Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Предварительного следствия в России



Изучение истории возникновения и развития органов предвари­тельного следствия Российского государства чрезвычайно важно для правильного понимания сущности и значения деятельности следственного аппарата.

Можно выделить несколько основных этапов их становления и развития:

· в дореформенной России;

· в период после Судебной реформы 1864 г.;

· в первые годы советской власти;

· современный этап в организации органов предварительного следствия СССР и Российской Федерации.

В дореформенной России предварительное расследование как самостоятельная стадия уголовного судопроизводства возникло го­раздо позже, чем уголовный процесс в целом, поэтому на более ранних этапах его развития отделить следствие от других стадий уголовного процесса достаточно сложно.

При Петре I была создана полиция, к компетенции которой по­степенно перешла функция борьбы с преступностью и частично — расследование преступлений. Эта тенденция сохранилась и при проведении реформ Екатерины II, в результате которых была соз­дана судебная система, предусматривавшая несколько судебных ин­станций и фактическое разделение уголовного процесса на предва­рительные (досудебные) и судебные стадии. Причем предваритель­ное расследование было вменено в обязанности полиции.

Подлинная история органов предварительного следствия в Рос­сии начинается с реформы системы расследования преступлений 1860-1864 гг.

В результате этой реформы в России был учрежден институт су­дебных следователей. Основные черты института судебных следова­телей, учрежденного в 1860 г., в целом были заимствованы из французского уголовного процесса, в котором с 1810 г. и по сей день предварительное следствие осуществляет следственный судья. Однако российские судебные следователи были более самостоя­тельными и менее независимыми от прокуратуры, чем французские следственные судьи. Права и интересы человека на стадии предва­рительного следствия в российском уголовном процессе оказались более защищенными по сравнению с французским процессом.

Так, прокурор в России, так же как и во французском уголов­ном процессе, имел право давать следователю предложения о нача­ле предварительного следствия, но если последний не находил дос­таточных юридических оснований для этого, то он мог обжаловать предложение прокурора в окружной суд, который и решал вопрос. Кроме того, судебный следователь в России мог начать предвари­тельное следствие самостоятельно и без предложения прокурора, а в ряде случаев, и обязан был начать расследование.

Во Франции с момента принятия Кодекса уголовных расследо­ваний 1810 г. и до 1897 г. обвиняемый был лишь объектом исследо­вания, и только по закону от 8 декабря 1897 г. на предварительном следствии во Франции появилась процессуальная фигура защитни­ка обвиняемого. В результате учреждения в 1860 г. института судеб­ных следователей и Судебной реформы 1864 г. в русском уголовном судопроизводстве стала формироваться система защиты прав чело­века, вовлеченного в уголовный процесс. Человек постепенно стал превращаться из объекта процесса в его субъект.

8 июня 1860 г. Указом императора Александра II в 44 губерниях России ввели должности судебных следователей. В Указе отмеча­лось, что учреждение института судебных следователей имеет целью «дать полиции более средств к успешному исполнению се обязан­ностей, столь важных для порядка и спокойствия жителей всех со­стояний, и определить точнее свойство и круг ее действий... Мы признали за благо отделить от полиции вообще производство след­ствий по преступлениям и проступкам, подлежащим рассмотрению судебных мест... Мы повелеваем: отделить следственную часть от полиции во всех управляемых губерниях империи, назначить в сии губернии особых подведомственных Министерству юстиции чинов­ников для производства следствий о всех преступлениях и проступ­ках, наименовав сих чиновников Судебными следователями; на обязанности полиции оставить только исследования по преступле­ниям и проступкам маловажным, которые представлены разбору и суждению самих полицейских властей, а также первоначальное дознание о происшествиях».

Одновременно с Указом в 1860 г. были изданы Наказ судебным следователям и Наказ полиции о производстве дознания по престу­плениям и проступкам. В приложенных к Указу документах уста­навливался порядок производства следствия, определялись взаимо­отношения следователя с полицией и судебными учреждениями, регламентировались другие стороны деятельности судебных следо­вателей. Следователям предоставлялось право в случае надобности проверять и дополнять дознание и отменять распоряжения, приня­тые при производстве дознания.

