Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
История Казахстана ханского периода ознаменована созданием законодательного памятника «Жеті Жарғы» («Семь установлений»). Его создателем принято считать хана Тауке, поэтому этот свод законов также именуют «Законы Тауке-хана». По одной из версий, Тауке собрал для совета трех влиятельных биев из Старшего жуза Толе Алибек-улы (1663-1756), из Среднего - Казыбек Кельдыбек-улы (1667-1763), из Младшего - Айтеке Байбек-улы (1682-1766). По времени их появление относятся вероятнее всего, к 70-м годам XVII века. Это было сложное время в истории Казахского ханства. Чтобы внутренне укрепить его, и были приняты эти законоположения.
В «Жеті Жарғы» закреплены основные принципы и нормы права средневекового казахского общества. Обычное право было кодифицировано, дополнено законоположениями предшественников Тауке. Некоторые исследователи считают, что корни этих установлений берут начало от «Великого Джасака» (ясы) Чингисхана, а также установлений ханов Касыма и Есима. «Законы Тауке-хана» юридически закрепляли нормы административного, уголовного, гражданского, семейного права, а также положения о налогах, религиозных воззрениях, то есть охватывали практически все стороны жизни. Главное внимание уделялось в этих законах охране феодальной собственности и регулированию споров о собственности. Нарушителю феодальных прав угрожали жестокие репрессии.
· Земельный закон (Жер дауы), в котором обговаривалось решение споров о пастбищах и водопоях.
· Семейно-брачный закон, устанавливавший порядок заключения и расторжения брака, права и обязанности супругов, имущественные права членов семьи.
· Военный закон, регламентирующий отправление воинской повинности, формирование подразделений и выборов военачальников.
· Положение о судебном процессе, обговаривающее порядок судебного разбирательства.
· Уголовный закон, устанавливающий наказания за различные виды преступлений кроме убийства.
· Закон о куне, устанавливающий наказания за убийства и тяжкие телесные повреждения.
· Закон о вдовах (Жесiр дауы), регламентирующий имущественные и личные права вдов и сирот, а также обязательства по отношению к ним общины и родственников умершего.
Уголовно-правовые нормы предусматривали наказания за совершённые преступления: убийство, увечье, изнасилование, побои, оскорбление, неисполнение сыновнего долга, воровство, прелюбодеяние и другие. Наказания отражали принцип кровной мести: кровь за кровь, увечье за увечье. Устанавливался откуп от наказаний - кун. Смертная казнь применялась в форме повешения и побивания камнями за убийство мужа женой, убийство женщиной незаконно прижитого ребёнка, прелюбодеяние жены, богохульство.
Размер куна зависел от социального положения преступника и потерпевшего. Так, за убийство простого мужчины убийца мог откупиться, отдав его родственникам 1000 баранов, за женщину – 500, за убийство султана или ходжи кун взимался как за семь простых человек.
Применялись и другие наказания: конфискация имущества - за принятие христианства; изгнание – за убийство мужа беременной женщиной; предание публичному позору - за оскорбление родителей. Существовал принцип коллективной ответственности, то есть наряду с личной ответственностью виновного за преступление отвечали и его родственники. Женщины, дети, слуги, рабы не могли быть свидетелями в суде. В области семейно-брачных отношении соблюдалось право родителей на жизнь детей. Устанавливалось наследственное право. Свод законодательных уложений «Жеті Жарғы» действовал в пределах всего Казахстана.
Охарактеризуйте материальную культуру казахов (ХV-ХVIII вв.)
Ремёсла и домашние промыслы. Значительное место казахов занимали ремесла и домашние промыслы, большинство из которых было связано с обработкой продуктов скотоводства. Развивались ремесла: кузнечное, ювелирное, слесарное, горное, кожевенное, портняжное, сапожное. В Отраре, Бузук-тобе, Кауган-ата, Сыгнаке обнаружены остатки железоплавильных печей XVI-XVII вв. Из стекла изготовляли посуду и украшения. Из костей и рогов изготовляли пуговицы, заколки, игральные фишки, проколки, шилья и др. Было развито ковроделие. Ручные жернова из песчаника и гранита составляют при раскопках одну из наиболее частых находок. Из камня изготовляли – песты, ступки и др.
Самым массовым видом ремесленной деятельности городского населения было гончарное дело. Ремесленники объединялись в цехи, о которых известно по сохранившимся цеховым уставам – «рисоля». Главой цеха считался «калантар», избирающийся на цеховом собрании. Также отмечается специализация гончаров. В крупных мастерских Отрара производились в качестве основного товара – водоносные кувшины, двуручные горшки и хумы.
Жилищем скотоводов была юрта - удобное, простое сооружение, которое быстро разбирается, перевозится на вьючных животных, разобранная юрта помещается на одном верблюде. Деревянный остов юрты состоит из кереге - решетки из тальника, звенья которых канат (от 4 до 12), составляют окружность юрты. Свод юрты сооружается из выгнутых жердей - уык, которые венчает шанырак, деревянный круг, через отверстие в нем проникал свет и выходил дым очага.
Образ жизни казахов воплотился в одежде, в ней отразился генезис, преемственность культур предшествующих поколений. В изготовлении одежды казахи использовали мех, войлок, хлопчатобумажную ткань, шелк, парчу, бархат. С сакского времени берет свое начало высокий войлочный головной убор - калпак, а также остроконечный женский головной убор - саукеле. Кроме того, казахи носили на голове треух - тымак, бөрік с меховой опушкой, тюбетейку - такыя на твердой основе, вышитую, украшенную жемчугом, бусами, кораллами, перьями совы - үкі (филин).
Белдемше - распашная юбка с читается наследием времен хунну, кимешек - женский головной убор из белой материи с вырезом для лица, который вокруг расшивался, - это одежда тюркско-кыпчакского времени, казахи носили камзол, бешмет, платье - койлек, шаровары – шале. Зимой надевали тулуп - тон, шубу - күпі, от дождя их защищал войлочный плащ - кебенек (его образцы до наших дней не сохранились). На ногах носили сапоги - саптама, ичиги – мәсі, войлочные чулки - байпақ, кожаные калоши - кебіс, сандалии - шоқай.
Казахи широко применяли овечью и верблюжью шерсть для изготовления тканых, нетканых, а также валяных изделий. Это кииз - гладкий белый или серый войлок для покрытия юрты; текемет - постилочная кошма из войлока, украшенная узором, который вдавливали, валяя шерсть, свернутую с циновкой, валяли ногами, предплечьями, поливая горячей водой. Сырмақ - постилочное полотно, украшенное нашивками разноцветного войлока методом аппликации, грани рисунка и бордюры отделывались цветными шнурами. На горизонтальном ткацком станке - өрмек - ткали из верблюжьей шерсти алаша - постилочное полотно, сшитое из полос, баскұр - тканые полосы для внутреннего убранства юрты, шепкен - домашнее сукно.
Пищу казахи готовили преимущественно животную из мяса и молока. Характерной для казахского быта посудой является, в частности - ёмкость конической формы из кожи, вмещающая до 100 литров и используемая для приготовления и хранения кумыса, шубата, для перевозки кумыса существовала другая кожаная емкость - сүйретпе, а объемом до 3-4 литров - торсық. Ведра-подойники изготавливались из дерева - шелек, кожи – көнек, тыквы - қауақ. Пиалы (кесе) перевозили в войлочном чехле - кесеқап. Мясо подавали на деревянном блюде - табак, кумыс наливали в глубокие миски - тегене затем черпаком - ожау разливали в деревянные пиалы - тостаган. Масло делали в маслобойке кубі.
Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 833 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!