русскую душу и русскую культуру. «Может быть, мы, читая «Фауста», – пишет И.С. Тургенев, – поймем наконец, что разложение элементов, составляющих общество, не всегда признак смерти… Но такое разложение элементов как в обществе, так и в душе человека есть отрицание соборности русского народа. Интуитивно в Мефистофеле И.С. Тургенев обнаруживает общую черту для России и Запада. Этой чертой становятся рефлексия как «воплощение того отрицания, которое появляется в душе исключительно занятой своими собственными сомнениями». Мефистофель в такой душе становится полноправным властителем. При этом условии высказывание И.С.Тургенева о том, что Мефистофель – «бес людей одиноких», бес, «страшный своей ежедневностью, своим влиянием на множество юношей», становится верным и пророческим. Мефистофель, как бес рефлексии, отрицания и критического начала, по верному наблюдению И.С.Тургенева, поражает людей, подобных Фаусту, «эгоистичных», «самолюбивых», «мечтательных», «философски равнодушных», которые «пройдут мимо целого семейства ремесленников, умирающих с голода.В образе Павла Александровича И.С.Тургенев неслучайно объединил черты Мефистофеля и Фауста, рефлексию и критическое отрицающее начало, эгоизм и мечтательность. Рефлексия, по мнению И.С.Тургенева, «составляет отличительную черту <…> современности», по-русски «рефлексировать, значит размышлять о собственных чувствах». Рефлексирует, а значит размышляет, Фауст. Рефлексирует и Павел Александрович. Рефлексию своего героя И.С. Тургенев, в отличие от Гете, показывает, через личную переписку. Воздействие же рефлексии на героиню повести А.С. Тургенева изображено не непосредственно, а через произведение Гете, которое ей читает Павел Александрович. Это позволяет И.С. Тургеневу говорить о рефлексии как о западном явлении, с одной стороны, с другой – показать ее негативное воздействие на душу русского человека.В «Фаусте» И.С. Тургенев изображает один эпизод из жизни Павла Александровича – соблазнение им Веры Ельцовой. Повесть названа в подражание гетевскому «Фаусту», и в ней действительно произведение немецкого поэта играет решающую роль в судьбах героев. Однако название несет дополнительную смысловую нагрузку. И.С.Тургенев проводит параллель между соблазнением Фаустом Гретхен и Павлом Александровичем Веры Ельцовой. Здесь отразилось не только преклонение И.С.Тургенева перед талантом Гете, но и попытка отыскать явления, характерные для западной мысли в русской среде.Подобно И.С.Тургеневу, Павел Александрович возвращается после долгого отсутствия на родину, «в старое гнездо, в котором не был – страшно вымолвить – целых девять лет». Он обнаруживает в книжных шкафах «Фауста» Гете, «привезенного когда-то из-за границы», «которого он знал наизусть (первую часть, разумеется) от слова до слова и не мог начитаться им».«Фауст» Гете напомнил герою его пребывание за границей, в Германии. Об этом сообщается в первом письме Павла Александровича Б. к Семену Николаевичу В. Из письма становится очевидным, что герой находился в состоянии греха уныния, которого не скрывает и которое называет «скукой», а И.С.Тургенев – рефлексией (у немецких романтиков – томление, которое Гегель считал мечтательностью и относился к нему отрицательно). В России эта болезнь века породила лишних людей и нигилистов.Павел Александрович в свои почти сорок лет томится от бездействия. Эгоизм, мечтательность и рефлексия, «бес людей одиноких и отвлеченных», сформировали в нем критическое отношение к действительности. Мефистофелевское начало исказило духовное зрение Павла Александровича. Он стал видеть исключительно только отрицательное и уродливое в людях и в жизни: плох его «покривившийся и вросший в землю домишко», ключница Васильевна «высохла и сгорбилась», старик Терентий «на ходу выворачивает худые ноги», на которых «болтаются панталошки» и т.п. Герой еще способен восторгаться природой, но и пейзажи навевают на него «не то лень, не то умиление». Из первого письма видно, что главный герой так и не обрел своего места в жизни, не обзавелся семьей, не имеет четких духовно-нравственных ориентиров.События, изложенные Павлом Александровичем, И.С. Тургенев назвал рассказом в девяти письмах, подчеркнув этим незначительность их для главного героя, который, обретя модную для западного человека рефлексию, утратил христианскую веру, стал равнодушным к своему ближнему. Что касается эпиграфа повести, который И.С.Тургенев также взял из «Фауста» Гете, «Отречься (от своих желаний) должен ты, отречься» [4.Т.1.С.7], то эти слова можно отнести ко всем персонажам повести «Фауст» с одной поправкой: тургеневским героям надо не отречься от греховных страстей и желаний, а раскаяться в них и покаяться. Думается, что И.С.Тургенев придал словам из «Фауста» Гете совершенно иной, отличный от христианского иронический смысл, так как именно отречение от связи с Петром привело, по его мнению, героиню к смерти. Вера, поддавшись искушению, вызванному чтением «Фауста» Гете, поняла, что согрешила против заповеди Господа о браке. Она осознала, что прелюбодействовала в сердце своем и теперь, чтобы спасти душу, должна отречься от страстей и покаяться. Ее болезнь и смерть, как результат греха, свидетельствуют о раскаянии русской православной женщины, осознавшей глубину своего нравственного падения. В этом поступке Вера как бы ушла из-под власти писателя (наследственности, темперамента и т.п.) и зажила своей собственной жизнью.Вера поняла и оценила и «Фауста», и Мефистофеля, и Павла Алексеевича правильно, как христианка: они стали для нее единым олицетворением сил ада. Недаром последними словами Веры, обращенными к Павлу Александровичу, были: «Чего хочет он на освященном месте, этот…вот этот…?», и можно закончить – дьявол. Она, как и гетевская Маргарита, ясно осознала, с кем имеет дело, и ужаснулась своему падению. Вера не смогла пережить (как и Маргарита) связи Петра Александровича (Фауста) с силами зла (Мефистофель), его черствости и равнодушия, его сознательного вовлечения ее в грехопадение.В восприятии Павла Александровича «любовь все-таки эгоизм», а не самопожертвование. Верой Николаевной он увлекся «от скуки» и с определенной целью – добиться ее, так как ему не удалось это сделать в молодости. Муж Веры не стал для него помехой. Павел Александрович с легкостью идет на разрушение семьи, считая Приимкова человеком недалеким и неравным ему. Он нарушает христианские заповеди, не задумываясь, будучи готовым призвать на помощь самого Мефистофеля, ради плотского удовольствия. С Верой Николаевной все обстоит иначе. Она первая сказала Павлу Александровичу о своей любви, зная, что женщина, тем более замужняя, не должна так себя вести, поэтому ее признание прозвучало как приговор к смерти. Символично, что перед признанием Вера Николаевна спрашивает, «верит ли Фауст в бога» [34,т.1,28], и, не получив от Павла Александровича никакого ответа, догадывается что – нет и вспоминает сцену соблазнения Фаустом Гретхен.

