Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Художественное своеобразие лирики Андрея Белого



Ну наконец-то закончили с блоком. Как в прошлом году, сто билетов про пушкина было, теперь про блока. Сука.

Серебряный век — век расцвета поэзии, наступивший после длительного затишья. Лирика серебряного века очень разнообразна и необыкновенно музыкальна. В этой поэзии не было ни одного лишнего звука, ни одной лишней запятой, все слова были подобраны друг к другу, как бусинки на ниточке. В целом поэзия Серебряного века являет собой богатейпг/ю палитру стихотворных произведений. Несмотря на всю их разноплановость, эти произведения объединяются не только временным периодом, в который творили поэты Серебряного века, есть у этой поэзии и некие иные особенности. Ведь поэзия Серебряного века создавалась в особую, переломную, эпоху, эпоху стыка двух кардинально различных миров.
Одним из ярких представителей серебряного века являлся поэт Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаев). Стихи А. Белого необыкновенно музыкальны, так как музыка, по словам автора, «идеально выражает символ», она идет от самого сердца поэта, помогает ему полнее отразить впечатление об окружающем мире. И в то же время это не конкретное, а скорее аморфное впечатление и состояние самого поэта, отражающее его субъективное восприятие, а не реально существующий мир.
Для раннего периода творчества А. Белого характерен поиск новых форм. Первоначально он создает четыре поэтических симфонии. Первая из четырех — «Северная» или «Героическая». Позднее А. Белый признавался, что сам не знает, почему данные произведения были названы им симфониями. Для него симфония была символом законченности и музыкальности.
Первый поэтический сборник А. Белого «Золото в лазури» вышел в свет в 1904 году. Главным лейтмотивом сборника является солнце — предмет языческого поклонения.
Солнцем сердце зажжено.
Солнце - к вечному стремительность.
Солнце - вечное окно
В золотую ослепительность
В стихотворном сборнике «Золотое руно» А. Белый преобразует древнегреческий миф в символическое иносказание о жизненных целях своего поколения — поколения рубежа столетий.
Новый период творческого расцвета А. Белого начинается в 1905 году, когда поэт влюбляется в жену Блока — Любовь Дмитриевну Менделееву-Блок. Эта несчастная любовь перевернула всю жизнь поэта, образовался роковой «любовный треугольник». Он тяжело переживает разрыв со своей возлюбленной, страдает и уезжает из Петербурга за границу. В его поэзии этого периода звучат крестьянские мотивы, большое влияние оказывает на А. Белого творчество Некрасова. Некрасову он посвящает сборник стихотворений «Пепел». Стихи в сборнике тщательно отобраны и расположены в определенном порядке. Идея и мотив «Пепла» точнее всего сформулирована самим поэтом: «Пепел — книга самосожжения и смерти, но сама смерть есть только завеса, закрывающая горизонты дальнего, чтоб найти их в ближнем». Принцип построения сборника — это система вписанных друг в друга кругов, уменьшающихся по мере приближения к центру. Первый круг самый большой и наполнен темными картинами и темными мыслями, насыщен пессимизмом и хаосом. Вообще, тема хаоса проходит через весь сборник. Естественная реакция человека при встрече с хаосом — это ужас. Это чувство выражено в образах неизвестности, оторопи, смерти.
От голода, холода тут И мерли, и мрут миллионы... Там Смерть протрубила вдали Влеса, города и деревни...
Пространство следующего «круга» — «Деревни» — имеет более четкие контуры, оно уже насыщено предметами. Но эти предметы также ужасны — красный высунутый язык висельника, стаи мух, кровь:
Красною струею прыснул Красной крови ток. Ножик хрястнул, ножик свистнул, -В грудь, в живот и в бок.
В следующем разделе — «Город» пространство еще конкретнее. Это «пир во время чумы», происходящий в Москве. Теперь все события происходят не на открытом пространстве, а в замкнутом помещении, в квартире. Живущие здесь люди богаты, беспечны, они ничего не видят вокруг себя, и только один поэт — арлекин, знает об ужасе за окнами.
В разделе «Безумие» звучат мотивы жертвенности и страдания. Здесь и венок из «колючей крапивы», и «бегущая в чела кровавая струя». Лишь в последнем стихотворении раздела, названного «Друзьям», слабо забрезжит надежда и просветление. Надежда укрепляется в последнем разделе «Просветы».
Это самый трагический сборник А. Белого, созданный под влиянием личной трагедии и тяжелого состояния души поэта.
В дальнейшем А. Белый издает сборник стихов «Урна» и «Путевые заметки» -самое светлое произведение из всего написанного. Душевная рана поэта зажила.
В 1916 году А. Белый возвращается в Россию, он переживает самое трагическое
для страны время. Самое знаменитое стихотворение Белого «Родина» написано в
августе 1917 года. В нем звучит отношение поэта ко всему происходящему. В поэме
«Первое свидание» звучат мотивы сожаления о сгоревшем в стихии революции
мире, о молодости и о гибнущей культуре России. Эта поэма - вершина творчества поэта.
А. Белый умер в 1934 году, и эта смерть была осознана его современниками как завершение целой эпохи в поэзии. Очевидно, что поэтическое творчество А Белого - наследие настоящего русского классика, к сожалению, до сих пор недостаточно изученное и не до конца понятое.

