Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Какой была организация власти в Казахском ханстве? Аргументируйте ответ



Управление казахским обществом осуществлялось ханом через султанов и правителей родов, которые «собирались осенью в одно место, в середине степи, для рассуждения о делах народных», как гласил один из пунктов «Жеті Жарғы».

На вершине социальной иерархии находился хан. Согласно обычаю преимущественное право на ханский престол имел старший в династийном роде. При возведении на ханство соблюдался древний обряд вознесения на войлоке. Провозглашаемого ханом сажали на белый войлок и трижды поднимали его за концы. Обряд сопровождался пиршеством. Хан выполнял следующие функции: он распоряжался всеми землями, всей территорией ханства, был верховным главнокомандующим, объявлял войну и заключал мир, определял внешнеполитический курс, был главным действующим лицом в дипломатических отношениях; хан выполнял функции верховного законодателя и судьи. Его окружали советники, помощники, дружина и прислуга. Ханский Совет состоял из улусных султанов и вождей кочевых племен. В XVII и первой половине XVIII века местами пребывания казахских ханов стали Ташкент и Туркестан. Курултай – собрание представителей трех жузов. Один раз в год созывался для решения общих вопросов общественной жизни ханства, особенно военных, дипломатических, решения территориальных споров и т.д.

Нецарствующие чингизиды - султаны наделялись улусом (юртом) и были его полновластными правителями. В среднем в улусе насчитывалось около 10 тыс. семей - кибиток, не менее 60 тыс. человек. По свидетельству Ибн-Рузбихана, в начале XVI в. Казахское ханство состояло из 10-ти улусов. Позже в ханстве было около 20 улусов, значит, численность населения достигала 1 млн. 200 тыс. человек. Определение территории улуса, его передача или отчуждение осуществлялись ханом. Султан был правителем улуса с правом управления и командования улусным войском. Султаны не несли никаких повинностей, кроме военной. Они освобождались от телесного наказания и не подлежали суду биев. Судить их мог только старший султан или хан. Бии выполняли политическую роль наряду с султанами, как предводители родов участвовали в решении общегосударственных дел. Наиболее влиятельные из них входили совет биев при хане. Городская верхушка – это чиновники местной администрации – везири, вакили, хакимы, даруга, мустауфи, назначавшиеся ханами или улусными правителями.

Административное устройство Казахского ханства: семья – колено – род – племя – улус – жуз – ханство. Внутри жузов сохранились подразделения людей на общности: союзы (тайпа), объединения (ру), ассоциации (ата), и общины (ауыл), которые составляли часть жузов и возглавлялись собственными правителями, ауыл управлялся аулбасы. Несколько казахских аулов, объединенных родственными связями до седьмого поколения, составляли ата аймак. Объединения из 10 или 15 аймаков составляли род, которым руководил рубасы. Объединение из нескольких родов составлял арыс, которым управлял бий. Объединение из нескольких арысов составляло улус, которым руководил султан. Объединение из нескольких улусов составлял жуз. Объединения и общины являлись формой не этнической, а хозяйственно-политической общности ее членов. Родовые кличи (уран) и знаки (танба), традиции, сказания и общие места погребения предков являлись атрибутами обособленности, относительной автономности объединений.

Социальная структура казахского общества (ХVI-XVIII вв.)

В ХV-ХVII вв. общественные отношения у казахов были патриархально-феодальными. Ак суйек – высшее аристократическиое сословие. К ним относились чингизиды, не принадлежавшие ни к каким казахским родам и племенам,: ханы, султаны, огланы или торе и ходжи (потомки пророка Мухаммеда). Кара суйек – основное сословие. Независимо от имущественного положения его составляли бии, эмири, батыры, баи. Бии – предводитили родов и племен. В подвластных родах биям принадлежала судебная, административная и военная власть. Эмиры, беки – представители военно-кочевой знати. Батыры – предводители войск. В казахском обществе существовало деление по имущественному состоянию, были баи - богатые и кедей - бедные. В казахском обществе важное место занимало мусульманское духовенство.

Шаруа – зависимое население - кочевники-скотоводы, консы – обедневшие родственники, попавшие в зависимость от феодала, жатаки – земледельцы. Юридическим лицом, обладающим личными и имущественными правами, был свободный кочевник. Простолюдины составляли нижнюю ступень общественной лестницы. Самой бесправной социальной группой казахского общества были рабы (кул).

В казахском ханстве имело место земельное пожалование, которое приобретало наследственное право - сойургал. Скотоводы платили налог – зякет, делали подношения мясом - согум, сыбага. Земледельцы вносили бадж, харадж. Собирался натуральный сбор для снабжения войск – тагар. Простые люди привлекались к общественным работам – мардика, принимали на постой войска – каналга, а также знатных людей - жамалга. Повинностью был сауын – отдача скота на выпас рядовым кочевникам. Мусульманское духовенство владело вакфными землями.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 561 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...