Должность судебного следователя приравнивалась к должности члена уездного суда. Однако условия работы судебных следователей осложнялись двойственностью их подчинения. Будучи формально подчиненными, Министерству юстиции, фактически они в значи­тельной степени зависели от губернаторов, так как назначение, рас­пределение и перемещение судебных следователей по участкам все­цело зависело именно от них. По существу, губернатор решал и вопрос об увольнении следователей, хотя по закону это относилось к компетенции министра юстиции. Как правило, основанием для увольнения следователей служили отрицательные отзывы губерна­тора об их деятельности.

Предварительное следствие по уголовным делам было передано судебным следователям, а за полицией было оставлено только про­изводство дознания, выполнение неотложных следственных дейст­вий при обнаружении преступлений и выполнение отдельных пору­чений судебных следователей. Нередко приговор суда выносился на основании материалов следствия, зачастую не подвергавшихся тща­тельному исследованию и проверке в суде, что превращало должност­ное лицо, производившее предварительное следствие, в одну из главных фигур уголовного судопроизводства.

Следственный аппарат в рамках полиции также не был одно­родным. Можно выделить следующие его виды:

· следственный аппарат городских полиций (городов Москвы и Санкт-Петербурга, губернских и других городов);

· специальный следственный аппарат земской полиции;

· специальный следственный аппарат по особым категориям дел;

· особенные следственные органы (государственные чиновни­ки и органы, производившие следствие по уголовным делам в исключительных случаях, по специальному управомочию или на основании специального предписания закона).

Кадровый состав следственных работников того времени отли­чался крайне низким уровнем не только юридического, но и обще­го образования.

Второй этап в становлении системы предварительного следст­вия ознаменовался Судебной реформой 1864 г., которая сущест­венно изменила положение следователей. Они были приравнены по должности к членам Окружного суда и состояли при этих су­дах. Назначать и смещать судебных следователей мог только царь по представлению министра юстиции. Это создавало условия для самостоятельности и независимости их деятельности (следует за­метить, что принцип несменяемости следователей и связанные с ним гарантии были установлены по предложению, внесенному царем).

В 1867 г. были впервые учреждены должности временных сле­дователей по особо важным делам. В 1870 г. появились должности следователей по важнейшим делам, а в 1875 г. — постоянные долж­ности следователей по особо важным делам при окружных судах. Помимо следственной работы, в случае нехватки судей, судебный следователь мог привлекаться и к рассмотрению в суде уголовных дел, по которым он не производил предварительного следствия.

Окончание данного этапа становления органов предварительно­го следствия было связано с Октябрьской революцией 1917 г., по­сле которой Декретом о суде № 1 от 22 ноября 1917 г. практически полностью была ликвидирована царская судебная система, в том числе и система предварительного следствия.

Становление и формирование органов предварительного следст­вия в первые годы советской власти можно разделить на несколько этапов, характеризующихся конкретной исторической обстановкой.

Первый период, длившийся до принятия Уголовно-процессуального кодекса РСФСР 1922 г. и Основ уголовного судопроизводства Сою­за ССР и союзных республик 1924 г., характеризуется своеобразием структурных построений следственных органов.

Прообразом органов предварительного следствия Советской России стала следственная комиссия Военно-революционного ко­митета при Петроградском Совете рабочих и солдатских депутатов. Следственные комиссии были созданы при районных Советах Пет­рограда, Москвы и в других местностях. В ряде регионов страны наряду со следственными комиссиями расследованием преступле­ний в октябре-ноябре 1917 г. занимались также штабы Красной гвардии.

Позднее согласно Декрету о суде № 2 от 7 марта 1918 г. и Дек­рету о суде № 3 от 20 июля 1918 г. в России образовали следствен­ные комиссии окружных судов, которые производили предвари­тельное следствие по делам о тяжких телесных повреждениях и увечьях, изнасиловании, разбойных нападениях, бандитизме, под­делке денежных знаков, взяточничестве и спекуляции, а также по наиболее сложным делам, подсудным местному (уездному, город­скому) суду.