Андрей Белый (1880-1934) — псевдоним Бориса Николаевича Бугаева, поэта, принадлежавшего к «младшей» группе русских сим­волистов. Мировоззренческие взгляды А. Белого сформировались под влиянием философии B.C. Соловьева, которая также оказала воздействие на А.А. Блока и укрепила дружбу поэтов. Не принимая религиозно-филосовских позиций «старших» символистов, Белый проповедовал «истинный» символизм в программных статьях «Формы искусства» (1902) и «Символизм, как миропонимание» (1904). Современному читателю Белый больше известен как проза­ик, автор романа «Петербург», ставшего вершиной символистской прозы. Хотя отделить Белого-прозаика от Белого-поэта практически невозможно: его эссе, романы, мемуары, «арабески» написаны ли­рической ритмизованной прозой. А. Белый начал свой творческий путь с создания прозаических «Симфоний» (1900-1901), построен­ных по принципам музыкальной композиции. В них отражена вера поэта в божественную гармонию. Первый поэтический сборник А. Белого «Золото в лазури» (1904) является своеобразной интерпре­тацией симфоний. Видна общность тем и образов. Поэт стремится уйти от обыденности к мистическому идеалу, используя сказочно­гротескные стилизации и яркие зарисовки современной городской жизни. Символистский смысл стихотворений сборника — в стрем­лении поэта к солнцу, до которого невозможно добраться:

Солнцем сердце зажжено.

Солнце — к вечному стремительность.

Солнце — вечное окно в золотую ослепительность.

(«Солнце»)

Постепенно в поэтическом творчестве А. Белого нарастают фольклорные мотивы (стихотворение «Попрошайка» (1904), «Весе­лье на Руси» (1906)) по-новому звучит некрасовская тема народной судьбы, России:

Довольно: не жди, не надейся —

Рассейся, мой бедный народ!

В пространство пади и разбейся

За годом мучительный год!

Века нищеты и безволья.

Позволь же, о родина мать,

В сырое, в пустое раздолье,

В раздолье твое прорыдать…

(«Отчаянье»)

Поэтический сборник «Пепел» (1909) посвящен памяти Н.А. Не­красова. Тяжелое положение России и социальная проблематика даны в этом сборнике сквозь призму авторского восприятия. Стихо­творения, вошедшие в сборник «Урна» (1909) ориентированы на фи­лософскую лирику Е. А. Баратынского, А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева. Появляется образ России как «роковой, ледяной страны», образ мгновений, утопающих в Лете. Увидев в Октябрьской революции очистительное начало, А. Белый принимает ее, но начавшиеся за ней события приводят поэта в недоумение. В 1918 году он написал поэму «Христос воскрес», созвучную по мотивам «Двенадцати» А.А. Блока. Образ Андрея Белого вошел в поэзию «серебряного века» как средоточие творческого порыва, духовно-эстетического поиска, житейской неприспособленности. А. Белый оказал большое влияние на последующее развитие русской литературы.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 3860 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...