Цветение и средоточие жизни, любовь понимается Тургеневым как стихийная, природная сила, которой движется мироздание. Пейзажи в «Асе» и других повестях 50-х годов не занимают большого пространства в тексте, но это далеко не просто изящная заставка к сюжету или декорация заднего плана. Бесконечная, загадочая красота природы служит для Тургенева неоспоримым доказательством ее божественности. Следуя пантеистическому пониманию природы, Тургенев рассматривает ее как единый организм, в котором «все жизни сливаются в одну мировую жизнь», из чего «выходит общая, бесконечная гармония», «одна из тех «открытых» тайн, которые мы все и видим и не видим». Как и все живое, человек наивно почитает себя «средоточием вселенной», тем более что он единственный из всех природных существ обладает разумом и самосознанием. Он очарован красотой мира и игрой природных сил, но трепещет, осознавая свою обреченность смерти.

«Асю» Тургенев начал летом 1857 в Зинциге на Рейне, где и происходит действие повести, а закончил в ноябре в Риме. Во всех его произведениях ставится вопрос о месте России в европейском мире. Германия изображена в «Асе» как мирная, любовно принимающая человека среда. Приветливые, трудолюбивые люди, ласковая, живописные. С другой стороны, Германия является важным культурным контекстом повести.

Герой повести обозначен просто как господин N.N., и нам ничего неизвестно о его жизни до и после рассказанной истории. Этим Тургенев намеренно лишает его ярких индивидуальных черт. Для героя путешествие по Германии – начало жизненного пути. То, что Н.Н. в немецкой провинции встречает соотечественников, кажется сколь странным, столь и судьбоносным, ведь обыкновенно он избегал их за границей и в большом городе наверняка уклонился бы от знакомства. Так мотив судьбы впервые намечается в повести. Н.Н. и его новый знакомый Гагин удивительно похожи. Это мягкие, благородные, европейски образованные люди, тонкие ценители искусства. К ним можно искренне привязаться, но поскольку жизнь поворачивалась к ним только солнечной своей стороной, их «полуизнеженность» грозит обернуться безволием. Развитый интеллект порождает усиленную рефлексию и как следствие нерешительность.

Так в Гагине появляются черты Обломова. Характерен эпизод, когда Гагин отправился на этюды, а Н.Н., присоединившись к нему, хотел читать, то два приятеля, вместо того чтобы заниматься делом, «довольно умно и тонко рассуждали о том, как именно должно работать». Здесь очевидна ирония автора над «прилежанием» русских дворян, которая в «Отцах и детях» дорастет до печального вывода о их неспособности преобразовать российскую действительность.

Если образ Гагина автор делает полностью понятным читателям, то его сестра предстает загадкой, решением которой Н.Н. увлекается сначала с любопытством, а потом и самозабвенно, но так и не может постичь до конца. Необыкновенная живость причудливо совмещается у нее с робкой стеснительностью, вызванной ее незаконнорожденностью и долгой жизнью в деревне. Отсюда же проистекает ее нелюдимость и задумчивая мечтательность (вспомним, как она любит быть одна, постоянно убегает от брата и Н.Н., а в первый вечер знакомства уходит к себе и «не зажигая свечи, долго стоит за нераскрытым окном»). Последние черты сближают Асю с ее любимой героиней – Татьяной Лариной.

