Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Концепции индустриального и постиндустриального общества



Концепция «индустриального общества» была окончательно оформлена известным французским философом и социологом Р.Ароном. Его работа «Лекции по индустриальному обществу», первоначально изданная на французском языке (1964г.), а затем переведенная и изданная на английском (1968г.), получила широкую известность.
Р.Арон показывает, что социальный прогресс характеризуется переходом от прежнего отсталого «традиционного общества» (т.е. аграрного общества, в котором господствовали натуральное хозяйство и сословная иерархия) к передовому, промышленному развитому «индустриальному» обществу. Последнее является обществом, которое на основе машинной индустрии делает возможным массовое промышленное производство. При этом Р.Арон высказывает несогласие с формационной концепцией Маркса (в основе которой лежит учение о естественноисторическом процессе смены общественно-экономических формаций и положение о роли классовой борьбы в указанной смене). Концепцию Маркса он считает "однолинейной схемой развития".
Р. Арон показывает, что существует сходство между индустриальным обществом западного типа (именуемого до сих пор капиталистическим) и моделью социалистического общества, существовавшей в СССР и ряде других стран.

Дело в том, что все государства, именуемые либо капиталистическими, либо социалистическими, имеют много общего: они стремятся эксплуатировать природные богатства, повышать производительность труда, разрабатывать новые, более совершенные технологии и т.д. Например, считает Р. Арон, "в обоих обществах (капиталистическом и социалистическом) определенная категория людей является привилегированной: это означает, что они имеют более высокие доходы, чем остальные трудящиеся, которые находятся в самом низу общественной иерархии. Явление, именуемое капиталистическим накоплением или "эксплуатацией", характерно,
для обоих типов индустриального общества, а вовсе не характеризуется лишь один из типов по сравнению с другим".
На этой основе Р. Арон приходит к выводу о формировании "единого индустриального общества", в котором грань, существующая между двумя его разновидностями (капиталистической и социалистической), должна со временем стереться. Это значит, что исчезнут качественные различия между капитализмом и социализмом.
Сторонники данной концепции считают, что в новом " индустриальном обществе" (по прежней, терминологии - капиталистическом) капиталисты уже утратили контроль как над собственностью, так и над государством.

По мнению английского социолога Б. Мэги, юридический собственник и фактический руководитель производства более не идентичны. Власть перешла в руки нового класса – управляющих. И это стало возможным в результате колоссального технического прогресса и невиданных социальных изменений? как следствия «демократической революции».

По мнению Р. Арона, схема развития человеческой истории, намеченная Марксом, более не работает. Социализм вовсе не обязательно должен прийти на смену капитализму. Человечество приходит к "единому индустриальному обществу", которое способно на безграничное прогрессивное развитие. Эта тенденция, считает Р. Арон приведет в конце концов "к распаду однопартийной системы и упразднению монополии марксизма-ленинизма" в Советском Союзе и так называемых странах народной демократии.

Концепция постиндустриального общества – теория, опирающаяся на идеи А. Кумарасвами, Д. Белла, Э. Тоффлера и др., согласно которой развитие общества рассматривается как смена трех социально-экономических систем – доиндустриального, индустриального и постиндустриального обществ. Границами общественных систем являются социально-технологические революции: неолитическая революция (6-8 тыс. лет назад) создала предпосылки для развития доиндустриальных эксплуататорских обществ, промышленная революция (XVII-XIX вв.) отделяет индустриальное общество от доиндустриаль-ного, а научно-техническая революция (со второй половины XX в.) знаменует переход от индустриального к постиндустриальному обществу.

Традиционное (доиндустриальное, аграрное) общество общества, характеризующиеся преобладанием сельскохозяйственного производства, натурального хозяйства, незначительным развитием промышленности, слабой социальной дифференциацией и сословной иерархией; стабильностью структуры; социокультурной регуляцией всей жизни, основанной на традициях.

Индустриальное общество – тип экономически развитого общества, в котором преобладающей отраслью экономики является промышленность; характеризуется развитием разделения труда, массовым производством товаров, машинизацией и автоматизацией производства, развитием средств массовой коммуникации, сферы услуг, высокой мобильностью и урбанизацией, возрастанием роли государства в регулировании социально-экономической сферы.

Постиндустриальное (информационное) общество – общество, в котором сфера услуг, образования и науки имеет приоритетное развитие и превалирует над объемом промышленного производства и производства сельскохозяйственной продукции. Ведущим фактором развития общества становится наука; продуктами производства являются информация и знания; возрастает численность людей – носителей знания, занятых в сфере услуг образования и науки; формируются новые элиты (технократы, ученые, менеджеры); создается глобальное информационное пространство. Положительные социальные последствия постиндустриального общества: производство приобретает инновационный характер; обусловленность экономики развитием социальных и культурных сфер; возрастающая роль образования и знания. Негативные последствия постиндустриального общества: усиление социального неравенства, размывание и распад социальных связей.

Б. Даниел отмечает, что в постиндустриальную эпоху источником богатства и власти выступает знание, интеллектуальные технологии; непомерно возрастает уровень требований к человеку ("революция растущих ожиданий"), что нарушает порядок в обществе, порождает конфликты, нестабильность.

О. Тоффлер, автор футурологической концепции постиндустриальной цивилизации как "третьей волны" (сельскохозяйственное общество – индустриальное – постиндустриальное), которая породит "шок будущего" – экономический кризис, вызванный хищническим отношением к природе с губительными последствиями для человечества.

С. Хантингтон, футуролог, выдвинувший сценарий "столкновения цивилизаций" в ХХI веке, по которому в новом мире преобладающие источники конфликтов будут определяться культурой, а не идеологией или экономикой.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 8271 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...