Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Диалектика субъекта и объекта познания. Структура познавательной деятельности



Мир существует лишь в аспекте его данности познающему субъекту. Понятия «субъект» и «объект» соотносительны.

Субъект представляет собой сложную иерархию, фундаментом которой является все социальное целое. Высший производитель знания и мудрости – все человечество. В его историческом развитии выделяются менее крупные общности, в качестве которых выступают отдельные народы. Каждый народ, производя нормы, идеи и ценности, фиксируемые в его культуре, выступает также как особый субъект познавательной деятельности. По крупицам, из века в век, накапливает он сведения о явлениях природы, о животных и т.д. В обществе исторически выделяются группы индивидов, специальным назначением и занятием которых является производство знаний, имеющих особую жизненную ценность. Таковы, в частности, научные знания, субъектом которых выступает сообщество ученых. В этом сообществе выделяются отдельные индивиды, способности, талант и гений которых обусловливают их особо высокие познавательные достижения. Имена этих людей история сохраняет как обозначение выдающихся вех в эволюции научных идей.

Подлинный субъект познания никогда не бывает только гносеологическим: это живая личность с ее страстями, интересами, чертами характера, таланта. Если же субъектом познания является научное сообщество, то тут свои особенности: межлич-ностные отношения, зависимости, противоречия, а также общие цели, единство воли и действий и т. п. Но часто под субъектом познания все-таки имеют в виду некий безлич­ностный логический сгусток интеллектуальной активности.

Фрагмент бытия, оказавшийся в фокусе ищущей мысли, со­ставляет объект познания. Он не просто вещь, а такая вещь, которая, попав в поле сознания, становится в определенном смысле «собственностью» субъекта, вступив с ним в субъектно-объектное отношение. Объект в его отношении к субъекту – это уже не просто реальность, а в той или иной мере познанная реальность, то есть такая, которая стала фактом сознания – сознания, в своих познавательных устремлениях социально детерминированного, и в этом смысле объект познания становится уже фактом социума. С точки зрения познавательной деятельности субъект не существует без объекта, а объект – без субъекта.

В современной гносеологии принято различать объект и предмет познания. Под объектом имеют в виду реальные фрагменты бытия, подвергающиеся исследованию. Предмет же – это конкретные аспекты, на которые направлено острие ищущей мысли. Так, человек является объектом изучения многих наук – биологии, медицины, психологии, социологии, Ф.ии и др. Однако каждая из них «видит» человека под своим углом зрения: например, психология исследует психику человека, его поведение, медицина – его недуги и способы их лечения и т. д. Следовательно, в предмет исследования как бы входит актуаль­ная установка исследователя, то есть он формируется под углом зрения исследовательской задачи.

Известно, что человек является творцом, субъектом истории, сам создает необхо-димые условия и предпосылки своего исторического существования. Следовательно, объект социально-исторического познания не только познается, но и создается людь-ми: прежде чем стать объектом, он должен быть ими пред­варительно создан, сформи-рован. В социальном познании человек имеет дело, таким образом, с результатами собственной деятельности, а значит, и с самим собой как практически действующим существом. Будучи субъектом познания, он оказывается вместе с тем и его объектом. В этом смысле социальное познание есть общественное самосознание человека, в ходе которого он открывает для себя и исследует свою собственную исторически созда-ваемую общественную сущность.

71. Основные уровни познания: чувственное и рациональное. Сенсуализм и рационализм.

Знание человека первоначально существует в виде определенных образов сознания. Но эти образы неодинаковы по характеру своего формирования и по способам движения, имеют свою специфику. И следовательно возникает о том, как складывается структура знания.

В Ф.ских системах Нового времени выделялось две формы знания: чувственное и рациональное. Эти формы знания зачастую рассматривались как два последо-вательных этапа его формирования. Исторически и логически первой ступенью познавательного процесса является чувственное познание. Самой простой формой чувственного познания является ощущение. Ощущение возникает в мозгу человека в результате воздействия на органы чувств каких-либо объектов. Материальное воздей-ствие той или иной вещи, порождая материальную реакцию организма, одновременно преобразуется в новое, не свойственное самому предмету качество – его субъективный образ. Т.о. ощущение является субъективным идеальным образом предмета, поскольку отражает, преломляет воздействие предмета через призму человеческого сознания. Именно через ощущение человек получает всю первичную информацию об объек­тивном мире.