Женщины, по философским взглядам Тургенева, ближе природе, потому что их натура имеет эмоциональную (душевную) доминанту, в то время как мужская – интеллектуальную (духовную). Если мужчину природная стихия любви захватывает извне (то есть он противостоит ей), то через женщину она непосредственно выражает себя. Когда Ася грустит, по ее лицу «пробегают тени», как облака по небу, а ее любовь сравнивается с грозой. Природа тоже изображается в постоянной смене состояний и настроений (как пример можно привести закат над Рейном из II главы). Она изображена поистине живой.

«Величественный» и «царственный» Рейн уподобляется реке жизни и становится символом природы в целом (вода – одна из первичных ее стихий). Символически важно, что Рейн разделяет героя и героиню: отправляясь к Асе, герой всякий раз должен соприкоснуться со стихией. Рейн оказывается и соединительным звеном между героями, и одновременно преградой. Наконец, именно по Рейну Ася уплывает от него навсегда.

– Вы в лунный столб въехали, вы его разбили, - закричала мне Ася. Лунный столб задает вертикальную ось мироздания – соединяет небо и землю и может быть истолкован как символ космической гармонии[vii]. В то же время он, как «золотой мост», соединяет оба берега реки. Это – знак разрешения всех противоречий, вечного единения природного мира, куда, однако человеку никогда не проникнуть, как не пройти по лунной дороге. Своим движением герой невольно разрушает прекрасную картину, что предвещает и разрушение им любви (Ася напоследок неожиданно кричит ему: «Прощайте!»). В тот момент, как герой разбивает лунный столб, он этого не видит, а когда он оглядывается с берега, золотой мост уже восстановлен в прежней незыблемости. Так же, оглянувшись в прошлое, герой поймет, чтό за чувство он разрушил, когда Ася и ее брат давно исчезнут из его жизни (как исчезают они с берега Рейна). А природная гармония оказалась возмущенной не более чем на мгновенье и по-прежнему, равнодушная к судьбе героя, сияет своею вечною красотою.

Особенно труден для истолкования образ маленькой католической мадонны «с почти детским лицом и красным сердцем на груди, пронзенным мечами». Раз Тургенев открывает и завершает этим символом всю любовную историю, то значит, он является для него одним из ключевых. Подобный образ есть в Фаусте Гете: Гретхен, страдая от любви, кладет цветы к статуе Хотелось бы обратить особое внимание на то, что лик мадонны всегда «печально выглядывает» «из ветвей» или «из темной зелени старого ясеня». Таким образом, этот образ может быть понят один из ликов природы. В готических храмах на порталах и капителях лики и фигуры святых окружались растительным орнаментом - выточенными из камня листьями и цветами, а колонны высокой немецкой готики по форме уподоблялись стволам деревьев. Это было обусловлено языческим отголоском раннехристианского мировоззрения и, самое главное, осмыслением храма как модели мироздания – с небом и землей, растениями и животными, людьми и духами, святыми и божествами стихий – мира преображенного, приведенного к гармонии Божией благодатью.

Вспомним, что и в Асе соединяются две стороны бытия: всевластная и загадочная, стихийная сила любви (страстность Гретхен) – и христианская одухотворенность Татьяны, «кроткая улыбка увяданья» русской природы. Текст «Ундины» помогает прояснить и образ мадонны, выглядывающей из листвы ясеня. Это – лик одухотворенной природы, приобретшей бессмертную душу и потому вечно страдающую.

31. Любовная повесть Тургенева – идейный мир и повествовательная структура: «Первая любовь» и «Вешние воды».

Повесть И. С. Тургенева «Первая любовь» появилась в 1860 г. Автор особенно дорожил этим произведением, наверное, потому, что повесть эта во многом автобиографична. Она очень тесно связана с жизнью самого писателя, с судьбой его родителей, а также с прекрасными и яркими воспоминаниями о его первой любви. Как рассказывал сам автор, «в первой любви я изобразил своего отца. Меня многие за это осуждали… Отец мой был красавец… он был очень хорош — настоящей русской красотой».

В своем произведении Тургенев четко прослеживает возникновение и развитие любви главного героя. Любовь — это удивительное чувство, оно дарит человеку целую палитру эмоций — от безысходного горя и трагедии до удивительной, возвышающей радости. Юный герой переживает сложный период — свою первую любовь. Это чувство изменило всю его жизнь. Все чувства юноши завораживают читателя, заставляют его ощутить подлинность рассказанной Тургеневым истории.

Образ Зинаиды также удивителен. На протяжении повествования ее образ претерпевает сильнейшую метаморфозу, она превращается из легкомысленного и беспечного создания в сильную любящую женщину. Также с огромной силой показано чувство отца, обрекающее его на безысходность и трагедию. Достаточно вспомнить, как отец Володи бьет хлыстом по обнаженной руке Зинаиды и она целует оставшийся на руке след от удара. Первая любовь явилась серьезным испытанием для юноши. Но, несмотря на всю трагичность ситуации, он сумел остаться таким же чистым душой, как был раньше. Об этом свидетельствуют такие строки: «Я не испытывал никакого злобного чувства к отцу. Напротив, он, так сказать, еще больше вырос в моих глазах».

