Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Ф.ия и мировоззрение. Специфика ф.кого знания, его структура и функции



Мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения. М. – сложное взаимодействие эмоциональных и интеллектуальных компонентов: мироощущения и миропонимания.

Мироощущение или Миросозерцание – это отношение человека к окружающей действительности, которое обнаруживается в его настроениях, чувствах и действиях. Оно отражает эмоцинально-психическую сторону мировоззрения, и в нем сказываются обстоятельства жизни людей, различия их социального положения, национальные особенности, тип культуры, индивидуальные судьбы, темперамент, возраст, состояние здоровья и т.д. Миропонимание – это то или иное понимание мира, действительности, система взглядов, идей. Оно отражает познавательно-интеллектуальную сторону мировоззрения и представляет собой лишь его понятийный, интеллектуальный аспект. Это хладнокровная работа ума, система нейтральных знаний, бесстрастных оценок, рассудительных действий.

Все компоненты в ткани мировоззрения органически взаимосвязаны, взаимообусловлены. Эмоции присутствуют даже в самых зрелых по мысли формах мировоззрения. Однако вернемся к миропониманию.

В зависимости от степени познавательной глубины, логической последовательности, интеллектуальной силы аргументов различают 2 уровня м-п: повседневно-практический и теоретический. П-П, житейское М-П нередко называют «жизненной ф.ией», потому что оно основано на здравом смысле, обширном и многообразном повседневном опыте. В этом его «плюсы» ( житейское миропонимание является массовым и реально «работающим» сознанием ) и «минусы» (1 -житейское миропонимание в его массовых, повседневных формах носит стихийный характер, не отличается глубокой продуманностью, систематичностью, обоснованностью, 2 - житейское миропонимание пасует перед проблемами, требующими серьезных знаний, культуры мыслей и чувств, ориентации на высокие человеческие ценности ).

Исторический первый тип мировоззрения – примитивно-эмпирический – возник на основе простейшего человеческого опыта.

Исторический второй тип мировоззрения – мифология – зародился на самой ранней стадии общественного развития. Тогда человечество с помощью мифов искало ответы на такие вечные вопросы, как происхождение и устройство мироздания в целом, возникновение наиболее важных явлений природы, животных и людей. Особое место в мифах занимал прогресс в таких сферах жизнедеятельности человека, как добывание огня, изобретение ремесел, развитие земледелия, приручение диких животных и др. Мировоззренческие вопросы мифология в основном решала генетически: происхождение мира она, в частности, объясняла рассказами о том, кто кого породил.

На более поздней стадии развития человечества, наряду с мифологией, существовал еще один, исторический третий тип мировоззрения – религия. С содержательной стороны религия составляла с мифологией единое целое. Нельзя было утверждать, что одни сказания, предания «религиозны», а другие – «мифологичны». Однако религия отличалась от мифологии. Религия социально организована, мифологические представления более индивидуализированы. Ее специфика обусловливалась также КУЛЬТОВОЙ СИСТЕМОЙ, которая включала в себя обрядовые действия. Целью этих действий было установление определенных отношений со сверхъестественным. Посему всякий миф становился религиозным в той мере, в какой он включался в культовую систему, выступал в качестве ее содержательной стороны. Так, многие мифы, включившись в культовую систему, приобрели характер ВЕРОУЧЕНИЯ.

Развитие человеческого общества, совершенствование познавательного аппарата востребовали новый способ решения мировоззренческих проблем. Он основан уже не на образах и символах, а на разуме. Это высший уровень и вид миропонимания – теоретический, а, следовательно, и новый, четвертый исторический тип осмысления действительности – ФИЛОСОФИЯ.

В отличие от религиозного мировоззрения, философия отдала приоритет не превосходящим человека силам природы и существам, а интеллектуальным аспектам мировоззрения. На ранней стадии развития она выступила как поиск мирской мудрости. Поэтому термин «философия» в переводе с греческого языка означает ЛЮБОВЬ К МУДРОСТИ (филео – люблю, софия – мудрость). Слово «философ» впервые употребил древнегреческий мыслитель Пифагор (2-я пол. VI в. – V в. до н.э.), а истолковал и закрепил в европейской культуре – Платон (427 – 347 гг. до н.э.). Первоначально понятие «философия», по сути дела, означало совокупность теоретических знаний, приобретенных человечеством. С накапливанием эмпирического материала, совершенствованием методов научного исследования формы теоретического освоения действительности дифференцировались, появились самостоятельные отрасли научного знания. Философия уже не воспринималась как единственный источник теоретического знания. В новых условиях она приобрела своеобразную форму теоретического осмысления мира и человека.