В силу активной деятельности человеческого сознания образы ощущения, посту-пая в человеческий мозг, подвергаются активной обработке и превращаются в образы восприятия.

Восприятие – это целостный чувственный образ предметов, процессов данных посредством наблюдения. Восприятие зарождается и существует в сознании как форма активного синтеза разнообразных проявлений предметов и процессов, которая неразрывно связана с другими актами познавательной деятельности.

Целостные чувственные образы восприятия в результате интенсивного взаимо-действия человека с окружающей средой накапливаются в его сознании. Благодаря памяти мы можем удерживать и воспроизводить целостный образ даже тогда, когда он нам непосредственно не дан. В этом случае функционирует более сложная форма чувственного познания – представление.

Ощущения, восприятия и представления в абстракции можно рассматривать как последовательные этапы формирования образов чувственного отражения действительности. Но в реальном процессе познания они действуют взаимосвязано, воздействуя друг на друга и испытывая воздействия рациональных форм познания, логического мышления.

Рациональное познание, логическое мышление рассматривается в диалекти-ческом материализме как второй, более высокий уровень познания. Мышление – это активный процесс познавательной деятельности сознания. Оно действует на том уровне, где нет непосредственного контакта с объективной действительностью. Мыш-ление опирается на результаты чувственного познания и дает обобщенное знание. Мышление осуществляется в трех основных формах: понятия, суждения и умо-заключения.

Понятие – это форма мысли, в которой отражаются общие, существенные свой-ства, связи и отношения действительности. Содержание понятия лишено наглядности. В понятии уровень обобщения доведен до выделения существенного. Понятия возникают и существуют в сознании человека в определенной связи, в виде суждений. Мыслить о чем-то понятиями – это значит судить о нем, выявлять его определенные связи и отношения. Суждение – это такая форма мысли, в которой посредством связи утверждается (или отрицается) что-либо–о чем-либо.

К тому или иному суждению человек может прийти либо путем непосредственного наблюдения какого-либо факта или опосредованно с помощью умозаключения. Умоза-ключение – это форма мысли в виде рассуждения, в ходе которого из одного или нескольких суждений, именуемых посылками, выводится новое суждение, которое называется заключением или следствием.Чувственное и рациональное познание находятся в постоянном взаимодействии, образуют неразрывное единство позна­вательного процесса. Рациональные формы познания невозможны без форм чувственного познания. Отсюда они черпают исходный материал. В свою очередь, на уровне человеческого сознания чувственное познание находится под воздействием рационального познания. Ощущения, восприятия, представления человека несут в себе характеристики всей духовно-интеллектуальной деятельности сознания.

Наличие в познавательном процессе двух относительно самостоятельных ступеней (компонент) обусловило существование и борьбу в истории Ф.ской мысли двух противоположных течений – сенсуализма и рацио­нализма

Сенсуализм (Д.Локк, К.Гельвеций, Л.Фейрбах и др.) всегда подчеркивал особую роль чувств в познании. Его исходный тезис звучал так: «Все, что есть в знании, по­лучено из чувств». Сенсуализм преимущественно есть Ф.ский материализм, поскольку он руководствуется идеей первичности материи как объекта познания чело­века. Однако имел место и идеалистический сенсуализм. Его исходный тезис звучит еще более радикально: «Нет ничего, кроме ощущений». Такая точка зрения («мир есть мое "я"») называется солипсизмом.

Напротив, рационализм (Р.Декарт, И.Кант, Г.Гегель и др.) всегда настаивал на особой роли разума как якобы единственного и достоверного источника человеческих знаний- Его исходный тезис звучал так: «Все, что есть в знании, получено посредством разума». Рационализм означает безграничную веру в человеческий разум, в знания как основной двигатель общественного прогресса.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1370 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...