Прототипом молодого героя повести, как говорил Тургенев, послужил он сам: "Этот мальчик ваш покорный слуга". Прототипом Зинаиды стала поэтесса Екатерина Шаховская. Она была соседкой по даче пятнадцатилетнего Тургенева и, именно она открыла в его жизни полосу неразделенной любви.
Сюжет повести очень прост. Главное в нем - это искренность, взволнованность и лиризм в выражении чувств. Повесть делится на главы. Это определяется авторским замыслом - рассказать о чреде событий юности героя, которые запомнились ему с детства. Каждая глава имеет свой микросюжет. В 12 главе рассказывается о кульминации развития чувства любви рассказчика. Именно в этой главе он пережил лучшее чувство, которого у него не было в жизни. 12 глава повести Тургенева «Первая любовь» занимает важное место в сюжете, т. к. в ней происходит кульминационный момент, который раскрывает идею повести. Зинаида, как оказывается, не легкомысленная кокетка, а несчастно влюбленная девушка, осознающая, что она тоже любима, но также и то, что ее чувство обречено. Она понимает, что, полюбив женатого человека, не имеет будущего. Чувство зрелой женщины, способной на жертвы, легкомыслие, способная на сострадания и серьезные чувства.

Главный же герой – полнейший ребенок, и об этом он говорит сам. Он следит за героиней, за ее садом, готовясь «убить» соперника. Но сам же «убит» раскрытием тайны: любовник Зинаиды – его отец. И тут же, по-детски чисто и наивно, он прощает их обоих.

Автор в этой главе выдвигает утверждение, что исключительно любовь вызывает расцвет человеческой души». Его повзрослевший герой уверен, что пережитое сильное чувство в 16 лет, блаженство, никогда уже не повторится. Саму способность человека любить глубоко, Тургенев расценивал как мерило ценности человека, поэтому и героев своих испытывал любовью.Да, герой только тогда становится личностью, когда сможет полюбить. Самое главное в произведение – это поэтизация любви как самого прекрасного, возвышенного чувства, любви как вечной человеческой ценности.

(Вешние воды) Основное повествование ведётся как воспоминания 52-летнего дворянина и помещика Санина о событиях 30-летней давности, случившихся в его жизни, когда он путешествовал по Германии. Здесь Тургенев выступает в роли персонального повествователя -рассказчик в форме «я». Выступает как очевидец, наблюдатель, свидетель, непосредственный участник действий. Лицо, вспоминающее о своем прошлом.

Однажды, будучи проездом во Франкфурте, Санин зашёл в кондитерскую, где помог молодой дочери хозяйки с упавшим в обморок младшим братом. Семья прониклась к Санину симпатией и неожиданно для себя несколько дней он провёл с ними. Когда он был на прогулке с Джеммой и её женихом, один из молодых немецких офицеров, сидевших за соседним столиком в трактире, позволил себе грубую выходку, и Санин вызвал его на дуэль. Дуэль закончилась благополучно для обоих участников. Однако это происшествие сильно встряхнуло размеренную жизнь девушки. Она отказала жениху, который не смог защитить её достоинство. Санин же внезапно понял, что полюбил её. Любовь, охватившая их, привела Санина к мысли о женитьбе. Даже мать Джеммы, пришедшая вначале в ужас из-за разрыва Джеммы с женихом, постепенно успокоилась и стала строить планы на их дальнейшую жизнь. Чтобы продать своё имение и получить деньги на совместную жизнь, Санин поехал в Висбаден к богатой жене своего пансионного товарища Полозова, которого он случайно встречает во Франкфурте. Однако богатая и молодая русская красавица Марья Николаевна по своей прихоти завлекла Санина и сделала его одним из своих любовников. Не в силах противиться сильной натуре Марьи Николаевны Санин едет за ней в Париж, но вскоре оказывается ненужным и со стыдом возвращается в Россию, где жизнь его вяло проходит в светской суете. Лишь через 30 лет он случайно находит чудом сохранившийся гранатовый крестик, подаренный ему Джеммой. Он мчится во Франкфурт, где выясняет, что Джемма через два года после тех событий вышла замуж и счастливо живёт в Нью-Йорке с мужем и пятью детьми. Её дочь на фотографии выглядит как та молодая итальянская девушка, её мать, которой Санин когда-то предложил руку и сердце.

На основе автобиографического материала в повести «Вешние воды» Тургенев создал новый вариант «лишнего человека», дворянского интеллигента, бесплодно растратившего молодые силы. И в большинстве своих повестей семидесятых годов он стремился прежде всего к созданию типов, добивался того, чтобы в каждом из них душевные качества человека, особенности его жизненного поведения раскрывались в их связях с социальными условиями, с определенным этапом в истории развития русского общества. Таков, в частности, образ Санина.

Проблематику повести составляют вопросы правды и лжи, радости и страдания, свободы и необходимости, счастья и несчастья; гармонично сочетаются нравственные, эстетические вопросы. Оной из ключевых проблем в повести является проблема любви и взаимоотношений между девушкой и молодым человеком.