Универсализм – первый характерный признак Ф.ского способа освоения действительности. На протяжении всей истории культуры Ф.ия претендовала на выработку универсального знания или универсальных принципов духовно-нравственной жизни. И это нашло свое отражение в таких образных определениях Ф.ии, как «мать наук», «наука наук», «царица наук».

Субстанционализм (от лат. субстанция, сущность, лежащая в основе). Субстанция – это предельное основание, которое позволяет сводить чувственное многообразие вещей и изменчивость их свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему. Субстанционализм проявляется в стремлении Ф.ов объяснить происходящее, внутреннее устройство и развитие мира не генетически, а через единое устойчивое начало.

Третьей характерной чертой Ф.ии является сомнение как особая установка, особый стиль мышления. Именно с сомнения и началась Ф.ия. Великие мыслители древности Фалес, Анаксимандр, Демокрит, Парменид и другие задались вопросом: что такое бытие?

Ф.ия – это специфическая, глубоко личностная и уникальная форма постижения мира, которая пытается ответить на коренные вопросы человеческого существования, раскрыть общие принципы жизни универсума.

Каковы же функции ф.ии в сложном комплексе общественно-исторической жизни людей?

Мировоззренческая функция состоит в том, что Ф.ия, давая людям целостный взгляд на мир, позволяет им определить свое место и роль в этом мире, делает каждого человека сознательным участником общественного прогресса, ставит перед ним общечеловеческие цели и задачи социального плана.

Культурогенная функция Ф.ии состоит в том, что она выявляет и формирует т.н. универсалии культуры – наиболее общие идеи и представления о мироздании, моральные, художественные общечеловеческие принципы и ценности, а также наиболее общие понятия (категории), отражающие наиболее общие связи, отношения вещей.

Методологическая функция Ф.ии состоит в том, что она, раскрывая всеобщие законы, принципы и основы существования и развития мира, тем самым создает и формирует общий метод познания этого мира и, следовательно, выступает как стратегия процесса познания в каждой отдельной области знания.

Интеграционная Функция Ф.ии состоит в том, что она объединяет, интегрирует отдельные области знания в целостную систему. Это позволяет каждому узкому специалисту видеть свою область знания или творчества в контексте общих мировых связей, мировых процессов и, следовательно, дает ему возможность более глубоко познать ее.

3. Основные философские направления. Эволюция «основного вопроса» философии

Ф.ия исследует мир внешний по отношению к человеку и мир внутренний (духовную жизнь человека, его сознание) в их взаимосвязи друг с другом. Иными словами, в самом общем виде она изучает субъектно-объектные отношения. Никакая другая наука этой проблемой специально не занимается. Поэтому все Ф.ские проблемы так или иначе затрагивают самый общий вопрос – о соотношении материи и сознания. Основной вопрос ф.ии и состоит в отношении материи и сознания. Он имеет две стороны: что является первичным – материя или сознание, а также верно или нет сознание человека познает материальный мир.

В зависимости от решения основного вопроса Ф.ии мыслители чисто условно разделились на два основных направления – материализм и идеализм. Материалисты, опираясь на данные научных исследований, утверждают, что первична материя, а сознание человека вторично, оно возникло в результате длительного развития материи. Идеалисты считают, что первично сознание: либо в виде некоего абсолютного духа или разума (объективный идеализм), либо в виде сознания человека (субъективный идеализм). Идеалисты не отрицают материю, но рассматривают ее как низший род бытия – не как творческое, а как вторичное (сотворенное) начало. Учение о бытии в Ф.ии называют онтологией.

В решении вопроса о познаваемости мира также существуют позиции-антиподы: точке зрения познавательного оптимизма противостоят более пессимистические системы взглядов: скептицизм – идеалистическое Ф.ское направление, подвергающее сомнению возможность достоверного познания объективной действительности; агностицизм – идеалистическое Ф.ское течение, отрицающее возможность познания объективного мира и его закономерностей. Учение о познании в Ф.ии называют гносеологией.

В разное время разные мыслители по-разному формулировали основной вопрос Ф.ии. Некоторые древнеиндийские мудрецы полагали, что основным вопросом Ф.ии является проблема обретения счастья. Французский Ф. XX в. Альбер Камю считал самой животрепещущей проблему смысла человеческой жизни. В наше время многие мудрецы стали приходить к убеждению, что Ф.а должно интересовать человеческое существование во всем богатстве его проявлений. Надо размышлять о человеческом счастье и горе, его жизни и смерти, о его величии и ничтожности. главная проблема Ф.ии—постижение человека.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 431 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...