Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Путь к единой культуре. Парадигма единой культуры



Новое видение мира, понимание личной ответственности за его судьбу, постепенно становятся непременным условием выживания Человека и Общества. Каким путем возможно достичь нового миропонимания? Одним из путей является замена механистическо-детерминистскую картины мира холистско-эмерджентной, или синергетически-эволюционной. Это приведет к становлению новой парадигмы, основанной на утверждении, что биосфера Земли как единое целое, или стремится к ноосфере, или гибнет. Новая картина мира имеет истоки не только в естественно-научной культуре, но и в культуре гуманитарной. Развитие новой картины мира неизбежно должно сопровождаться единением культур, поэтому становление этой парадигмы есть путь к единой культуре.

Единая культура должна дать целостное видение Природы, Человека и Общества, невозможное без встречного движения двух культур. Лидирующее место в культуре нашей эпохи занимает наука, методам которой мы обязаны всем, - и быстрым развитием экономической и социальной сфер общества, и глобальным кризисом, и отчуждением человека от природы, и дегуманизацией общества. Благодаря этим недостаткам в обществе развивается устойчивый антинаучный синдром. Сегодня раздаются призывы вернуться к национальным корням, назад к природе, возродить религию: все эти на первый взгляд разные рецепты имеют единый корень - ностальгию по духовно здоровому Обществу, живущему в гармонии с Природой. Но возможно ли приблизиться к такому Обществу без существенных потерь материального и культурного потенциалов современной цивилизации? Ответ очевиден, но очевидна и необходимость привнесения в сферу науки нравственных, этических и эстетических категорий. Очевидно, что гуманитарии должны будут пересмотреть рад накопленных ранее истин, и попытаться объяснить законы Природы на языке более универсальном, чем субьективно-эмоциональные переживания.

В последние десятилетия под влиянием изменений Природы и Общества и в связи с возникновением новых направлений исследования былая конфронтация естествоиспытателей и гуманитариев все больше уступает место согласию и стремлению понять и использовать методы друг друга. Сегодня специалисты-гуманитарии начинают применять системный подход, идеи и методы кибернетики и теории информации в своих исследованиях. Налицо начало большого и важного процесса единения культур. Синтез мудрости древнейших цивилизаций, гуманитарных и естественных наук - вот путь к новому пониманию Природы, Человека и Общества. Такой синтез начался спонтанно в силу логики развития науки, интеграции ее дисциплин и рассмотрения все более сложных систем в физике, химии, биологии, приближающихся по сложности поведения живым организмам или их сообществам. Благодаря синтезу знаний осознана принципиальная актуальность целостного подхода к изучению системы "Природа-Человек", ведущего к новому, подходу в решении проблем - признанию существования альтернатив решений и тем самым к терпимости и соединению науки и нравственности на высоком уровне.

В естествознании первоначально преобладали причинные объяснения на основе простейших эмпирических законов, отображающих регулярные, повто­ряющиеся связи между явлениями, когда одно из них служит причиной возникновения или происхождения другого. С дальнейшим развитием науки становилось все более очевидным, что причинные законы составляют лишь часть обширного класса научных законов. В принципе объяснение может быть осуществлено с помощью любых общих высказываний, однако ценность таких объяснений невелика. Поэтому по проблеме объяснения посредством законов в естествознании и гуманитарных науках не прекращаются споры. В ряде гуманитарных наук (например, истории) наблюдаются индивидуальные и неповторимые события и явления, которые трудно подвести под какой-либо общий закон или теорию. Поэтому немало гуманитариев решительно возражают против использования естественнонаучных методов. С другой стороны, отстаивается взгляд, что гуманитарные события и явления в принципе поддаются объяснению с помощью общих законов и теорий, которые будут созданы после принятия определенной парадигмы. Ее появление сдерживал лишь тот факт, что причинные объяснения оказываются большей частью неадекватными в гуманитарной области. В рамках синергетики этот недостаток устраняется и создаются возможности для единения культур, для создания парадигмы единой культуры.

Становление парадигма единой культуры основывается на следующих заключениях:

окружающий нас мир представляет собой единое и целостное образование, в котором предметы и явления находятся во взаимосвязи и взаимодействии, и адекватное представление о нем должно быть отражено в единстве всего нашего знания

единство знания не обеспечивается простым накоплением, оно сопровождаются пересмотром, уточнением и критикой прежних идей, программ и методов исследования, т. е. пересмотром парадигмы

переход к новой парадигме связан с взаимодействием и развитием двух дополняющих друг друга процессов дифференциации и интеграции знания

дифференциация знаний позволяет тщательно и глубоко изучить отдельные явления Природы, она способствует точности и глубине наших знаний о явлениях, но затрудняет взаимопонимание между учеными

интеграция знаний способствует открытию более глубоких общих закономерностей и фундаментальных законов, отображающих единство и целостность Природы; она осуществляется в различных формах, одной из которых является системный метод, дающий возможность рассматривать предметы и явления в их взаимосвязи и целостности

познание в естественных, технических, социальных и гуманитарных науках в целом совершается по некоторым общим принципам, правилам и способам деятельности, что свидетельствует о взаимосвязи и единстве наук

особое значение для единства знания имеют системный метод, концепция самоорганизации и общая теория информации, основными понятиями которых являются вероятность, случайность, выбор варианта, эволюция, скачкообразные переходы, необратимость процессов, обратные связи и нелинейность...

для понимания процессов эволюции исключительно важна концепция самоорганизации, опираясь на которую мы можем представить весь окружающий нас мир как самоорганизующуюся систему

теория самоорганизации или синергетика позволяет универсальным образом описать явления самоорганизации, прояснить значение открытости систем, роль случайности и конструктивную роль Хаоса, природу катастрофических изменений в системе, механизм альтернативного исторического развития систем и т. д.

эти понятия, бывшие до недавнего времени в арсенале гуманитарной культуры, обретают новое, более глубокое звучание, становясь метаязыком естествоиспытателя и гуманитария.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1117 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...