В «Вешних водах» перед Тургеневым не стоит задача выявить черты социально-психологического облика «лишнего» человека. Тургенева интересуют психологические мотивы поведения героя. В «лишнем человеке» он увидел проявление коренных особенностей национальной психологии. В «Вешних водах» качества «лишнего» человека - не только порождение определенных социальных и политических обстоятельств, это прежде всего отличительные черты характера русского человека.

Тургенев назвал Санина человеком «слабым». Во Франкфурте же Санин выглядит как герой: он спас жизнь Эмилю, дрался на дуэли за честь девушки и делал все это по внутреннему нравственному убеждению. Измена Джемме, следовательно, не может быть мотивирована нравственной испорченностью Санина. Основания ее другие: герой «Вешних вод» не может сам определить свою жизнь и плывет по ее течению.

Санин живет только настоящим, и поэтому случай играет решающую роль в его жизни; этот случай и вовлекает его в самые неожиданные ситуации. И хотя участие в дуэли демонстрирует благородство Санина, благородство естественное, не рассудочное, но в каком-то смысле эта дуэль нелепа. Санин всегда думает как человек, живущий только собою и поступающий согласно мгновенному внутреннему побуждению. В своем чувстве Санин не знает пределов ни своему великодушию, ни решимости. Но в обеих частях повести Санин - один и тот же слабый человек, и поступает так, как вели себя «лишние люди» в ранних произведениях Тургенева. Но в любви Санин - лицо пассивное.

Специфичность «Вешних вод» - в сочетании двух устойчивых у Тургенева мотивов. То, что Санин оказался рабом страсти после пережитой любви к Джемме, должно указывать на способность русского человека слепо подчиняться стихийному течению жизни и ее страстным капризам. Вторая часть повести строится как доказательство этого.

В Джемме Тургенев стремился воплотить образ девушки искренней и непосредственной, но при этом он, по-видимому, заботился о том, чтобы эта непосредственность не переходила в развязность. Пережитая ею драма не приводит ее к таким поступкам, на какие способны русские женщины (например, уход в монастырь), что характеризует ее как истинную итальянку.

В образе Полозовой Тургенев стремился сильнее подчеркнуть коварство, жестокость и низменность ее натуры. Так, например, глаза ее он называет «алчными»; в обращении к Санину автор использует слова: «приказала она почти грубо»; ив характеристике, которую Мария Николаевна дает сама себе во время первой беседы с Саниным, звучит безжалостное выражение: «я людей не щажу»; в размышлениях Санина о неотвязных чертах образа Полозовой говорится: «они ухмыляются дерзостно.

Расплывчатость черт наводит на мысль о неопределенности героя, его неспособности проявить твердость характера, сделать правильный выбор. Такие люди часто попадают под влияние другой сильной личности. Хорошо, если это влияние будет положительным, а если нет? «Голубые глазки» характерны для ребенка, а не для взрослого мужчины.

В основе повести лежит более чем известное клише любовного треугольника, который составляют две героини и один герой. Конфликт заключен в том, что наивная, чистая, юная девушка не предполагает опасности со стороны опытной и циничной соперницы, одерживающей победу ради «любви к искусству». Герой пассивен, он, строго говоря, не делает выбор, а подчиняется. В каком-то смысле, именно он терпит главное поражение, теряя настоящую любовь и не приобретая ничего взамен.

В «Первой любви» (1960) Тургенев вновь утверждает понимание любви как неизбежного подчинения и добровольной зависимости, как стихийной силы, господствующей над человеком. И вместе с тем главная тема повести - это непосредственное обаяние первой любви, не тускнеющее от тех обвинений, которые возводит против этой грозной силы автор. Точно так же в «Вешних водах», отделенных от «Первой любви» целым десятилетием, Тургенев развивает ту же философию любви как силы, подчиняющей себе человека, порабощающей его, и в то же время восхищается красотой любовного чувства, несмотря на то что, по мысли автора, чувство это не приносит человеку счастья и часто ведет его к гибели, если не физической, то нравственной.

В обоих случаях, - и трагически ощущая свою беспомощность перед лицом равнодушной природы, и радостно переживая красоту таких явлений, как природа и любовь, - человек у Тургенева равно остается пассивным орудием вне его лежащих сил. Он не творец собственного счастья и не устроитель своей судьбы. Правда, для того чтобы понять это, он должен, по Тургеневу, пройти длинную цепь стремлений к счастью, падений и разочарований. Зато потом, когда на жизненном опыте подтвердится печальная истина, человеку не останется ничего другого, как сознательно отказаться от претензий на личное счастье ради внеличных целей, ради того, что он считает своим нравственным «долгом».

