Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Проблема человека в истории философии. Кроме возникно-вения интереса человека к самому себе, философия должна еще установить место человека в мире



Кроме возникно-вения интереса человека к самому себе, философия должна еще установить место человека в мире. Поэтому философия выдвигает проблему человека как центральную, так как остальные проблемы могут здесь найти свое разрешение. Философия решает универсальные вопросы о сущности человеческого бытия, которые имеют смысл не сами по себе, а применительно к человеку – чтобы уяснить место человека во вселенной, разгадать смысл и предназначение в мире.

Древнегреческий философ Протагор говорил: «Человек – мера всех вещей». Поэтому на протяжении всех столетий человек рассматривался как своеобразная вселенная,но вселенная маленькая. Следовательно, сформировалось понятие, что человек – микрокосм, но человек – аналог макрокосма, т.е. всей вселенной. Поэтому философы подчеркивали сложность и богатство, безграничные возможности духовной жизни (духа) человека. Аристотель: «Душа человека в известном смысле – это все». Первым антропологом был Сократ: «Философия должна заниматься не природой, а человеком». Человек – в центре философии Сократа. В человеке он выделил духовную сферу как главную, подлежащую философскому исследованию. Сократ рассматривал духовную жизнь человека, состоящую из 3 элементов:1) разум, 2) воля,3) чувственно–эмоциональный элемент (чувства, эмоции, страсти, аффекты). Т.е. Сократ рассма-тривал разум определяющим компонентом духовной жизни человека. Поэтому человеческие чувства должны подавляться разумом, так как они ведут человека к животному состоянию. Разум – источник самообладания, как важнейшей сущностной черты человека. Подлинно свободным человек может быть только тогда, когда его разум управляет его страстями и умеет их ограничивать.

В составе человеческого бытия издавна выделяли 3 части: 1) дух, 2) душа, 3) тело. Понятие духа первоначально имело исключительно религиозный смысл. Так в христианстве дух – одно из лиц (ипостасей) Божественной Троицы. Изначально понятие духовная жизнь означала религиозную жизнь (религиозную веру, признание догматов и т.д.). Со временем понятие духа приобрело более широкий смысл, далеко выходящий за пределы религиозного смысла, т.е. дух стал пониматься как сфера ценности неутилитарного характера, как сфера идеалов. Следова-тельно, в своем духе человек как бы поднимается до определения и уяснения высших ценностей – добро, зло, справедливость, понимание любви, счастья, эстетические ценности, общественно- политические и т.д.

Понятие души еще более древнее, чем понятие духа. Есть это понятие даже в перво-бытных религиях – анимизм. Понятие души сопоставимо с понятием духа,но не сопоставимо с ним. В духе человек поднимается над собой – непосредственное данное, т.е. это сфера непосред-ственных переживаний человека,впечатлений, мыслей. В понятии душа в большей степени присутствует интимно-личностный аспект. Душа подвержена более частым колебаниям, она более подвижна. Душа человека наполнена ассоциациями (ассоциативность). Отсюда богатство, разноплановость душевной жизни человека. Наличие понятия души в современной философии позволяет не утрачивать связь с культурой и историей прошлого.

Тело – материально- вещественная сторона человека. Специфика. выходным импульсом жизнедеятельности людей есть потребность – специфическая особенность живого как открытой сложной системы. Потребность обусловливает характер отношения всего живого к действительности, отношение, в котором главное – это направленность на объект удовлетворения потребности. П. – это особенное состояние открытой системы, кото-рое выражает противоречие между необходимостью существования и ограниченностью вну-тренних ресурсов. Поэтому сама жизнедеятельность – это процесс удовлетворения и образования новых потребностей, который осуществляется на основе активного деятельного отношения системы (живого, человека) к условиям своего существования. Граница, после которой начинается человек. Этой границей считают умение изготавливать простейшие орудия труда. Действительным человеческим началом следует считать такой уровень развития живого, когда производство орудий труда превращается в особую потребность, без которой становится невозможной сама жизнь, когда оно становится средством обеспечения коллективной жизнедеятельности. Труд становится главным условием бытия человека.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 280 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...