По остальным уголовным делам от народного суда зависело, ог­раничиться ли произведенным милицией дознанием или передать дело для производства предварительного следствия в следственную комиссию, а в не терпящих отлагательства случаях поручать произ­водство предварительного следствия народному судье.

В первые годы советской власти наряду со следственными ко­миссиями, состоящими при судах и трибуналах, расследованием общеуголовных преступлений занимались также Всероссийская чрезвычайная комиссия и органы милиции. К компетенции мили­ции и уголовного розыска отнесли расследование дел, переданных им народным судом или следственными комиссиями. Для их рас­следования в аппаратах уголовного розыска, как и в ВЧК, были ведены должности следователей.

21 октября 1920 г. Положением о народном суде РСФСР введены должности народных следователей, избираемых губернскими испол­комами Советов и состоящих при советах народных судей, а также должности следователей по важнейшим делам при губернских отде­лах и Наркомате юстиции. Предварительное следствие народный следователь проводил при содействии органов милиции, в том числе уголовного розыска, которые действовали в этих случаях по указа­нию и под руководством следователя. Требования следователя при производстве следственных действий были для них обязательны.

25 мая 1922 г. был принят первый Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР. В ст. 23 УПК отмечалось, что под словом «следова­тель» разумеются народные следователи, следователи, состоящие при советах народных судей и революционных трибуналах, военные следователи и следователи по важнейшим делам при Наркомате юстиции. Указанным Кодексом должности следователей в уголов­ном розыске были упразднены.

Дальнейшее развитие организации предварительного следствия по делам об общеуголовных преступлениях в значительной степени связано с возникновением и развитием органов прокуратуры. 28 мая 1922 г. третья сессия ВЦИК ввела в систему органов юстиции но­вый орган — Государственную прокуратуру — и приняла первое Положение о прокурорском надзоре. УПК РСФСР 1923 г. каких-либо изменений в систему предварительного следствия не привнес.

3 сентября 1928 г. постановлением ВЦИК и СНК РСФСР были внесены изменения в Положение о судоустройстве РСФСР, следо­ватели выведены из подчинения судов и полностью подчинены ор­ганам прокуратуры.

Полное подчинение следственного аппарата в СССР прокурату­ре произошло в 1933 г. в связи с выделением органов прокуратуры из структуры Верховного Суда СССР и образованием Прокуратуры

СССР.

Формально следственный аппарат был единым (не считая орга­нов госбезопасности), фактически же большинство уголовных дел по-прежнему расследовалось милицией. Для их расследования в 40—50-х годах в милиции ведомственным приказом были созданы свои следственные аппараты, подчинявшиеся Следственному отделу Главного управления милиции МВД СССР.

В период Великой Отечественной войны специфической осо­бенностью явилось развитие уголовно-процессуального законода­тельства по линии расширения юрисдикции военной юстиции, ус­корения и упрощения процессуального регламента расследования некоторых преступлений.

В послевоенный период следственный аппарат формально оста­вался единым, сосредоточенным в органах прокуратуры, но основную массу уголовных дел расследовали органы милиции и ее следователи.

Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик, принятые 25 декабря 1958 г., и утвержденный в соответ­ствии с ним в 1960 г. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР наделили правом производства предварительного следствия лишь следователей органов прокуратуры, а затем и следователей госбез­опасности.

Юридически милиция была освобождена от не свойственной ей функции предварительного следствия, но фактически освободить ми­лицию от расследования преступлений не удалось. Создавшееся поло­жение потребовало решения ряда вопросов, направленных на совер­шенствование системы предварительного расследования преступлений.

Ныне следственные аппараты функционируют в прокуратуре, в ОВД, ФСБ, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (см. ст. 151 УПК РФ).





Дата публикования: 2015-01-23; Прочитано: 824 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...