Немаловажную роль играет у Тургенева так называемый «язык цветов», очень распространенный в 19 веке, согласно которому каждое растение имело определенное символическое значение. Символическое значение имеют подарки обеих героинь Санину: Джемма дарит ему розу, а Полозова - железное кольцо, символ своей власти и торжества над ним. Из женского кольца чувств Полозовой герою не суждено было вырваться. Симпатии автора целиком на стороне Джеммы. И в мягком, элегическом тоне повествования, и в описании красоты и обаяния Джеммы, и в поэтическом обрамлении повести (маленький гранатовый крестик, подаренный Джеммой, который и в конце и в начале произведения рассматривает Санин, воскрешая в памяти ее образ) - во всем этом чувствуется прославление любви чистой, нежной, идеальной. И возникает мысль: вешние воды - это символ не только скоротечности человеческих симпатий, привязанностей, чувств, но и счастливой юности, красоты, благородства человеческих отношений.

В зрелом возрасте Дмитрий Санин, разбирая старые письма, находит засохший цветок, перевязанный полинявшей ленточкой. Это увядшее растение здесь, с одной стороны, символизирует любовь, которая после измены превратилась из роскошной розы в засохший цветок; с другой стороны - загубленную жизнь героя.

Раскрыть смысл повести помогает и сирень. Возле сиреневых кустов Санин признается Джемме в любви. Сирень олицетворяет весну души, пробуждение первых любовных чувств. Но сирень также символ разлуки. В Англии, например, жениху, с которым девушка по какой-то причине не могла связать свою судьбу, посылалась ветка сирени. В жизни Санина и Джеммы сирень, независимо от намерений влюбленных, в точности исполнила роль предзнаменования разлуки. Даже то, что действие происходит летом, когда сирень уже отцвела, многочисленно: мы понимаем, что любовь эта изначально обречена на поражение».

о Марье Николаевне Полозовой сказано так: “Полозова неотступно носилась... нет! не носилась - торчала... перед его глазами - и не мог он отделаться от её образа <...> не мог не ощущать того особенного запаха, тонкого, свежего и пронзительного, как запах жёлтых лилий, которым веяло от её одежд”. Жёлтый цвет ассоциируется не с чистотой и возвышенностью, а с представлением о неверности, о горьком разочаровании. Запах жёлтых лилий, который преследует Санина при мысли о Полозовой, выступает как предзнаменование его измены и последующих сожалений о несостоявшемся счастье с Джеммой. Применительно же к Полозовой запах жёлтых лилий выступает как признак коварства.

Муж Полозовой в повести «Вешние воды» за обедом поглощал “мясо апельсина”. Упоминание не о цветке, а о “мясе” плода говорит о том, что романтические чувства, возвышенные порывы не свойственны натуре героя. Его интересы сугубо гастрономические. А человек, все мысли которого сосредоточены на еде, в глазах писателя, свиноподобен. Поэтому Тургенев замечает, что у Полозова “свиные глазки” и “выпуклые ляжки”.

В повести «Вешние воды» Марью Николаевну сопровождают “хищные” сравнения. “Эти серые хищные глаза, эти змеевидные косы”. Последнее лишний раз убеждает читателя, что Марье Николаевне предстоит сыграть роль змея-искусителя в произведении. Фамилия её тоже “говорящая” - Полозова. (Полоз - это змея семейства ужей, довольно крупная и сильная.) В другом эпизоде Полозова сравнивается с ястребом. Становится понятно, что ей не нужен сам Санин, ей важна лишь победа в пари, заключённом между нею и её мужем.

Как полное счастье не дается частному человеку в его личной жизни, считал Тургенев, так полная свобода не суждена человеку общественному в его исторической жизни. И здесь и там, уверял он, приходиться довольствоваться малым, неполным счастьем и ограничивать свои стремления. Жизнь изменить нельзя, к ней можно только целесообразно приспособиться; наивно стремиться к резким и внезапным поворотам, можно рассчитывать только на медленные, постепенные изменения.

Любовь - могучее чувство, перед которым человек бессилен, как и перед стихиями природы. В обычной своей манере Тургенев прослеживает возникновение и развитие любви в Джемме, от первых неясных и тревожных ее ощущений, от попыток героини устоять и преодолеть растущее чувство к порыву беззаветной, на все готовой страсти. Как всегда Тургенев не освещает нам всего психологического процесса, а останавливается на отдельных, но кризисных моментах, когда накапливающееся внутри человека чувство вдруг проявляется вовне - во взгляде, в поступках, в порыве. Глубокий и волнующий лиризм проникает повесть. В повести проходит мысль о громадной нравственной силе революции, с которой писатель сравнивает чувство первой любви, потрясающее человека.

Глубокие симпатии читателя вызывает не только пылкая и непосредственная Джемма, но и ее брат Эмилио, впоследствии погибший в рядах бойцов Гарибальди. Итальянские мотивы повести тесно связаны с давней симпатией Тургенева к национально-освободительному движению в Италии, к памяти Гарибальди.

32. «Реальный» разночинец в романе Тургенева «Отцы и дети».

В 1862 г. Писатель публикует свой самый знаменитый роман «Отцы и дети», вызвавший наибольшее количество весьма противоречивых откликов и критических суждений. События в нём изображённые относятся ко времени, когда в ожидании приближающейся отмены крепостного права, перовой «великой реформы Александра 2, особо накалилась страсть в русском интеллигентном обществе, и произошло его размежевание на три враждебных друг другу лагеря: дворян-крепостников, противников реформы; дворянских либералов, её сторонников; группы представленной молодыми, демократически настроенными разночинцами. Они не симпатизировали готовящейся реформе, но критиковали её, считая, что она проводится в интересах гос-ва, пекущегося о своей выгоде, а не народа. Главный герой романа – Евгений Базаров характерный представитель разночинной идеологии рубежа 1850-60 гг. его идейными противниками в романе, в соответствие с реальной раскладкой исторических сил, выведены либеральные дворяне – братья Павел и Николай Кирсановы. Причем если Николай Кирсанов пытается наладить контакт и найти общий язык с молодым разночинцем, то его брат Павел, в котором живы аристократические сословные предрассудки, сразу занимает позицию обороны и нападения. Для Базарова же они, прежде всего феодалы, был, образ жизни и культура которых, отравленные праздность., подлежат полному и безоговорочному отрицанию. Отсюда название его идеологической позиции – нигилизм. Аристократическая надменность – вот основная психологическая черта людей старого иерархического общества, где «высшие подавляют «низших», - черта, остро улавливаемая Баз с его разночинцами, плебейским происхождением. Конечно, Баз не просто разночинец и позитивист. За этими социальными и идеологическими масками скрывается не кто иной, как былой тургеневский кумир – новый необыкновенный человек, возвышающийся над обычными людьми с их рабской привязанностью к условным моральным нормам.

Базаров отличался замечательным умом, у него сильный аналитический и критичный ум, несколько сухой и холодный, не чуждый иронии и скептицизму. В области идей, идеалов, общественных стремлений такой ум всегда предохранит человека от узости, односторонности, фанатизма, не позволит ему стать рабом идеи. В отношениях Базарова к простому народу надо заметить отсутствие всякой вычурности и всякой сладости. Народу это нравится, и потому Базаров любит прислуга, любят ребятишки, несмотря на то, что он с ними не миндальничает и не задабривает их ни деньгами, ни пряниками. У мужиков лежит сердце к Базарову, потому что они видят в нем простого и умного человека, но в то же время этот человек для них чужой, потому что он не знает их быта, их потребностей, их надежд и опасений, их понятий, верований и предрассудков.Базаров – человек внутренне свободный, и именно эту внутреннюю свободу он так ревниво оберегает, и ради нее он так восстает против чувства к Одинцовой. Но, однако, Базаров, каким мы его видим на протяжении всего романа – это поступки, все его слова, серьезные или шутливые, - одинаково являются подлинным выражением его личности.

Базаров – нигилист, отрицатель, разрушитель. В своем отрицании он не останавливается ни перед чем. Но то, что проверено опытом, практикой жизни, того Базаров не отрицает. Так, он твердо убежден, что труд – основа жизни и призвание человека, что химия – полезная наука, что главное в мировоззрении человека – это естественнонаучный подход ко всему. Базаров вовсе не предполагает ограничить свою жизнь чистым эмпиризмом, не воодушевленным никакой целью. Он говорит, что готовит себя к тому, чтобы делать «много дел», но какие это дела и к чему конкретному стремится Базаров – остается неясным. Он и сам об этом не думает, время не пришло

Тургенев наделил своего героя материалистическим воззрением, огромной силой воли, любовью к точным наукам, уважением к труду, показал его ненависть к постности и рутине. Все эти положительные черты Базарова писатель взял из реальной жизни. Евгений высказывает в романе мысли об устройстве общества, критикует суеверия и предрассудки, рабскую покорность народа. Это все дает основание говорить о подлинном демократизме Базарова.

Однако тургеневский герой не остается таким на протяжении всего романа. Писатель во второй половине «Отцов и детей» изменяет облик Базарова, лишает его веры в народ, в будущее России, то есть делает его непохожим на подлинных революционных демократов. Создавая образ демократа-разночинца, он обратил внимание и на такие его реальные и характерные черты, как увлечение естественными науками. Базаров ратует за прикладную науку, за конкретные ремесла, которые могли бы быть усвоены народом, он любит свою профессию, не знает другой жизни, кроме бездомной, трудовой, иногда дико – разгульной жизни бедного студента.

Завязке взаимоотношений Базарова и Одинцовой предшествуют сцены, очень важные для выяснения характера героя: столкновение героя с его главным антагонистом Павлом Петровичем, с Кукшиной и Ситниковым. Базаров – человек острого и сильного ума, незаурядная, крепкая, волевая, честная натура. Его ненависть и любовь искренни и глубоки. Когда пришла к нему тяжелая и сильная страсть, он сумел одержать над ней победу, и оказался выше и человечнее той женщины, для которой дороже «спокойствие».

Политические взгляды Базарова сводятся к резкой критике существующего положения в стране. Он уверен, что либералы-обличители "никуда не годятся", что аристократы — "дрянь", что реформа "едва ли пойдет нам впрок", что народ полон грубых суеверий, что русские мужики склонны к пьянству. Не видя созидательной силы ни в правительстве, ни во дворянстве, он не видит ее и в народной, крестьянской среде. Словом, у Базарова нет последовательной социально-политической теории, явно выраженных идеалов. Он стремится сокрушить твердыню дворянского идеализма с помощью утилитарного, материалистического миропонимания, поэтому и не признает никаких авторитетов, никаких принципов, принятых на веру Он ни во что не верит, кроме практического опыта и научного эксперимента, поэтому он так спокоен, холоден, трезв, иногда даже циничен.

Материалистические взгляды Базарова выявляются в романе очень четко. Его материализм — естественнонаучный, физиологический, экспериментальный, стремящийся по-своему объяснить даже то, что выходит далеко за пределы физиологии. Но материализм Базарова не кабинетный, не академический. Он имеет очень активную общественную направленность: материалистические убеждения заставляют Базарова объявить себя заклятым врагом всей дворянской культуры и поборником культуры демократической. Именно здесь он выступает активным проповедником новой демократической идеологии, которая опирается на естественнонаучные знания. Смысл ее — идейное и моральное раскрепощение русского общества.

С едкой иронией Базаров разоблачает иллюзии дворянского общества. Он отрицает преклонение перед красотой природы и не хочет видеть в ней "храм", он не признает искусства как служения красоте и принижает гениальных художников и поэтов. Над романтической любовью, обожествляющей женщину, он прямо глумится. Но в своем отрицании Базаров не скептик, не "нигилист". Вечным принципам, принятым на веру, он противопоставляет реальные знания и научный эксперимент. Природу он понимает как "мастерскую", в которой человек — "работник".

Из таких людей, как Базаров при известных обстоятельствах вырабатываются великие исторические деятели, такие люди долго остаются сильными и годными на всякую работу, они всегда готовы променять одну сферу деятельности на другую, более занимательную и широкую. Их жизнь связана с жизнью окружающего мира. Они занимаются полезной наукой для того, чтобы дать работу своему мозгу или для того, чтобы выпить из нее непосредственную пользу для себя и для других. Базаров – человек дела, жизни, он обладает большой силой, самостоятельностью. Энергией. Он умирает… Но его смерть – случайность. И даже в минуты смерти Евгений Базаров остается верен своим убеждениям, своим идеалам. Ему хочется жить, жаль прощаться с самосознанием, со своей личностью, но эта боль расставания с молодою жизнью выражается не в мягкой грусти, а в презрительном отношении к себе, как к бессильному существу, и к этой грубой, нелепой случайности, которая смяла и задавила его. Любовь к женщине, сыновья любовь к отцу и матери сливается с любовью в сознании умирающего к Родине, к таинственной России, оставшейся не до конца разгаданной загадкой для Базарова.

Такой конец главного героя глубоко символичен. Писатель не связывал с людьми типа Базарова обновления России, однако как замечательный художник предвосхитил появление людей, способных на великие дела и благородные поступки. Писарев сказал о Базарове: «умереть так, как умер Базаров, всё равно, что совершить великий подвиг». Евгений Базаров отрицал музыку и поэзию, но современных читателей привлекает в нем то, что он был верен народу, принципиален, любил трудиться, овладевал точными науками, был верен своим идеалам, убеждениям, был мужественным перед смертью.

И если он называется нигилистом, то следует читать: революционером. И.С. Тургенев.

33. Тема любви и смерти в романах Тургенева «Накануне» и «Отцы и дети».

Роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» был написан накануне отмены крепостного права и затрагивает ряд политических, общественных и нравственно-духовных проблем, актуальных переломной эпохи середины 19 века. Безусловно, писателем затрагивается в его произведении и тема любви. Типично для художественной литературы обращение писателей к любовной тематике как «спасительной» для главных героев. В романе можно проследить несколько любовных линий: чувства Евгения Базарова к Анне Одинцовой, любовь Аркадия и Кати, привязанность отцов и детей на примере Базарова и его родителей.

Для Базарова любовь к богатой вдове Анне Одинцовой становится настоящим испытанием. Появившаяся в нем чувственность, вносит раздор и смятение в его ум, ведь он сам начинает жить и дышать тем, что столь рьяно отрицал, подвергал сомнению, почти высмеивал, и побороть в себе это чувство герой не в состоянии. Он признается Анне в своих чувствах. Но Одинцова остается холодна, на слишком привыкла к своему размеренному образу жизни и лишние волнения ей ни к чему, спокойствие для нее наивысшая ценность, оно субъективно существеннее любовных переживаний.

На этом примере мы наблюдаем, как писатель Тургенев использует тему любви в ее нехарактерном для литература амплуа. Здесь любовь выступает не спасением, а испытанием, провокацией, средством, разрушающим все существование главного героя, накладывающим на его конфликт с обществом еще и внутриличностный конфликт своих разума и сердца. Любовь у Тургенева тут опосредованно выступает причиной буквальной гибели главного героя. Базаров как герой самобытный, как сильная личность, остается верен своим идеалам до самой смерти в результате заражения крови. Автор проникается симпатией и уважением к своему персонажу, но также Тургенев прекрасно понимает несостоятельность образа Базарова тенденциям времени, называя его лишним, указывая на преждевременность его революционных и демократических убеждений и взглядов. Потому он и не оставляет герою шансов на спасение, используя, можно назвать, довольно изощренный способ разгромления Евгения Базарова как любовь.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 3076 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.025 с)...